Начало: История кроссовых мотоциклов Honda 1973-1979
Во второй части нашего обзора по истории кроссовых мотоциклов Honda мы перенесемся в 80-е годы прошлого столетия и узнаем, как компания стала доминирующим игроком на трассах американского и мирового мотокросса.
В восьмидесятых годах Honda смогла привлечь в свою команду сильнейших гонщиков и предоставила им все условия для достижения высоких результатов. Кроме того, был подписан долгосрочный контракт с пятикратным чемпионом мира по мотокроссу бельгийцем Роджером Де Костером, который помогал компании в развитии и производстве мотоциклов. Honda входила в эпоху своего доминирования, и для конкурентов она становилась серьезным препятствием.
1980 Honda CR80R Elsinore
Модель XR75, которую Honda выпустила в 1973 году, дала путевку в большой спорт многим молодым гонщикам, но уже в середине 70-х стало понятно, что его время безвозвратно уходит. К тому времени мотоцикл уже не выдерживал никакой конкуренции с моделями Suzuki RM80 и Yamaha YZ80, которые были легче и гораздо быстрее.
Понимая, что им нужно было остаться в молодежном классе, Honda, наконец, представила в 1980 году свой первый настоящий гоночный мини-мотоцикл - CR80R Elsinore. Двигатель с объемом 79.7cc оснащался лепестковым клапаном и выдавал 16,5 лошадей, а питал его 26мм карбюратор Keihin.
С точки зрения производительности новый CR был очень похож на мотоциклы Honda больших кубатур и был очень быстр. Но были и серьезные минусы: ужасная передняя вилка и амортизаторы. Гонщикам приходилось ставить тюнингованные амортизаторы и комплект демферов Terry kit в переднюю вилку. С таким набором CR80R уже был грозным оружием на трассах.
1980 Honda CR125R Elsinore
На мотоциклах CR125R и CR250R 1980 года Honda сделала несколько серьезных изменений. Оба мотоцикла получили новое шасси, повышенную жесткость рамы (главная проблема предыдущих моделей). Изменения также коснулись и двигателей, в которых были пересмотрены порты. В плане подвески стояли новые регулируемые передние вилки и новые амортизаторы Showa с резервуарами. В дополнении ко всему, на мотоциклах были новые фоны номерных знаков, утвержденные FIM.
1980 Honda CR250R Elsinore
В то время как мотоциклы были внешне похожи на модели 1979 года, на трассе они вели себя совсем по-другому. Новые вилки и амортизаторы стали немного лучше по сравнению с прошлым годом, но все еще оставались худшими в классе. Очень неплох был двигатель у 125сс, а вот на 250сс он был более «тяговит», но медленней, и был более популярным среди новичков, чем профи.
После двухлетнего перерыва Чак Сан «положил в копилку» Honda еще один титул АМА Мотокросс 1980 в классе 500сс.
Первый титул на Чемпионате мира в «пятисотках» для Honda, англичанин Грехэм Нойс завоевал в 1979 году. В 1980 и 1981 годах бельгиец Андре Малерб (на фото) положил в копилку еще два титула.
1981 Honda CR125R Elsinore
Восьмидесятые были десятилетием больших изменений в мотокроссе, 1981 год был годом перемен и для Honda. Новые технологии, обновленный стиль и выпуск первого мотоцикла для «открытого» класса - CR450R. Все три модели 1981 года имели совершенно новые рамы, двигатели и подвеску.
В 1981 году на моделях CR125R CR250R было применено жидкостное охлаждение, и это был довольно серьезный шаг для того времени. Отметим, что в 1981 году жидкостное охлаждение было на мотоциклах 125сс у трех производителей - Honda, Suzuki и Yamaha. Но только Honda решила применить его и на мотоциклах класса 250сс.
1981 Honda CR250R Elsinore
Другим большим шагом Honda было применение технологии моно-подвески с центральным амортизатором Pro-Link на мотоциклах 125 и 250сс. Pro-Link был похож на моно-подвески Full-Floater (Suzuki) и Uni-Trak (Kawasaki), но все они были совершенно разные по дизайну и исполнению.
