Тест кроссового электро-мотоцикла Stark Varg
В конце прошлого года, компания Stark Future анонсировала революционный электрический мотоцикл для мотокросса Stark VARG мощностью 80 лошадиных сил.
Stark VARG (кстати, по-шведски означает «сильный волк») намерена совершить революцию в области внедорожных мотоциклов с помощью универсальной машины для начинающих и профессиональных гонщиков, которая смогла бы превзойти лучшие четырехтактные 450-кубовые бензиновые модели. И, что особенно важно, не издавать шума и не потреблять топлива.
В недалеком будущем, компания-разработчик Stark Future, планирует производить полный спектр мотоциклов для езды по дорогам общего пользования и бездорожью. Но начала она с мотоцикла для мотокросса, потому что это самый сложный и требовательный вид мотоспорта.
Глобальная презентация для прессы состоялась в Барселоне и вызвала определенный ажиотаж. В течение трех недель (в мае и июне этого года) в тестах приняли участие более 50 журналистов, представляющих СМИ из 12 стран. Пилоты из Enduro21 протестировали самый обсуждаемый мотоцикл года и «первый электрический внедорожный мотоцикл, сравнимый по производительности с машиной с бензиновым двигателем». Также у них возник вопрос, подойдет ли этот мотоцикл для эндуро?
Тест в основном проходил в несколько коротких сессий на трассе для мотокросса расположенной на холмах к северо-западу от Барселоны, и это было по сути старое поле для гольфа. Также у тест-пилотов была возможность покататься в лесу, но время было ограничено, всегда около 20 минут.
Это означает, что некоторые из самых больших вопросов о том, как этот мотоцикл поведет себя в эндуро, остаются без ответа, но в целом у большинства сложилось довольно хорошее впечатление от Stark Future.
Первые впечатления
Как правило, первые круги являются хорошим ориентиром. Если вы сразу чувствуете себя на мотоцикле комфортно и быстро начинаете получать от него удовольствие, то, как правило, он вам подходит. Благодаря точной реакции дроссельной заслонки, отсутствию вибраций и «острому» шасси (подвеска KYB и тормоза Brembo обеспечивают точность управления) первое впечатление от Varg — это легкий в управлении мотоцикл.
Двухтактное ощущение
По весу он ощущается как мотоцикл класса 300 или 350сс. Есть ощущение двухтактной машины с очень небольшим торможением двигателем (хотя это всего лишь одна из настроек, которые вы можете выбрать), но как только вы начинаете крутить ручку газа, он становится похож на очень мощный 450-кубовый мотоцикл.
Впечатление от ручки газа прогрессивное и строится линейно, поэтому чем больше вы открываете дроссель (который, кстати, имеет «нормальное» сопротивление), тем больше вы получаете дозированной мощности. Тестовые мотоциклы имели мощность 60 л.с. и «на полном газу» выдавали более чем достаточную мощность.
Звук, издаваемый электродвигателем, очевидно, отличается от того к чему мы все привыкли, но соответствует скорости, с которой вы движетесь, поэтому на самом деле он работает в вашем мозгу примерно так же, как бензиновый. Отсутствие КПП означает, что вы можете не думать какую передачу вам выбрать и просто кататься по трассе. Одна из самых громких вещей, которые вы можете услышать, - это цепь, бегущая по направляющей и шлепающая о нее.
Следует отметить, что в Stark выступают против конкурентов с бензиновым двигателем, и, чтобы доказать это, на тесты они также привезли пять стандартных мотоциклов для мотокросса с бензиновым двигателем класса 450сс, так сказать для сравнения.
Пересев со Stark на KTM 450 SX-F, разница была более чем очевидна: KTM чувствовался тяжелее и на нем было ехать тяжелее физически. Он более сложный в управлении мотоцикл, у него тяжелое сцепление, бесконечные переключения передач (по крайней мере, на этой трассе), поэтому по сравнению с ним, Stark оказался более простым вариантом.
