Пн−Пт 11:00−20:00
Сб-Вс 11:00−18:00

Ваша корзина Ваша корзина пуста
г. Москва, м.Кожуховская, ул. Петра Романова, д.7, офис 207

История кроссовых мотоциклов Honda 1973-1979

Поиск по статьям

Бренд
Тема
Тип товара

Honda.jpg

Honda Team - в мотоциклетных гоночных кругах произнесение этих слов внушает благоговение и почитание, которые можно заработать только за десятилетия успеха на легендарных трассах во всем мире. На протяжении 80-90-х годов Honda полностью доминировала в мотокроссе не только за океаном, но и в Европе. В ту эпоху Honda представила миру несколько революционных моделей и стала синонимом высокого качества и надежности. На счету «красной команды» более 66 титулов в национальных чемпионатах США по мотокроссу и суперкроссу, а также 26 титулов на чемпионатах мира.

Несмотря на то, что Honda начала разработку кроссовых мотоциклов в 1959 году, ее первая двухтактная серийная - кроссовая модель Honda CR250M Elsinore, названная в честь популярной гонки по мотокроссу, проводимой в Калифорнии (Lake Elsinore Grand Prix), появилась лишь в 1973 г., спустя несколько лет после того, как ее конкуренты Yamaha, Kawasaki и Suzuki представили миру свои первые модели и уже имели свои заводские команды в Европе. Например, у Suzuki было уже шесть титулов на чемпионатах мира в классах 250 и 500сс, завоеванных легендарными бельгийскими гонщиками Жоэлем Робером и Роджером Де Костером.

Виной тому была политика основателя концерна Соичиро Хонда, не признававшего двухтактные двигатели. Но, в итоге, инженеры Honda сумели убедить основателя в необходимости выпуска кроссовых мотоциклов с двухтактными двигателями, и Сичиро Хонда сказал: «Если вы настаиваете на производстве двухтактных двигателей, то тогда они должны быть лучшими в мире».

Первые тесты прототипа Honda RC250M, за рулем которого находился Таиши Ешимура, состоялись в 1972 году на шестом этапе Чемпионата Японии по мотокроссу. Президент компании Соичиро Хонда приехал лично посмотреть на лучший кроссовый мотоцикл в мире. Техника не подвела и Таиши выиграл этап. Так начался легендарный путь Honda в мотокроссе. Давайте посмотрим на хронологию моделей и титулов по годам.

1973 Honda XR75


XR75.jpg

Мало кто знает, но первым серийным четырехтактным кроссовым мотоциклом стала Honda XR75. Мотоцикл был выпущен осенью 1972 года и был ориентирован на растущий американский рынок и начинающийся бум мотокросса в США. Мотоцикл имел мощный двигатель и прекрасную подвеску, став очень популярным среди тысяч начинающих американских гонщиков и здорово «встряхнул» многих двухтактных конкурентов своего времени. Именно на таком мотоцикле начинал свою карьеру семикратный чемпион США по мотокроссу и суперкроссу - Джефф Уорд.

11.jpg

1973 Honda CR250M Elsinore


Honda CR250M.jpg

Первый кроссовый мотоцикл с двухтактным двигателем Honda CR250M Elsinore увидел свет в 1973 году. Прототипом к этой серийной модели послужил проект 335С (Honda CR250M), разработку которого инженеры Honda начали еще в 1971 году. Отметим, что в самом начале свою экспансию в мотокроссе Honda начала не на чемпионатах мира, а в национальном Чемпионате США. Американский мотокросс в то время только зарождался и переживал бум. В первый же год выхода мотоцикла пришла и первая победа - американец Гарри Джонс выиграл национальный чемпионат по мотокроссу в классе 250сс.

Что касается мотоцикла, то стоил он $1145 и пользовался большой популярностью у гонщиков. Он был мощнее (30 л.с.), изящнее и надежнее, чем любой другой кроссовый мотоцикл того времени. Конечно и у него были недостатки, но многих поражало качество деталей и надежности. Он был готов к гонке, даже если вы только достали его прямо из коробки.

1974 Honda CR125M Elsinore


Honda CR125M.jpg

После дебюта в 1973 году CR250M, кажется, ничто не могло затмить его популярности, но представленный осенью 1973 года, как модель 1974 года, новый CR125M Elsinore оказался еще большим хитом. Продававшийся по цене в $749, CR125M практически был лишен конкурентов в своем классе. Все 125-кубовые Penton, Bultaco, Hodaka и Suzuki не шли в сравнение с мощной и изящной Honda. Имея мощный 123cc двигатель, (21,7 л.с.), 6-ступенчатую КПП и прекрасную ходовую, маленькой CR не было равных в классе 125сс.

