Тест HUSQVARNA TX300i 2020 года
В 2020 модельном году компания Husqvarna предлагает шесть различных внедорожных серий - FC, TC, FE, TE, FX и TX, на которые приходится 13 различных машин.
Четырехтактные мотоциклы для мотокросса – серия FC (модели FC250, FC350 и FC450), двухтактные машины для мотокросса - TC (модели TC125 и TC250), четырехтактные машины для эндуро и двойного назначения имеют аббревиатуру FE (модели FE350 и FE501 - фактически 510,8 сс), двухтактные мотоциклы для эндуро называются TE (модели с инжектором TE150i, TE250i и TE300i), а четырехтактные мотоциклы повышенной проходимости называются - FX (модели FX350 и FX450). Сегодня мы рассмотрим популярную двухтактную модель с инжектором TX300i.
Что такое HUSQVARNA TX300I с инжектором? Это гибрид: частично эндуро-мотоцикл, частично кроссовый и отчасти научный проект. Он не создан для медленного катания в лесу и также не подойдет для мотокросса. Он предназначен для таких гонок, как Western Hare Scrambles, WORCS и гонок по пустыне.
Ну, а где же часть научного проекта, скажите вы? Это впрыск топлива. Двухтактный мотоцикл с впрыском топлива был немыслим пять лет назад. Единственными двухтатными мотоциклами в модельном ряду Husqvarna 2020 года, которые не имеют впрыск топлива, являются кроссовые TC125 и TC250.
Давайте посмотрим, чем TX300i отличается от кроссовой машины TC250 и что между ними общего.
Двухтактный внедорожный мотоцикл с впрыском топлива был немыслим пять лет назад
- Впрыск топлива. Двигатели TC125 и TC250 оснащены карбюраторами Mikuni TMX. В TX300i как бензин, так и масло подаются через систему автоматической смазки. Масло помещается в масляный бак объемом 700 см3.
- Шестиступенчатая КПП. Двигатель TX300i оснащен шестиступенчатой коробкой передач с широким соотношением, а TC250 имеет пятиступенчатую коробку передач.
- Колеса/шины. TX300i оснащен 18-дюймовым задним ободом DID с внедорожными шинами Dunlop AT-81. TC250 поставляется с 19-дюймовым задним колесом и шинами Dunlop MX3S.
Ребра на стандартной выпускной системе TX300 предназначены для того, чтобы сделать резонатор более жестким и устойчивым к вмятинам
- Тормоза/сцепление. На TX300i, как и на ТС250 стоит гидравлика Magura (на KTM стоит гидравлика Brembo).
- Топливный бак большего размера TX300i вмещает 8,5 литров топлива. Он сделан из полупрозрачного пластика, поэтому уровень топлива можно легко проверить. На TC250 стоит 7,5-литровый черный пластиковый топливный бак.
- TX300i поставляется с откидной ножкой-подставкой. Она съемная.
- Электрический стартер. Каждый год гонщики становятся все ленивее и ленивее. Никому уже не хочется дергать кикстартер. На TX300i не надо ничего дергать, модель оснащена электростартером (хотя при желании на нее можно поставить и кикстартер).
ДВИГАТЕЛЬ
Двухтактный двигатель Husqvarna TX300i оснащен 39-миллиметровым инжектором Dell'Orto, поэтому нет необходимости менять главные жиклеры или иглы, потому как нет карбюратора. Единственная цель инжектора – не разбрызгивать топливо, а измерять поток воздуха через дроссельную заслонку и служить в качестве точки входа для системы автоматического впрыска смазки.
Двухтактный двигатель Husqvarna TX300i оснащен инжектором и вам больше не нужно менять жиклёры или иглы, потому как карбюратора больше нет
Сама система Synerject Engine Management System (EMS) имеет сверхбыстрый процессор, который зависит от датчиков для сбора данных. Датчики следующие:
- датчик опрокидывания (который распознает, когда мотоцикл лежит на земле, и выключает двигатель в течение 10 секунд).
- датчик давления в картере
- датчик частоты вращения двигателя.
- датчик положения дроссельной заслонки.
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
- датчик температуры воздуха на впуске.
- новый для 2020 года дозиметр давления окружающего воздуха.
Выхлопная система Pro Circuit (с глушителем R304) идеально подходит для TX300i 2020 года, делая диапазон мощности еще более широким. В середине диапазона выхлоп Pro Circuit добавил три лошадиных силы и, конечно же, сделал то же самое на верхах.
Как поступает топливо? На каждой стороне цилиндра находятся отверстия, через которые топливо подаётся сквозь окна (в обход впускного тракта и картера). Система EMS использует свой источник данных, чтобы сообщить форсунке инжектора, когда распылять, сколько распылять и как долго распылять. Поскольку топливо распыляется в передающие отверстия в тот момент, когда по ним воздух идет вверх, топливо и воздух преобразуются в легкий туман, когда смесь попадает в камеру сгорания.