Отсутствие вращающейся массы и механического эффекта электродвигателя, а также отсутствие трансмиссии - все эти вещи поначалу кажутся такими необычными, но лишь до того момента, пока вы не поедете на ней и не почувствуете, что у электро-мотоцикла нет такой физической массы кривошипа, поршня, коробки передач, маховика, которые вращаются в одном направлении. Кроме того, на Stark очень заметно отсутствие вибрации.
Не "ведитесь" на технические характеристики
Последовательное тестирование дало возможность понять, что спецификация может вводить в заблуждение. Если Stark Varg весит заявленные 110 кг, то, по сравнению со 102 кг (без топлива) KTM 450 SX-F, вы ожидаете, что KTM будет легче. Это не так.
Распределение веса — это то, о чем ребята из Stark подробно говорили в самом начале теста. Они хорошо поработали, чтобы тщательно распределить вес и построили мотоцикл, используя тот факт, что они могут перемещать детали так, как вы не можете их перемещать на машине, у которой двигатель внутреннего сгорания и топливный бак.
Также они сказали, что проанализировали детали других мотоциклов на рынке, чтобы усовершенствовать геометрию, приземистость, передаточное отношение, жесткость шасси и физический вес Stark Varg. По их словам, это причина того, что вокруг двигателя установлена V-образная батарея, а цель состояла в том, чтобы вы чувствовали себя на нем также, как и на бензиновом мотоцикле, но только лучше.
И вы чувствуете себя лучше, когда меняете направление, заходите в более крутые повороты, чтобы попасть в колею, и даже в воздухе, преодолевая прыжки. Короче говоря, не смотрите на цифру в 110 кг в спецификации и не сравнивайте этот электромотоцикл с бензиновой версией.
Разница между Varg и Alta? Она большая
Несмотря на всю презентацию для прессы, наибольший интерес представляет мнение профессионалов. Джош Хилл не нуждается в представлении, впрочем, как и Себастьен Тортелли. Они принимали прямой участие в разработке Stark Varg, и хорошо его знают. В ближайшем будущем они будут участвовать в гонках на этом мотоцикле на международном уровне, так как машина одобрена FIM и АМА для участия вместе с мотоциклами, работающими на бензине.
«Мы уже проделали довольно большую работу по развитию», - говорит Джош Хилл. «Рама и подвеска сбалансирована и машина очень маневренна. Легкий вес означает, что вы действительно можете легко перемещаться по мотоциклу и легко атаковать прыжки и секции. Я прекрасно себя чувствую на трассе и могу участвовать в гонках, и это то, к чему мы стремимся».
Несмотря на то, что компания Alta Motors приказала долго жить, у Хилла сохранился один их мотоцикл в гараже, и он говорит, что это прекрасный вариант для того, чтобы просто покататься с друзьями: «Вы просто должны убедиться, что батарея заряжена, иначе всем придется ждать какое-то время».
«Кататься в тишине — это потрясающий опыт! Вы можете услышать, как байк набирает тягу, удары камней и прыжки».
Он говорит, что «разница большая» между его Alta и Stark Varg, потому что последний лучше управляется, имеет лучшие компоненты и больше продвинутых технологий.
Ну, а что он может сказать насчет Varg как мотоцикла для простого фрирайда по «пересеченки»? «Я не могу точно сказать насколько вам хватит батареи, но есть огромное падение заряда (интересно насколько?), когда вы едете на нем не по трассе мотокросса, а используете его для обычной поездки по пересеченной местности», - продолжает Хилл.
Это факт, подтвержден многими тест-пилотами, которые захотели просто покататься по лесу. Вместо того, чтобы показать запас мощности в 25-30%, как это было на трассе MX, дисплей смартфона внезапно показал 2% и 3% за то же время езды (от 15 до 20 минут). Поэтому мы не можем сказать вам, выдержит ли Varg четырехчасовую поездку без подзарядки аккумулятора, потому что у нас не было такой возможности и все покажут дальнейшие тесты.
Электродвигатель
«Бесшумное сердце» Stark VARG — это двигатель из углеродного волокна мощностью 60 л.с (или 80 л.с.) с аккумуляторной системой производства Stark, компактной и «энергоемкой», с емкостью 6 кВтч и весом менее 32 кг.
