Тест эндуро мотоциклов KTM EXC-F и EXC 2020 года
Презентация новых мотоциклов для эндуро австрийского производителя «KTM World Press», при участии гонщиков команды KTM Factory Enduro, Джонни Уокера и Тэдди Блазусиака состоялось в парке «Bassella Experiences» на севере Испании, недалеко от Пиренейских гор в Андорре, в фантастической стране бездорожья.
Процесс эволюции внедорожной линейки KTM привел к тому, что модели для мотокросса претерпели серьезные изменения в прошлом сезоне, а в 2020 году настала очередь линейки мотоциклов EXC для эндуро. Список изменений достаточно обширен и включает в себя новые рамы, обновленную подвеску WP, двигатели, новый дизайн внешнего вида и эргономические изменения, направленные на повышение производительности и опыта гонщика.
Линейка 2020 года теперь состоит из семи моделей. Она пополнилась совершенно новой двухтактной машиной KTM 150 EXC TPI с впрыском топлива TPI (TPI - Transfer Port Injection, запатентованная KTM технология впрыска топлива), омологированной для Euro 4. Также в линейку повторно войдут модели SIX DAYS, а помимо них - новый KTM 300 EXC TPI Erzbergrodeo (на фото выше) ограниченной серии в 500 экземпляров. Но обо всем по порядку.
В 2020 году инженеры KTM полностью пересмотрели ряд существенных улучшений прошлогоднего модельного ряда. Все машины получили совершенно новый дизайн внешнего вида, в то время как вес был уменьшен. Теперь мотоциклы выглядит более тонкими, особенно в области задних номерных пластин, так как теперь правая симметрична левой.
Короб воздушного фильтра был переработан для улучшения воздушного потока при использовании того же воздушного фильтра, что и у предыдущего поколения. Теперь двигатель может похвастаться улучшенной эффективностью и обеспечивает большую мощность благодаря совершенно новому электронному блоку и системе выпуска отработавших газов. Плюс, была обновлена система охлаждения.
В KTM пересмотрели пакет программного обеспечения и электроники для серии EXC-F 2020 года с совершенно новой системой управления двигателем Keihin и корпусом дроссельной заслонки, который улучшил реакцию на ручку газа во всем диапазоне.
Что касается двухтактных моделей серии EXC, то они также получили универсальный пакет изменений программного обеспечения и электроники, который обеспечивает лучший контроль над давлением окружающего воздуха, положением дроссельной заслонки, оптимизацией момента зажигания и количества впрыскиваемого топлива. Стоит отметить, что KTM серьезно продвинулась вперед по сравнению с мотоциклами, получившими впрыск топлива первого поколения.
Улучшения в раме были достигнуты благодаря большей жесткости для улучшения управляемости, наряду с новой вилкой WP Xplor 48 мм и амортизатором. Как и следовало ожидать от австрийского производителя, весь модельный ряд EXC-F и EXC оснащен одними из самых премиальных компонентов на рынке, включая тормоза и гидравлическое сцепление Brembo, колесные диски Giant, руль Neken, электрический стартер и шины Maxxis.
Линейка четырехтактных машин серии EXC-F включает четыре модели:
250 EXC-F ($13 395)
350 EXC-F ($14 295)
450 EXC-F ($14 695)
500 EXC-F ($15 195).
С таким большим количеством опций не так уж и легко выбрать мотоцикл, который подойдет именно вам. Поэтому все сводится к типу трасс и стилю вашей езды.
Для нас все сводится к двум моделям - 350 EXC-F и 500 EXC-F. Двигатель 350 EXC-F получил новую конструкцию головки цилиндра, экономящую 200 граммов веса. Новые впускные и выпускные коллекторы, оптимизированные по аэродинамике, а также два верхних распредвала обеспечивают двигателю характер тяги, идеально подходящий для эндуро. На этой модели все делается легко - он легкий и очень хорош в поворотах. Двигатель, правда плохо тянет с низов, но зато хорош на средних и высоких оборотах.
Двигатель 500 EXC-F имеет высокий крутящий момент в более широком диапазоне оборотов. На техничных участках трассы 350 EXC-F требует часто работать сцеплением, в то время как 500 EXC-F более предпочтителен, благодаря своей способности вытягивать с более низких оборотов, и он редко нуждается в переключении передач. Стоит отметить, что KTM 350 EXC-F больше понравится агрессивным гонщикам.
Единственная область, в которой мы чувствовали, что «пятисотка», возможно, не дотягивает по сравнению с 350-кой, - это управляемость, что связано с дополнительным весом и инерцией, создаваемой двигателем (350 EXC-F весит 115.6 кг, а 500 EXC-F – 117 кг). КТМ 500 EXC-F заметно легче удерживать от остановки на низких оборотах в более жестких условиях по сравнению с предыдущей моделью, так как новый мотоцикл имеет пересмотренную систему управления двигателем. Это была область, которая определенно вызывала беспокойство в предыдущем поколении, но инженеры KTM все исправили в модели 2020 года.
