Шлемы заводских гонщиков из частного музея
![Главное фото.jpg Главное фото.jpg](/upload/medialibrary/1b1/5jemh77c84fgibg2y8ry95oiciambfji.jpg)
В предыдущих наших статьях мы рассказывали про джерси заводских гонщиков АМА из музея Грега Прима. К сожалению, из-за финансовых трудностей, с которыми столкнулся Грег, экспонаты музея пошли с молотка, и по слухам единой коллекции больше не существует. Тем не менее, сохранилось множество фотографий его экспонатов, и в нашем цикле статей мы постараемся рассказать о некоторых из них.
В сегодняшнем материале мы посмотрим на некоторые экземпляры шлемов заводских гонщиков за всю историю, которые были в классической коллекции Прима.
![1.jpg 1.jpg](/upload/medialibrary/c6a/rfu4zbib63gx2dtka61qjw0rdc8q774x.jpg)
В этом шлеме Джереми МакГрат ездил в 1991 году в классе 125сс за команду Митча Пэйтона – «Pro Circuit Peak Honda». В то время все гонщики команды выступали в экипировке фирмы АХО и шлемах Bell, и у них практически не было возможности для создания индивидуального стиля. Для парня с таким прозвищем, как «Showtime», это было слишком заурядно, и он всячески пытался выделится из общей массы.
Ни один гонщик в истории не олицетворял свободный стиль в мотокроссе лучше, чем Джереми МакГрат. С того момента, как он перешел в класс 250сс и до своего ухода, он был воплощением настоящего чемпиона и кумиром почти всех начинающих кроссменов. А когда он стал законодателем моды в мотокроссе, никто не мог выполнять эту роль лучше, чем Джереми, которого все называли «Королем Суперкросса».
Джереми Мак-Грат был самым популярным мотогонщиком 90-х годов, а, возможно, и за всю историю мотокросса в Соединенных Штатах. На счету этого великого гонщика 72 победы и 7 титулов в американской серии АМА Суперкросс класса 250cc и два в 125сс. Также на его счету один титул национального чемпиона АМА Мотокросс 1995 года, два титула чемпиона мира по суперкроссу, две победы в составе сборной США на Мотокроссе Наций (в 1993-м и 1996-м годах) и бесчисленное количество побед в коммерческих суперкроссах. Его доминирование в АМА Суперкросс было настолько ошеломляющим и неожиданным, за что Джереми почти сразу получил прозвище «The King». В течение своей карьеры, МакГрат выступал за команды всех четырех японских производителей Kawasaki, Honda, Suzuki, Yamaha и австрийский КТМ. Также он был первым гонщиком, который создал свою команду в мотокроссе с заводской поддержкой.
За время своей карьеры он стал одним из самых популярных гонщиков в США за свой исключительный талант, уважение к болельщикам, личную харизму и трюки, которые он исполнял во время прыжков.
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/097/u50bbm6xt1zye0guauxwp9jlz6ryhp7j.jpg)
Хотя сейчас в это трудно поверить, но Макграт на самом деле не был так хорошо известен до своего появления в команде «Pro Circuit Peak Honda» в 1991 году. На любительском уровне он ездил совсем недолго, и его звезда зажглась с началом его профессиональной карьеры. В течение трех коротких лет он стал профессионалом и нацелился на чемпионат по суперкроссу после того, как в 1989 году финишировал восьмым в классе 125сс AMA Суперкросс Западного региона. Мотокроссом, по современным меркам, Джереми начал заниматься уже довольно поздно - в возрасте 15(!) лет, а до этого сделал хорошую карьеру в велосипедных гонках ВМХ. Его победа на седьмом этапе в серии АМА Супекросс 125 Западного региона в Лас Вегасе в 1990 году дала ему путевку в жизнь, его заметил Митч Пэйтон и предложил место в своей команде.
Ничего не было слишком смело для семикратного чемпиона. Будь то его крашеные волосы ярко-синего цвета, чтобы соответствовать его YZ250, или через чур цветастая экипировка от Fox Racing - Джереми всегда был на переднем крае яркого стиля. Во время своей невероятной карьеры МакГрат установил прочные отношения с Трой Ли. Бывший профессиональный гонщик, Трой стал известен в то время, как начал расписывать персональные шлемы топ-гонщиков в середине восьмидесятых. До этого времени у большинства гонщиков были простые, монохромные шлемы, с цветовым логотипом производителя. Обычно все было ограничено номером и одной или двумя рекламными надписями.
