Краткая история американского суперкросса AMA
1974: Начало большого пути
Часто большое дело начинается с сумасшедшей идеи энтузиаста, и американский суперкросс тому пример. Однажды Майк Гудвин обратился к авторитетному шведскому гонщику, 3-кратному чемпиону мира Рольфу Тибблину с мыслью о построении совершенно новой трассы мотокросса в Колизее Лос-Анджелеса. На что тот ответил: «Это не будет похоже на традиционный мотокросс, но это будет работать».
Американские журналисты часто указывают США как место изобретения суперкросса. Отчасти это так, но первая идея сделать соревнования на мотоциклах с искусственными препятствиями на стадионе появилась в Европе почти за два десятилетия до того, как мотокросс стал популярным в Америке. Что остается бесспорным - само слово «Суперкросс» было придумано американцами в конце 1974 года, и свое дальнейшее развитие он получил именно за океаном.
Стадион-кроссы в Европе
1956 год. Суперкросс в Праге в честь Дня Победы над Германией.
Первым промоутером, кто смоделировал и провел соревнования с искусственными препятствиями на стадионе, был Пьер Барде. Соревнования проходили 28 августа 1948 года во Франции, на стадионе Буффало, в пригороде Парижа Монруж. Трасса представляла собой овал с препятствиями в виде искусственных горкок в поворотах, бродов с водой и т.п. Зрелище гонок сразу получило широкую популярность и предопределило стиль проведения соревнований на стадионе.
Если местом рождением суперкросса можно считать область Парижа, то «второе крещение» он получил в Праге, в Чехословакии, 9 мая 1956 года. В тот день сто тысяч чехов заполнили столичный стадион Strahov Stadium в праздник Дня Победы. Мотоциклетный спорт на бездороже уже получил признание в послевоенной Чехословакии, и к нему проявляли большой интерес как зрители, так и спортсмены. И поскольку автомобили были еще редки, а сеть общественного транспорта не была налажена, осуществить приезд многотысячной толпы на гонку в сельскую местность было невозможно. Поэтому идея организовать гонку, чтобы ею можно было наслаждаться в комфорте в самом центре Праги, была вполне логична. Дистанция одного круга на трассе была более полумили и включала форсирование бродов с водой и восемь трамплинов, которые были созданы из грунта и деревянных скатов.
Переезд за океан
Наконец, эта волна новых гонок на стадионе докатилась и до Соединенных Штатов. 5 февраля 1961 года первая гонка прошла на стадионе в Майами. Организаторами выступили Ассоциация мотоциклетных дилеров и местные мотоклубы Флориды. Трасса была с правыми и левыми поворотами и деревянными скатами-трамплинами, где ревели своими моторами Триумфы и Харлеи.
Уже тогда некоторые промоутеры выразили желание, чтобы гонки мотокросса на стадионах получили профессиональную аккредитацию со стороны Ассоциации Мотоциклистов Америки (АМА). Но в ассоциации не хотели внести поправку в положение о соревнованиях, так как правила по мотокроссу были определены как "замкнутый круг на полностью естественном рельефе местности, за исключением изменения или удаления опасных препятствий". Если бы эти поправки были представлены для любительского мотокросса AMA, они бы, наверное, были одобрены. Но лишь в 1971 году в правила были внесены изменения (надо было всего-то убрать - «использование только природного ландшафта»), и уже не было препятствий для организации и проведения соревнований на стадионе. Этим воспользовался Билл Франс, попросив АМА включить профессиональную гонку по мотокроссу в программу «Bike Week» в Дайтоне. 13 марта 1971 года гонка прошла на треке «Daytona International Speedway». Гуннар Линдсром выиграл гонку в классе 250сс, а Брайан Кенни стал победителем в 500сс. На церемонии награждения Линдсром сказал, что «в один прекрасный день мотокросс на стадионах может стать еще более популярным мероприятием, чем автомобильные гонки в Дайтоне».
1973 год. Гонщики Husqvarna в Дайтоне - Билли Клементс, Марк Блэквелл, Гари Сэмикс и Майк Хартвинг.
Тем не менее, было рано утверждать, что событие 1971 года стало днем рождения американского суперкросса, потому что зрители наблюдали за ходом гонки не с трибун, а стоя на земле около трассы. Учитывая положительный отклик со стороны болельщиков и спортивных сообществ, в следующем году Дайтона вновь принимала у себя соревнования по мотокроссу, но на этот раз была построена трасса прямо напротив главной трибуны.
В этой гонке, состоявшейся 11 марта 1972 года, победили Джимми Вэйнерт (класс 250сс) и Марк Блэквелл в 500сс. Также в программу соревнований в Дайтоне, кроме профессионалов, был включен молодежный класс - это было традицией до середины 80-х, пока в положение соревнований не были включены поправки о юридической ответственности. Особенно это касалось несовершеннолетних гонщиков. Трассы усложнялись с каждым годом, и была вероятность получить сильную травму, поэтому молодежный класс в тот год был удален из программы. Что касается Билла Франса, то он был выбран главным проектировщиком трассы для мотокросса в Дайтоне, чем, кстати, и занимается по сей день.