Хотя новая технология моно-подвески стала серьезным шагом для Honda, все же главной новостью был выпуск первой серийной модели CR450R Elsinore. Несмотря на то, что гонщики команды Honda уже несколько лет выступали на чемпионате мира и национальном чемпионате США в классе 500сс и завоевали 4 титула, мотоцикл для широких масс был выпущен лишь в 1981 году.
Новый CR450R получил моно-подвеску, как и на моделях 125 и 250сс, но двигатель был воздушного охлаждения. Двигатель объемом 431cc был спроектирован на основе старого от CR250R. Мощный двигатель с четырехступенчатой КПП имел откровенно слабое сцепление. Диапазон мощности оставлял желать лучшего и практически не тянул на верхах, а вся его полезная мощность была сосредоточена в середине диапазона.
1981 год. Донни Хансен бронзовый призер АМА Мотокросс в классе 250сс.
1981 Honda CR450R Elsinore
Как оказалось на практике, ни один из двигателей мотоциклов Honda 1981 года не стал выдающимся. Модели 250 и 450сс были быстры, но из-за их диапазона на них было трудно ездить. На всех трех мотоциклах оказалось слабое сцепление, коробка передач и переизбыток веса. Новые рамы, задний маятник и амортизаторы оказались хрупкими и неудачными. Новая моно-подвеска Pro-Link также не оправдала ожиданий и при поглощающих ударах зарекомендовала себя не лучшим образом.
В общем и целом, 1981 год новых технологий и больших изменений оказался для Honda большим разочарованием. Ненадежные, неэффективные и с избыточным весом, новые модели нуждались в срочной доработке и к счастью, Honda вовремя одумалась.
1981 год. Бельгиец Андре Малерб завоевывает второй титул для Honda на Чемпионате мира в классе 500сс.
1982 Honda CR125R
После разочарований 1981 года, Honda оперативно сделала работу над ошибками и внесла необходимые изменения в модели 1982 года. Был обновлен весь модельный ряд: улучшилась эргономика, пересмотрен диапазон мощности, мотоциклы стали легче, а производительность увеличилась. Очень важную роль в этом сыграл Роджер Де Костер и для Honda этот год стал первым звездным часом не только в американских чемпионатах, но и принес первый огромный успех в командных чемпионатах мира.
Очень мощный и с хорошей подвеской CR250 уже был близок к топ-моделям в классе, чего еще нельзя было сказать о 125-кубовом мотоцикле. Мотоциклы конкурентов Yamaha YZ125 уже были оборудованы мощностным клапаном YPVS и Honda CR125R всё еще здорово отставала от лучших мотоциклов в классе.
1982 Honda CR250R
Но модернизация моделей 125 и 250 была ничто, по сравнению с полным успехом, достигнутым в Открытом классе. Из всех моделей Honda 1982 года, ни один не был более усовершенствованным, чем CR480R. В 1981 году эта модель была одним из больших разочарований, но модель 1982 года стала поистине выдающейся для Honda. Мотоцикл немного уступал своим конкурентам Yamaha YZ465 и Maico 490 и был больше похож на чрезмерно мощный 250сс.
Помимо улучшения двигателя, новый CR480R был легче на 4,5 кг и у него была пересмотрена геометрия рамы, чтобы «вылечить» своенравные манеры старого мотоцикла. Массивная новая 43мм передняя вилка и пересмотренная прогрессия Pro-Link также получили большие улучшения, но не дотягивали до стандартов превосходного Suzuki RM465.
1982 год оказался поистине первым звездным годом для «красной команды» в национальных чемпионатах США. Спустя девять лет Донни Хансен завоевал для Honda два титула в сериях АМА Мотокросс и АМА Суперкросс в классе 250сс. Напомним, что первый титул в АМА Мотокросс в классе 250сс был завоеван Гари Джонсом в 1973 году.
1982 Honda CR480R
Очередной титул в АМА Мотокросс 1982 (класс 500сс) для Honda завоевал Даррелл Шульц.
