Тест KTM 450SXF Factory Edition
Лазейки. Их любят налоговые консультанты, как и большинство тех, кто извлекает выгоду из их существования. Яркими представителями использующих такие лазейки в правилах AMA являются KTM, Husqvarna и GasGas, производящие лимитированные заводские версии.
Помимо правил, есть один вопрос, который задает каждый поклонник нашего вида спорта, когда приходит новая платформа: как она соотносится с предыдущей версией? В случае с KTM - это эталон, которого придерживаются другие. Они являются одними из самых легких мотоциклов в своем классе и в целом соответствуют девизу компании «Готов к гонкам». Сегодня мы поговорим об одном из таких эталонов - KTM 450SXF Factory Edition 2022 года.
Что нового у Factory Edition 2022 года?
В начале декабря прошлого года компания КТМ анонсировала совершенно новую модель 450 SX-F Factory Edition 2022. Давайте посмотрим, что изменилось?
- Новый внешний вид с улучшенной эргономикой
- Новая гидроформованная рама из хромомолибдена
- Оптимизированный по новой топологии маятник из литого под давлением алюминия обеспечивает оптимальную жесткость и малый вес
- Новый двигатель, с большим в своем классе крутящим моментом и максимальной мощностью
- Новый многофункциональный переключатель карт, который также активирует Quickshifter, Traction- и Launch Control
Короб воздушного фильтра Husqvarna FC 450 Rockstar Edition 2022 года полностью закрыт под сиденьем, а у лимитированной версии KTM открыт с обеих сторон
- Новая функция Quickshift, обеспечивающая плавное переключение на более высокую передачу без сцепления. Эта функция активируется или деактивируется с помощью кнопки QS на совершенно новом переключателе, который умело сочетает в себе функции для удобного использования на лету
- Новая гибридная конструкция подрамника из алюминия и полиамида, обеспечивающая специально рассчитанную жесткость и повышенную долговечность
- Новая передняя вилка WP XACT 48 мм с технологией AER обеспечивает более прогрессивную работу в конце хода
Оранжевые анодированные траверсы со смещением Factory Racing от KTM PowerParts ежегодно используются в 450 SX-F Factory Edition
- Новый задний амортизатор WP XACT с оптимизированным для CFD основным поршнем и регуляторами без инструментов
- Новый многофункциональный переключатель карт, который также активирует Quickshifter, Traction- и Launch Control
- Литые подножки с уменьшенным весом и меньшей вероятностью скопления грязи
- Новая защита двигателя и переднего тормозного диска из полиамидного композита
- Новый пластик
- Новая графика Red Bull KTM Factory Racing
Двигатель
KTM 450 SX-F Factory Edition 2022 года совершенно новый и все было спроектировано так, чтобы превзойти прежнюю платформу. Что касается двигателя, то он был повернут на 2 градуса назад, в результате чего моторная звездочка оказалась на 3 мм ниже. Это перемещение помогло в централизации массы, а задней подвеске противостоять «приседанию» при ускорении.
Чтобы уменьшить приседание при ускорении инженеры KTM позаимствовали технологию у Хорста Лейтнера и Эйвинда Бойсена
Соотношение звезд 13/51 отличается от предыдущих моделей, чтобы соответствовать новой коробке передач. Но не удивляйтесь, если владельцы KTM захотят установить более высокое соотношение от 14/52 до 14/54. Еще одно изменение — степень сжатия, которая была увеличена с 12,75:1 до 13,1:1. Это улучшает характеристики нового двигателя, и с увеличением степени сжатия не было связано никаких отрицательных моментов.
Одна из претензий к двигателю заключается в том, что он чувствуется иначе, чем у японцев. У КТМ, как правило, двигатель вибрирует немного сильнее и имеет большее ощущение крутящего момента. Для новой платформы эти различия сократились вдвое; реакция лучше, чем когда-либо прежде, особенно на карте зажигания №2. Давние владельцы KTM не должны чувствовать себя не в своей тарелке, поскольку двигатель по-прежнему набирает обороты в своем шумном диапазоне, а новый дизайн сохраняет знакомое, хотя и улучшенное ощущение.
