Какие мотоботы лучше – достаточно актуальный вопрос для большинства райдеров, причем как для опытных спортсменов, так и для новичков. В данной статье мы расскажем про общие особенности топовых мотобот для мотокросса и посмотрим на 5 моделей, признанных лучшими в мире.
Профессиональные мотоботы для мотокросса
Мотоботы, наряду с высококачественным шлемом, являются, пожалуй, вторым по важности предметом безопасности в сумке для экипировки гонщика. Наиболее логичным решением при выборе по-настоящему «лучших мотобот» является рассмотрение моделей профессионального уровня от ведущих производителей мотоциклетной экипировки.
Топовые мотоботы сочетают в себе наибольшее количество элементов комфорта и защиты, а также передовых технологических решений. В их конструкции всегда присутствует шарнирная система.
Вот некоторые общие особенности таких ботинок:
- Наличие сертификации и полного соответствия международным протоколам защиты, обязательным для производителей мотоэкипировки.
- Стальные вставки в подошве, на мыске и пятке ботинка.
- Дополнительные защитные вставки из высокопрочных полимеров по всему периметру сапога.
- Дополнительные слайдеры из ударопрочных полимерных сплавов.
- Шарнирная система защиты сустава с возможностью регулировки, расположенная в районе щиколотки.
- Надежная система фиксации - алюминиевые замки с возможностью подгонки под размер и регулируемые сменные ремни из высокопрочных полимеров.
- В качестве основного материала достаточно часто применяется натуральная кожа.
- С внутренней стороны сапога присутствует плотная термо-вставка, которая защищает ногу от возможного ожога при касании раскаленной выхлопной системы байка в случае падения на бок.
- Также данная вставка улучшает зацеп за поверхность мотоцикла во время агрессивной езды и прыжков.
- Наличие дополнительного внутреннего «сапожка», который повышает комфорт и обеспечивает более плотную посадку мотобот на ногах.
- Прогрессивная система вентиляции для обеспечения комфортной температуры внутри сапога даже в жаркую летнюю погоду.
- Мягкая антибактериальная вставка из дышащего неопрена для повышения комфорта во время длительного ношения.
- Анатомическая подошва, учитывающая особенности строения стопы спортсмена для повышения комфорта.
- Возможность замены изношенных элементов защиты и системы фиксации сапога.
- Строение голенища сапога учитывает возможность комфортного использования массивной защиты колена и голени, например, шарнирных брейсов.
- Широкая размерная сетка, позволяющая подобрать мотоботы, идеально подходящие под размер конкретного спортсмена.
- Наличие различных дизайнов и цветовых решений для оптимального сочетания с остальной экипировкой райдера.
Присутствие данных пунктов в перечне достоинств конкретной модели, бесспорно, делает такие боты достойными приставки «лучшие».
Лучшие кроссовые мотоботы 2019 года от пяти ведущих брендов
Страна производитель: Италия
Рекомендации по размерам: соответствуют размеру (лучше брать на размер больше), узкая стопа
Вес пары (размер 10/44): 4261 грамм.
Сменные части: стальные накладки на носок, застежки и ремешки, защита голени, подошва, задние поперечные накладки, стельки, шарниры
Особенности:
Gaerne - одна из немногих компаний, которая предлагает настоящее итальянское качество и в которой каждый сотрудник вкладывает часть себя в каждый продукт, который они производят. В Италии осталось не так много компаний, которые производят обувь именно на своей территории, и Gaerne в их числе. А SG-12 многократно признавались лучшими мотоботами по мнению экспертных международных изданий.
