Мотоциклы для эндуро 2021 года. Часть вторая
Во второй части обзора мотоциклов для эндуро 2021 года мы кратко расскажем обо всех изменениях и обновлениях моделей европейских и японских производителей - ТМ, Fantic, Sherco и Yamaha.
Fantic
Производство внедорожных мотоциклов Fantic стало возможным благодаря долгосрочному партнерству с Motori Minarelli Spa, принадлежащей Yamaha Motors. В конце лета текущего года итальянский производитель представил две эндуро-модели 2021 года – двухтактную XE 125 и четырехтактную XEF 250, а также модель для мотокросса - XX 125.
Хотя Yamaha поставляет двигатели (а в некоторых случаях и компоненты шасси), все модели спроектированы, испытаны и произведены на заводе Fantic в Италии.
Сегодня в компании работают известные инженеры по двухтактным двигателям - Ян Виттевин и Гаэтано Кокко. На счету голландца Виттевина 23 сезона работы в MotoGP и он бывший глава гоночного отдела Aprilia. Он работал с такими гонщиками, как Валентино Росси, Макс Бьяджи и Лорис Капиросси. Бывший гонщик эндуро Гаэтано Кокко также был сотрудником Aprilia Racing и будет отвечать за управление гоночным отделом в Fantic.
Как заявляет итальянская компания, Fantic XE 125 2T Enduro - это «идеальное сочетание маневренности, универсальности, производительности и простоты использования. Это мощный мотоцикл, подходящий как для любителей, так и для гонщиков, которые хотят бороться за победу в своей гоночной серии».
В основе новой модели XE125 лежат надежность, универсальность и производительность двигателя Yamaha в сочетании с подвеской KYB.
Сердце машины - двухтактный одноцилиндровый двигатель Yamaha объемом 125сс с жидкостным охлаждением. Хотя у XE125 и XX125 (версия для мотокросса) они похожи, модель эндуро оснащена специально разработанной головкой цилиндра с более низкой степенью сжатия и блоком зажигания CDI со специальными картами для эндуро. Он также оснащен увеличенным генератором для питания 12-вольтового аккумулятора.
Также модель оснащена выхлопной системой, разработанной специально для эндуро компанией Arrow. Разработка была сосредоточена вокруг новой расширительной камеры, специально разработанной для улучшения характеристик на низких оборотах. Результат - «замечательный крутящий момент на низких оборотах» и «отличная обратная связь даже на самых сложных и технических участках», - говорят в Fantic.
Топливный бак идеально сочетается с мотоциклом. Благодаря большой емкости в 9 литров, он является одним из самых больших в своей категории, что гарантирует большой запас хода при длительных поездках по бездорожью. Он настолько тонкий, что позволяет гонщику зажать его между ног для максимального контроля. Сиденье имеет покрытие с высоким сцеплением, что позволяет гонщику чувствовать себя единым целым с мотоциклом. Стандартная светодиодная фара обеспечивает отличную видимость даже ночью.
Что касается новой четырехтактной модели Fantic XEF 250 4T Enduro, продажи которой начались уже в ноябре 2020 года, то она также произведена на базе кроссового мотоцикла Yamaha YZ250F, но с обновлениями и в значительной степени сразу готова к гонкам.
Fantic заявляет, что модель будет совместима с топливом Euro 5, а благодаря использованию приложения для смартфона, сделанного в сотрудничестве с Athena-GET, гонщики смогут адаптировать новый блок управления двигателем к любому типу местности и условиям.
Опять же, как и все модели Fantic в стандартной комплектации, XEF 250 оснащен выхлопной системой Arrow, тормозами Nissin, подвеской Kayaba (KYB), колесными дисками DID и шинами Dunlop Geomax EN91.
Как сообщает компания, с ноября 2020 года будут доступны первые комплекты Evolution Kits, которые разработаны собственной гоночной командой под руководством легендарного инженера Яна Виттевена; они доступны для кросса (KIT XX21) и эндуро (KIT XE21).
Sherco
Вслед за другими производителями, Sherco также представила новый модельный ряд эндуро-моделей 2021 года серий Factory и Racing, сосредоточив внимание на более легких и более мощных двигателях и на обновлении конструкции помпы.