В 1982 году команда США, выступавшая на мотоциклах Honda, одержала свою первую историческую победу в Мотокроссе Наций и Трофее Наций. Гонщики: Джим Гибсон, Дэнни Чандлер, Джонни О'Мара и Дэвид Бейли.
1983: Начало нового десятилетия Honda
На протяжении семидесятых годов, линейка кроссовых мотоциклов Honda состояла только из двух моделей CR125 и CR250. Добавление моделей CR80R в 1980 году и CR450R в 1981 году логично дополнило линейку и дало возможность обозначить свое присутствие во всех классах, но в 1983 году в Honda решили добавить пятую машину в свою линейку – мини-мотоцикл CR60R.
1983 Honda CR60R
Сезон 1983 года стал главным для становления класса 60сс. Наряду с Honda, свои первые модели для юных гонщиков представили и Kawasaki с Suzuki. До этого момента, основной доминирующей силой в этом классе были мини-мотоциклы YZ50 и YZ60 от компании Yamaha, но приход новых игроков заставил шевелится всех.
1983 Honda CR125R
Новая модель CR60 проигрывала лишь очень быстрым моделям Kawasaki. Двигатель CR60 оказался очень «тяговитым» на низах и середине, а также очень вялым на верхах. Он был более мощным, чем на устаревших моделях Yamaha и Suzuki, но не мог противостоять KX60 от Kawasaki, который на протяжении двух десятилетий будет доминировать в классе 65сс.
Чемпион АМА Мотокросс 1983 в классе 125сс - Джонни О’Мара.
1983 Honda CR250R
В 1983 году мотоциклы Honda 125 и 250сс еще не были ракетами, но их хорошая управляемость, подвеска и общая компетентность принесли им победу во всех крупных чемпионатах. В целом, 1983 год был полон успехов и перемен к лучшему.
Дэвид Бэйли повторил прошлогодний успех Донни Хансена и в 1983 году вновь завоевал для Honda два титула в сериях АМА Мотокросс и АМА Суперкросс в классе 250сс.
1983 Honda CR480R
Кроме нового CR60R для Honda главным достижением в 1983 году была обновленная модель CR480R, которая мгновенно превратилась в одну из лучших моделей открытого класса за всю историю.
1983 год не принес Honda очередных титулов в мировом чемпионате, но Андре Малерб и Грэхэм Нойс (на фото) смогли завоевать серебряную и бронзовые медали в классе 500сс.
1984 Honda CR125R
После мощного прошлогоднего успеха, в 1984 году Honda стремится нанести нокаутирующий удар по конкурентам. Новые технологии, примененные на моделях 80, 125 и 250сс, доказали, что компания была серьезно настроена занять лидирующую позицию.
В 1982 году Yamaha была первым производителем, который оснащал свои модели YZ125 и YZ250 мощностным клапаном YPVS (Yamaha Power Valve System), что давало более широкий диапазон мощности и повышение производительности. В 1984 году Honda решила, что пришло время предложить свой вариант - ATAC (Automatic Torque Amplification Chamber).
Вспомогательная камера АТАС на мотоцикле Honda CR125R (внешняя на CR80R и CR125, внутренняя на CR250).
ATAC - это система автоматического увеличения крутящего момента и добавления мощности на низких оборотах. Она увеличивает или уменьшает объем выхлопных газов посредством небольшого дроссельного клапана, расположенного непосредственно перед выходом выхлопных газов. При низких оборотах коленчатого вала центробежная ведомая шестерня открывает клапан в небольшую камеру и увеличивает объем выхлопных газов, позволяя им проходить через эту камеру. При высоких оборотах клапан закрыт.
1984 Honda CR250R
На производительности CR125 новая система ATAC определенно сказалась не лучшим образом: двигатель неплохо работал на низах, но на верхах катастрофически не хватало мощности. После нескольких экспериментов, многие тюнеры отметили, что 125сс на самом деле ехал лучше без ATAC.
Что касается мотоцикла CR250, то на нем система ATAC давала гораздо лучшие результаты. С этим мотором ездить было сложнее, чем на прошлогодней модели, но мотоцикл оказался быстрее.