В топ-модели Gaerne SG-12 используется двухступенчатая система конструкции шарнира Dual Stage Pivot System для комфорта, точности движения и безопасности. Голенище отличается высокой эластичностью, превосходно держит форму. Оно выполнено из новой швейцарской «дышащей» ткани Acronos, и способно предотвратить попадание песка и пыли внутрь бот. Защита голени из сверхпрочного термопластика обеспечивает идеальную посадку, благодаря анатомической форме и возможности регулировки под объем ноги или размер наколенника. Подвижная система Gaerne FLOATING позволяет сохранить максимум естественной подвижности ноги, обеспечивая защиту от ударов и нежелательных перегрузок при приземлениях. Резиновая защита GRIP GUARD на внутренней стороне обеспечивает превосходное сцепление с мотоциклом, а теплонепроницаемая подкладка обеспечит комфорт ногам. В модели SG12 имеются четыре застежки из легкосплавного материала с регулируемыми ремешками.
Внутренние поверхности ботинок облицованы тремя большими резиновыми защитными кожухами, которые обеспечивают превосходное сцепление с боковыми сторонами мотоцикла и одновременно защищают от ожогов выхлопной трубы. Gaerne SG-12 - это единственный в своем роде ботинок для мотокросса премиум-класса, в котором используется пришитая подошва и стальной носок. Двухкомпонентная сменная подошва Gaerne состоит из более прочного, долговечного компаунда в области пятки и более мягкого компаунда в остальных областях, что обеспечивает отличное сцепление. Новая форма пятки со стальным хвостовиком была разработана для рассеивания силы удара в случае сжатия задника бота. Дизайн носка бот с более тонким и легким слоем пластика, позволяет лучше чувствовать лапку переключения передач. Внутренняя подкладка сделана из фирменной ячеистой пены «Gaerne» с эффектом памяти, что обеспечивает всё больший комфорт при каждом следующем использовании.
На практике (перевод из зарубежных тестов):
Чтобы понять, что такое Gaerne SG-12, надо хотя бы раз их одеть и тогда вы навряд ли захотите покупать что-то другое. Они окружает ваши ноги удобной подкладкой с момента, когда вы надеваете их. На самом деле, надеть их легче, чем любой другой ботинок, так как область лодыжки широко открыта. Застежки, безусловно, самые простые и легкие в использовании, так как они очень легко открываются и закрываются. С помощью регулируемых ремешков легко подогнать боты для ощущения полного комфорта. Гонщики с большими икрами полюбят их, так как в них очень просторно, особенно когда дело доходит до движения ног вверх и вниз. Гонщики с маленькими икрами могут надеть толстый носок.
Стальной хвостовик SG-12 и подошва с двумя составами предлагают отличное сцепление на подножках и хорошо защищают от жесткого приземления. С другой стороны, требуется некоторое время, чтобы вы привыкли и лучше почувствовали лапку переключения передач и педаль заднего тормоза. Также во время нажатия на педаль заднего тормоза нога может соскользнуть из-за стальной накладки на носке бота, и это тоже нужно учитывать. В общем и целом, мотоботы Gaerne считаются одними из лучших в мире для внедорожного спорта. Они с прекрасной защитой, удобны и надежны. В то время как компания не предлагает широкий ассортимент мотобот для мотокросса, как ее конкуренты, она производит одни из самых высококачественных моделей в индустрии, а ее производственная база никогда не покидала родную Италию. Именно эти качества завоевали уважение большого количества гонщиков во всем мире.
Alpinestars Tech 10
Страна производитель: Хорватия
Рекомендация по размерам: соответствуют размеру (лучше брать на размер больше)
Вес пары (размер 10/44): 3816 грамм
Сменные части: Застежки, подошва.
Особенности:
Alpinestars Tech 10, как и SG-12 - самые популярные боты для мотокросса, так как их используют больше профессиональных гонщиков, чем боты любого другого бренда. Компания Alpinestars известна постоянным обновлением и улучшением своих продуктов, и с момента своего появления в 2001 году модель подверглась бесчисленным изменениям и улучшениям. Если сравнить самую первую и модель текущего года, то единственное, что у них будет одинаковое – это название самой модели и бренда. Хотя модель 2019 года внешне и похожа на свою предшественницу, она получила несколько ключевых изменений, которые были направлены на улучшение общей функциональности, производительности и безопасности, а также на уменьшение веса и объема используемого материала. Максимизация этих приоритетов является ключевыми особенностями новых Tech 10, и в результате мы получили абсолютно новые боты с более широким диапазоном движения и гибкости, предлагающими лучший контроль над изгибающими и скручивающими силами, которые значительно улучшают характеристики ботинка, давая гонщику большую уверенность и защиту. Конструкция также уменьшила профиль и физические размеры (боты стали короче).