Мотоцикл оказался настолько популярным, что Honda едва успевала удовлетворять спрос. По некоторым оценкам, CR125M по-прежнему является самым популярным кроссовым мотоциклом из когда-либо построенных. Напомним, что официально Чемпионат США по мотокроссу в классе 125сс стал проводится в 1974 году, а Чемпионат мира в 1975-м. Марти Смит, ехавший в тот год на Honda CR125M Elsinore, вошел в историю, как первый американец, выигравший чемпионат в классе 125сс в первый год его проведения.

1975 Honda CR125M1 Elsinore


Honda CR125M1.png

В 1975 году Honda CR125M1 Elsinore был переходной моделью и претерпел некоторые изменения. В тот год Suzuki представили свой новый RM125, но при отличной подвеске, двигатель был откровенно слаб. Мотоциклы Yamaha были оснащены лепестковым клапаном и могли предложить более широкий диапазон мощности. CR еще оставался жизнеспособным вариантом, но конкуренты быстро затмевали его производительность. Тем не менее Марти Смит «привез» Honda второй титул подряд в классе 125сс.

Honda CR250M1 Elsinore.jpg

1975 Honda CR250M1 Elsinore


Honda CR250M1_.jpg

В 1975 году Honda CR250M1 получила многочисленные изменения, но уже начала отставать от конкурентов. Двигатель с новой выхлопной системой, который хвалили в 1973-м, не так остро реагировал на ручку газа и выдавал меньше мощности по сравнению с Yamaha. Кроме того, задние амортизаторы хоть и были улучшены, но не шли ни в какое сравнение с «моноподвеской», стоявшей на моделях Yamaha MX и YZ. В целом, это была неплохая машина, но уже не так любима гонщиками, как два года назад.

1976 Honda CR125M2


Honda CR125M2.jpg

1976 год стал годом больших изменений на обеих моделях CR125 и CR250. В первую очередь был изменен внешний вид: ярко красные детали мотоциклов имитировали заводские модели Марти Смита и Пьера Карсмакерса. На 250сс были немного измененные двигатели без какой-либо модернизации подвески, а на 125сс, была установлена новая рама и новая подвеска с увеличенным ходом. Но все равно обе модели были гораздо менее эффективны на трассе, чем их высокотехнологичные конкуренты. В 1976 году все производители кроссовых мотоциклов уже внедрили новые технологии, но Honda все еще находилась в нейтральном положении и не выиграла ни одного титула.

1976 Honda CR250M2


1976 Honda CR250M2.jpg

12.jpg

13.jpg

В 1976 году Honda впервые выпустила экспериментальный мотоцикл класса 500сс - Honda RC500A1E Type II. На нем Пьер Карсмакерс принял участие на трех этапах национального чемпионата США и по итогам сезона занял 16-е место.

1977 Honda CR125M


1977 Honda CR125M.jpg

Не было никаких сомнений, что успех предыдущих лет привел к самоуспокоению, и Honda быстро начала отставать от конкурентов. Некогда всемогущая модель CR125M на фоне конкурентов выглядела удручающе в основном из-за «низовой» трубы, плохой подвеске и слабого двигателя. В результате, в салонах у дилеров новые модели продавались просто ужасно. Модель CR250M была еще хуже - прошлогодних моделей было в переизбытке и Honda даже не потрудилась выпустить новую модель в 1977 году.

CR125M Fox Mugen.jpg
Заводской мотоцикл CR125M Fox Mugen на котором Стив Вайс принимал участие в АМА Мотокросс 1977 по сути был моделью образца 1978 года. Как мы видим, отличия от стоковой модели - «небо и земля».

Прототип Honda RC500A1E.jpg
Прототип Honda RC500A1E Джима Помероя (14-е место в АМА Мотокросс 1977)


Honda RC500.jpg

Что касается спортивных успехов, то Марти Смит смог привезти «красной команде» первый титул в АМА Мотокросс в классе 500сс, выступая на заводском прототипе Honda RC500.

1978 Honda CR125M Elsinore


1978 Honda CR125M Elsinore.jpg

В то время, как серийные мотоциклы были «мертвым грузом» в салонах у дилеров, на машинах заводской команды использовались новейшие технологии. Например, RC125M Type II RC имели передовые мощные двигатели и революционную систему картриджа в передней вилке Showa.

