Тест KTM 450SX-F Factory Edition 2024 года
Уже 12 лет компания KTM производит заводскую версию 450 SX-F Factory Edition. Чем Factory Edition отличается от лимитированных моделей других производителей - тем, что показывает какой будет серийная модель в следующем году. Ожидание новой модели КТМ всегда велико, независимо от того, увидим ли мы совершенно новую платформу или просто обновление настроек подвески и новую графику, как это было в 2023 году.
Лучше ли заводская версия KTM 450SXF 2024 года, чем серийная модель? Да. Инженеры проделали очень хорошую работу, исправив недостатки серийной машины и улучшили уже и так хорошие стороны.
За прошедшие годы гонщики усвоили несколько вещей:
- Никогда не покупайте модель первого года выпуска. Почему? Потому что первые покупатели часто становятся реальными тест-пилотами того, что завод не успел выяснить во время предпрофессиональных испытаний. Что может пойти не так, то пойдет не так.
- Японские производители «Большой четверки» работают по четырехлетнему графику разработки. Новая модель, выпущенная в 2020 году, не будет заменена до 2024 года. И даже если инженеры знают, что ролик цепи рассыпается, пружины сцепления слишком слабые или, что чаще всего, вилки слишком мягкие, они вряд ли исправит эти проблемы раньше, чем через четыре года или больше.
- Рекомендуемая розничная цена производителя увеличивается примерно на 200 долларов каждый год, хотя последние модели часто представляют собой версии прошлогоднего мотоцикла.
- Специальные выпуски, будь то Factory Edition, Works Edition, Special Racers, Anniversary Edition или Rockstar Edition, делятся на два разных типа: «мотоцикл следующего года уже сейчас» и «мотоцикл этого года, оснащенный разными дорогими модами».
- Розничная цена лимитированной модели обычно на 800 долларов выше, чем серийной версии.
KTM 450SXF Factory Edition 2024 года
Что касается KTM, то он является одним из самых агрессивных производителей в плане обновления своих машин. Австрийцы не живут по стандартному четырехлетнему производственному циклу, как японские бренды. Исторически сложилось так, что KTM вносит изменения в гораздо более короткий цикл и почти всегда исправляет проблемы, требующие внимания.
В качестве примера возьмем KTM 450SXF Factory Edition 2024 года. Он был совершенно новым в 2023 году и не претерпел серьезных изменений в 2024 году. Согласно общепринятой логике, серьезная модернизация не произойдет до 2027 года, но это не для KTM. Помните, что Factory Edition 2024 года — это ранняя модель KTM 450SX-F 2025 года. Инженеры KTM выслушали каждую жалобу потребителей и СМИ, чтобы исправить самые вопиющие недостатки.
Откуда и когда возникла идея выпуска «FACTORY EDITION»?
Идея принадлежит бельгийцу Роджеру ДеКостеру. Когда он ушел из Suzuki в KTM, он сказал Райану Данжи остаться в Suzuki еще на год. Почему? Потому что в 2011 году у KTM не было 450-кубовой кроссовой модели с впрыском топлива, а был только эндуро-мотоцикл KTM 450XCF. В 2012 году Роджер убедил Австрию пересмотреть двигатель эндуро, добавить пятиступенчатую коробку передач и поставить совершенно новый двигатель 450SXF на улучшенную раму.
Звучит достаточно просто, но для участия в гонках на новом 450SX с впрыском топлива в серии AMA Суперкросс 2012 года мотоцикл должен был соответствовать правилам омологации AMA, а это означало, что KTM пришлось построить 400 серийных версий, прежде чем на нем можно было официально участвовать в гонках. Из-за сроков и свода правил AMA, компания KTM была вынуждена изготовить один «рабочий» мотоцикл и 399 точных копий (с производственными номерами «2012»). Мотоцикл Данжи 2012 года был предшественником серийного инжекторного KTM 450SXF 2013 года. Поскольку потребители могли купить «Реплику Райана Данджи» за шесть месяцев до того, как серийный мотоцикл 2013 года появился в мотосалонах, он стал хитом и имел успех в продажах, даже если он был ограничен тиражом в 400 единиц.