Наиболее существенных улучшений производительности удалось достичь за счет уникальных технологий. Революционным нововведением является внедрение запатентованных технологий Alpinestars - Frontal Flex Frame и Asymmetrical Dual-pivot Arms, а также запатентованного амортизатора с защитой от динамического сжатия пятки, который интегрирован в обновленную оболочку для ног, и более тонкую, более обтекаемую подошву. Мотоботы созданы из новых композитных материалов, которые легче по весу и долговечнее, чтобы они выдерживали суровые условия езды по бездорожью. Новые алюминиевые пряжки холодной штамповки теперь еще более легкие в эксплуатации, а также более надежные. Результатом стало снижение общего веса на 400 грамм (пара).
На практике:
Tech 10, пожалуй, самые удобные из доступных бот премиум класса, благодаря мягкому инновационному биомеханическому внутреннему сапожку. Большинству наших тестеров также нравится и дизайн, так как он добавляет элемент безопасности и поддержки.
Система из трех застежек проста в эксплуатации и регулировке, хотя мы изо всех сил пытались открыть нижнюю застежку в перчатках. Липучка в верхней части гетры крепкая и хорошо удерживает грязь. Время «разноски» минимально, и в ботах можно гонять, прямо вынув их из коробки, но привередливым гонщикам, возможно, понадобится несколько поездок, чтобы приспособиться к ним. В них удобно стоять на подножках, в них прекрасно чувствуются лапка переключения передач и педаль заднего тормоза. Исключительно слишком острые подножки или неправильная техника езды (постоянная езда на середине стопы) могут пережевывать подошвы, но можно заменить либо сменную панель в середине подошвы, либо целиком всю подошву. Также боты со временем протираются в местах соприкосновения с мотоциклом.
Несмотря на то, что боты белого и черного цвета по-прежнему являются основным продуктом Astars, бренд начал также производить модели ограниченной серии в разных цветовых решениях. В целом, Tech 10 - это высокопроизводительные и долговечные боты, созданные для гонщиков, которым нужны легкие боты и надежная защита ног.
Страна производитель: Китай
Рекомендации по размерам: маломерки - на один размер меньше
Вес пары (размер 10/44): 3764 грамм
Сменные части: Застежки, подошва
Особенности:
В разработке топ-модели кроссовых бот Fox Instinct принимал непосредственное участие легендарный Рики Кармайкл. Также она тестировалась многими профессиональными гонщиками в течение нескольких месяцев, прежде чем в 2012 году наконец-то была запущена в серийное производство. Обновлённая версия легендарной модели Instinct стала ещё лучше. Боты стали немного массивнее, и при их изготовлении применяются более современные материалы. Модель 2019 года получила новую запатентованную систему фиксации под названием Hinge Lockout, что обеспечивает дополнительную безопасность, не позволяя ноге гнуться дальше определённого предела, а благодаря подошве Duratac боты стали ещё удобнее и долговечнее. Тот же каучук Duratac используется на внутренних поверхностях ботинка в качестве защиты от ожогов, а также служит в качестве идеального материала для сцепления по бокам мотоцикла.
Fox намеренно разработала Instinct с низкопрофильным мыском, для более удобного переключения передач. Внутренний стальной хвостовик обеспечивает отличную поддержку пятки. В верхней части ботинка нет гетры или застежки на липучке, так как пластина в районе голени предназначена для скольжения вверх при сгибании лодыжки. Самые верхние мягкие области ботинка изогнуты внутрь, чтобы предотвратить попадание грязи. В течение сезона Fox Racing традиционно будет выпускать ограниченную серию Instinct в разных цветовых решениях.
