Несмотря на многочисленные бренды, которые в последние годы наводнили рынок, большая часть продаж рулей для мотокросса и внедорожного мотоспорта приходится всего лишь на нескольких мировых лидеров. Для того, чтобы занять место на прилавках, производитель должен иметь инновационный и полезный продукт, построенный из качественных материалов.
Без сомнения, мировым лидером в области производства рулей для мотокросса и внедорожной мототехники является Renthal (Англия). Компания использует эксклюзивный алюминиевый сплав и передовые производственные процессы, чтобы произвести полный спектр рулей. За более чем 40-летний опыт в производстве рулей они смогли завоевать доверие профессиональных команд и производителей OEM.
Отметим, что на счету Renthal - 176 титулов в мировых мотоциклетных чемпионатах и 173 в сериях АМА, больше, чем у других производителей вместе взятых. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество производителей внедорожной мототехники, которые оснащают свои серийные модели рулями Renthal, в их числе Honda, Kawasaki, Suzuki и KTM.
Вторым по величине лидером в производстве рулей и аксессуаров считается компания Pro Taper (США), в ее линейке есть много моделей с различной классификацией и геометрией, которые можно подобрать в соответствии с личными предпочтениями. Также можно рекомендовать такие компании, как: ODI, Mika Metals, TORC 1, TAG Metals и некоторые другие.
Очень интересен руль американской компании Flexx Handlebar, который является достаточно трудоемким и технологичным продуктом. Он произведен из двух различных алюминиевых деталей серии 7000 с использованием новейших технологий в области обработки ЧПУ. Рули сделаны с предельной практической точностью и тщательностью. Строгие допуски проверяются на каждом этапе производства высококвалифицированными специалистами, гарантируя, что каждый экземпляр поступивший в продажу выполнен с беспрецедентной точностью. Но эти рули больше подходят для гонщиков, выступающих в таких дисциплинах внедорожного мотоспорта, как Баха, WORCs и других различных гонках на длинные дистанции, где высокие скорости и нагрузки. Конструкция изначально была предназначена для поглощения сильных ударов. Цена конечно не маленькая (~$360), но, видимо, он того стоит.
Давайте на примере рулей Renthal разберемся в их классификации. К слову, в линейке этого производителя есть рули не только для кроссовых мотоциклов, но и для мини-мотоциклов и ATV.
- Renthal® 7/8" - самый простой (менее прочный и недорогой) и до сих пор популярный внедорожный руль с перемычкой для жесткости. По всей длине у него одинаковый диаметр сечения трубы 22,2 мм (7/8”). В основном их ставят производители серийных кроссовых мотоциклов.
Renthal
- Fatbar® занимает лидирующее положение на рынке рулей без перемычки. Благодаря коническому профилю стенки, диаметр центральной части 1-1 / 8" или 28.6 мм, и он сужается к ручкам до 7/8" или 22.2 мм. Устанавливаются на серийные модели КТМ и Suzuki.
Fatbar
- Twinwall® (труба в трубе) разработан для более жестких условий гонки. Он имеет запатентованную конструкцию с использованием двух труб, позаимствованную из авиастроения, и сочетает в себе прочность, легкий вес и безопасность. С моментом своего появления в 1998 году Twinwall® стал выбором многих профессиональных гонщиков и команд.
Twinwall
Теперь, что касается геометрии. Производится много моделей рулей и каждому изделию присваивается свой номер, он указан в центре руля. На сайте производителя можно ознакомиться с таблицами, где указаны различные варианты геометрии, которая имеет шесть параметров, обозначающих его размеры и форму. Руководствуясь этими параметрами и личными предпочтениями гонщик уже сам подбирает свой вариант руля. Например, у Twinwall® - 9 различных вариантов геометрии, у Renthal® 7/8" и Fatbar® их 17 и 18 соответственно.
Некоторые таблицы есть внизу страницы.
Еще один немаловажный момент. В линейке каждого серьезного производителя рулей (ProTaper и Renthal) есть различные кронштейны крепления, переходники для установки Twinwall или Fatbar рулей 28,6 мм без смены стандартного крепления (22,2 мм) и «проставки» руля. Эта продукция изготовлена на станках с ЧПУ из алюминиевых заготовок (6082 Т-6) с черной анодированной лазерной гравировкой логотипа, а крепежные шпильки из закаленной хромированной никелевой стали. Например, если гонщик имеет высокий рост, то с помощью «проставок» можно добиться нужной высоты положения руля для комфортной езды.
