Шлемы заводских гонщиков из частного музея
В предыдущих наших статьях мы рассказывали про джерси заводских гонщиков АМА из музея Грега Прима. К сожалению, из-за финансовых трудностей, с которыми столкнулся Грег, экспонаты музея пошли с молотка, и по слухам единой коллекции больше не существует. Тем не менее, сохранилось множество фотографий его экспонатов, и в нашем цикле статей мы постараемся рассказать о некоторых из них.
В сегодняшнем материале мы посмотрим на некоторые экземпляры шлемов заводских гонщиков за всю историю, которые были в классической коллекции Прима.
В этом шлеме Джереми МакГрат ездил в 1991 году в классе 125сс за команду Митча Пэйтона – «Pro Circuit Peak Honda». В то время все гонщики команды выступали в экипировке фирмы АХО и шлемах Bell, и у них практически не было возможности для создания индивидуального стиля. Для парня с таким прозвищем, как «Showtime», это было слишком заурядно, и он всячески пытался выделится из общей массы.
Ни один гонщик в истории не олицетворял свободный стиль в мотокроссе лучше, чем Джереми МакГрат. С того момента, как он перешел в класс 250сс и до своего ухода, он был воплощением настоящего чемпиона и кумиром почти всех начинающих кроссменов. А когда он стал законодателем моды в мотокроссе, никто не мог выполнять эту роль лучше, чем Джереми, которого все называли «Королем Суперкросса».
Джереми Мак-Грат был самым популярным мотогонщиком 90-х годов, а, возможно, и за всю историю мотокросса в Соединенных Штатах. На счету этого великого гонщика 72 победы и 7 титулов в американской серии АМА Суперкросс класса 250cc и два в 125сс. Также на его счету один титул национального чемпиона АМА Мотокросс 1995 года, два титула чемпиона мира по суперкроссу, две победы в составе сборной США на Мотокроссе Наций (в 1993-м и 1996-м годах) и бесчисленное количество побед в коммерческих суперкроссах. Его доминирование в АМА Суперкросс было настолько ошеломляющим и неожиданным, за что Джереми почти сразу получил прозвище «The King». В течение своей карьеры, МакГрат выступал за команды всех четырех японских производителей Kawasaki, Honda, Suzuki, Yamaha и австрийский КТМ. Также он был первым гонщиком, который создал свою команду в мотокроссе с заводской поддержкой.
За время своей карьеры он стал одним из самых популярных гонщиков в США за свой исключительный талант, уважение к болельщикам, личную харизму и трюки, которые он исполнял во время прыжков.
Хотя сейчас в это трудно поверить, но Макграт на самом деле не был так хорошо известен до своего появления в команде «Pro Circuit Peak Honda» в 1991 году. На любительском уровне он ездил совсем недолго, и его звезда зажглась с началом его профессиональной карьеры. В течение трех коротких лет он стал профессионалом и нацелился на чемпионат по суперкроссу после того, как в 1989 году финишировал восьмым в классе 125сс AMA Суперкросс Западного региона. Мотокроссом, по современным меркам, Джереми начал заниматься уже довольно поздно - в возрасте 15(!) лет, а до этого сделал хорошую карьеру в велосипедных гонках ВМХ. Его победа на седьмом этапе в серии АМА Супекросс 125 Западного региона в Лас Вегасе в 1990 году дала ему путевку в жизнь, его заметил Митч Пэйтон и предложил место в своей команде.
Ничего не было слишком смело для семикратного чемпиона. Будь то его крашеные волосы ярко-синего цвета, чтобы соответствовать его YZ250, или через чур цветастая экипировка от Fox Racing - Джереми всегда был на переднем крае яркого стиля. Во время своей невероятной карьеры МакГрат установил прочные отношения с Трой Ли. Бывший профессиональный гонщик, Трой стал известен в то время, как начал расписывать персональные шлемы топ-гонщиков в середине восьмидесятых. До этого времени у большинства гонщиков были простые, монохромные шлемы, с цветовым логотипом производителя. Обычно все было ограничено номером и одной или двумя рекламными надписями.
