Тест ТМ 300MX 2019 года
История кроссовых мотоциклов TM
Завод TM находится в Италии и делает экзотические мотоциклы для небольшой аудитории. Отличительной чертой компании является ее внимание к деталям и использование только высококачественных компонентов. Клиентов TM можно разделить на две группы. Первая - это любители двухтактных машин, которые ищут обновленный современный двухтактный мотоцикл, тем более, что их выбор у ТМ достаточно велик, так как завод предлагает линейку моделей с объемом двигателя 85cc, 100cc, 125cc, 144cc, 250cc и 300cc. И вторая – это нонконформисты, которые всегда ищут что-то особое, чтобы выделиться из общей массы.
В отличие от японских производителей, завод TM относительно молод. При том, что он выпускает всего от 1200 до 2000 мотоциклов в год (для сравнения КТМ производит 160 000 мотоциклов), и лишь небольшая часть из которых (около 200 штук) идет на экспорт в США, TM еще и поддерживает гоночные команды в чемпионатах мира по мотокроссу, супермото и эндуро.
За прошедшие годы интерес компании к американскому рынку был минимальным. Так как ее главной задачей является удовлетворение потребностей крупнейшей клиентской базы путем создания мотоциклов, которые больше адаптированы к европейским трассам. Как выяснил их заокеанский импортер Ральф Шмидт (он же основатель компании и одноименной молодежной команды Gravity TM Racing USA), европейские настройки мотоциклов сильно отличаются от того, что хотят американские гонщики. Поскольку большинство ТМ продаются в Европе, у компании не было особого стимула обращать внимание на американский рынок. Но в будущем все должно измениться.
Каким видится будущее бренда TM? Вообще для такой маленькой компании, которая фанатично предана гонкам, удивительно, что она делает. Учитывая то, что у нее нет инвесторов и это семейная компания, TM спонсирует три команды в чемпионатах мира, а на таком уровне это стоит больших денег.
Она хочет создавать лучшие мотоциклы в мире и через несколько лет принять участие в сериях АМА по мото и суперкроссу, чтобы победить «Большую четверку» и КТМ. Только время покажет, что из этого получится, но независимо от этого, будет интересно посмотреть, какой тип экзотических мотоциклов ТМ будет производить дальше. Ну, а пока компания производит стандартный продукт с заводскими технологиями, на котором можно участвовать в соревнованиях самого высокого уровня
Переехав за океан, Шмидт продает мотоциклы ТМ не только в США, но и в родной ему Голландии. Ральф остается с ТМ уже 20 лет и прошел путь от дилера к импортеру. У него были национальные любительские команды по мотокроссу в Голландии, он имел команду в Чемпионате Европы в классе EMX 125, команду в чемпионате мира среди женщин и в MX3, а также он по-прежнему поддерживает гонщиков в европейском кроссовом чемпионате ЕМХ300. Помимо всего этого, несколько лет назад Шмидт основал команду в Соединенных Штатах, которая поддерживает талантливых молодых гонщиков как в мотокроссе, так и других внедорожных мотоциклетных дисциплинах. Также благодаря Ральфу осуществилось подписание контракта с компанией ProX, которая на данный момент является поставщиком и спонсором ТМ.
Ключевым моментом является то, что ТМ собирается инвестировать в более крупное предприятие, чтобы увеличить производство с прицелом на рост. И не секрет, если бренд хочет продавать больше мотоциклов, он должен продавать их американцам. По мнению Ральфа, ТМ должна американизировать свои мотоциклы. И поэтому Ральф решил поступить следующим образом: он давал на тесты модифицированные мотоциклы ТМ нашей команде тест-пилотов MXA, а после этого сообщал итальянцам, что нужно изменить. Ральф хочет держать руку на пульсе американского рынка, поэтому он строит модифицированные TM 300MX в попытке выяснить, что нужно изменить итальянскому заводу, чтобы модель соответствовала американским мотокроссменам. В результате этой работы мы получили сильно измененную модель ТМ 300MX 2019 года. Это гораздо лучший мотоцикл, чем тот, что мы тестировали в 2011 году.
Что нового?