По сути, если вам нравился ваш КТМ 450 SX-F 2016–2022 годов, карта №1 сохраняет аналогичные ощущения от езды, а карта №2 определенно благоприятствует смелым!
Дино-стенд
Карта №2 - это именно то, о чем просили большинство владельцев KTM 450SX-F - больше мощности! И наоборот, «расстроенная» мощность карты №1 является ответом на вопрос о разнице между двумя картами. Карта №1 уступает пару лошадиных сил карте №2 с 5000 об/мин до сокращения разрыва на 8700 об/мин. Несмотря на то, что карта №1, возможно, приблизилась к карте №2 на 9400 об/мин, она все равно была на 2 лошадиных силы ниже. Что еще хуже, это отставание выросло до 3 лошадиных сил на 11 000 об/мин.
Удивительно, но выходная мощность серийного KTM 450SX-F 2022 года очень похожа на лимитированную версию 450 SX-F Factory Edition (на карте 2) и, соответственно, намного мощнее на карте №1. Прямое сравнение, пиковая мощность Factory Edition на карте №2 составляет 59,85 лошадиных сил, а на карте №1 - 56,79 лошадиных сил, в то время, как максимальная мощность серийного двигателя 58,69 лошадиных сил.
Насколько хороша подвеска FACTORY EDITION?
Инженеры WP пересмотрели переднюю вилку и амортизатор с целью сделать их более жесткими. Что касается механических изменений, то вилка WP XACT получила новые клапаны и нижние конусы, которые имеют коническую форму для создания «масляного замка», предотвращающего опускание. Когда мы пожаловались на отсутствие полного хода, в WP ссылались на отказоустойчивость - на случай, если нам понадобится запасной ход. Но мы всегда полагались на давление воздуха или высоту масла, чтобы контролировать пробой.
Все настройки заднего амортизатора, можно менять вручную с помощью кликеров - инструменты не нужны
Если вы поклонник KTM, вы, возможно, помните, что в 2018 году модель имела дополнительные вставки вокруг рулевой колонки. Когда мы попытались сделать настройки подвески, которые хорошо работали на модели 2017 года, они не работали на более жесткой раме 2018 года. Нам пришлось разработать новые настройки вилки и амортизатора, чтобы вернуться к комфорту и мягкости 2017 года.
У нас такое же мнение о настройке подвески 450SXF Factory Edition 2022 года, с той оговоркой, что вместо штампованных металлических косынок, как в 2018 году, рама 2022-года имеет сверхпрочные кованые стальные детали на рулевой колонке, стойке амортизатора, кронштейны для подножек и крепления двигателя. Мы начали с рекомендуемого KTM давления воздуха и прогиба работая по одному кликеру за раз, чтобы получить ощущение, которое понравилось каждому тест-пилоту.
Настройка подвески
Передняя вилка WP AER. Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT, нужно приноровиться. Пневматическая вилка KTM WP XACT имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое воздушное. KTM имеет наклейку на воздушном пере, где указано рекомендуемое давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон. У МХА есть тест-пилоты, которые работают с давлением до 11,3 Бар, и которые работают с давлением до 9,3 Бар.
У вилки Factory Edition большой потенциал. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Давление: 10,9 бар
- Сжатие: 14 щелчков (12 щелчков)
- Отбой: 15 щелчков (18 щелчков)
Высота вилки: третья линия при надавливании, но оранжевые кольца изнашиваются и сами соскальзывают через пару часов. Нас беспокоил тот факт, что новая вилка Factory Edition не использует весь ход. Ей требуется шесть часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».