Обе линейки Racing и Factory включают двухтактные модели SE 125, 250, 300 и четырехтактные SEF 250, 300, 450 и 500.
Несмотря на нынешнюю обстановку в мире, Sherco теперь имеет дилерскую сеть, которая распространяется в 67 странах и продолжает свой рост - на очереди Китай.
В 2020 году семейная компания добилась значительного прогресса с командой FactoryONE Sherco в США. Подиумы в серии кросс-кантри (GNCC) с братьями Бейлор и Коди Уэббом - серьезное достижение.
Мотоциклы Sherco также показали хорошие результаты в мировом чемпионате EnduroGP и хард-эндуро благодаря гонщикам Хэмишу Макдональду, Маттео Кавалло, Тео Эспинассе, Марио Роману и Уэйду Янгу.
Основные обновления моделей Sherco Enduro 2021 года:
- Двигатель легче на 1,2 кг (250/300 SE)
- Противовибрационный балансир (250/300 SE)
- Новая головка цилиндра (250/300 SE)
- Титановые выхлопные системы Akrapovic на моделях 4T Factory
- Новый блок управления катушкой зажигания повышает интенсивность и долговечность свечей зажигания (250/300 SE)
- Датчик наклона (250/300 SEF)
- Новый нижний подшипник шатуна (250/300 SEF)
- Новая конструкция картера (250/300 SEF)
- Новая камера сгорания (300 SEF)
- Новый профиль распредвала (300 SEF)
Двухтактные
Все двухтактные модели Sherco «Factory» с объемом двигателя 125, 250 и 300сс поставляются с электрическим стартером и оснащены аккумулятором Shido LTZ5S
По заявлению компании экономия веса моделей 250 и 300 SE (1,2 кг) - впечатляющий факт. Эта экономия достигается за счет уменьшения веса шестерни и оси трансмиссии на 50%, облегчения цилиндра переключателя передач, измененного сцепления и новой головки цилиндра.
Головка цилиндра также имеет более низкую степень сжатия, которая, по утверждению Sherco, разработана гоночными командами и приводит к более высоким оборотам без потери производительности на низких оборотах.
В двухтактных двигателях, нацеленных на снижение вибрации и нагрузку на руки гонщика во время езды, установлен антивибрационный балансир (показан желтым на фото).
Также оба двигателя имеют улучшенный механизм переключения передач, новое передаточное число и легче на 600 грамм. Sherco заявляет, что вторичный приводной вал и выходной вал коробки передач фактически стандартизированы для всех моделей SE.
Новый блок управления катушкой зажигания Athena также повышает интенсивность и долговечность свечей зажигания на моделях 250/300 SE. Он работает в сочетании с двумя картами, которые имеют жесткий и мягкий режимы и активируются переключателем на руле. Это дает гонщикам разницу в пять лошадиных сил в зависимости от местности.
В целом, для 250 и 300-кубовых моделей это впечатляющее изменение: они обладают большей мощностью, улучшенным диапазоном и меньшим весом.
Четырехтактные
Что касается четырехтактных моделей, то тут компания Sherco старалась «значительно продлить срок службы двигателя, снизить уровень шума и развить большую мощность на более высоких оборотах».
Что изменилось? Двигатель получил новый шатун и нижний подшипник шатуна (на моделях 2021 года установлен подшипник скольжения, а ранее был подшипник качения).
Просматривая список подробных изменений четырехтактных двигателей для 2021 года, мы также видим, что балансирный вал имеет меньший диаметр, что еще больше снижает внутренний вес и вращающуюся массу.
Подобно двухтактным двигателям (250 и 300сс), 300 SEF также имеет новую камеру сгорания с более низкой степенью сжатия, что делает реакцию двигателя на газ более плавной. Новые профили впускного и выпускного распределительных валов, переработанные для обновленного коленчатого вала, улучшают характеристики, эффективность и увеличивают мощность на более высоких оборотах.