На практике:
Благодаря шарниру в районе лодыжки боты очень удобны, и вам не придётся их разнашивать. Четыре пряжки легко регулируются, и легко получить нужную посадку в области лодыжки. Застежки на модели просты в эксплуатации, но нижняя застежка может забиться грязью, что затрудняет ее закрытие. Fox Instinct выглядят шире в районе лодыжки, чем боты других брендов, но это не чувствуется во время езды, так как остальная часть ботинка имеет низкий профиль и в них легко маневрировать. Резиновая подошва Duratac обеспечивают отличное сцепление с подножками и по бокам мотоцикла. Хочется отметить, что подошва достаточно долговечна даже на самых острых подножках. В целом на сезон их хватит с лихвой, при условии очень активной и быстрой езды.
Sidi Crossfire 3 SRS
Страна производитель: Румыния
Рекомендации по размерам: соответствуют размеру (лучше брать на размер больше)
Вес на пару (размер 10/44): 3945 грамм
Сменные части: застежки и ремешки, подошва, защита голеностопного сустава.
Особенности:
Компания SIDI смогла удивительным образом найти баланс между традициями и инновациями, стилем и комфортом, что позволило ее спортивной обуви по праву стать уникальным и исключительным продуктом в индустрии спортивной экипировки. Как и многие из ее итальянских конкурентов, Sidi переместили большую часть своего производства, но не в азиатские страны, а в Румынию, что дало им возможность сократить издержки. При создании большей части мотобот Sidi используется материал нового поколения под названием «Technomicro». Это композитный материал из микроволокна, созданный из тонких нитей. Преимуществом перед натуральной кожей является большая прочность, более мягкая текстура и более легкий вес. Новый материал также водонепроницаемый, стойкий к истиранию и разрыву, его легко чистить и поддерживать хороший внешний вид.
Топ-модель Sidi Crossfire 3 выпускается в двух версиях - SRS и TA (модель Crossfire 3 TA была выпущена в 2018 году). Версия SRS имеет полностью заменяемую подошву (запатентованная система «Sole Replacement System»), и она более жесткая (SRS), чем традиционная пришиваемая подошва (ТА). И в этой третьей эволюции модели Crossfire она была изменена и упрощена: теперь только 4 винта удерживают подошву вместо 16-ти, что дало снижение веса и исключило трудности при замене подошвы. Основным отличием от модели Crossfire 2 является более усовершенствованная система FLEX SYSTEM CF3 и шарнир в районе лодыжки под названием «HYPER EXTENSION BLOCK». Все это призвано обеспечить исключительную мобильность и в то же время защитить от травм и скручивания, а также от гиперэкстензии в обоих направлениях с помощью жесткого упора, встроенного в механизм лодыжки. Защитная внутренняя пластина с термостойкой резиновой вставкой изготовлена из полиуретана. Для защиты внутренней части была добавлена жесткая сменная нейлоновая вставка, которая защитит ногу при соскальзывании ноги с подножки. Вставку можно заменить, открутив 4 винта. Модель полностью состоит из искусственных материалов, легко регулируется и может буквально перестраиваться по частям, если они повреждены или изношены.
На практике:
Вставив ногу в ботинок, первое, что ощущается - Crossfire не самые широкие внутри. Это позволяет боту по-настоящему захватить вашу ногу, поэтому посадка очень плотная. Эти мотоботы могут не подойти гонщику с большими икрами или высоким подъемом ноги. Также имейте в виду, что у бот узкая подошва, поэтому перед покупкой их лучше всего примерить. Новая жесткая система голеностопного сустава теперь ограничивает изгиб при движении вперед и назад, и это действительно работает. Но, кроме этого, движение лодыжки очень плавно. Особенно изгибаясь в сторону, ботинок остается прочным и не разрушается при защите в этой жизненно важной области.