Что касается подвески, то передняя 48-мм вилка WP Xplor и амортизатор WP Xplor PDS превосходно работают на низких скоростях, они хорошо поглощают небольшие препятствия, такие как бревна, камни, и прочие неровности. Поскольку вилки имеют более мягкую настройку, чем для мотокросса, мы были впечатлены их приличной энергоёмкостью на высокоскоростных участках и участках с резкими перепадами высот. Задние амортизаторы поддерживают сцепление с дорогой на удивление хорошо. На трассах, усеянных препятствиями, заднее колесо остается «приклеенным» к земле и не имеет тенденцию отскакивать или отклоняться, что позволяет легко удерживать заданную траекторию на скоростных участках.
Частью дополнительных опций KTM, которая будет в списке с 500 EXC-F для покупки -переключатель контроля тяги и карт зажигания. Эта опция стояла на модели, которую мы тестировали в Испании, и это фактор, за который мы можем ручаться. Она создает возможность намного легче ездить на 500 EXC-F по большому диапазону ландшафтов и условий, так что тут есть над чем подумать, особенно если вы тяготеете к машине большей кубатуры.
Модель 250 EXC-F определенно занимает свое место в линейке, на ней приятно ездить, а если вы участвуете в гонках или просто любите покататься по трассе, то она создана для вас. У двигателя достаточно мощности, а управляемость очень острая.
Про КТМ 450 EXC-F скажем, что он всегда был отличным гоночным мотоциклом, и это реально выдающийся мотоцикл для бездорожья. Как мы уже упоминали ранее, плохих мотоциклов просто не существует в линейке KTM, все дело в том, какой из них вы предпочитаете. Конечно, лучший способ решить эту проблему - протестировать все модели самостоятельно. Если ваше сердце или глаза сосредоточены на одной из них, вы не будете разочарованы ни в малейшей степени.
Вот мы и добрались до двухтактных моделей эндуро, и самая популярная из них – это КТМ 300 EXC TPI. Двигатель 300 EXC TPI является фаворитом среди традиционных и экстремальных гонщиков-эндуро благодаря своей универсальности, и при работе газом вы действительно почувствуете точное количество подачи мощности. В рамах моделей 250/300 EXC двигатель повёрнут вниз на один градус для улучшения сцепления переднего колеса. Подрамник изготовлен из прочного и чрезвычайно лёгкого профиля и весит менее 900 граммов. Для увеличения стабильности заднего крыла, подрамник был удлинён на 40 мм.
Эволюция двигателя с впрыском для моделей 2020 года включает новый датчик давления окружающей среды (помогает регулировать параметры топливной смеси при быстрой смене высот), и 39-миллиметровый корпус дроссельной заслонки Dell'Orto, работающий вместе с мощностным клапаном. Переработанную систему холостого хода, обеспечивающую больше воздуха (и улучшающую холодный запуск), и переработанную воронку для впуска воздуха (для более точной подачи мощности). Каждый из них является важным элементом общей картины, направленной на повышение отзывчивости и эффективности двигателя.
Для нас 300 EXC TPI стал оптимальным выбором. Он обладает достаточной мощностью, и на нем действительно легко ездить. Вам не нужно слишком много думать или прилагать усилия, в отличие от, скажем, 150 EXC TPI, где вам нужно ездить, используя всю коробку передач, и постоянно держать нужные обороты.
Говоря о новом КТМ 150 EXC TPI - это совсем другой мотоцикл, чем мы ожидали. Пониженный крутящий момент делает езду на этом мотоцикле немного веселее на медленных скоростях, на технически более сложной местности. Этот мотоцикл доставляет огромное удовольствие от езды по одноколейному пути, в основном из-за веса и отсутствия инерции в моторе - в некотором отношении мотоцикл действительно ощущается как горный велосипед!
Эта 150-кубовая машина не предназначена для медленных и жестких трасс, потому как на таких участках мы столкнулись с проблемой нехватки мощности. Она любит высокие обороты, и, хотя и обладает низким крутящим моментом, вам действительно нужно постоянно поддерживать обороты, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя, а это требует большого переключения передач и большого количества использования сцепления.
В целом эта модель требует гораздо большего от гонщика, чем машины с объемом 250 или 300сс.
Последний из «двухтактников» – КТМ 250 EXC TPI – это серьезная гоночная машина, с новым цилиндром диаметром 78 мм и увеличенной степенью сжатия с 12,8: 1 до 13,8: 1. Отчасти, при разработке этой модели, инженеры компании основывались на успешной кроссовой модели KTM 250 SX-F. Что касается езды на нем, то если на 450F можно временами чувствовать, что этот мотоцикл больше подходит для профессионального гонщика, то 250F заставляет вас почувствовать себя настоящим профессионалом.
Подводя итог, важно отметить, что KTM продолжает развивать свою линейку мотоциклов для эндуро, и широта разработки все больше охватывает как программное, так и аппаратное обеспечение. Изменения двигателя во всех моделях увеличили мощность и тягу, а доработки в раме привели к очень реальному улучшению управляемости. Мотоциклы обеспечивают хорошую обратную связь с гонщиком и с большей уверенностью удерживают траекторию движения, независимо от того, находитесь ли вы на одноколейке или на широкой гравийной дороге.