В 1984 году Джонни О’Мара порадовал Honda лишь «серебром» в серии АМА Мотокросс в классе 125сс, но стал чемпионом АМА Суперкросс в классе 250сс.
1984 Хонда CR500R
В открытом классе в 1984 году Honda представила совершенно новый CR500R, и система АТАС на нем была совершенно бесполезна, впрочем, как и сам новый мотоцикл. Безумная мощность выглядела великолепно на Dyno-графиках, но не приносила пользу на трассах соревнований. Мотоцикл был жестким, непредсказуемым и как отмечали многие, на нем было реально страшно ездить.
В конце концов, модели 1984 года для Honda вновь оказались большим разочарованием. CR60R, CR80R и CR125R были красивы, но не могли соперничать с Kawasaki, а CR250 оказался очень ненадежным. К счастью для поклонников Honda, гораздо лучшие мотоциклы ждали их в 1985 году.
В 1984 году Honda вернула себе лидирующую позицию на Чемпионате мира в классе 500сс – бельгиец Андре Малерб (на фото) «привез» четвертый по счету титул, а англичанин Дэйв Торп стал бронзовым призером.
1985 Honda CR125R
В 1985 году Honda продолжает обновлять линейку машин для мотокросса. Изменения не коснулись лишь модели CR60R, но продолжалось усовершенствование CR80R, CR125R, CR250R и CR500R. Основными изменениями были новые двигатели, пересмотренная подвеска и свежий дизайн. Невероятно, но для «красных машин» это был уже пятый редизайн за последние пять лет. Можете ли вы себе представить, чтобы сегодня производители каждый год представляли новые модели? А в восьмидесятых, это было в порядке вещей.
На CR125R новый двигатель сохранил систему ATAС. Она была пересмотрена и ориентирована для увеличения мощности и лучшей тяги на верхах. Подвеска продолжалась совершенствоваться и предлагала достойную производительность, и по мнению экспертов была на втором месте, после RM125.
Модели CR80R добавили мощности, но новый мотор все равно уступал Kawasaki.
Один из талантливейших американских гонщиков за всю историю - Рон Личин, в 1985 году был признан самым быстрым гонщиком (125сс) в мире, и завоевал для Honda титул в АМА Мотокросс в классе 125сс.
1985 год. Первый успех и подиум Honda на Чемпионате мира в классах 125 и 250сс – голландец Дэйв Стрийбос (на фото) стал серебряным призером в 125сс, а его соотечественник Герт Ян Ван Дорн завоевал «бронзу» в 250сс.
1985 Honda CR250R
В 1984 году надежность мотоциклов Honda CR250R оставляла желать лучшего, и перед конструкторами компании стояла задача тотального улучшения надежности в модели 1985 года, что им и удалось сделать. Мотоцикл имел успех, но новый мотор для многих стал разочарованием: диапазон мощности был откровенно плох и не шел ни в какое сравнение с прошлогодним.
Гонщики заводской Honda и члены сборной США в командных чемпионатах мира - Рон Личин и Дэвид Бейли победители Мотокросса Наций 1985 года в немецком Гайлдорфе.
1985 Honda CR500R
Что касается мотоцикла CR500, то после прошлогоднего провала, Honda решила начать все с чистого листа и в 1985 году увидел свет новый мотоцикл, который не имел ничего общего с нелюбимой многими моделью CR500 '84. У мотоцикла была новая рама, пересмотренная подвеска, переработанный двигатель и новый дизайн. Также стояло водяное охлаждение, новый 38мм карбюратор Keihin и в отличии от 125 и 250сс, на новом 500сс не была установлена система ATAC.
Основной же целью Honda было повышение мощности в середине диапазона, и к их чести, они преуспели по всем пунктам. На практике новый мотор был на самом деле более мощным, чем прошлогодний. На низах и в середине мотор выдавал безумную мощность и мотоцикл буквально взлетел из поворотов. Он был настолько быстр, что даже профессиональные гонщики считали его слишком мощным и многие тюнеры искали способы обуздать этого монстра. Это было кульминацией эскалации мощности, которая началась в конце семидесятых и достигла своего апогея в середине восьмидесятых годов.