14.jpg

1978 Honda CR250R Elsinore


1978 Honda CR250R Elsinore.jpg

После нескольких лет забвения в классе 250сс новая CR250R 1978 года была важной моделью для Honda, так как нужно было вновь активизировать интерес к бренду. Компания представила абсолютно новую CR250R, радикально отличавшуюся от прошлогодней модели. Даже изменились буквы в названии: вместо «М» теперь стояла «R». Новый двигатель был окрашен в ярко-красный цвет и был невероятно компактным и мощным, а единственным минусом была подвеска. На трассе новая CR250R была самым быстрым мотоциклом среди конкурентов, а Honda вновь доказала всему миру, что может построить конкурентоспособную машину.

Honda CR250R Works.jpg

Почувствуйте разницу – заводская Honda CR250R Works Replica 1978 года.

15.jpg

1978 год принес Honda первый успех в Чемпионате мира по мотокроссу: американец Брэд Лэкки завоевал серебряную медаль в классе 500сс. Начиналась эра Honda в мировых чемпионатах.

1979 Honda CR125R Elsinore


1979 Honda CR125R Elsinore.jpg

В 1979 году Honda, наконец, представила инновационную модель CR125R с буквой «R» в конце названия. В то время как новый мотоцикл выглядел могучим и впечатляющим на бумаге, его производительность оставляла желать много лучшего. Новый передний обод на 23” делал мотоцикл неповоротливым, а новые шины «Claw Action» разработанные Honda, были не в состоянии обеспечить хороший зацеп. Слишком вялый двигатель «Works Replica» был склонен к задумчивости при переключении передач. И хотя диапазон мощности был ровным и приятным, все равно двигатель был слишком «медленным» для тех, кто был выше уровня начинающего гонщика. Новая передняя вилка была слишком жесткой, а задние амортизаторы были еще хуже. Маятник скручивался под нагрузкой и «сбрасывал» цепь. В общем и целом, модель имела слишком много инноваций, но была откровенно сырой.

16.jpg
Заводская команда Honda 1979 года: Вверху: Уаррен Рейд, Джимми Эллис, Марти Трайпс, Гуннар Линдстром (менеджер команды), Марти Смит, Гари Сэмикс и Стив Вайс.
Внизу механики: Брайан Луннис, Джорж Эллис, Джон Эр, Дейв Арнольд, Мерли Андерсон и Клифф Уайт.


Honda RC125M 1979.jpg
Заводская Honda RC125M 1979 года построенная для Чемпионата Японии.

1979 Honda CR250R Elsinore


1979 Honda CR250R Elsinore.jpg

Honda 250сс.jpg

На мотоцикле класса 250сс, Honda сделала очень мало изменений. Новое расположение каналов и клапан «GP Reed-Valve» на впуске должны были улучшить крутящий момент. Изменения в подвеске были минимальны и, в конечном итоге, в этом направлении все было так же плохо, как и в прошлом году.

Honda Mugen ME360 1979.jpg

Honda Mugen ME360 1979 года, построенная компанией Mugen Company Limited (Япония) на основе CR250R, была настоящей экзотикой и буквально обгоняла свое время. Это был легкий, быстрый и великолепно сбалансированный мотоцикл с прекрасной подвеской.

Компания Mugen была основана в 1973 году Хиротошито Хонда (сыном основателя концерна Honda Motor Company Соичиро Хонда) и в переводе с английского означает «неограниченный» или «бесконечный», отсюда и термин «Mugen Power», который часто ассоциируется с брендом и означает «Неограниченная власть». В начале семидесятых он был поставщиком аксессуаров для автомобилей Honda Civic, а позже, имея доступ к информации Honda Motors, использовал эти глубокие знания, чтобы построить несколько моделей кроссовых мотоциклов для заводских команд и богатых клиентов - в тот время мотоцикл стоил целое состояние (на сегодня его цена эквивалента $20.000 США).

В следующем нашем материале читайте о кроссовых мотоциклах Honda в период 1980-1989гг. и про то, как компания смогла стать доминирующим игроком на трассах мотокросса.

Роман Мишенев специально для Мото85.ru

Продолжение История кроссовых мотоциклов Honda 1980-1989

Мотоспорт, История,


Назад к списку новостей

Яндекс.Метрика