Этот открытый шлем Bell, который носил Дэнни ЛаПорт, является прекрасным примером того, что было распространено в 1979 году. В эту эпоху шлемы заводских гонщиков выделялись лишь самодельным номером по бокам шлема и несколькими рекламными надписями.
В середине восьмидесятых все изменилось, так как звезды заводских команд получили свои расписанные индивидуальные шлемы, чтобы выделяться на треке. Иногда их шлемы пестрели самыми немыслимыми цветами и рисунками, какие только мог придумать Трой Ли.
В то время, как большинству истинных любителей мотокросса знакомо имя Дэнни ЛаПорт, как первого американца, ставшего чемпионом мира, немногие помнят, что он был еще и национальным чемпионом в классе 500сс. В 1979 году Дэнни на своей Suzuki RM400 обошел Майка Белла и Гарри Сэмикса и завоевал свой единственный титул на Чемпионате США.
В течение пятнадцати лет Трой произвел некоторые из самых запомнившихся шлемов в истории этого вида спорта. В число его «произведений искусства» вошли знаковые «повстанческие» шлемы для Деймона Брэдшоу и шлемы с «калейдоскопом цветов» для Джеффа Матасевича. Его удивительные проекты практически определили стиль в начале 90-х годов и сделали роспись шлемов крупной индустрией в мотокроссе.
Джефф Стэнтон носил этот шлем «Arai» в 1990 году во время выступления в серии АМА Мотокросс класса 500сс. Джефф не любил выделяться, и все его шлемы, как и экипировка, были более консервативными, чем у большинства его соперников.
Джефф завоевал шесть национальных титулов в течение своей карьеры, но чемпионат в классе 500сс он так и не смог выиграть. Он всегда здорово ехал в мотокроссе, но в «пятисотках» его почему-то всегда преследовали травмы и неудачи.
На противоположной стороне этой индустрии были такие гонщики, как например, Джефф Стэнтон из Мичигана. В эпоху, в которой доминировали необычайно красочные узоры, шестикратный чемпион был сторонником минимализма. Шлемы Джеффа никогда не были яркими, и казалось, что их привезли ему прямо из магазина. Как и у гонщиков десятилетие назад, его индивидуализм обычно ограничивался номером и несколькими рекламными надписями. Хотя его шлемы, возможно, и не были самыми захватывающими, но, они, несомненно, соответствовали его индивидуальности и уравновешенному характеру.
Нет сомнений в том, что европейская компания «Bieffe» не всегда шла в ногу со временем. На мой взгляд, их дизайн шлемов всегда был немного «выключен», и этот шлем, который носил Бобби Мур в 1994 году, является прекрасным примером. Можно с уверенностью сказать, что в этом дизайне нет ни одного привлекательного аспекта. Все от цветов до цифр выглядит просто ужасно. Поскольку все, что они делали в 90-е годы, в значительной степени выглядело также, как и этот шлем, очень удивительно, что они вообще оставались в бизнесе.
Хотя экипировка «Bieffe» выглядела не так привлекательно, компания в начале 90-х не испытывала недостатка в звездных гонщиках. Такие гонщики, как Бобби Мур (на фото он на пути к титулу чемпиона мира 1994 года в классе 125сс), Стефан Эвертс, Донни Шмит и Грег Альбертийн - все они ехали за «Bieffe» в течение десятилетия.
К середине 90-х годов Джереми «Showtime» МакГрат создал себе самое большое имя в спорте, и был свободен в выборе собственного стиля. Как и признанный король стиля предыдущего поколения, Рик Джонсон, Джереми не боялся экспериментировать со смелыми проектами. Обычно это проявлялось в специальных шлемах, сделанных в единственном экземпляре, которые в «Troy Lee Designs» рисовали для одной единственной гонки по суперкроссу в Анахайме, кстати родного города Джереми.