1985 год. Исторический момент для Honda – тройка призеров. Дэйв Торп – чемпион мира в классе 500сс, а Андре Малерб и Эрик Гебоерс – серебряный и бронзовый призеры. На следующий год они вновь займут все три призовых места в той же последовательности.
1986 Honda CR125R
В 1985 году Honda CR125R был практически лучшим кроссовым мотоциклом в классе, но по мощности все же немного проигрывал Kawasaki. Как отмечали многие, у мотоцикла была отличная управляемость, хорошая подвеска и прекрасный дизайн.
Зная это, Honda внесла некоторые изменения в модели 1986 года, что добавило несколько дополнительных лошадок. Модель выглядела почти идентичной машине 1985 года, но на трассе была совершенно другой. Несмотря на несколько слабых мест, такие, как тормоза, передняя вилка и нестабильность на высоких скоростях, мотоцикл стал в 1986 году одним из лучших в классе, и лучшим за всю историю Honda.
1986 и 1987 годы можно по праву считать лучшими годами за все время выступлений гонщиков Honda в американском мотокроссе. В эти годы Дэвид Бэйли, Рик Джонсон, Кейт Тарпин и Микки Даймонд (на фото) выиграли титулы не только в мотокроссе, но и в суперкроссе во всех классах мотоциклов.
1986 Honda CR250R
Если незначительных обновлений было достаточно, чтобы превратить CR125R в победителя, то с мотоциклом класса 250сс все было не так радужно. Медленный двигатель и не очень адекватную подвеску, которые были и на прошлогодней модели отмечали многие. Плюс к этому, в США в 1986 году вступило в законную силу новое правило, которое запрещало заводским гонщикам выступать на машинах, которые не имеют сходства с серийными моделями. Иными словами, гонщики должны были ехать на серийных мотоциклах и могли изменять только те узлы, которые оговаривались правилами.
Если для Yamaha, которая уже два года производила мотоциклы готовые к гонкам, это не было проблемой, то для Honda это было серьезным шагом назад. Впервые, качество того, что было доступно для продажи будет иметь прямое влияние на их звездных гонщиков.
Honda пришлось многое пересмотреть в модели CR250. Изменения коснулись двигателя, на котором был установлен новый мощностной клапан похожий на YPVS компании Yamaha, но решение Honda отличалось уникальным дизайном и гораздо более сложным в исполнении.
Далее в списке основных изменений был переход на систему картриджа в вилке Showa, что давало гораздо более точный контроль и более широкий диапазон регулировки демпфирования. Эти удивительные вилки с картриджем были впервые использованы в конце семидесятых на заводских машинах Honda. В общем и целом, в 1986 году Honda удалось сделать по-настоящему высокотехнологичную машину и лучшую в классе, что оценило большинство гонщиков.
Первый номер заводской команды Honda USA - легендарный Рик Джонсон в 1986 году стал сильнейшим в сериях АМА Мотокросс и АМА Суперкросс в классе 250сс.
1986 год. Абсолютная победа сборной США на Мотокроссе Наций в итальянской Маджиора. Слева-направо: Джонни О’Мара, Рик Джонсон и Дэвид Бейли (все гонщики команды Honda).
1986 Honda CR500R
В открытом классе Honda продолжала совершенствование CR500. На мотоцикле 1986 года изменения коснулись двигателя и подвески: передняя вилка, как и на CR250 была с картриджем. Двигатель был молниеносным и предлагал наибольшую мощность и широкий диапазон в классе. Он был уже не тем неконтролируемым монстром, как несколько лет назад, но оставался слишком мощным для большинства простых смертных, и многие гонщики предпочли более простой в управлении Kawasaki KX500.
Дэвид Бэйли – чемпион АМА Мотокросс 1986 в классе 500сс.
