Honda Team - в мотоциклетных гоночных кругах произнесение этих слов внушает благоговение и почитание, которые можно заработать только за десятилетия успеха на легендарных трассах во всем мире. На протяжении 80-90-х годов Honda полностью доминировала в мотокроссе не только за океаном, но и в Европе. В ту эпоху Honda представила миру несколько революционных моделей и стала синонимом высокого качества и надежности. На счету «красной команды» более 66 титулов в национальных чемпионатах США по мотокроссу и суперкроссу, а также 26 титулов на чемпионатах мира.
Несмотря на то, что Honda начала разработку кроссовых мотоциклов в 1959 году, ее первая двухтактная серийная - кроссовая модель Honda CR250M Elsinore, названная в честь популярной гонки по мотокроссу, проводимой в Калифорнии (Lake Elsinore Grand Prix), появилась лишь в 1973 г., спустя несколько лет после того, как ее конкуренты Yamaha, Kawasaki и Suzuki представили миру свои первые модели и уже имели свои заводские команды в Европе. Например, у Suzuki было уже шесть титулов на чемпионатах мира в классах 250 и 500сс, завоеванных легендарными бельгийскими гонщиками Жоэлем Робером и Роджером Де Костером.
Виной тому была политика основателя концерна Соичиро Хонда, не признававшего двухтактные двигатели. Но, в итоге, инженеры Honda сумели убедить основателя в необходимости выпуска кроссовых мотоциклов с двухтактными двигателями, и Сичиро Хонда сказал: «Если вы настаиваете на производстве двухтактных двигателей, то тогда они должны быть лучшими в мире».
Первые тесты прототипа Honda RC250M, за рулем которого находился Таиши Ешимура, состоялись в 1972 году на шестом этапе Чемпионата Японии по мотокроссу. Президент компании Соичиро Хонда приехал лично посмотреть на лучший кроссовый мотоцикл в мире. Техника не подвела и Таиши выиграл этап. Так начался легендарный путь Honda в мотокроссе. Давайте посмотрим на хронологию моделей и титулов по годам.
1973 Honda XR75
Мало кто знает, но первым серийным четырехтактным кроссовым мотоциклом стала Honda XR75. Мотоцикл был выпущен осенью 1972 года и был ориентирован на растущий американский рынок и начинающийся бум мотокросса в США. Мотоцикл имел мощный двигатель и прекрасную подвеску, став очень популярным среди тысяч начинающих американских гонщиков и здорово «встряхнул» многих двухтактных конкурентов своего времени. Именно на таком мотоцикле начинал свою карьеру семикратный чемпион США по мотокроссу и суперкроссу - Джефф Уорд.
1973 Honda CR250M Elsinore
Первый кроссовый мотоцикл с двухтактным двигателем Honda CR250M Elsinore увидел свет в 1973 году. Прототипом к этой серийной модели послужил проект 335С (Honda CR250M), разработку которого инженеры Honda начали еще в 1971 году. Отметим, что в самом начале свою экспансию в мотокроссе Honda начала не на чемпионатах мира, а в национальном Чемпионате США. Американский мотокросс в то время только зарождался и переживал бум. В первый же год выхода мотоцикла пришла и первая победа - американец Гарри Джонс выиграл национальный чемпионат по мотокроссу в классе 250сс.
Что касается мотоцикла, то стоил он $1145 и пользовался большой популярностью у гонщиков. Он был мощнее (30 л.с.), изящнее и надежнее, чем любой другой кроссовый мотоцикл того времени. Конечно и у него были недостатки, но многих поражало качество деталей и надежности. Он был готов к гонке, даже если вы только достали его прямо из коробки.
1974 Honda CR125M Elsinore
После дебюта в 1973 году CR250M, кажется, ничто не могло затмить его популярности, но представленный осенью 1973 года, как модель 1974 года, новый CR125M Elsinore оказался еще большим хитом. Продававшийся по цене в $749, CR125M практически был лишен конкурентов в своем классе. Все 125-кубовые Penton, Bultaco, Hodaka и Suzuki не шли в сравнение с мощной и изящной Honda. Имея мощный 123cc двигатель, (21,7 л.с.), 6-ступенчатую КПП и прекрасную ходовую, маленькой CR не было равных в классе 125сс.