В 2023 году модель KTM 450SX-F Factory Edition получила лишь новые настройки подвески, новый глушитель Akrapovic и графику
Скорость, с которой раскупили эти 400 единиц, убедила KTM выпустить заводскую версию 2013 года (и они продолжали выпускать «полугодовые» модели в течение последних 11 лет). Эти мотоциклы часто были предвестниками того, каким будет серийный мотоцикл следующего года. Проблема, конечно, в том, что KTM не планировала вносить радикальные изменения каждый год. Таким образом, были годы, когда в Factory Edition не было ничего «фабричного», за исключением некоторых запчастей, новых карт, цвета рамы и специальной графики.
Хронология модели с 2012 по 2023 годы:
За 12 лет выпуска KTM Factory Edition пережили взлеты и падения. Давайте посмотрим на хронологию модели:
2012 год. Идея выпуска специального мотоцикла следующего года была революционной в 2012 году, и KTM смогла дать Райану Данжи значительно улучшенный мотоцикл по сравнению с серийной моделью. Другими людьми, которые выиграли, были потребители, которые могли получить инжекторный KTM 450SXF за шесть месяцев до выпуска серийной машины 2013 года.
2013 год. В KTM сделали новую половинку картера двигателя, чтобы избавиться от кик-стартера и перейти на электростартер.
2014 год. Модель получила новую переднюю вилку WP 4CS, а ход заднего амортизатора увеличился на 4 мм. Геометрия рамы была изменена путем перемещения передней оси на 2 мм назад (с помощью зажима оси, а не смещения траверсы).
2015 год. В тот год Factory Edition получил двигатель на 23 мм короче, на 23 мм уже и на 1,8 кг легче. Рама из хромомолибдена стала на 20% жестче на кручение и на 30% более гибкой в продольном направлении. Общий вес был снижен до 102,6 кг (без топлива).
Самая первая модель KTM 450SX-F Factory Edition была выпущена в 2012 году
2016 год. Механических изменений не было, но серийная модель получила пневматические вилки AER (и «похудела» еще на 1,5 кг).
2017 год. Никаких механических изменений. Единственным существенным обновлением KTM Factory Edition более легкая и мощная батарея SkyRich, которая помогла снизить вес мотоцикла до 100,6 кг.
2018 год. Рама Factory Edition стала жестче на кручение и немного мягче в продольном направлении. Головка цилиндра стала на 15 мм ниже. Кроме того, радиаторы были занижены на 12 мм, а топливный бак стал уже в переходной зоне. Электроника была перенесена на лоток над коробом воздушного фильтра. Маятник стал на 5 мм длиннее, а топливопроводы внутри бензобака были выпрямлены, чтобы исключить перекручивание. Наконец, выхлопная труба была укорочена, а в средней трубе вставлена скользящая посадка.
2019 год. В версии Factory Edition верхняя втулка штока с покрытием была заменена на бронзовую втулку. Поршень был усилен конструкцией мостовой коробки под куполом, чтобы уменьшить боковую нагрузку на стенку цилиндра. Предыдущие траверсы были заменены на разъемные (во многом похожие на Xtrig).
2020 год. Никаких механических изменений. Историческая хронология Factory Edition показывает, что годами значительных изменений модели до этого момента были 2012, 2015 и 2018 годы.
Самые значительные изменения получили модели 2012, 2015, 2018 и 2022 годов (на фото)
2021 год. Помимо более легкого глушителя Akrapovic, KTM Factory Edition имел точно такой же двигатель, раму, короб воздушного фильтра, маятник и подвеску, что и серийная модель 2020 года. Модель получила единственное обновление - это новая накладка на руль, на которой был размещен пульт дистанционного управления по Bluetooth, который позволяет вам самостоятельно настраивать карты зажигания. Этот мод был не эффективен и очень быстро исчез (и больше не возвращался).