В двигателе используется «самый маленький инвертор в мире» (в этой категории мощности), встроен корпус с водяным охлаждением, который также служит конструктивным элементом шасси. Он имеет запатентованный сотовый корпус из магниевого сплава, держатели ячеек «скользкие пальцы», систему сброса давления и одностороннюю мощностную плату, конфигурирующую аккумуляторные ячейки — если вы увлекаетесь электродвигателями, вы поймете все нюансы. Система «Flying V» соединяет каждую ячейку непосредственно с прочным водонепроницаемым корпусом. В компании говорят, что это обеспечивает высокую проводимость, чтобы создать очень равномерную и постоянную температуру батареи, которая устраняет ненужный вес, обычно используемый в двигателе с полным водяным охлаждением.
80 «лошадей» - это слишком
Мотоцикл предлагается в двух вариантах мощности – 60 л.с и 80 л.с. Вы можете заплатить на 1000 долларов больше и выбрать повышение производительности до 80 л.с. В компании говорят, что предварительные заказы на такие машины уже сделаны, но, если вы не планируете установить длинный маятник и заняться подъемом на холм, вы сошли с ума, если думаете, что вам нужно 80 «лошадей».
На трассе мотокросса мощности электродвигателя в 60 л.с. было более чем достаточно, и мы даже уменьшили ее на 30 процентов, чтобы покататься по лесу. При этом он был похож на «мягкий» 300-кубовый двухтактный двигатель.
Смартфон обеспечивает технический контроль
Varg поставляется со смартфоном, который надежно крепится к рулю и, по сути, является вашим центром управления мотоциклом. Тот, что устанавливается на серийные мотоциклы, позволит вам звонить и делать селфи, как смартфон.
Более того, это ваше средство для регулировки мощности, тяги и эффекта маховика, а также для записи данных GPS, измерений G-force и Giro. Это, конечно, умная штука и такая технология, которую вы ожидаете от современного «транспортного средства», но это еще один аспект этого мотоцикла, который мы хотели бы испытать глубоко в валлийском или румынском лесу.
В компании заявляют, что он полностью водонепроницаем, как, собственно, и весь мотоцикл. Так что утопить его в реке не получится. Ходят слухи, что они тестировали смартфон, бросая разные телефоны в бассейн, чтобы проверить, действительно ли они водонепроницаемы.
Детали
Основная рама выполнена из стали с карбоновым подрамником, который, как утверждают в компании, «обеспечивает правильное сочетание бокового, вертикального и крутильного изгиба и более низкий центр тяжести». Поскольку в качестве структурного компонента в нем используется электродвигатель, ее можно назвать «самой легкой кроссовой рамой в мире».
Электрические мотоциклы, конечно же, не имеют короб воздушного фильтра, радиаторов или топливного бака, а это означает более тонкий силуэт с точки зрения ощущения. Также, очевидно, что у него нет ни сцепления, ни коробки передач.
Защитная пластина электродвигателя состоит из двойного компаунда и представляет собой «полуплавающую часть», которая находится под аккумулятором. Также конструкция рамы не имеет нижних направляющих.
Колеса изготовлены на станке с ЧПУ и имеют алюминиевые ступицы 6082 T6, алюминиевые диски 7050 T6, со спицами из высококачественной стали. Тормозные компоненты — это очень широко используемые детали Brembo, также на мотоцикле установлены шины Pirelli MX32.
Дополнительные детали включают в себя: литые подножки из нержавеющей стали, которые на 40% прочнее, чем титан или хромированная сталь, и легче, чем стальные подножки. В компании также упростили установку подножек, устранив необходимость в шплинте.
Задний тормоз
Что касается заднего тормоза, то тут на выбор есть два варианта: вы можете заказать машину с обычной лапкой, либо с рычагом на руле, и, мы бы сказали, что ручной тормоз — лучший вариант.