Задний амортизатор. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. В 2022 году инженеры WP внесли некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT, чтобы сделать его работу более жесткой. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Жесткость пружины: 45 Н/мм (для 79 кг и выше), 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг)
- Прогиб: 105 мм
- Высокое сжатие: 1-1/2 оборота Низкое сжатие: 15 кликов Отбой: 15 кликов
Примечание: Статический прогиб, измеренный на мотоцикле без гонщика, должен составлять от 30 до 40 мм. Чтобы измерить статический прогиб, сначала установите гоночный прогиб на 105 мм. Затем снимите мотоцикл с подставки и попросите кого-нибудь подержать его вертикально, пока вы измеряете, насколько провисает задняя подвеска без гонщика. Если ваш статический прогиб больше рекомендуемых 40 мм, ваша пружина слишком жесткая для вашего веса. В этом случае пружина недостаточно сжата, чтобы позволить подвеске самостоятельно растянуться достаточно далеко.
Если ваш статический прогиб сзади менее 30 мм, пружина может быть слишком мягкой для вашего веса. В этом случае пружине требуется большой предварительный натяг для достижения надлежащего гоночного прогиба.
Что вам не понравится?
По правде говоря, вам не понравятся KTM 450SXF Factory Edition 2022 года или KTM 450SXF 2023 года в первые пару часов. Время – лучший «лекарь» новой подвески и управляемости. Сколько часов зависит от того, насколько вы быстры или сколько друзей, которым вы доверяете, будут ездить на нем вместо вас (обычно от четырех до шести часов).
Мы не чувствовали себя комфортно на новой раме до тех пор, пока не проехали вдвое больше времени, чем при обкатке подвески. Если у вас хватит терпения, то KTM 450SXF Factory Edition станет лучше со временем. Хотелось бы, чтобы у нас был лучший ответ, но это очень жесткий мотоцикл. К счастью, поскольку у него хромомолибденовая рама, на ней вы будете чувствовать себя все лучше и лучше с каждой поездкой.
Вес
Первоначально инженеры KTM сказали нам, что Factory Edition примерно на 1,8 кг тяжелее, чем серийный 450SXF 2022 года. Комментарий «примерно» напугал нас. Это могло означать, что они точно знали, сколько он весит, и не хотели нам говорить, или что они не знали, сколько он весит, и строили предположения. Мы опустошили бензобак и сами взвесили мотоцикл. Его вес составил 104,7 кг, что на 3,6 кг больше, чем у серийного мотоцикла.
Это звучит плохо, но мы даем KTM презумпцию невиновности, потому что:
- Даже при таком весе он по-прежнему остается вторым по легкости мотоциклом в классе (после GasGas MC450F, который весит 100,6 кг).
- Заводская версия изобилует «деталями с добавленной стоимостью», которые не только повышают ценность, но и увеличивают вес.
- По нашим расчетам, заводские ступицы, обода, крестообразный рисунок с тремя спицами, защита двигателя, передняя защита тормозного диска, гофрированная обтяжка сиденья, более широкое переднее крыло, разделенные траверсы, гибридный алюминиево-пластиковый подрамник, «кованая» опора рулевой трубы, стойка амортизатора, косынки рамы, крепления двигателя и кронштейны подголовника добавляют примерно 1,8 кг.
- Если вы вычтете 1,8 кг из общего веса 104,7 кг, вы получите 102,9 кг (что «более или менее») для КТМ 450SXF 2023 года.
Что мы думаем о QUICK SHIFT?
В Quick Shift нет ничего нового. Он присутствует на многих японских дорожных мотоциклах, не говоря уже о моделях KTM Аdventure и КТМ Duke 390, 690, 890 и 1290. Quick Shift мгновенно прерывает зажигание, когда датчик на переключающем барабане сигнализирует ECU о том, что вот-вот произойдет переключение на более высокую передачу. Гашение искры снижает давление на коробку передач, позволяя быстрее переключаться без сцепления. Quick Shift работает только при переключении на повышенную передачу. Его можно включить или выключить, нажав кнопку «QS» на переключателе карты, и его можно изменить на лету. Большая удача найти эту крошечную маленькую кнопку на левой стороне руля. Мы повернули переключатель карты вперед, чтобы сделать кнопку QS более видимой, но большинству тест-пилотов все же было нелегко ее найти.