В один год Трой Ли сделал блестящий шлем для Джереми с плавником и светящимися огнями.
А в 1996 году на шлеме он нарисовал 100-долларовую купюру. Но несмотря на то, что оба они были суперкрутыми, возможно, самым экзотичным был шлем с висячими кисточками (на фото внизу), в котором Джереми вышел на старт в Анахайме в 2000 году. Даже сегодня это может быть самый сумасшедший шлем, когда-либо используемый в профессиональном мотокроссе.
На старт второго этапа серии АМА Суперкросс, который 15 января 2000 года в Анахайме, Джереми МакГрат ехал в одном из самых необычных шлемов. Он выиграл финал в Анахайме и свой последний чемпионат по суперкроссу в этом сезоне. Этот Bell Мото7 получил название «Chi Chi Ball» и как обычно, он был лично разработан и нарисован Трой Ли, как в прочем, и все шлемы Джереми. Через неделю после этой гонки Джимми Баттон, который был лучшим другом и товарищем Джереми по команде Chapparal Yamaha был серьезно травмирован на практике в Сан-Диего и у него была частичная парализация. Джереми всегда очень добрый и щедрый человек, поэтому пожертвовал этот шлем для Джимми Баттона. Шлем был продан за $10000 на благотворительном аукционе, чтобы помочь Джимми оплатить его больничные счета на огромные суммы. Позднее Грег Прим приобрел этот шлем у победителя этого аукциона.
На этом фото мы можем увидеть останки шлема Bell Moto 8 Джереми МакГрата, в котором он серьезно упал на своей гонке «McGrath Invitational» и чудом избежал перелома позвонков. Шлем определенно спас его от более тяжелых травм, чем он получил.
Все шлемы, которые Трой Ли разрисовал для Джереми Макграта стали хитами. Одним из самых известных является его шлем «Showtime» (на фото выше). Это был шлем, который он носил в сезоне 1996 года, тогда он выиграл 13 гонок. Позднее реплика этого шлема была выпущена компанией Bell под названием «Showtime».
Многие не знают, но МакГрат некоторое время был тест-пилотом MXA. Главный редактор Джоди Вайзель попросил Троя Ли разрисовать шлемы всем тест-пилотам MXA, каждый из которых имел бы свой неповторимый дизайн. Представленная на фото – самая известная обложка MXA 1990 года, где Джереми запечатлен в разрисованном шлеме, который получил название «Индийский головной убор».
Экипировка МакГрата в сезоне 2000 года была такой же потрясающей, как и его шлемы. Для гонки в Анахайме, компания «No Fear» сделала специально для Джереми комплект экипировки в единственном экземпляре.
В своем доме Джереми хранит много памятных вещей, которые напоминают ему о его легендарной гоночной карьеры. Коллекция берет свое начало с отреставрированного мини-мотоцикла Suzuki 80cc и проходит весь путь, вплоть до сегодняшнего дня, и насчитывает несколько чемпионских мотоциклов, комплектов экипировки и шлемов. Поэтому, когда в Bell решили выпустить копию шлема МС, они просто взяли один из старых шлемов Джереми, расписанных Трой Ли и пустили его в серийное производство.
В начале 2000-х годов такие крупные компании, как Fox Racing и Thor, решили тоже подключиться к разрисовке шлемов для топ-гонщиков, но выпускали их не в единственном экземпляре, а серийно. Вместо того, чтобы использовать 100% индивидуальный дизайн, такие заводские гонщики, как Чад Рид и Рикки Кармайкл должны были носить готовые шлемы от своего спонсора. Позитивный аспект этой идеи состоял для компаний в том, что они могли предложить широкой публике приобрести реплику шлема их любимого гонщика такого же качества, но за меньшую стоимость. Тем не менее, ничто не сравнится с гордостью, которая приходит от ношения шлема, который был специально создан для вас. Это чувство, которое никогда полностью не исчезнет из нашего вида спорта.