Переходники используются не только для увеличения высоты руля, но в тех случаях, когда нижнее крепление руля приварено к траверсе (на кроссовых мотоциклах до 1996 года и на более поздних эндуро) или вам нужен переход с 22,2 мм на 28, 6 мм руль. Если же вы хотите более высокое положение руля (например, у вас 22,2 мм руль), то лучше выбрать из таблицы на сайте производителя более высокую модель или поставить «проставки».
Для мотокросса они есть двух видов - на 22,2 мм и 28,6 мм руль, а высота варьируется от 10 до 30 мм.
Если же вы хотите перейти со стандартного 22,2 мм руля на 28,6 мм (у вас более «свежий» мотоцикл и съемное крепление руля к верхней траверсе), то достаточно просто купить крепления под «толстый» руль. Крепления руля бывают разной высоты, и вы их можете подобрать под свои предпочтения.
Также существует еще один вид крепления, когда верхнее крепление руля сплошное. С таким креплением шансы на то, что вы «завернете» руль намного меньше, так как уменьшена возможность «скручивания». В основном, такие крепления производят компании, специализирующиеся на тюнинге.
Подведем итог
Что хотелось бы отметить в заключении. Если вы профессиональный гонщик, то ваш выбор - 28 мм руль, который может уменьшить усталость и «забитые» руки. Но если вы гонщик выходного дня и бюджет не позволяет потратить дополнительные деньги на более дорогие рули, то вам вполне хватит и 22,2 мм руля, который и по ныне сохраняет свою популярность. Он легче и дешевле, чем его более дорогие аналоги. Однако, как мы уже говорили ранее - предпочтение полностью зависит от потребностей и выбор, как всегда, за вами.
В качестве напутствия можем сказать, что если вы погнули руль, то не пытайтесь его выпрямить - это нарушит структуру руля и увеличит риск получения травмы! Лучше его сразу заменить на новый. Удачи на трассах!
Без сомнения, мировым лидером в области производства рулей для мотокросса и внедорожной мототехники является Renthal (Англия). Компания использует эксклюзивный алюминиевый сплав и передовые производственные процессы, чтобы произвести полный спектр рулей. За более чем 40-летний опыт в производстве рулей они смогли завоевать доверие профессиональных команд и производителей OEM.
Отметим, что на счету Renthal - 176 титулов в мировых мотоциклетных чемпионатах и 173 в сериях АМА, больше, чем у других производителей вместе взятых. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество производителей внедорожной мототехники, которые оснащают свои серийные модели рулями Renthal, в их числе Honda, Kawasaki, Suzuki и KTM.
Вторым по величине лидером в производстве рулей и аксессуаров считается компания Pro Taper (США), в ее линейке есть много моделей с различной классификацией и геометрией, которые можно подобрать в соответствии с личными предпочтениями. Также можно рекомендовать такие компании, как: ODI, Mika Metals, TORC 1, TAG Metals и некоторые другие.
Очень интересен руль американской компании Flexx Handlebar, который является достаточно трудоемким и технологичным продуктом. Он произведен из двух различных алюминиевых деталей серии 7000 с использованием новейших технологий в области обработки ЧПУ. Рули сделаны с предельной практической точностью и тщательностью. Строгие допуски проверяются на каждом этапе производства высококвалифицированными специалистами, гарантируя, что каждый экземпляр поступивший в продажу выполнен с беспрецедентной точностью. Но эти рули больше подходят для гонщиков, выступающих в таких дисциплинах внедорожного мотоспорта, как Баха, WORCs и других различных гонках на длинные дистанции, где высокие скорости и нагрузки. Конструкция изначально была предназначена для поглощения сильных ударов. Цена конечно не маленькая (~$360), но, видимо, он того стоит.
Классификация рулей
Алюминий и сталь - основные материалы, из которых изготавливают рули, они оба прочные, но алюминиевый легче. Из-за больших нагрузок в мотокроссе используют алюминиевые рули, которые бывают двух типов с диаметром трубы в центре 22,2 мм (7/8') и 28,6 мм (1 1/8”). Диаметр центра руля может быть разным, а вот место для ручек имеет один диаметр - 22,2 мм. Renthal использует чрезвычайно жесткие допуски и эксклюзивный сплав, специально разработанные для изготовления рулей с определенными свойствами, которые помогают уменьшить вибрацию (основная причина усталости гонщика).Давайте на примере рулей Renthal разберемся в их классификации. К слову, в линейке этого производителя есть рули не только для кроссовых мотоциклов, но и для мини-мотоциклов и ATV.