2022 год. В KTM изменили практически все в модели 450SXF Factory Edition, включая гидроформованную раму - она стала прочнее и жестче, но благодаря отделению ударной нагрузки от хребта рамы она меньше скачет на неровностях, положение двигателя, степень сжатия (увеличена с 13,75 до 14,1), подрамник из литого под давлением алюминия/полимида, более жесткий литой алюминиевый маятник, уменьшенный задний мост, нижние конусы Hydro-Stop и совершенно новый пластик.
2023 год. После массовых обновлений было бы глупо ожидать, что Factory Edition 2023-будет полностью обновлен. Таким образом, заводская версия этого года не претерпела никаких механических изменений в ходовой части, но был добавлен глушитель Akrapovic и некоторые тонкие обновления вилки и амортизатора, плюс новая графика.
Что нового в модели 2024 года?
Некоторые детали Factory Edition можно будет увидеть и на серийной модели KTM 450SX-F 2025 года. Вот список:
- Заводская обтяжка сиденья с оранжевыми ребрами, рама с порошковым покрытием оранжевого цвета, оранжевые защиты, оранжевая задняя звездочка, оранжевые траверсы и ступицы.
- Новые кожухи радиатора не такие заостренные, как на моделях 2023 и 2024 годов выпуска. Они загибаются внутрь на кончиках.
- Наконечник педали тормоза на предыдущих моделях мог легко быть раздавлен при столкновении с другим мотоциклом или при падении. На модели 2025 года (и в Factory Edition) предусмотрена более надежная педаль и усиленный кончик педали тормоза.
- Компания KTM заменила штампованную амортизаторную стойку, выпущенную до 2023 года, на стальную треугольную поковку толщиной 3 мм. Теперь у Factory Edition 2024 года и KTM 450SXF 2025 года кованая амортизаторная стойка имеет большие рельефные отверстия, прорезанные с обеих сторон, чтобы обеспечить небольшую гибкость.
- Кованые опорные пластины. Для придания жесткости рулевой трубе в 2023–2024 годах к верхней части хребта рамы, охватывающей рулевую головку, были приварены толстые кованые стальные косынки. Целью было усилить центральную контрольную точку рамы, рулевую колонку, чтобы мотоцикл поворачивал быстрее и точнее. При этом на нижние трубы поставили вторую кованую пластину, выступающую ниже рулевой трубы. Мы предполагаем, что эта пластина была установлена для лучшей поддержки рулевой трубы, которая в прошлом была склонна к поломке.
- С каждой стороны, от стойки амортизатора до кронштейнов подножек, расположены по две симметричные трубы рамы. Инженеры KTM заменили изогнутые трубы новыми хромомолибденовыми трубками с более тонкими стенками. Цель заключалась в том, чтобы придать раме больше пружинистости при высоких нагрузках.
- В новом Factory Edition инженеры KTM установили новую направляющую цепи.
- Новая рычажная система. В ходе испытаний компания KTM обнаружила, что детали рычажного механизма 2023–2024 годов были слишком жесткими. Меньшие болты крепления и более тонкие рычаги не только уменьшают трение, но и работают в сочетании с ранее обновленной меньшей задней осью, обеспечивая гибкость и большую обратную связь с задним колесом.
- Задний амортизатор получил лишь незначительные обновления клапана сжатия, в основном потому, что уменьшенное трение и индуцированная гибкость новой рычажной системы делают амортизатор более свободным.
Двигатель
Двигатель KTM 450SXF Factory Edition 2024 года практически идентичен прошлогоднему. В прошлом году он был совершенно новый и все было спроектировано так, чтобы превзойти прежнюю платформу. Мотор был повернут на 2 градуса назад, в результате чего моторная звездочка оказалась на 3 мм ниже. Это перемещение помогло в централизации массы, а задней подвеске противостоять «приседанию» при ускорении.