Крестный отец американского суперкросса - Майк Гудвин
Что большинство американцев считают реальным толчком в истории развития суперкросса в США - это то, что Майк Гудвин - промоутер и большой поклонник мотокросса - мечтал сделать из соревнований шоу, совместив его с концертами музыкантов и создав более гостеприимную атмосферу для зрителей. Эта мечта была реализована 8 июля 1972 года в Легендарном Колизее Лос-Анджелеса, первоначально построенном в 1932 году для проведения Олимпийских игр. Первый «Superbowl of Motocross», где победителем стал американец Марти Трайпс (на тот момент ему было всего 16 лет), пришли посмотреть 28 000 болельщиков.
Многие европейские гонщики считали гонки по суперкроссу слишком сложными технически и очень напряженными. Как потом вспоминал Линдстром: «В то время мы, гонщики команды Хускварна, были высокомерны и не могли предположить всей ценности и такого большого развития этого вида гонок, так как привыкли выступать в мотокроссе на открытых трассах. Мы думали, что это должно быть разовым соревнованием, не больше».
Некоторые журналисты писали статьи, с сарказмом говоря, что суперкросс - это «Салатница мотокросса», и это направление только кажется революционным.
1973 год. Марти Tрайпс в Лос – Анджелесе.
Оказалось, это было не одноразовое событие. Шоу вышло очень интересным для болельщиков, число которых увеличилось и составило 38 000 в следующем 1973 году. Марти Трайпс вновь выиграл гонку, а суперкросс набирал обороты благодаря Майку Гудвину, который, продвигая новый спорт, интенсивно использовал телевидение, радио и рекламу, чтобы привлечь болельщиков. Марк Блэквелл, который проводил рекламную кампанию в Европе после первого «Superbowl», заявил: «Я понял, что это тот новый вид мотокросса, который поможет американским гонщикам выйти на новый уровень. Те ранние суперкроссы были подобны спринт-кроссу, и они получили новый толчок в развитии. Мы можем конкурировать с лучшими европейцами и очень скоро будем впереди всех».
Развитие
Старт суперкросса в Дайтоне.
Уже в 1974 году развитие гонок на стадионах получило новый толчок - пришло время сделать из них серию. «Yamaha Super Series of Motocross» - именно такое название получила первая серия, на тот момент состоящая из двух гонок, санкционированных АМА, в Дайтоне и Хьюстоне. Серия проводилась в двух классах 250 и 500сс, и первый этап принимал у себя трек в Дайтоне.
Чемпион США по мотокроссу Пьер Карсмакерс в 1974 году стал первым победителем серии по суперкроссу.
Победителем в классе 250сс стал национальный чемпион АМА Мотокросс 1973 года в классе 500сс Пьер Карсмакерс, выступавший в тот год за Yamaha. Второго места на этапе в Хьюстоне ему было достаточно, чтобы стать победителем всей серии. В классе 500сс первый этап выиграл не кто иной, как бельгиец Роджер Де Костер, на тот момент трехкратный чемпион мира и самый известный мотокроссмен в мире. Это была единственная победа в суперкроссе за всю карьеру легендарного бельгийца. Общую же победу в классе 500сс одержал Гари Сэмикс, впоследствии национальный чемпион и известный тренер.
Вспоминает Пьер Карсмакерс:
«Чемпионат по суперкроссу в 1974 году, который я выиграл, был достаточно жестким. Очевидно, что на тот момент это был совсем другой формат гонок. Отличие от привычного для всех мотокросса было в трассах и настройках подвески мотоциклов. Гонка на стадионе была очень интенсивной, и вы действительно должны были быть осторожны, чтобы мотоцикл не сбросил вас. Уже тогда я понял, что у суперкросса будет большое будущее, потому как американцы любят спортивные зрелища».
Но самой ожидаемой и главной гонкой был все же Суперкубок в Колизее Лос-Анджелеса от промоутера Майка Гудвина. Эта гонка не была включена в серию, так как еще была частью Inter-Am Series, да и в планах Гудвина было создание своего собственного чемпионата. Он искал стадионы, готовые проводить гонки в следующем, 1975 году. Более 60000 зрителей за два вечера гонки стали свидетелями интересной борьбы между лучшими европейскими и американскими гонщиками. Сильнейшим по итогам двух вечеров стал Ярослав Фалта из Чехословакии, который смог опередить Де Костера и Трайпса.
Бельгиец Роджер Де Костер завоевал второе место на Суперкубке в Колизее Лос-Анджелеса
Супермотокросс набирал обороты и со временем стал гораздо большим, чем просто полигон, где молодые американцы могли оттачивать профессиональные навыки, чтобы конкурировать с европейцами на их собственных классических трассах. С участием телевидения он стал отдельным видом спорта для большего числа зрителей и более широкой аудитории. Позже он будет изменяться и развиваться, пока не станет, возможно, самым важным событием в мире мотокросса, вытеснив Гран-при на открытых трассах.
Текст: Роман Мишенев
Фото: Том Уайт, Дик Миллер