Сертификация мотоэкипировки. Стандарты и расшифровки.
Тема сертификации мотоэкипировки достаточно запутанная - существуют различные стандартны безопасности, много разных букв и цифр в маркировке. Но есть смысл немного разобраться.
Некоторые недобросовестные производители используют простые уловки. Берут, например, обычные джинсы или куртку без защитных свойств, ставят туда пластиковые вставки (на колени или локти) и на подкладку пришивают маркировку «CE» - евросертификат защиты. Но маркировка эта относится только к протекторам, само же изделие не обладает никакими защитными свойствами.
Об этом стоит знать, особенно если вы рассматриваете какой-то неизвестный бренд экипировки (что уже не слишком разумно).
Известные бренды сертифицируют всё изделие. Но и тут нельзя переоценивать защитные свойства. Дело в том, что минимальные требования к сертификации довольно невелики.
Посмотрим на примере европейского стандарта ECE.
Это самый распространенный стандарт защиты, которым маркируется подавляющее большинство изделий. Обозначается знаком CE. Маркировка гарантирует, что производитель, а также поставщик и продавец отвечают за соответствие требованиям стандартов Еврозоны.
А поскольку все большие бренды поставляют продукцию в Европу (и в Россию), то они имеют такой сертификат.
Вот пример маркировки защиты тела и конечностей: EN здесь по смыслу аналогичен EС, индекс 1621 означает пригодность для мотокросса. Вторая цифра указывает на область защиты.
EN 1621-1 плечи, локти, бедра, колени
EN 1621-2 спина
EN 1621-3 грудь
Уровни, если они обозначены, говорят о допустимых нагрузках (измеряются в кН). Level 2 более защищен, чем 1.
EN 1621-1 Level 1
EN 1621-1 Level 2
EN 1621-1 Level 3
Уровни обычно можно увидеть на внутренней нашивке (п. 5). Там же буквами T указано соответствие допустимым температурам (от -10 до +40 C).
Казалось бы, в чем проблема?
Посмотрим на разную защиту колена. Leatt 3.0 Shin Guard и более защищенные брейсы Leatt C-Frame Pro маркируются одинаково - EN 1621-1. Хотя это разные изделия по прочности конструкции, материалам, стойкости на излом.
Проще говоря, по маркировке, указанной в описании товара, невозможно сделать вывод о реальной степени защиты. Необходимо внимательно изучить все особенности конкретного изделия.
Также желательно посмотреть, кто и как уже использует такую защиту. Особенно это касается экстремальных условий езды.
Мотоботы сертифицируются с другими цифрами в маркировке.
EN 13634 – боты
Сами тесты включают в себя стойкость к трению, сопротивление проникающему воздействию, поперечную жесткость, защиту от удара. И могут отличаться категориями (1 и 2).
Но, опять же, разобраться в деталях по маркировке вряд ли получится. Топовые кроссовые Alpinestars Tech 10 и менее защищенные Fly Racing FR5 имеют сертификат EN 13634.
ECE 22.05, DOT, SNELL - шлемы
Отдельно скажем о шлемах. Мотошлемы – самая важная часть экипировки. И для них есть три основных стандарта со своими маркировками. Помимо европейского ECE 22.05, это более суровый американский DOT (министерство транспорта США) и еще более требовательный SNELL (некоммерческий фонд).
Отличаются они процедурами тестирования. Во всех случаях на шлемы ставят датчики и бьют о плоские и выгнутые стальные поверхности, а иногда и об острые грани. Потом показания датчиков и повреждения анализируются. Но сила удара в тестах SNELL заметно больше. Если производитель (добровольно) заключил контракт и прошел такие тесты, то на шлем добавляется маркировка «одобрено SNELL».
SNELL approved
По логике такие шлемы имеют более гарантированную защиту. Но хорошо оплачиваемые методы SNELL иногда сильно критикуются. Ведь у шлема есть другие показатели безопасности. Например, вес или площадь закрываемой поверхности – фулфейсы, в целом, безопаснее открытых. Да и в определенных условиях шлем должен частично разрушаться, поглощая энергию удара. Поэтому такие сертификаты многие считают избыточными, и встречаются они нечасто.
Что касается сертификации ECE 22.05, достаточно сказать, что эти шлемы одобрены для участия в самых серьезных профессиональных соревнованиях, включая американский мотокроссовый чемпионат AMA и MotoGP. При этом не забываем, что по уровню защиты и количеству систем безопасности разные модели шлемов также могут отличаться.
Какой смысл в такой сертификации?
Использовать надо сертифицированную экипировку. Во-первых, это гарантия соответствия минимальным требованиям к мотозащите. Грубо говоря, защитная вставка при ударе не распадется на мелкие острые осколки и не сотрется в пыль за неделю использования. Также есть гарантия сохранения защитных свойств в заданном интервале температур (обычно от -10 до 40 гр. Цельсия). Ну и эргономика тоже учитывается при таких испытаниях моделей.
Во-вторых, сертификат означает, что все произведенные образцы идентичны. В ЕС тестах используется полная и дополнительно выборочная проверка всей партии продукции.
Что касается конкретных требований к защите, процитируем одного из топ-менеджеров компании-производителя:
«Для нас маркировка CE малозначима. Вы можете купить налокотники с таким знаком, пригодные только для скейтборда и велосипеда. Чтобы быть уверенным в защите, вам стоит вникнуть в подробное описание».