Прошлогодний успех на трассах мирового первенства, гонщики Honda повторили и в 1986 году: Дэйв Торп (на фото) стал чемпионом мира в классе 500сс, а Андре Малерб и Эрик Гебоэрс – серебряным и бронзовым призерами.
1987 Honda CR125R
В 1987 году Honda вновь серьезно пересмотрела всю линейку своих моделей 125, 250 и 500сс. Мотоциклы получили визуальные изменения: новый топливный бак, сиденье, защиту радиаторов, а также, новые амортизаторы и, впервые, на всех мотоциклах стоял задний дисковый тормоз.
В то время, как на 250 и 500сс стояли доработанные прошлогодние двигатели, на 125сс стоял новый двигатель, который оказался лучшим в классе с большим отрывом от остальных. Его недостатками был лишь задний амортизатор Kayaba.
1987 Honda CR250R
Гораздо более жесткая конкуренция была в классе 250сс, новые модели Suzuki и Kawasaki отличались значительно лучшей производительностью, а ультрабыстрая Yamaha была недосягаема.
Новый мощностной клапан ННР на Honda CR250R
Для борьбы с конкурентами, Honda сосредоточилась на увеличении мощности. Новый двигатель был мягок с низов, но слишком жесткий в середине и на верхах. Для профессионалов это был стоящий компромисс, но многие любители сетовали на недостающий крутящий момент, который был у модели 1986 года. Также, много нареканий было и к заднему амортизатору, он оказался еще хуже, чем на 125сс и не порадовал никого. Он был резок на сжатие и слишком быстр на отбой. В целом, мотоцикл в 1987 году был быстрее, но не лучше.
1987 год. Рик Джонсон «привез» для Honda еще два титула АМА Мотокросс, в классах 250 и 500сс.
1987 Honda CR500R
CR500R в 1987 году претерпел очередные изменения в двигателе, и теперь он стал намного «дружелюбней». Более длинный ход поршня, меньшее сжатие, переработанное зажигание и новая выхлопная система позволили выровнять необузданную мощь и сделать её более ровной во всем диапазоне. Вилка и амортизатор работали превосходно и лучше чем на менее мощном CR250. Его единственной слабостью было ощущение громоздкости, по сравнению с «тонким» KX500, CR500R был как танк и не мог претендовать на первое место в рейтинге.
Очередные титулы в чемпионате мира 1987 года: Жорж Жобэ (на фото) стал чемпионом в классе 500сс, Эрик Гебоерс в 250сс, а швед Йорген Нильссон и молодой француз Жан Мишель Бэйль стали бронзовым призерами в 250сс и 125сс соответственно.
1988 Honda CR125R
После прошлогодней капитальной реконструкции, в 1988 году Honda CR125 решила ограничиться небольшими улучшениями, а переход на новый темно красный дал мотоциклу новый внешний вид.
Подвеска и внешний вид (за исключением цвета) были с незначительными изменениями. Вопросы о надежности прошлогоднего двигателя были удовлетворены за счет новых усиленных подшипников и измененных портов. Это повысило надежность, но, к сожалению, не лучшим образом отразилось на диапазоне мощности, мотор стал откровенно слаб и был медленным на трассе. Мотоцикл оставался по-прежнему конкурентоспособным, но большинство гонщиков предпочли хит 1987 года.
Жорж Холланд победитель серии АМА Мотокросс 1988 года в классе 125сс.
Сезон 1987 года стал успешным в классе 125сс не только в Америке, но и в Европе. Молодой француз Жан Мишель Бэйль завоевал свой первый титул чемпиона мира.
1988 Honda CR250R
Самой большой новостью в 1988 году стало то, что вся японская четверка производителей - Yamaha, Suzuki, Kawasaki и Honda представила в классе 250сс абсолютно новые модели. Худшим же мотоциклом в классе оказалась Honda, из-за «вялого» двигателя и слабой подвески, слишком резкой при сжатии и медленной на отбое. Вне зависимости от этих проблем, Honda продала несколько тысяч мотоциклов CR250R в 1988 году, большинство «купилось» на внешность и популярность, но это был худший CR за последние три года.