Вам не нужно предварительно смешивать бензин и масло, но вы должны вылить масло в горловину масляного бака, расположенного под бензобаком
Все двухтактные двигатели, и с инжектором не исключение, требуют предварительного смешивания топлива и масла, но не все из них нуждаются в том, чтобы делать это в отдельной канистре. В случае с TX300i, бак заправляется обычным бензином, а масло заливается в 700-кубовый бачок, расположенный под бензобаком. Заливная горловина масляного бачка, расположена между рулевой колонкой и бензобаком (см. фото выше), соединена с маслобаком через гибкий шланг, проходящий внутри рамы. Из этого бака масло впрыскивается в соотношении от 70:1 до 100:1. Одной заправки масла хватает на 4-7 баков топлива, прежде чем его нужно будет долить.
Если вы забудете добавить масло, загорится предупреждающий свет, который оповестит вас об этой процедуре. Не забудьте о том, что вам необходимо использовать двухтактное масло, предназначенное именно для инжектора - оно обладает более низкой вязкостью и более эффективно распыляется.
Также хочется сказать несколько слов о топливных картах. Модель оснащена двухпозиционным переключателем старого типа (как у KTM), который установлен рядом с ручкой газа. С некоторым усилием вы перемещаете его вперед и назад, чтобы сменить карту (карты можно переключать на ходу). Карт всего две - мягкий (две хеш-метки) и агрессивный (одна хеш-метка). Нам понравилась агрессивная карта.
Кроме того, Husqvarna посоветовала нам не регулировать мощностной клапан. Инженеры компании выявили сбои в работе топливных карт на предсерийных тестируемых моделях и поняли, что карты работали лучше всего, когда мощностной клапан был оставлен на заводских настройках (не слишком бедно или не слишком богато). Так как TX300i 2020 года быстрый мотоцикл, мы не чувствовали необходимости в большей мощности.
Что касается коробки передач, то очевидно, что всем хотелось бы, чтобы на каждой передаче двигатель тянул как можно дольше. На трассе для мотокросса мы забыли о первой, пятой и шестой передаче и использовали трансмиссию TX300i как трехскоростную. Ну, а на бездорожье шестиступенчатая КПП была почти идеальной. Мы могли заставить TX300i ползти по крутому скалистому подъему или показывать безумные скорости на высохших озерах.
ПОДВЕСКА
Следует отметить, что на TX300i установлена кроссовая рама, а настройка подвески для бездорожья мягкая, поэтому в первых поездках мы хотели сбалансировать мотоцикл. Хочется отметить, что мотоцикл супер-стабилен на высокой скорости, но передняя часть не так хороша в поворотах. Мы начали с того, что подняли перья вилки в траверсах, чтобы придать больший вес переднему колесу. В конце концов, мы установили вилку в траверсах на третьей линии.
Рекомендуемое производителем давление воздуха в воздушной вилке WP XACT составляет 9,65 бар (139 PSI). Поэтому задача номер один для этой вилки - найти правильное давление воздуха для вашего веса и скорости. С помощью только одной регулировки давления воздуха можно легко вносить изменения. Мы рекомендуем сделать давление 145 PSI, сжатие 12 щелчков, отбой 12 щелчков, а высота вилки в траверсах на 3-й линии.
Что касается заднего амортизатора, то он имеет хорошую настройку, хотя прогиб сыграл большую роль в балансировке мотоцикла. Мы экспериментировали, начиная с 110 мм и до 100 мм. Большинству тест-пилотов понравился прогиб в 105 мм, и мы бы рекомендовали такую настройку амортизатора: жесткость пружины 42 Н/мм, прогиб 105 мм, Hi-сжатие: 1-1 / 4 оборота (2 оборота), Lo-сжатие Lo: 8 щелчков, а отбой 14 щелчков.
НА ТРАССЕ
Husqvarna с впрыском топлива не похожа на предыдущие карбюраторные двухтактные модели. При работе двигатель выдавал электрический шум, о котором упоминал каждый тест-пилот. У него не было треска карбюраторного двигателя. Мы связываем это с тем фактом, что микропроцессор Synerject готовит топливно-масляно-воздушную смесь с идеальной точностью, которой нереально добиться, просто добавив масла в бензин и смешав их в канистре. Компьютер изменяет соотношение топлива и масла через обратную связь от датчиков в миллисекундах, поэтому смесь оптимальная. Это было немного странно, но мотоцикл был удивительно быстрым.
Все наши тест-пилоты подошли к 2020 Husqvarna TX300i с опаской. В прошлом году мы уже тестировали двухтактный мотоцикл с инжектором от Husqvarna, и у него была одна неприятная особенность - серьёзный провал на 7000 об/мин. Причём это был не просто провал в тяге, а явная недоработка топливной карты - двигатель звучал так, будто его душат. Это сильно раздражало, потому что тяга пропадала именно на тех оборотах, где она как раз начинает раскрываться. Что интересно, на более высоких оборотах двигатель вёл себя превосходно.
Надо отметить, что на нашем тестовом мотоцикле 2019 года мы перебрали все имеющиеся карты, но так и не подобрали режим работы, в котором этого провала бы не было. Поэтому мы опасались, что этот провал проявит себя и на модели 2020 года, но к счастью, эта проблема была практически исправлена.