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/082/eh6a1wtq6ctbz5um80zecvrjdgx98edo.jpg)
Этот открытый шлем Bell, который носил Дэнни ЛаПорт, является прекрасным примером того, что было распространено в 1979 году. В эту эпоху шлемы заводских гонщиков выделялись лишь самодельным номером по бокам шлема и несколькими рекламными надписями.
В середине восьмидесятых все изменилось, так как звезды заводских команд получили свои расписанные индивидуальные шлемы, чтобы выделяться на треке. Иногда их шлемы пестрели самыми немыслимыми цветами и рисунками, какие только мог придумать Трой Ли.
![4.jpg 4.jpg](/upload/medialibrary/4f7/gxwibglkdwnrr33kji5bar9p0b0ll482.jpg)
В то время, как большинству истинных любителей мотокросса знакомо имя Дэнни ЛаПорт, как первого американца, ставшего чемпионом мира, немногие помнят, что он был еще и национальным чемпионом в классе 500сс. В 1979 году Дэнни на своей Suzuki RM400 обошел Майка Белла и Гарри Сэмикса и завоевал свой единственный титул на Чемпионате США.
В течение пятнадцати лет Трой произвел некоторые из самых запомнившихся шлемов в истории этого вида спорта. В число его «произведений искусства» вошли знаковые «повстанческие» шлемы для Деймона Брэдшоу и шлемы с «калейдоскопом цветов» для Джеффа Матасевича. Его удивительные проекты практически определили стиль в начале 90-х годов и сделали роспись шлемов крупной индустрией в мотокроссе.
![5.jpg 5.jpg](/upload/medialibrary/037/7se9ggm6l6w3yj8gh7kdl8kq6y8clrfa.jpg)
Джефф Стэнтон носил этот шлем «Arai» в 1990 году во время выступления в серии АМА Мотокросс класса 500сс. Джефф не любил выделяться, и все его шлемы, как и экипировка, были более консервативными, чем у большинства его соперников.
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/7f5/qoem1p148g1ekec84t5g0jnjwmhacuqx.jpg)
Джефф завоевал шесть национальных титулов в течение своей карьеры, но чемпионат в классе 500сс он так и не смог выиграть. Он всегда здорово ехал в мотокроссе, но в «пятисотках» его почему-то всегда преследовали травмы и неудачи.
На противоположной стороне этой индустрии были такие гонщики, как например, Джефф Стэнтон из Мичигана. В эпоху, в которой доминировали необычайно красочные узоры, шестикратный чемпион был сторонником минимализма. Шлемы Джеффа никогда не были яркими, и казалось, что их привезли ему прямо из магазина. Как и у гонщиков десятилетие назад, его индивидуализм обычно ограничивался номером и несколькими рекламными надписями. Хотя его шлемы, возможно, и не были самыми захватывающими, но, они, несомненно, соответствовали его индивидуальности и уравновешенному характеру.
Нет сомнений в том, что европейская компания «Bieffe» не всегда шла в ногу со временем. На мой взгляд, их дизайн шлемов всегда был немного «выключен», и этот шлем, который носил Бобби Мур в 1994 году, является прекрасным примером. Можно с уверенностью сказать, что в этом дизайне нет ни одного привлекательного аспекта. Все от цветов до цифр выглядит просто ужасно. Поскольку все, что они делали в 90-е годы, в значительной степени выглядело также, как и этот шлем, очень удивительно, что они вообще оставались в бизнесе.
![8.jpg 8.jpg](/upload/medialibrary/541/cre8sc9u9eemjo3u3mdxisxmznm5n4zs.jpg)
Хотя экипировка «Bieffe» выглядела не так привлекательно, компания в начале 90-х не испытывала недостатка в звездных гонщиках. Такие гонщики, как Бобби Мур (на фото он на пути к титулу чемпиона мира 1994 года в классе 125сс), Стефан Эвертс, Донни Шмит и Грег Альбертийн - все они ехали за «Bieffe» в течение десятилетия.
К середине 90-х годов Джереми «Showtime» МакГрат создал себе самое большое имя в спорте, и был свободен в выборе собственного стиля. Как и признанный король стиля предыдущего поколения, Рик Джонсон, Джереми не боялся экспериментировать со смелыми проектами. Обычно это проявлялось в специальных шлемах, сделанных в единственном экземпляре, которые в «Troy Lee Designs» рисовали для одной единственной гонки по суперкроссу в Анахайме, кстати родного города Джереми.
![10-2.jpg 10-2.jpg](/upload/medialibrary/077/55ircahp16bicybzrt5qixhxwu0ga40d.jpg)
В один год Трой Ли сделал блестящий шлем для Джереми с плавником и светящимися огнями.