Несмотря на то, что двигатель 2024 года идентичен прошлогоднему, вы можете ожидать повышения производительности на низких оборотах благодаря глушителю Akrapovic и самостоятельно выбранным опциям с помощью CUO
Соотношение звезд 13/51 отличается от предыдущих моделей, чтобы соответствовать новой коробке передач, но не удивляйтесь, если новые владельцы KTM захотят установить более высокое соотношение от 14/52 до 14/54. Еще одно изменение — степень сжатия, которая была увеличена с 12,75:1 до 13,1:1. Это улучшило характеристики нового двигателя, и с увеличением степени сжатия не было связано никаких отрицательных моментов.
Новая система Connectivity Unit Off-Road (CUO), устанавливаемая на крыло, заменяет старое приложение для телефона, которое крепилось на руле
Одна из претензий к двигателю, заключается в том, что он чувствуется иначе, чем у японцев. У КТМ, как правило, двигатель вибрирует немного сильнее и имеет большее ощущение крутящего момента. Для новой платформы эти различия сократились вдвое, реакция лучше, чем когда-либо прежде, особенно на карте зажигания №2. Давние поклонники KTM не должны чувствовать себя не в своей тарелке, поскольку двигатель по-прежнему набирает обороты в своем «шумном» диапазоне, а новый дизайн сохраняет знакомое, хотя и улучшенное ощущение. По сути, если вам нравился ваш КТМ 450 SX-F 2016–2022 годов, карта №1 сохраняет аналогичные ощущения от езды, а карта №2 определенно благоприятствует смелым.
Что касается показателей на динамометрическом стенде, KTM 450SX-F и 450SX-F Factory Edition - лидеры класса с середины до верхнего диапазона. Серийный KTM 450SX-F преодолевает барьер в 59 лошадиных сил при 9000 об/мин. При этом следует отметить, что Honda CRF450, Kawasaki KX450 и Suzuki RM-Z450 никогда не превышали отметку в 57 лошадиных сил. Фактически, при мощности 59,94 л.с. KTM 450SX-F всего на 0,06 л.с. меньше отметки в 60 л.с.
Подвеска
В прошлом году инженеры WP пересмотрели переднюю вилку и амортизатор для Factory Edition с целью повышения комфорта и регулировок с обеих сторон. Клапаны амортизатора и вилки отличаются от клапанов серийной модели, но изменения ограничены определенными сегментами хода, где, по мнению WP, они могут сделать подвеску менее привередливой в отношении изменений настроек.
В WP говорят, что они внесли «незначительные улучшения» в комплект прокладок сжатия, чтобы сделать работу среднего клапана более плавной и комфортной. Они не касались стороны отбоя, а также не было никаких изменений в предлагаемых настройках давления воздуха или кликера. Гонщик должен быть готов настроить все сам, регулируя кликер в зависимости от условий трассы.
Задний амортизатор. WP с помощью американского отдела исследований и разработок KTM разработали новые настройки демпфирования высокоскоростного сжатия, потому что они чувствовали, что настройки 2023 года имеют слишком большой разрыв для каждой регулировки. Цель состояла в том, чтобы заставить быстродействующий диск сжатия выполнять меньшие регулировки при каждом движении. Насколько меньше? Каждое дополнительное изменение было уменьшено на 50 процентов. Это дало гонщику возможность точно настраивать изменения сжатия с меньшим шагом.
На прошлогоднем амортизаторе было легко переборщить с каждой регулировкой. На модели Factory Edition 2023 года легче найти лучшую настройку. Высокоскоростное сжатие контролируется пружиной, прижимающей стопку прокладок. WP не изменили регулятор или пружину, а вместо этого перешли с 15 прокладок на 23 прокладки, чтобы предложить более очерченный диапазон регулировки. Учитывая, что немногие гонщики используют высокоскоростной регулятор сжатия и полностью понимают его функцию, это изменение амортизатора вступает в игру, только если вы поворачиваете диск высокоскоростной компрессии. Рекомендуемая настройка составляет 1-1/2 оборота.