В прошлом году мы хотели убрать этот провал, установив тюнингованную выхлопную систему Pro Circuit для TE/TX300i. Мы никогда не показываем тест-райдерам динамограмму, пока они не покатались на мотоцикле. Итак, как только они перестали хвалить трубу Pro Circuit, мы показали им цифры. От 5000 об/мин до 6700 об/мин стоковая выхлопная система и Pro Circuit производили одинаковую мощность. На 7500 об/мин стоковый выхлоп застрял на 42.10 л.с., в то время как с Pro Circuit двигатель развивал 45.20 л.с. При 8500 об/мин стоковая система развивала 49,77 л.с (ее пик), а Pro Circuit - 52,10 л.с. При 9200 об/мин (пик Pro Circuit) стандартная система развивала мощность в 46,10 л.с, а Pro Circuit - 52,50. Лучше всего то, что с Pro Circuit мотор тянул до 9200 об/мин, в то время как со стоком он начал «умирать» при 8600 об / мин.
Несмотря на то, что на модели 2020 года не было заметно такого провала, мы все-таки решили тоже ее испытать, заказав выхлопную систему Pro Circuit с коротким глушителем. Каков результат? Мы увидели заметное увеличение мощности с 6500 об/мин до 9000 об/мин (прирост в 3 л.с при 7500 об / мин и прирост в 3 л.с при 9000 об/мин).
Наверное, прозвучит наивно, но мы ожидали от Husqvarna TX300i вальяжного характера с наибольшей тягой в середине диапазона. Однако, он лихо раскручивается до 7000 об/мин, а далее удивляет еще больше, выдавая хорошие верха. С 8000 об/мин и до отсечки, которая наступает на 9300 об/мин, у него очень мощный подрыв. Чем больше мы гонялись на TX300i, тем больше мы привыкли к звукам выхлопа, жуткому ощущению мощности и скорости. Дело не в том, что нам не хватало двухтактных ощущений, просто его индивидуальность была очень одномерной.
ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?
- Высота. Все мотоциклы для мотокросса слишком высокие, а TX300i кажется еще выше.
- Карты. У него есть две карты, но мы использовали только карту №1 (агрессивную).
- 18-дюймовый обод заднего колеса. Нам нравится идея 18-дюймовой задней шины и ее большего пятна контакта, но мы не были в восторге от задних шин 110 / 100-18 Dunlop Geomax AT81 для бездорожья.
- Вы должны использовать двухтактное масло, помеченное как «масло совместимое с инжектором». Инжекторное масло имеет гораздо меньшую вязкость, что позволяет ему прокачиваться через крошечные форсунки без их засорения.
- Вес. С добавлением большого топливного бака, подставки, микропроцессора ECU, шестиступенчатой трансмиссии и более тяжелых шин для бездорожья, TX300i весит 101,1 кг. Для сравнения кроссовая Husqvarna TC250 весит 96,6 кг.
- Высокая стоимость - $ 10099.
С добавлением большого топливного бака, подставки, микропроцессора ECU, шестиступенчатой трансмиссии и более тяжелых шин для бездорожья TX300i весит 101,1 кг. Для сравнения кроссовая Husqvarna TC250 весит 96,6 кг
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ?
- Двигатель TX300i выдавал 48 лошадиных сил по технологии EFI, которой всего три года. У него широкий диапазон мощности.
- Световой индикатор уровня масла в бачке.
- Сцепление. На TE300i установлено надежное сцепление с гидравлическим приводом Magura и шайбой Belleville.
- Бензобак. Довольно удивительно, что нам больше не нужно предварительно смешивать бензин с маслом, и мы можем сразу увидеть уровень топлива.
- Цепь. Как и следовало ожидать на внедорожном мотоцикле, на TX300i стоит сальниковая цепь DID 520 VT2 X-Ring.
- Электрический стартер. На модели установлен электрический стартер, и TX300i не поставляется с кикстартером. Но если вам нужно, кикстартер можно заказать, как дополнительную опцию.
- Впрыск топлива. Кто бы мог подумать, что для того, чтобы сделать двухтактный мотоцикл инжекторным, всего на всего нужно установить два шланга по бокам цилиндра.
ПОДВОДИМ ИТОГ
Мы думали, что гонки на двухтактном мотоцикле с впрыском топлива будут отличаться от гонок с карбюраторным двигателем, но это не так. На самом деле, каждый едет в меру своих способностей, однако звук и ощущения очень уникальны. Одно предупреждение: если вам нужен мотоцикл для мотокросса Husqvarna с объемом двигателя 300сс, лучше купите TC250 и установите «биг-бор» (который включает в себя цилиндр, головку, поршень, детали мощностного клапана, прокладки и ECU). Конечно у вас тогда не будет инжектора, но зато вы станете обладателем отличной кроссовой машины с объемом двигателя 300сс.
TX300i - не очень хорош для мотокросса, а TC250 не очень подходит для эндуро. Ну а выбор, как всегда, за вами.