В 1988 году Рик Джонсон выиграл серии АМА Мотокросс, в классе 500сс и АМА Суперкросс в классе 250сс.
1988 Honda CR500R
На CR500, изменений было еще меньше: умеренное увеличение инерции кривошипа было пределом моторных изменений так как на 125сс, стояла 43 мм передняя вилка Showa. Мотоцикл казался еще более большим и тяжелым, но слишком быстрым и по-прежнему оставался лучшим в своем классе.
Эрик Гебоэрс (на фото) в 1988 году порадовал Honda очередным титулом чемпиона мира, на этот раз в классе 500сс.
1989 год внес существенные изменения для всех моделей Honda, а резкое увеличение цены на 20% шокировали покупателей ($4000 за 250сс).
1989 Honda CR125R
Но, по крайней мере, высокотехнологичные нововведения были призваны смягчить негодование потребителей. Модели CR250 и CR500 перешли на новые 45мм перевернутые передние вилки Showa, в то время как на CR125 стояла 43мм. Стоит отметить, что в 1989 году три из четырех крупных производителей перешли на перевернутые вилки на своих машинах класса 250сс. Только Kawasaki была в задумчивости и оснастила свои мотоциклы отличным набором обычных 46мм вилок Kayaba.
Но как оказалось, от нововведения с перевернутыми вилками выиграла лишь CR125. Изменения на 43мм вилке хоть и сделали их менее мягкими, но не такими жесткими, как у перевернутой конструкции. Внешний вид 125 имитировал CR250R прошлого года, и мотоцикл стал стройнее. Новая подвеска отлично чувствовала себя в поворотах, но по-прежнему была опасной на больших скоростях. Двигатель был тот же, что и в прошлом году, но с небольшими изменениями: он стал менее «тяговитым», чем годом ранее, но гораздо более мощным. Мотоцикл был далек от совершенства, но для большинства пилотов его было более чем достаточно.
В 1989 году в серии АМА Мотокросс класса 125сс Honda отпраздновала пятый титул подряд, на этот раз очередную победу ей привез Майк Киедровки.
1989 Honda CR250R
В классе 250сс с приходом новой передней вилки Showa, должно было стереть воспоминания о мрачных вилках 1988 года, но все пошло не так, как планировались. Новые 45мм перевернутые вилки выглядели прекрасно, но были чрезмерно жесткими и ужасно поглощали неровности. Все оказалось настолько серьезным, что в Honda фактически вспомнили о них в середине года и предложили покупателям модифицировать вилки без каких-либо дополнительных затрат. К сожалению, изменения дали лишь незначительное улучшение, и все равно, работа вилки оставалась ужасной. Но в остальном мотоцикл, всё же, оставался на высшем уровне и был любим гонщиками за отличную эргономику, легкость и невероятную скорость.
Джефф Стэнтон – новый герой команды American Honda. В 1989 году он смог завоевать для «красных» еще два титула, выиграв серии АМА Мотокросс и АМА Суперкросс в классе 250сс.
1989 год. Жан Мишель Бейль – чемпион мира в классе 250сс.
1989 Honda CR500R
В 1989 году Honda проделала большую работу по улучшению модели CR500, и это стало ее последним крупным редизайном машин открытого класса. У мотоцикла была новая рама, он стал узким, легким и был гораздо проворнее, чем годом ранее. По сравнению с большим и громоздким Kawasaki KX500, в поворотах CR500 вела себя, как 125-кубовый мотоцикл. На жестких трассах мотокросса ей просто не было равных. Что касается новой перевернутой вилки Showa, то работала она гораздо лучше, чем на CR250. В целом, это был достаточно быстрый мотоцикл, но его мощность было не так легко использовать, как на КХ500.
В 1989 году в мировом чемпионате класса 500сс, Honda вновь праздновала большой успех: все три гонщика были на подиуме. Чемпионом мира стал Дэйв Торп (на фото), серебряная медаль досталась молодому австралийцу Джеффу Лейску, а «бронза» Эрику Гебоэрсу.
Роман Мишенев специально для Moto85.ru