![10-1.jpg 10-1.jpg](/upload/medialibrary/0a7/g4sw2jd870e2f1goolafbtwcpumry6c8.jpg)
А в 1996 году на шлеме он нарисовал 100-долларовую купюру. Но несмотря на то, что оба они были суперкрутыми, возможно, самым экзотичным был шлем с висячими кисточками (на фото внизу), в котором Джереми вышел на старт в Анахайме в 2000 году. Даже сегодня это может быть самый сумасшедший шлем, когда-либо используемый в профессиональном мотокроссе.
На старт второго этапа серии АМА Суперкросс, который 15 января 2000 года в Анахайме, Джереми МакГрат ехал в одном из самых необычных шлемов. Он выиграл финал в Анахайме и свой последний чемпионат по суперкроссу в этом сезоне. Этот Bell Мото7 получил название «Chi Chi Ball» и как обычно, он был лично разработан и нарисован Трой Ли, как в прочем, и все шлемы Джереми. Через неделю после этой гонки Джимми Баттон, который был лучшим другом и товарищем Джереми по команде Chapparal Yamaha был серьезно травмирован на практике в Сан-Диего и у него была частичная парализация. Джереми всегда очень добрый и щедрый человек, поэтому пожертвовал этот шлем для Джимми Баттона. Шлем был продан за $10000 на благотворительном аукционе, чтобы помочь Джимми оплатить его больничные счета на огромные суммы. Позднее Грег Прим приобрел этот шлем у победителя этого аукциона.
![11.jpg 11.jpg](/upload/medialibrary/213/tz7zuo1r6kj8zokp95kmhcxdh24bthgn.jpg)
На этом фото мы можем увидеть останки шлема Bell Moto 8 Джереми МакГрата, в котором он серьезно упал на своей гонке «McGrath Invitational» и чудом избежал перелома позвонков. Шлем определенно спас его от более тяжелых травм, чем он получил.
![12.jpg 12.jpg](/upload/medialibrary/a66/e5hvb2nxtekc5pqslbv1ubkcgjq0481u.jpg)
Все шлемы, которые Трой Ли разрисовал для Джереми Макграта стали хитами. Одним из самых известных является его шлем «Showtime» (на фото выше). Это был шлем, который он носил в сезоне 1996 года, тогда он выиграл 13 гонок. Позднее реплика этого шлема была выпущена компанией Bell под названием «Showtime».
![13-1.jpg 13-1.jpg](/upload/medialibrary/34d/g81w761y5u4kkfting44qmarf9xvj4qg.jpg)
Многие не знают, но МакГрат некоторое время был тест-пилотом MXA. Главный редактор Джоди Вайзель попросил Троя Ли разрисовать шлемы всем тест-пилотам MXA, каждый из которых имел бы свой неповторимый дизайн. Представленная на фото – самая известная обложка MXA 1990 года, где Джереми запечатлен в разрисованном шлеме, который получил название «Индийский головной убор».
![10.jpg 10.jpg](/upload/medialibrary/0b2/kjmel5oah2h8lwiix7mmlushlg2577bz.jpg)
Экипировка МакГрата в сезоне 2000 года была такой же потрясающей, как и его шлемы. Для гонки в Анахайме, компания «No Fear» сделала специально для Джереми комплект экипировки в единственном экземпляре.
![13.jpg 13.jpg](/upload/medialibrary/6ec/qcqnjr12iua8jz4m6t76m4hvppmqvw59.jpg)
В своем доме Джереми хранит много памятных вещей, которые напоминают ему о его легендарной гоночной карьеры. Коллекция берет свое начало с отреставрированного мини-мотоцикла Suzuki 80cc и проходит весь путь, вплоть до сегодняшнего дня, и насчитывает несколько чемпионских мотоциклов, комплектов экипировки и шлемов. Поэтому, когда в Bell решили выпустить копию шлема МС, они просто взяли один из старых шлемов Джереми, расписанных Трой Ли и пустили его в серийное производство.
В начале 2000-х годов такие крупные компании, как Fox Racing и Thor, решили тоже подключиться к разрисовке шлемов для топ-гонщиков, но выпускали их не в единственном экземпляре, а серийно. Вместо того, чтобы использовать 100% индивидуальный дизайн, такие заводские гонщики, как Чад Рид и Рикки Кармайкл должны были носить готовые шлемы от своего спонсора. Позитивный аспект этой идеи состоял для компаний в том, что они могли предложить широкой публике приобрести реплику шлема их любимого гонщика такого же качества, но за меньшую стоимость. Тем не менее, ничто не сравнится с гордостью, которая приходит от ношения шлема, который был специально создан для вас. Это чувство, которое никогда полностью не исчезнет из нашего вида спорта.