Настройка подвески
Передняя вилка WP AER. Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT, нужно приноровиться. Пневматическая вилка KTM WP XACT имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое воздушное. KTM имеет наклейку на воздушном пере, где указано рекомендуемое давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон. У МХА есть тест-пилоты, которые работают с давлением до 11,3 Бар, и которые работают с давлением до 9,3 Бар. У вилки Factory Edition большой потенциал. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Давление: 10,9 бар
- Сжатие: 14 щелчков (12 щелчков)
- Отбой: 15 щелчков (18 щелчков)
- Высота перьев вилки: третья линия при надавливании, но оранжевые кольца изнашиваются и сами соскальзывают через пару часов. Нас беспокоил тот факт, что новая вилка Factory Edition не использует весь ход. Ей требуется шесть часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».
Задний амортизатор. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. В 2022 году инженеры WP внесли некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT, чтобы сделать его работу более жесткой. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Жесткость пружины: 45 Н/мм (для 79 кг и выше), 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг)
- Прогиб: 105 мм
- Высокое сжатие: 1-1/2 оборота Низкое сжатие: 15 кликов Отбой: 15 кликов
Примечание: Когда у нас есть сомнения по поводу сжатия амортизатора, мы сосредотачиваемся на изменении высокоскоростного сжатия, а не низкоскоростного.
Стоимость
KTM 450SXF Factory Edition 2023 года продавался по цене 12099 долларов, что на 400 долларов дороже, чем Factory Edition 2022 года (стоимость FE 2022 года составляла 11 700 долларов). Модель Factory Edition 2024 года опять подорожала на 400 долларов и теперь ее стоимость составляет - 12499 долларов
На трассе
Когда дело доходит до трассы, то KTM 450SX-F Factory Edition - очень жесткий, и это относится как к раме, так и передней вилке. Это не является решающим фактором, но раму необходимо обкатать. В отличие от вилки, которая прикатывается относительно быстро, рама KTM из хромомолибдена не будет комфортной до тех пор, пока вы не проедете от 8 до 10 часов. Почему? Инженеры KTM приложили немало усилий, чтобы сделать раму более прочной и жесткой, особенно в области рулевой колонки. Дополнительная жесткость была данью уважения профессиональным гонщикам, но усложняла жизнь в течение первых 10 часов обкатки для ветеранов и новичков.
Большая разница в том, что рама 2023 года имеет сверхпрочные стальные кронштейны в верхней части (за рулевой колонкой) и, что неудивительно, кованые кронштейны на нижней трубе (под рулевой колонкой). Хуже того, есть кованые опоры двигателя (без стальных или алюминиевых скоб между двигателем и рамой). Не заблуждайтесь, совокупная прочность кованых деталей делает раму более прочной и жесткой, но из-за них этой раме требуется много времени на обкатку. Наша рама приближалась к своей естественной устойчивости с каждым часом езды. Это было идеально на 10-часовой отметке.
После обкатки, езда на KTM 450 SX-F Factory Edition доставляет много удовольствия, а новое приложение KTM Connect записывает множество интересных данных, например, сколько раз вы переключались на круге, сколько времени вы провели на третьей передаче, вашу максимальную скорость и т. д.
Помимо проблем с обкаткой, нам нравится, как KTM 450SX-F Factory Edition ведет себя в движении. Да, он тяжелее, особенно в передней части, но в зависимости от условий трассы это не является решающим фактором. Новый пластик имеет эргономичную форму, соответствующую человеческому телу. Ширина топливного бака, кожухов радиатора и боковых панелей облегчает захват мотоцикла коленями. Короб воздушного фильтра больше, к нему легче получить доступ, и он лучше всего работает с дополнительной вентилируемой крышкой. Подножки выглядят так, как будто они выступают дальше, но на самом деле они крепятся дальше внутрь, чтобы у ваших ботинок было больше места, чтобы обхватить раму.
В целом, KTM 450SX-F Factory Edition 2024 года — лучший мотоцикл на трассе с универсальной управляемостью (наряду со своими австрийскими собратьями). Он точен в поворотах, стабилен на скоростных прямых и не страдает какой-либо хронической склонностью к чрезмерной поворачиваемости в узких местах или тряске передней части.
Что не понравилось?