Это поможет лучше контролировать мощность, и она всегда будет там, где вам это нужно. Например, для поворота на холме, чтобы остановить откат мотоцикла назад и дать больше контроля, когда ваши ноги находятся на земле. Отметим, что на кроссовой трассе правшам легче не иметь ножного тормоза.
Зарядка аккумулятора
Мотоцикл хорошо подойдет для короткого прохвата и спринтерского эндуро, когда вы можете использовать накопленный в нем заряд или использовать его на трассе. Не забывайте, что доступна версия XC с 18-дюймовым задним колесом и боковой подножкой.
У Stark фиксированная батарея, поэтому заменить разряженную батарею на заряженную, как в других электрических мотоциклах, невозможно. Но он поставляется с блоком быстрой зарядки на аккуратной подставке (поставляется с мотоциклом), чтобы иметь возможность заряжать его на трассе.
Конечно, точек для зарядки еще очень мало, но по мере того, как все больше электро-мотоциклов начинает появляться на тренировочных МХ трассах, а владельцы хотят кататься и платят деньги, то тем больше в будущем появится таких точек - хозяева трасс и организаторы должны будут об этом позаботится.
Готовы поспорить, что не составит труда их уговорить и позволить вам подключиться к розетке на 45 минут (по крайней мере, среднее время между сеансами катания) по цене чашки кофе.
На трассе
В начале этого теста ребята из компании признали, что мы ехали на том, что фактически было еще частично прототипом. Поскольку сроки производства приближались, тест-драйв для международных мотоциклетных СМИ стал частью процесса разработки.
Тест-пилоты ездили на этих мотоциклах сотни часов без каких-либо проблем, но пара машин из пяти в тестовый день случайно перестали работать, а у другой была проблема с помпой. Также было сломано несколько задних крыльев (стоял плохой пластик).
Должно быть, это стало тревожным звонком для этих предсерийных мотоциклов, когда в течение 10 дней в день у них было по пять гонщиков, подвергая их различным уровням жестокого обращения. С одной стороны, в глазах прессы это выглядит не очень хорошо, но если это было частью производственного процесса, то теоретически это нормально, поскольку мы обнаружили несколько проблемных моментов, которые теперь можно устранить раньше, чем мотоциклы попадут к клиентам.
Следует отметить, что новое производственное предприятие Stark находится Северной Испании рядом с сотней поставщиков запчастей для внедорожников и отраслевых специалистов. Если им нужно что-то изменить в дизайне, на это уходят недели, а не месяцы. Поэтому базируются они там случайно.
Качество сборки и испытание временем
В целом качество сборки мотоцикла хорошее и соответствует качеству, которое вы ожидаете от машины за 11900 евро. Шасси и металлические детали выглядят как на японских машинах, с некоторыми очень аккуратными инженерными штрихами. Конечно, 11 тысяч - это много, но здесь нечего покупать дополнительно, это то, что есть, готовый к работе мотоцикл. Пока они ищут пластик для серийных моделей, единственными неизвестными будут электрические компоненты.
У нас также нет причин сомневаться в их качестве, но, опять же, мы хотели бы увидеть, как они выдержат месяцы езды в эндуро или трейлрайдинге в такой местности, где частые дожди и грязь. В нынешнем виде заряда не хватит на трехчасовую гонку кросс-кантри. Но день на тренировочном полигоне эндуро, спринтерская гонка или экстремальная гонка на клубном/национальном уровне по мотокроссу – нам кажется вполне возможной.
На Stark Varg было весело ездить, и эта комбинация подвески, тормозов и шасси была приятной, и действительно лучше, чем бензиновый мотоцикл для мотокросса. Что касается его использования в хард-эндуро, то при условии длительного заряда батареи, с 18-дюймовой задней шиной и муссом это может быть очень хорошим вариантом.
Вам не нужно быть механиком
Сдуйте грязь, смажьте цепь, и подключите мотоцикл к зарядке – на этом ваша функция механика практически заканчивается. Конечно, вам (как и нам) может нравиться тратить время в гараже на подготовку мотоцикла, но часть цели компании Stark состоит в том, чтобы привлечь нового клиента к езде по бездорожью и, по сути, к необслуживаемому мотоциклу.