Интересным дополнением к четырехтактным моделям 250 и 300 SEF является датчик наклона, расположенный под сиденьем. Цель состоит в том, чтобы в целях безопасности двигатель «глох» в случае падения. Будет интересно посмотреть, как это работает на самом деле в экстремальном эндуро.
Также модели 250 и 300 SEF 4T получили заводские выхлопные системы последнего поколения от Akrapovic. Полностью титановая система, входящая в стандартную комплектацию моделей Racing, улучшает характеристики на высоких оборотах, и снижает уровень шума.
Хотя более продаваемые модели в ассортименте Sherco, получили наибольшие изменения, модель 125 (2Т) и модели 450 и 500 также не остались без внимания. Двигатель у 450/500 SEF получил звездочку антивибрационного балансира, шестерню стартера и шестерню масляного насоса для уменьшения веса без снижения надежности.
Что касается двигателя 125 SE, на которой в 2019 году Хэмиш Макдональд выиграл молодежный чемпионат мира по эндуро, то на модели 2021 года Sherco обновила коленчатый вал, чтобы повысить надежность.
Ко всему вышесказанному модели получили новую графику и шины Michelin, которые теперь входят в стандартную комплектацию всей линейки.
ТМ
Компания из Пезаро TM Racing также анонсировала полную линейку двух- и четырехтактных моделей Enduro и Off-Road 2021 года.
Вся модельная линейка TM Racing получила несколько изменений, а самой большой новостью стал официальный отказ от карбюраторных двигателей в пользу моделей с впрыском топлива. Кажется, что производители двухтактных двигателей неизбежно хотят соблюдать закон о выбросах, однако модели с карбюратором по-прежнему доступны для модельного ряда 2021 года, и вы найдете их у дилеров.
Модели получили изменения двигателя и коробки передач, электрической системы и настройки подвески, а также новую графику.
Основные изменения модели эндуро TM Racing 2021:
- 125cc / 144cc EN ES, 2Т (модели с карбюратором и впрыском топлива): новая синхронизация окон цилиндра / новая выхлопная система / новый блок зажигания / новая облегченная рама / новая графика/ новый руль / новая белая рамка фары.
- 250Fi / 300Fi EN ES «Twin» (4Т): новый блок зажигания / новая рама / новая графика / новый руль / новая белая рамка фары.
- 450Fi / 530Fi EN ES, (4Т): новая форсунка / новый блок зажигания / новая рама / новая графика / новый руль / новая белая рамка фары.
Двухтактные модели 125 и 144cc
Двухтактные модели TM по-прежнему доступны в версиях с карбюратором и с инжектором (это может показаться немного сложным, поскольку названия моделей в разных странах разные, но EN 2S - это карбюраторная версия, EN TSi ES - инжекторная версия). И 125-кубовый, и 144-кубовый двигатели получили небольшие, но существенные изменения, в частности, новое расположение окон цилиндра и новую выхлопную систему.
Модели также получили новый коленчатый вал и совершенно новую электронную систему впрыска топлива TSi и новый блок управления зажиганием, чтобы максимизировать производительность и эффективность двигателя. Электронный выпускной клапан TMEES с системой прямого привода, который модели получили в 2020 году, увеличивает мощность и крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов, одновременно улучшая середину и верха.
Двухтактные модели 250 и 300сс
В 2019 году двигатели 250 и 300 2T были полностью переработаны, что повысило их характеристики и повысило удобство использования для гонщика. Спустя год появилась модель с впрыском топлива.
На моделях 2021 года стоит обновленный электронный блок зажигания, новые допуски на установку коленчатого вала и новые роликовые подшипники. Также инженеры ТМ пересмотрели новую шестиступенчатую коробку передач. В обновленном узле используются детали с уменьшающим трение покрытием для более плавного и точного переключения. Двигатели последнего поколения также оснащены балансирным валом для снижения вибрации, что обеспечивает более плавную работу, лучшее «ощущение» и снижает утомляемость рук гонщика.
Модели EN также сохранят радиаторы большей емкости и улучшенный контур охлаждения наряду с пересмотренной системой распределения масла для смазки двигателя.
Четырехтактные TM
В последние сезоны линейка четырехтактных мотоциклов TM Racing пользовалась большим успехом. Гонщики завоевали несколько титулов в супермото и эндуро.