Мотоцикл оказался настолько популярным, что Honda едва успевала удовлетворять спрос. По некоторым оценкам, CR125M по-прежнему является самым популярным кроссовым мотоциклом из когда-либо построенных. Напомним, что официально Чемпионат США по мотокроссу в классе 125сс стал проводится в 1974 году, а Чемпионат мира в 1975-м. Марти Смит, ехавший в тот год на Honda CR125M Elsinore, вошел в историю, как первый американец, выигравший чемпионат в классе 125сс в первый год его проведения.
1975 Honda CR125M1 Elsinore
В 1975 году Honda CR125M1 Elsinore был переходной моделью и претерпел некоторые изменения. В тот год Suzuki представили свой новый RM125, но при отличной подвеске, двигатель был откровенно слаб. Мотоциклы Yamaha были оснащены лепестковым клапаном и могли предложить более широкий диапазон мощности. CR еще оставался жизнеспособным вариантом, но конкуренты быстро затмевали его производительность. Тем не менее Марти Смит «привез» Honda второй титул подряд в классе 125сс.
1975 Honda CR250M1 Elsinore
В 1975 году Honda CR250M1 получила многочисленные изменения, но уже начала отставать от конкурентов. Двигатель с новой выхлопной системой, который хвалили в 1973-м, не так остро реагировал на ручку газа и выдавал меньше мощности по сравнению с Yamaha. Кроме того, задние амортизаторы хоть и были улучшены, но не шли ни в какое сравнение с «моноподвеской», стоявшей на моделях Yamaha MX и YZ. В целом, это была неплохая машина, но уже не так любима гонщиками, как два года назад.
1976 Honda CR125M2
1976 год стал годом больших изменений на обеих моделях CR125 и CR250. В первую очередь был изменен внешний вид: ярко красные детали мотоциклов имитировали заводские модели Марти Смита и Пьера Карсмакерса. На 250сс были немного измененные двигатели без какой-либо модернизации подвески, а на 125сс, была установлена новая рама и новая подвеска с увеличенным ходом. Но все равно обе модели были гораздо менее эффективны на трассе, чем их высокотехнологичные конкуренты. В 1976 году все производители кроссовых мотоциклов уже внедрили новые технологии, но Honda все еще находилась в нейтральном положении и не выиграла ни одного титула.
1976 Honda CR250M2
В 1976 году Honda впервые выпустила экспериментальный мотоцикл класса 500сс - Honda RC500A1E Type II. На нем Пьер Карсмакерс принял участие на трех этапах национального чемпионата США и по итогам сезона занял 16-е место.
1977 Honda CR125M
Не было никаких сомнений, что успех предыдущих лет привел к самоуспокоению, и Honda быстро начала отставать от конкурентов. Некогда всемогущая модель CR125M на фоне конкурентов выглядела удручающе в основном из-за «низовой» трубы, плохой подвеске и слабого двигателя. В результате, в салонах у дилеров новые модели продавались просто ужасно. Модель CR250M была еще хуже - прошлогодних моделей было в переизбытке и Honda даже не потрудилась выпустить новую модель в 1977 году.
Заводской мотоцикл CR125M Fox Mugen на котором Стив Вайс принимал участие в АМА Мотокросс 1977 по сути был моделью образца 1978 года. Как мы видим, отличия от стоковой модели - «небо и земля».
Прототип Honda RC500A1E Джима Помероя (14-е место в АМА Мотокросс 1977)
Что касается спортивных успехов, то Марти Смит смог привезти «красной команде» первый титул в АМА Мотокросс в классе 500сс, выступая на заводском прототипе Honda RC500.