Вам не нужно обслуживать воздушный фильтр, весь комплект пластика снимается за один раз с помощью семи болтов, нет необходимости в предварительном смешивании топлива или заливке масле и фильтрах - регулярное обслуживание будет затрагивать шины, подвеску, цепь, подшипники и еще не многое другое. Электродвигатель и аккумулятор — это серая зона, но в компании говорят, что все детали будут доступны в качестве запчастей для заказа в интернете и у дилеров.
По сути уход за этим мотоциклом такой же, как и за электронным маунтинбайком, и вы также получаете полный набор инструментов для каждой гайки и болта, когда покупаете его.
Как насчет эндуро?
При беседе с Полом Суси, соучредителем Stark и техническим директором компании, он сказал нам, что является большим поклонником Чемпионата Испании по хард-эндуро.
«Скоро это обязательно произойдет», — говорит он. «Я хочу иметь электрический эндуро-мотоцикл, на котором я могу ездить по выходным и ездить на такие мероприятия, как испанская серия Hard Enduro. Я отвечаю за разработку этих мотоциклов, и мне нравится кататься на эндуро, поэтому, конечно, я хочу сделать мотоцикл для себя, а не только для мотокросса».
На данный момент Varg не готов к этому, но, если 40 процентов из 9000 клиентов, которые, по словам компании уже выбрали версию с 18-дюймовым задним колесом, это говорит о том, что в большей степени интересует клиентов.
Наш первый тестовый вердикт
Во-первых, владение Varg решило бы множество проблем, связанных с тем, как и где мы можем ездить. Но мы уехали с этого теста с некоторыми вопросами без ответов просто потому, что мы не смогли ездить на мотоцикле достаточно долго и уж точно не в реальных условиях эндуро.
Многие из вас знают, что владение электронными транспортными средствами - это беспокойство по поводу дальности пробега, и вы быстро понимаете, как быстро ваша езда истощает энергию аккумулятора, и соответствующим образом корректируете ожидаемое расстояние.
В качестве эпилога
Нам нравится внешний вид Stark VARG, а соотношение мощности к весу с подвеской KYB, является ключевым признаком хорошей внедорожной машины. Электрические мотоциклы, на которых мы ездили — Sur-Ron и Alta — были хорошими, но недостаточно продуманными.
Совершенно новый дизайн Stark Varg, который с самого начала был направлен не только на то, чтобы быть конкурентоспособным, но и на то, чтобы превзойти обычные мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания. Значит ли это, что мы уже здесь и сейчас наблюдаем настоящий переломный момент в мотоциклетной промышленности? На наш взгляд поколению, которое будет воспитываться на электромашинах - это понравится, но более старшему поколению все-таки нужно сцепление, КПП и самое главное - звук бензиновой кроссовой машины.
Технические характеристики Stark Varg:
- Заявленный вес - 110 кг.
- Доступны два различных варианта мощности (80 л.с. и 60 л.с.), модель с полной мощностью стоит на 1000 долларов дороже.
- Батарея емкостью 6 кВтч и весом менее 32 кг.
- Время зарядки аккумулятора 1-2 часа.
- Более 100 режимов диапазона мощности с регулируемой кривой, торможением двигателем, эффектом маховика и тягой.
- Несколько мотоциклов «в одном» (с настраиваемыми настройками мощности) – возможность быть похожим на двухтактную машину от 125сс «кубиков» до 650-кубового четырехтактного.
- Водонепроницаемая приборная панель в виде смартфона и приложение для настройки: подключаются через Bluetooth и работают как замок.
- Подвеска KYB с ходом 310 мм спереди и сзади.
- Вес гонщика, указанный при покупке, означает, что подвеска будет настроена под вас.
- Алюминиевые ступицы и обода, обработанные на станке с ЧПУ, спицы стальные.
- Стандартные тормозные компоненты Brembo.
- Небольшая и легкая рама из углеродного волокна, магния и авиационного алюминия.
- Низкие эксплуатационные расходы, нулевые выбросы и минимальный уровень шума.
- Стоимость – 11900 евро.