Верхняя кнопка — это карта №1, средняя кнопка — это карта №2, нижняя левая кнопка TC — это Traction Control, нижняя правая кнопка QS — это Quick Shift, а Launch Control активируется одновременным нажатием TC и QS
Quick Shift — лучшая вещь на старте, но на трассе понравился не всем. Поскольку в мотокроссе требуется разнообразное переключение передач: на «полном газу», наполовину или даже накатом, а Quick Shift в некоторых ситуациях может стать помехой. Поскольку Quick Shift можно включать и выключать на лету, для этих гонщиков было бы оптимально использовать его на старте, а затем выключать после первого поворота, однако расположение и размер кнопки QS затрудняют ее поиск. Мы думаем о Quick Shift как о предложении «все или ничего», и 50 процентов наших тест-пилотов ее не выбрали.
Стоимость
Розничная цена KTM 450SXF Factory Edition 2022 года составляет 11700 долларов, что на 1000 долларов дороже, чем KTM 450SXF 2022 года (10 700 долларов). Когда вы сравните 450SXF Factory Edition с Honda CRF450WE (Works Edition) или Kawasaki KX450SR (Special Racer), вы обнаружите, что они стоят 12 400 долларов. Это на 700 долларов больше, чем рекомендованная производителем розничная цена KTM Factory Edition.
Самое интересное, что розничная цена базовых моделей CRF450 2022 года и KX450 2022 года составляет 9600 долларов. CRF450WE и KX450SR стоят на 2700 долларов больше, чем серийные модели, на которых они основаны. И помните, Honda CRF450WE и Kawasaki KX450SR — это не мотоциклы следующего года. Это немного усовершенствованные версии серийных моделей 2022 года.
На трассе
Нам нравится, как KTM 450SXF Factory Edition 2022-1/2 ведет себя на трассе. Да, он тяжелее, особенно в передней части, но в зависимости от состояния трассы - это может сделать его более посаженным (тяжелее, но в контакте с землей). Новый пластик - это счастье. Каждая часть имеет эргономичную форму для работы с человеческим телом. Ширина топливного бака и боковых панелей облегчает захват мотоцикла коленями. Короб воздушного фильтра больше, к нему легче получить доступ, и он лучше всего работает с дополнительной вентилируемой крышкой. Подножки выглядят так, будто они торчат дальше, но на самом деле они крепятся внутрь на утопленных кронштейнах в раме. Они освобождают больше места внутри для ваших ботинок. Переднее крыло на 25 мм шире, чем в 2022 году.
Если старая рама была создана для суперкросса, то новая рама больше ориентирована на мотокросс
Инженеры KTM вернулись в прошлое и использовали идею Хорста Лейтнера и Эйвинда Бойсена по уменьшению влияния крутящего момента цепи на шасси при торможении на неровностях. Вы можете подумать, что они повернули двигатель на 2 градуса назад для централизации массы, но их реальной целью было предотвратить проседание рамы при ускорении за счет уменьшения крутящего момента цепи. Мы можем почувствовать улучшение сцепления задних колес.
В целом, мотоцикл просто ракета на карте №2, но более управляемый на карте №1. Тем не менее, большинство тест-пилотов выбрали карту №2, но для ветеранов и новичков она оказалась пугающе быстрой. Даже наши профессиональные тест-пилоты считают мотоцикл очень агрессивным, но простым решением было уменьшить соотношение звезд на 13/50 (передаточное число 3,846) вместо стандартного 13/51 (передаточное число 3,923). Для еще более высокой и, следовательно, более «мягкой» подачи мощности сделайте соотношение 14/52 (соотношение 3,7146).
Что не понравилось?