Многие гонщики отметили, что Crossfire не самые удобные боты для пеших прогулок по трассе. Это связано с тем, что подошва не сгибается, хотя движение лодыжки более чем адекватно. После почти полного сезона профессионального использования в мотокроссе (который, как мы сказали бы, намного ближе к двум-трем годам использования для обычного человека) подошва все еще оставалась крепкой, как и остальная часть ботинка. На что еще следует обратить внимание, так это на то, что в креплениях бот присутствует много винтов и лучше всего перед поездкой проверить все ли винты хорошо закручены, были моменты, когда мы попросту теряли. Конечно, эти боты не идеальны. Подошва невероятно жесткая и многим потребовалось некоторое время, чтобы приспособиться к отсутствию ощущения педали заднего тормоза. Резиновые накладки на лодыжке изнашиваются, и, если вы не будете осторожны, их винты могут поцарапать вашу раму. Из-за жесткой подошвы многим также было удобнее носить тонкий носок.
Что касается версии TA, то ее подошва - это лучший вариант для гонщиков, которые предпочитают эндуро и фрирайд. Наши рассуждения просты - во время езды у нас были случаи, когда наша нога соскользнула с подножки, когда мы тестировали подошву SRS (с болтовым креплением). С подошвой ТА лучше зацеп на камнях и особенно при езде по мокрым и скользким руслам рек. Были случаи на длинных соревнованиях, когда у нас появились волдыри из-за подошвы SRS, что никогда не случалось с ТА.
Forma Predator 2.0
Страна производитель: Румыния
Рекомендации по размерам: маломерки - на один размер меньше
Вес на пару (размер 10/44): 4200 грамм
Сменные части: стальные накладки на носок, застежки и ремешки, защита голени, подошва, стельки, шарниры
Особенности:
По сравнению с более именитыми брендами, выпускающими обувь для внедорожного мотоспорта, компания Forma относительно молодая, но благодаря высокому качеству и грамотному продвижению стала одним из сильнейших игроков в индустрии. Она была основана в 1999 году Ивано Бинотто и его женой Симонанеттой, которая до этого времени 25 лет была владельцем и руководителем одной из крупнейших компаний-производителей внедорожных мотобот в мире. На данный момент Forma выпускает полную линейку не только дорожных мотобот, но и серьезно настроена на покорение бездорожья. В ее арсенале есть обувь для мотокросса, эндуро, триала, а также для мототуризма. Основной упор компания делает на высокое качество и безопасность, а благодаря инновационным технологиям мотоботы стали достаточно популярными у гонщиков в различных видах мотоспорта. Компания поддерживает около 100 профессиональных гонщиков по всему миру (в том числе и российского мотокроссмена Всеволода Брылякова), а также является официальным партнером большинства дорожных и внедорожных чемпионатов.
Кроссовая топ-модель Forma Predator 2.0 пришла на смену предыдущей модели Predator. Она получила улучшенную систему вентиляции и сильно изменились в плане дизайна и защиты. Но самое главное изменение – это новая конструкция системы двойного шарнира Dual Pivot F. C. S. (Flex Control System), которая обеспечивает защиту от скручивания. Дополнительные пластины из стекловолокна и карбона ограничивают подвижность ступни и не дают ей сгибаться назад под углом 33% по вертикали, тем самым защищая вашу лодыжку от травмы, если она вынуждена резко двигаться назад. Система Dual Pivot также защищает вашу лодыжку от боковых движений, при этом максимальное перемещение от боковой и к боковой поверхности составляет 15% по вертикали. Дополнительные функции безопасности включают защитный протектор с антикоррозионной обработкой Zama, выполненный из смеси алюминия, магния и цинка. Формованные защитные накладки уменьшают воздействие на пятки и пальцы ног. Большие защитные пластины делают тоже самое для вашей голени, а передняя часть сапог имеет ряд новых накладных панелей EVA, чтобы защитить обе ноги и ботинки от истирания. Говоря о застежках, они сделаны из алюминия и легко заменяемы. Внутренняя подкладка воздухопроницаема, поэтому ваши ноги не станут липкими от пота, также у модели есть мягкая набивка вокруг области лодыжки, что делает обувь удобной и комфортной в более длительных поездках.