1978 Honda CR125M Elsinore
В то время, как серийные мотоциклы были «мертвым грузом» в салонах у дилеров, на машинах заводской команды использовались новейшие технологии. Например, RC125M Type II RC имели передовые мощные двигатели и революционную систему картриджа в передней вилке Showa.
1978 Honda CR250R Elsinore
После нескольких лет забвения в классе 250сс новая CR250R 1978 года была важной моделью для Honda, так как нужно было вновь активизировать интерес к бренду. Компания представила абсолютно новую CR250R, радикально отличавшуюся от прошлогодней модели. Даже изменились буквы в названии: вместо «М» теперь стояла «R». Новый двигатель был окрашен в ярко-красный цвет и был невероятно компактным и мощным, а единственным минусом была подвеска. На трассе новая CR250R была самым быстрым мотоциклом среди конкурентов, а Honda вновь доказала всему миру, что может построить конкурентоспособную машину.
Почувствуйте разницу – заводская Honda CR250R Works Replica 1978 года.
1978 год принес Honda первый успех в Чемпионате мира по мотокроссу: американец Брэд Лэкки завоевал серебряную медаль в классе 500сс. Начиналась эра Honda в мировых чемпионатах.
1979 Honda CR125R Elsinore
В 1979 году Honda, наконец, представила инновационную модель CR125R с буквой «R» в конце названия. В то время как новый мотоцикл выглядел могучим и впечатляющим на бумаге, его производительность оставляла желать много лучшего. Новый передний обод на 23” делал мотоцикл неповоротливым, а новые шины «Claw Action» разработанные Honda, были не в состоянии обеспечить хороший зацеп. Слишком вялый двигатель «Works Replica» был склонен к задумчивости при переключении передач. И хотя диапазон мощности был ровным и приятным, все равно двигатель был слишком «медленным» для тех, кто был выше уровня начинающего гонщика. Новая передняя вилка была слишком жесткой, а задние амортизаторы были еще хуже. Маятник скручивался под нагрузкой и «сбрасывал» цепь. В общем и целом, модель имела слишком много инноваций, но была откровенно сырой.
Заводская команда Honda 1979 года: Вверху: Уаррен Рейд, Джимми Эллис, Марти Трайпс, Гуннар Линдстром (менеджер команды), Марти Смит, Гари Сэмикс и Стив Вайс.
Внизу механики: Брайан Луннис, Джорж Эллис, Джон Эр, Дейв Арнольд, Мерли Андерсон и Клифф Уайт.
Заводская Honda RC125M 1979 года построенная для Чемпионата Японии.
1979 Honda CR250R Elsinore
На мотоцикле класса 250сс, Honda сделала очень мало изменений. Новое расположение каналов и клапан «GP Reed-Valve» на впуске должны были улучшить крутящий момент. Изменения в подвеске были минимальны и, в конечном итоге, в этом направлении все было так же плохо, как и в прошлом году.
Honda Mugen ME360 1979 года, построенная компанией Mugen Company Limited (Япония) на основе CR250R, была настоящей экзотикой и буквально обгоняла свое время. Это был легкий, быстрый и великолепно сбалансированный мотоцикл с прекрасной подвеской.
Компания Mugen была основана в 1973 году Хиротошито Хонда (сыном основателя концерна Honda Motor Company Соичиро Хонда) и в переводе с английского означает «неограниченный» или «бесконечный», отсюда и термин «Mugen Power», который часто ассоциируется с брендом и означает «Неограниченная власть». В начале семидесятых он был поставщиком аксессуаров для автомобилей Honda Civic, а позже, имея доступ к информации Honda Motors, использовал эти глубокие знания, чтобы построить несколько моделей кроссовых мотоциклов для заводских команд и богатых клиентов - в тот время мотоцикл стоил целое состояние (на сегодня его цена эквивалента $20.000 США).
В следующем нашем материале читайте о кроссовых мотоциклах Honda в период 1980-1989гг. и про то, как компания смогла стать доминирующим игроком на трассах мотокросса.
Роман Мишенев специально для Мото85.ru
Продолжение История кроссовых мотоциклов Honda 1980-1989