- Высота сиденья. Мотоциклы для мотокросса становятся все выше, и KTM в их числе. Если у вас не длинные ноги, то ваши ботинки не будут касаться земли, поэтому ваш вариант - это Husqvarna.
- Контрольный список. Регулярно проверяйте стяжные болты на задней звездочке, рычаге переключения передач, амортизаторе, передних перьях, передней опоре двигателя и шарнире маятника.
- Кликер сжатия. Нам не нужно больше или меньше зубцов, нам нужны они более длинные.
- Вес. KTM 450SXF Factory Edition 2022 года весит 104,7 кг, что все равно легче, чем Honda, Yamaha, Kawasaki или Suzuki, но на 3,6 кг тяжелее, чем KTM 450SXF 2022 года.
- Оранжевые кольца. Не полагайтесь на оранжевые кольца для измерения хода вилки. Они быстро изнашиваются, а при изнашивании падают на нижнюю часть перьев вилки. Мы помещаем под них застежку-молнию, а затем поднимаем их обе вверх, чтобы получить точную оценку.
- Кнопки. Нам нравятся кнопки для запуска, остановки, контроля тяги, карт и Quick Shift, но кнопки настолько низкопрофильные, что нажатие на них рукой в перчатке часто вызывает затруднения.
- Нахождение нейтрали. Переключить КПП в нейтральное положение на месте очень сложно. Иногда полезно раскрутить двигатель очень высоко, а затем нажать на рычаг переключения передач до того, как обороты упадут. Если это не сработает, используйте руку.
Вся электроника хранится в этом лотке под сиденьем. Обратите внимание, что аккумулятор сдвинут вперед, чтобы он оказался ближе к центру тяжести
Что понравилось?
- Гидравлическое сцепление Brembo – просто лучшее.
- Перекрестные три спицы. Чем больше спиц пересекает отдельная спица на пути от ступицы к ободу, тем прочнее и надежнее колесо. Переднее колесо Factory Edition имеет перекрестную шнуровку.
- Более широкое переднее крыло. Функционально все, что делает переднее крыло, — это сбивает грунт, отбрасываемый передним колесом. Шире - лучше. Переднее крыло Factory Edition на 25 мм шире в передней половине, а четыре 25 мм крылышка с каждой стороны расширяют заднее крыло, не сокращая приток воздуха к радиаторам. Эта концепция дизайна сокращает количество грязи и водяных брызг, подбрасываемых к гонщику передним колесом.
- Траверсы со смещением Factory Edition (20 и 22мм).
- Воздушный фильтр. На KTM Factory Edition он устанавливается намного легче, чем у любого другого мотоцикла.
- Возможность снятия крышки короба воздушного фильтра без инструментов.
- Вы можете отрегулировать амортизатор и переднюю вилку WP не используя инструмент.
- Мотоцикл поставляется с вентилируемой крышкой короба воздушного фильтра, которая улучшает приемистость.
- Линия защиты от приседаний при ускорении. Вся заслуга принадлежит экспериментам компании ATK и Хорсту Лейтнеру.
- Отличные тормоза Brembo.
- Кнопка «выключения» двигателя. Предыдущая кнопка была установлена на левой стороне руля. В 2023 году кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, сама кнопка может быть поднята выше для более удобного использования.
- В 2022 году светодиодный индикатор диагностики FI постоянно выпадал из держателя. В Factory Edition он был перенесен на счетчик моточасов.
- Новая защита вилки больше закрывает открытые места и уменьшает вмятины на хроме.
Подводим итог
KTM 450SXF Factory Edition 2022 года — предвестник грядущих событий и модель первого года (а согласно неписаному закону мотокросса, вам никогда не следует покупать модель первого года). Но заводские издания раскупаются парнями, которые либо неприлично богаты, либо просто хотят, чтобы машина была символом статуса. Однако для обычного человека мы предлагаем пропустить Factory Edition и дождаться KTM 450SXF 2023 года.