- Renthal® 7/8" - самый простой (менее прочный и недорогой) и до сих пор популярный внедорожный руль с перемычкой для жесткости. По всей длине у него одинаковый диаметр сечения трубы 22,2 мм (7/8”). В основном их ставят производители серийных кроссовых мотоциклов.
Renthal
- Fatbar® занимает лидирующее положение на рынке рулей без перемычки. Благодаря коническому профилю стенки, диаметр центральной части 1-1 / 8" или 28.6 мм, и он сужается к ручкам до 7/8" или 22.2 мм. Устанавливаются на серийные модели КТМ и Suzuki.
Fatbar
- Twinwall® (труба в трубе) разработан для более жестких условий гонки. Он имеет запатентованную конструкцию с использованием двух труб, позаимствованную из авиастроения, и сочетает в себе прочность, легкий вес и безопасность. С моментом своего появления в 1998 году Twinwall® стал выбором многих профессиональных гонщиков и команд.
Twinwall
Геометрия рулей
Теперь, что касается геометрии. Производится много моделей рулей и каждому изделию присваивается свой номер, он указан в центре руля. На сайте производителя можно ознакомиться с таблицами, где указаны различные варианты геометрии, которая имеет шесть параметров, обозначающих его размеры и форму. Руководствуясь этими параметрами и личными предпочтениями гонщик уже сам подбирает свой вариант руля. Например, у Twinwall® - 9 различных вариантов геометрии, у Renthal® 7/8" и Fatbar® их 17 и 18 соответственно.
Некоторые таблицы есть внизу страницы.
Крепления
Еще один немаловажный момент. В линейке каждого серьезного производителя рулей (ProTaper и Renthal) есть различные кронштейны крепления, переходники для установки Twinwall или Fatbar рулей 28,6 мм без смены стандартного крепления (22,2 мм) и «проставки» руля. Эта продукция изготовлена на станках с ЧПУ из алюминиевых заготовок (6082 Т-6) с черной анодированной лазерной гравировкой логотипа, а крепежные шпильки из закаленной хромированной никелевой стали. Например, если гонщик имеет высокий рост, то с помощью «проставок» можно добиться нужной высоты положения руля для комфортной езды.
Переходники используются не только для увеличения высоты руля, но в тех случаях, когда нижнее крепление руля приварено к траверсе (на кроссовых мотоциклах до 1996 года и на более поздних эндуро) или вам нужен переход с 22,2 мм на 28, 6 мм руль. Если же вы хотите более высокое положение руля (например, у вас 22,2 мм руль), то лучше выбрать из таблицы на сайте производителя более высокую модель или поставить «проставки».
Для мотокросса они есть двух видов - на 22,2 мм и 28,6 мм руль, а высота варьируется от 10 до 30 мм.
Если же вы хотите перейти со стандартного 22,2 мм руля на 28,6 мм (у вас более «свежий» мотоцикл и съемное крепление руля к верхней траверсе), то достаточно просто купить крепления под «толстый» руль. Крепления руля бывают разной высоты, и вы их можете подобрать под свои предпочтения.
Также существует еще один вид крепления, когда верхнее крепление руля сплошное. С таким креплением шансы на то, что вы «завернете» руль намного меньше, так как уменьшена возможность «скручивания». В основном, такие крепления производят компании, специализирующиеся на тюнинге.
Подведем итог
Что хотелось бы отметить в заключении. Если вы профессиональный гонщик, то ваш выбор - 28 мм руль, который может уменьшить усталость и «забитые» руки. Но если вы гонщик выходного дня и бюджет не позволяет потратить дополнительные деньги на более дорогие рули, то вам вполне хватит и 22,2 мм руля, который и по ныне сохраняет свою популярность. Он легче и дешевле, чем его более дорогие аналоги. Однако, как мы уже говорили ранее - предпочтение полностью зависит от потребностей и выбор, как всегда, за вами.
В качестве напутствия можем сказать, что если вы погнули руль, то не пытайтесь его выпрямить - это нарушит структуру руля и увеличит риск получения травмы! Лучше его сразу заменить на новый. Удачи на трассах!