Боты оснащены сменными, антибактериальными стельками. В средней части подошвы есть стальной хвостовик, чтобы обеспечить необходимую жесткость и остановить подошву от сгибания естественного движения вашей ноги. Верхняя часть бот сшита из микроволокна и синтетических материалов, которые защищают обувь от износа. Также модель имеет вентиляционные отверстия, которые больше, чем у других мотобот, и внутреннюю часть, изготовленную из формованных материалов.
На практике:
Первое, что бросается в глаза – внешний вид Forma, они не могут не привлекать внимания! У бот прочная конструкция, хотя удобство также очень заметно. Если у вас узкая нога, то вам они точно понравятся. За все время тестирования можно выделить несколько минусов. Первое - это их вес, если вам не нравятся более тяжелые боты, вам лучше рассмотреть другой бренд. Второй минус- это не соответствие размеру – они «маломерки».
Также стоит отметить их водопроницаемость - малейшая лужа и все хлюпает. Вода попадает в прострочку и не вытекает наружу, а протекает по шву внутрь бота. С другой стороны, их стоимость, а она меньше, чем у конкурентов, и за нее вы получаете шарнирную систему, хорошие защитные качества и комфорт. Если вы ищете пару хороших бот для мотокросса, оснащенных серьезными функциями производительности и безопасности, то Forma Predator 2.0 станет неплохим выбором.
Стоит ли рассматривать решения из среднего ценового сегмента, а также бюджетные модели?
Да, стоит! Безусловно, профессиональные решения наилучшим образом подходят под определение «лучшие мотоботы», т.к. сочетают в себе максимальное количество вышеперечисленных достоинств. Однако, в среднем ценовом сегменте (примерно от 15 до 25 тысяч рублей) также встречаются весьма достойные модели, которые смогут удовлетворить запросы опытного спортсмена и в тоже время позволят сэкономить бюджет.
Например, к таким ботам относятся Fox Comp R, Gaerne G-React Goodyear, Alpinestars Tech 7.
Мотоботы среднего ценового сегмента обладают достаточно высокой жесткостью и большим количеством защитных вставок по всему периметру сапога, что обеспечивает надежную защиту ног спортсмена и в тоже время не сковывает движения.
Такие боты отлично подойдут для опытных любителей и спортсменов, желающих получить качественную защиту ног по разумной цене.
И в завершении стоит упомянуть бюджетные модели мотобот от известных брендов. Ценовая категория таких мотобот – примерно до 15 000 руб. Модели данного сегмента также прошли всю необходимую сертификацию и способны обеспечить надежную защиту ног райдера «в разумных пределах», т.е. при любительском режиме эксплуатации. Также данные боты отлично подойдут гонщикам, начинающим свою спортивную карьеру и станут отличным подспорьем для уверенного повышения навыков езды во время затяжных тренировок. Такие боты в 100% случаев представляют собой безшарнирные решения с оптимальными показателями защиты и подвижности для начального этапа обучения основам мотоспорта.
К таким ботам относятся легендарные Fox Comp 5, достаточно популярные Thor S4 Blitz CE и хорошо известные практически любому райдеру Fly Racing Maverik MX.
Подведение итогов.
В заключении цитата от Капитана Очевидность: «лучшие мотоботы» - для каждого свои. При выборе мотоциклетной обуви большую роль играют личные предпочтения и требования конкретного покупателя, напрямую зависящие от текущего уровня подготовки, а также целей и задач, которые ставит перед собой конкретный спортсмен.
Если вы опытный мотогонщик и стремитесь получить максимально возможные уровни защиты и комфорта – профессиональные модели станут оптимальным выбором. Если же вы любитель с опытом или хотите немного сэкономить, но получить достойную защиту – стоит присмотреться к моделям из среднего ценового сегмента. Если же вы новичок и выбираете свои первые мотоботы – обратите внимание на бюджетные решения от известных производителей. Наш главный совет – приобретайте только качественные мотоботы от ведущих представителей рынка, в этом случае вы получите надежную защиту и высокий комфорт во время эксплуатации данной обуви, а наши консультанты обязательно помогут вам определить, какие мотоботы будут «лучшими» именно для вас!