Четырехтактный двигатель 2021 года сохраняет «обратную» конфигурацию шасси с топливным баком под сиденьем и коробом воздушного фильтра над двигателем. Эта компоновка постепенно улучшалась из года в год и в итоге претерпела большие изменения. Инженеры ТМ сосредоточились на централизации масс и лучшей сбалансированности, а также изменениях подвески и геометрии рамы, все это позволило сделать мотоциклы более маневренными и стабильными на скоростных прямых.
Двигатели 250Fi и 300Fi ES-4S получили новые программы ECU, предназначенные для работы вместе с измененным впускным коллектором, чтобы улучшить отзывчивость и производительность.
Двигатель 450Fi получил незначительные обновления некоторых вспомогательных компонентов и настроек для вариантов MX и Road, но не для модели EN.
Yamaha
Ну и в заключении мы хотели бы рассказать о моделях Yamaha WR250F и WR450F 2021 года. Как заявляет производитель, двигатель с электрическим стартером WR450F имеет совершенно новую компактную головку цилиндра с измененной формой камеры сгорания и более крутыми углами наклона клапанов. Форма впускного отверстия также изменена: углы впускного и выпускного клапанов изменены с 21,5 градусов до 14,5 градусов, чтобы создать более вогнутую камеру сгорания для повышения эффективности и большей мощности.
Также двигатель получил новый более длинный шатун и новый поршень с более высокой степенью сжатия (с 12,8: 1 до 13,0: 1), а также новыми кольцами с низким коэффициентом трения, прикрепленными к более длинному шатуну.
В новой головке цилиндра увеличено количество магниевых компонентов, что способствует снижению веса на 310 грамм. Перемещенные распределительные валы расположены ближе друг к другу, а расстояние по вертикали между распределительными валами и коленчатым валом также уменьшено, чтобы обеспечить более компактную компоновку.
Yamaha заявляет, что сочетание меньшего веса и уменьшенных габаритов улучшает централизацию массы, «в значительной степени способствуя более легкому ощущению новой модели и повышенной маневренности при прохождении поворотов», а также делая «WR450F 2021 года одной из самых простых в управлении моделей для эндуро».
Еще модель получила модернизированные радиаторы вместе с вентилятором с термостатическим управлением и усиленное сцепление для тяжелых условий эксплуатации (по сравнению с кроссовой моделью YZ450F), обеспечивающее повышенную надежность для стабильной работы в режимах гонок эндуро.
Модель 2021 года оснащена последней версией алюминиевой рамы с двусторонней балкой, включая измененную толщину стенок и характеристики гибкости (по сравнению с YZ450F) для улучшения характеристик прохождения поворотов, сцепления с грунтом и реакции на неровности.
Другие компоненты шасси, такие как подушки двигателя, верхняя траверса, передняя ось колеса, а также подвеска KYB были «тщательно доработаны» для снижения веса и улучшения управляемости и производительности. Форма и жесткость затяжки болтов для передних и задних кронштейнов опоры двигателя были также изменены, чтобы улучшить обратную связь.
Как и кроссовая модель YZ450F, WR450F имеет более жесткий передний тормозной суппорт с увеличенными поршнями. Площадь поверхности тормозных колодок увеличена на 25%, а новый передний 270 мм тормозной диск дает увеличение площади контакта на 16% без увеличения веса.
Положение руля было смещено на 15 мм вперед и на 5 мм ниже, чтобы помочь гонщику лучше переносить вес, а новые хромированные подножки заменили подножки из нержавеющей стали, что сэкономило 70 грамм веса.
Другие обновления WR450F включают более компактную систему электрического стартера, улучшенный впрыск топлива, пересмотренный и более компактный полнофункциональный эндуро-метр с более контрастным жидкокристаллическим дисплеем и новый измеритель расхода топлива в реальном времени с сигнальной лампой низкого уровня топлива.
2021 WR250F
Что касается WR250F, то в 2020 году она была абсолютно новой, поэтому модель 2021 года осталась неизменной, за исключением передней и задних пластиковых боковых панелей и новой графики.