Несмотря на то, что модельный ряд двухтактных ТМ 2019 года был официально анонсирован только в ноябре прошлого года на Мотоциклетном шоу в Милане, ранее в интернете уже была информация, что модели 250 и 300сс получат полностью новый двигатель, электростартер, новую систему управления электронным мощностным клапаном, балансирный вал, новую КПП и многие другие функции
Завод постоянно совершенствует свой модельный ряд за счет участия команды ТМ Racing в Национальных европейских сериях и Чемпионате Европы. То, что имеется на мотоциклах заводской команды, неизменно появляется год спустя и на серийной машине. Поэтому проще сказать, что не изменилось в модели 2019 TM 300MX. С прошлогодней модели на модель 2019 года были перенесены некоторые части двигателя: звездочка промежуточного вала, сцепление, поршень и шатун. Каждая другая часть в двигателе отличается.
Вот несколько основных отличий новой модели:
- Коробка передач. Она теперь пятиступенчатая, а не шестиступенчатая, также передаточные числа совершенно другие.
- Противовес. Вал противовеса, аналогичный валу KTM 250SX, был разработан для минимизации вибрации.
Двигатель был немного перемещен назад, чтобы освободить место для электростартера, который установлен на передней части (чуть правее от помпы)
- Электрический стартер. ТМ 300MX 2019 года имеет как кикстарт, так и электрический стартер.
- Новая система электронного мощностного клапана. Клапан теперь работает с толкающим стержнем, а не с сервоприводом.
- Смещение. Смещение верхней траверсы было изменено с 20 до 23 мм.
- Вес. Электрический стартер добавил к основному весу машины всего 900 грамм после того, как ТМ сделали более легкими раму и другие компоненты.
- Рама. Рама полностью новая, а двигатель был немного перемещен назад, чтобы освободить место для электростартера, который установлен на передней части двигателя (чуть ниже выпускного отверстия).
- Подвеска. Те же вилка Kayaba и амортизатор TM с пересмотренными клапанами.
Можно ли из TM 300MX сделать TM 250MX?
Нет. В отличие от KTM, который делает свои двухтактные двигатели объемом 250 и 300сс практически одинаковыми, в TM делают абсолютно разные двигатели, специально настроенные как на 250сс, так и на 300сс.
Соотношение звезд 13/50 слишком мало для таких треков, как Глен Хелен
Двигатель
Если в двух словах охарактеризовать двигатель, то он очень тяговитый. Он имеет очень маленькое торможение двигателем даже по стандартам двухтактного варианта. Мощность на низах легкая и мгновенная. При выходе из поворотов сцепление для поддержания оборотов можно не использовать. По ощущениям двигатель TM 300MX 2019 года напоминает двигатель Yamaha YZ250 с более тяжелым маховиком.
В данное время все европейские модели TM оснащаются голландскими выхлопными системами HGS, но инженеры также работают и с американской компанией Pro Circuit, чтобы создать резонатор и глушитель, которые будут несколько иначе распределять мощность
Недостатком двигателя является короткий диапазон мощности. У TM 300MX хорошие низы и середина, а верха слабые. Удивительно, но верха у него еще короче, чем у KTM 250SX 2019 года у которого мощность начинает падать на 8500 об / мин вместо традиционных 9500 об / мин. Такой тип диапазона требует частого переключения передач и нашим тест-пилотам потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к двигателю, поскольку нам приходилось ездить на нем иначе. Конечно нам бы хотелось видеть более длинные верха на TM и KTM и этом плане Yamaha превосходит их обоих.
Новый двигатель ТМ 300MX хорошо чувствует себя на низах и среднем диапазоне, но его беда в том, что мощность на верхах очень быстро падает
Самый простой способ сделать диапазон на ТМ 300MX длиннее – это поменять соотношение звезд. Это также удлинит промежуток между переключениями. На модели соотношение 13/50, мы бы посоветовали поставить 14/48 или 14/49.
Клапан на впуске VForce3 от Moto Tassinari стандартное оборудование на серийных моделях
Хорошая новость заключается в том, что скоро двухтактные модели TM 250MX и 300MX будут поставляться с бесплатным программным обеспечением и вы на ноутбуке сможете изменить кривую мощности, что потенциально позволит вам избежать падения мощности на верхах на столь раннем этапе. Это будет доступно на моделях 2020 года.