- Провисание цепи. Для цепи Factory Edition требуется 65-70 мм провисания (мы измеряем 65 мм четырьмя пальцами на задней части буферной накладки маятника). Она выглядит слишком свободной на 65 мм, но это лучшая настройка.
- Мойка мотоцикла. Гигантские вентиляционные отверстия под сиденьем трудно закрыть, когда вы моете мотоцикл под давлением. Мы используем пластиковые крышки Twin Air, чтобы избежать попадания воды в двигатель.
- Кнопка пуска/остановки двигателя. Нам не нравится комбинация электрического запуска и кнопки выключения. Во-первых, кнопки низкопрофильные и не могут быть легко активированы пальцем в перчатке. Во-вторых, мы никогда не прекращали попытки найти кнопку выключения слева (по привычке). В-третьих, будьте осторожны, чтобы не намочить переключатель во время мытья мотоцикла - это может привести к короткому замыканию всего ЭБУ.
- Долгая обкатка рамы - 10 часов.
- Контрольный список. Регулярно проверяйте болты на задней звездочке, рычаге переключения передач, амортизаторе, передних перьях вилки, передней опоре двигателя и шарнире маятника, а также спицы.
- Крышка бензобака залипает — иногда до такой степени, что ее невозможно снять на заправке.
- Крышка радиатора. Пластиковую крышку радиатора снимать неудобно.
Кнопка отключения и кнопка запуска расположены в модуле с правой стороны руля. Старайтесь не намочить его при мытье мотоцикла
Что понравилось?
- Гидравлическое сцепление Brembo – просто лучшее.
- Перекрестные три спицы. Чем больше спиц пересекает отдельная спица на пути от ступицы к ободу, тем прочнее и надежнее колесо. Переднее колесо Factory Edition имеет перекрестную шнуровку.
- Более широкое переднее крыло. Функционально все, что делает переднее крыло, — это сбивает грунт, отбрасываемый передним колесом. Шире - лучше. Переднее крыло Factory Edition на 25 мм шире в передней половине, а четыре 25 мм крылышка с каждой стороны расширяют заднее крыло, не сокращая приток воздуха к радиаторам. Эта концепция дизайна сокращает количество грязи и водяных брызг, подбрасываемых к гонщику передним колесом.
- Быстрое переключение. Quick Shift мгновенно прерывает зажигание, когда датчик на переключающем барабане сигнализирует ECU о том, что вот-вот произойдет переключение на более высокую передачу. Гашение искры снижает давление на коробку передач, позволяя быстрее переключаться без сцепления. Quick Shift работает только при переключении на повышенную передачу. При старте Quick Shift — лучшая вещь, но на трассе это может вызвать проблемы с переключением передач наполовину.
- Траверсы со смещением Factory Edition (20 и 22мм).
- Воздушный фильтр. На KTM Factory Edition он устанавливается намного легче, чем у любого другого мотоцикла.
- Возможность снятия крышки короба воздушного фильтра без инструментов.
- Вы можете отрегулировать амортизатор и переднюю вилку WP не используя инструмент.
- Мотоцикл поставляется с вентилируемой крышкой короба воздушного фильтра, которая улучшает приемистость.
- Линия защиты от приседаний при ускорении. Вся заслуга принадлежит экспериментам компании ATK и Хорсту Лейтнеру.
- Отличные тормоза Brembo.
- Кнопка «выключения» двигателя. Предыдущая кнопка была установлена на левой стороне руля. В 2023 году кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, сама кнопка может быть поднята выше для более удобного использования.
- Новая защита вилки больше закрывает открытые места и уменьшает вмятины на хроме.
- Стартовая кнопка WP Factory. Эти устройства стоят от 100 до 160 долларов, поэтому приятно, что KTM 450SX-F Factory Edition стоимостью 12 499 долларов поставляется с одним из них.
Подводим итог
Заметит ли среднестатистический гонщик разницу между обновленной рамой и прошлогодней? Вероятно, нет. Но в любом случае, КТМ 450 SX-F Factory Edition 2024 года — это последняя новинка от KTM, которая, вероятно, задаст тон для следующего поколения оранжевых машин.