Подвеска
TM наконец начала прислушиваться к нашим жалобам. На самом деле, мы пожаловались Ральфу и заставили его изменить то, что нам не понравилось, а потом он информировал об этом завод ТМ. Почти на каждой модели ТМ, которую мы тестировали в последние годы, задняя часть мотоцикла слишком высокая. Это в свою очередь заставляло мотоцикл чувствовать себя неуравновешенным и слишком сильно давить на переднее колесо. Чтобы сбалансировать шасси, нам пришлось сделать прогиб 110 мм. Модель 2019 года стала заметно ниже, и мы установили прогиб в 105 мм. Это облегчило настройку мотоцикла и обеспечило более приятную езду по трассе.
Тандем передней вилки Kayaba и амортизатора ТМ хорошо сработались. Версия вилок Kayaba SSS для моделей ТМ имела жесткое начальное ощущение, сопровождаемое сильными ударами. Мы ожидаем, что вилки Kayaba SSS будут работать (основываясь на 13-летнем опыте Yamaha). В прошлом версия, установленная на ТМ, сильно отличалась от версии для Yamaha. К счастью, вилка на модели 2019 года стала более жесткой. В ее работе больше нет резких моментов. Но давайте не будем забегать вперед. Настройки Kayaba SSS для Yamaha превосходят все имеющиеся на рынке. Вилки ТМ Kayaba по-прежнему нуждаются в некоторой работе, но уже сделан шаг в правильном направлении.
Что касается заднего амортизатора, производимого ТМ, то у наших тест-пилотов не было проблем с ним. Он хорошо справлялся со своей работой и работал в унисон с вилкой.
Тормоза ТМ самые мощные на рынке
Что не понравилось?
- Болты задней звездочки. Девять болтов? Это перебор! Даже заводская гоночная команда TM не прикручивает звездочку девятью болтами, они прикручивают на шесть. Плюс в том, что звездочка никогда не открутится.
- Карты. TM предлагает на выбор две карты с помощью легкодоступного тумблера, установленного на руле. Однако мы не могли почувствовать разницу между двумя картами.
- Переднее крыло. Переднее крыло ударяется о переднюю шину при жестких посадках. Это раздражает. Мы приподняли переднее крыло, чтобы не дать ему биться о колесо, но думаем, что ТМ должен сделать это на заводе.
- Соотношение звезд. Стандартное соотношение 13/50 слишком мало. Легкие гонщики любят комбинацию 14/49, в то время как остальные предпочитают соотношение 14/50.
Наконец-то электрический стартер появился на двухтактной модели для мотокросса
Что понравилось?
- Тормоза. Оба тормоза отличные, а передний тормоз Brembo с 270-мм диском Galfer поражает воображение.
- Колеса. ТМ годами ставили на свои модели синие обода Takasago Excel, на тот случай, если вы думаете, что ТМ копирует Yamaha.
- Подвеска. Вилка Kayaba SSS и амортизатор TM работают в унисон, и, поскольку вилка оснащена компонентами Kayaba SSS, любой гуру подвески может сделать их такими же хорошими, как и версия на Yamaha.
Вы можете быть спокойны, что никогда не потеряете заднюю звездочку, ведь она прикручена девятью (!) болтами, но вот снимать ее вам вряд ли захочется
- Гидравлическое сцепление. Саморегулирующееся гидравлическое сцепление просто отличное.
- Управление. Это отлично управляемый мотоцикл. Он хорош в поворотах и имеет хорошую прямолинейную стабильность на высоких скоростях.
- Баланс. После долгих лет установки сверхнизкого прогиба и срезания подрамника, чтобы привести мотоцикл в равновесие, мы считаем, что TM 300MX теперь предлагает хороший баланс при нормальной высоте прогиба.
- Руль. Всем понравился изгиб руля Reikon.
Подводим итог
Цель TM - удвоить производственные показатели с 1200 до 2400 единиц в год. Завод приостановил работу своей гоночной команды, чтобы сэкономить деньги на покупку оборудования, необходимого для увеличения производственных показателей. ТМ знает, что рынок мотокросса в США является крупнейшим в мире, и чтобы зайти на него, им необходимо создавать мотоциклы, которые понравятся американским потребителям.
Голландец Ральф Шмидт - ключевой человек в американизации лучшего итальянского мотоцикла для мотокросса. К счастью, в качестве хорошего примера у ТМ есть европейский бренд КТМ, который несколько лет назад испытывал те же проблемы с ростом. И где он находится сейчас. ТМ еще предстоит проделать определенную работу, чтобы придумать идеальный американский шаблон. Но в 2019 году компания добилась большего прогресса, чем за 10 лет до этого.
Видео: