Тест KTM 450SXF 2023 года
В прошлом году было много ажиотажа вокруг новой кроссовой модели KTM 450SX-F 2023 года австрийского производителя. В социальных сетях появились затененные изображения мотоцикла, разосланные в пресс-релизах за несколько дней до официального анонса. Фанаты оранжевого бренда ожидали, что 450SX-F будет самым инопланетным мотоциклом из когда-либо созданных, а изменения будут пропорциональны количеству новых деталей. Конечно, вышло не так.
Начнем с того, что новый KTM 450SX-F по сути является моделью 450SX-F Factory Edition 2022 года и флагманом объединенной платформы KTM/Husky/GasGas. Он первый в списке новых технологий, обновлений и улучшений, а все остальные модели в конечном итоге получают вариации на эту тему.
Посмотрим, что нового в модели 2023 года?
KTM 450SXF 2023 года - самый технически совершенный мотоцикл для мотокросса. Одно из отличий новой модели - это ее вес. KTM 450SX-F 2022 года был невероятно легким – 101,1 кг без топлива. Теперь это 103,8 кг. Хорошей новостью является то, что это по-прежнему второй по легкости мотоцикл в классе. Самый легкий — GasGas, основанный на прошлогоднем KTM
- Модернизированный двигатель наклонен на 2° назад, и имеет повышенную степень сжатия для лучшей производительности на средних оборотах (на 8 мм короче у модели 250SXF).
- Новая конструкция рамы с переработанной жесткостью для большего комфорта.
- Новая оптимизированная топология подрамника с гибридной конструкцией из полиамида и алюминия для повышения долговечности.
- Новый полый литой маятник обеспечивает меньший неподрессоренный вес и повышенную жесткость.
- Новая функция Quickshifter позволяет переключаться без использования сцепления.
- Обновленная передняя вилка WP XACT с новыми настройками и новым гидростопом для улучшения сопротивления пробою.
- Новый, полностью переработанный задний амортизатор WP XACT имеет более легкий, короткий корпус и полностью новые внутренние компоненты.
- Новые крепления руля с оптимизированной топологией увеличивают поверхность захвата для уменьшения перекручивания.
- Новый переключатель выбора карты зажигания меняет характер двигателя в зависимости от состояния трассы и предпочтений гонщика.
Лучше ли модель 2023 года, чем прошлогодняя?
И, да и нет. Во-первых, новый мотоцикл быстрее старого. Это впечатляет, потому что он уже и так был довольно быстрым. Он по-прежнему имеет тот же широкий, плавный и линейный диапазон мощности. У него больше крутящий момент на низких оборотах (до 7000 об/мин), чем у большинства других 450-кубовых моделей. На модели 2023 года инженеры КТМ уделили внимание трем аспектам: карты зажигания, короб воздушного фильтра и изменению мощности с низов до середины.
KTM SXF450 2023 года — это ракета на Карте №2 по сравнению с KTM 450SXF 2022 года. И наоборот, карта №2 более плавная, чем карта №1, на низких оборотах. Теперь карта №2 - это именно то, о чем просили большинство владельцев KTM 450SXF - больше мощности! Карта №1 уступила пару лошадиных сил Карте №2 с 5000 об/мин до сокращения разрыва на 8700 об/мин. Несмотря на то, что Карта №1, казалось, приблизилась к Карте №2 на 9400 об/мин, она все равно была на 2 лошадиных силы ниже.
В итоге на 11 000 об/мин разница между картами увеличилась на 3 лошадиные силы. Большинство тест-пилотов МХА начинали с карты №1, чувствуя, что карта №2 была пугающе быстрой. Но перед окончанием первого дня испытаний они в итоге переключились на Карту №2. Некоторые остались на Карте №2, но поставили соотношение звезд 13/50 вместо стоковых 13/51. Для гонщиков-ветеранов лучшей комбинацией стало еще более высокое соотношение 14/52.
Двигатель повернут назад на 2 градуса. Это опускает звездочку промежуточного вала на 3 мм, что, в свою очередь, уменьшает крутящий момент цепи при ускорении. Степень сжатия увеличена с 13,75 до 14,1, а пиковая мощность составляет 59,85 лошадиных сил
Что касается короба воздушного фильтра, то на KTM 450SXF 2023 года весь воздух, поступающий в воздушную камеру, направляется через два вентиляционных отверстия с каждой стороны. Два вентиляционных отверстия выполнены в виде поручней. Они расположены над и за воздушным фильтром и даже имеют V-образный купол под основанием сиденья, помогающий перенаправлять воздух вниз. В целом, это значительно улучшенный короб воздушного фильтра с точки зрения объема и поступления воздуха, а также у KTM еще есть вентилируемая крышка с отверстиями.
Подвеска
Компания WP пересмотрела переднюю вилку и амортизатор на 2023 год, чтобы сделать демпфирование более жестким. Что касается механических изменений, то вилка WP XACT получила новые клапаны и нижние конусы Hydro-Stop, которые имеют коническую форму для создания «масляного замка», предотвращающего опускание вилки. В целом вилка мало чем отличается от пневматической вилки WP AER 2022 года, за исключением двух моментов. Она сопротивляется пробою с удвоенной силой и более жесткая в начале и в конце хода.
При правильной настройке пневматическая вилка WP XACT лучше, чем любая другая вилка на трассе, за исключением Kayaba SSS от Yamaha и вилки WP на Husqvarna
Тем не менее, есть одно серьезное и раздражающее предостережение о вилке WP 2023 года - она не очень хорошо работает в течение первых нескольких часов. Вилка настроена на заводе с жесткими допусками и это хорошо в долгосрочной перспективе. Мы хотим предупредить вас, что ваша первая поездка на пневматической вилке WP XACT AER будет худшей поездкой в вашей жизни. Вилки Husqvarna, KTM и GasGas будут очень жесткими в первые несколько часов работы и требуют обкатки.
Из-за новой рамы задний амортизатор стал на 15 мм короче. Цель состояла в том, чтобы улучшить общую компоновку, чтобы она соответствовала новой конструкции стойки амортизатора и измененному рычажному механизму амортизатора (шарниры которого перемещены вверх, чтобы поднять рычаги тяги дальше от земли). Кроме того, новая комбинация амортизатора и пружины экономит 100 граммов. Несмотря на то, что амортизатор и пружина короче, ход амортизатора не изменился с 2021 года, а жесткость пружины по-прежнему составляет 45 Н/мм.
Настройка подвески
Передняя вилка WP AER. Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT, нужно приноровиться. Пневматическая вилка KTM WP XACT имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое воздушное. KTM имеет наклейку на воздушном пере, где указано рекомендуемое давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон. У МХА есть тест-пилоты, которые работают с давлением до 165 psi, и тест-райдеры, которые работают с давлением до 135 psi. Мы рекомендуем эту настройку вилки для среднего гонщика:
Жесткость пружины: 158 psi (Эксперт), 152 psi (Средний уровень), 145 psi (Ветеран), 138 psi (Новичок)
Сжатие: 14 щелчков (12 щелчков)
Отбой: 15 щелчков (18 щелчков)
Высота вилки: третья линия при надавливании, но оранжевые кольца изнашиваются и сами соскальзывают через пару часов. Ей требуется пять часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».
Настройка заднего амортизатора WP. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. Компания WP внесла некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT 2023 года, чтобы сделать его работу более жесткой.
Жесткость пружины: 45 Н/мм (для 79 кг и выше), 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг)
Гоночный прогиб: 105 мм
Высокое сжатие: 1-1/2 оборота
Низкое сжатие: 10 щелчков
Отбой: 15 щелчков
Примечание: Когда есть сомнения по поводу сжатия амортизатора на неровностях и приземлениях, мы фокусируемся на изменении высокоскоростного сжатия, а не низкоскоростного. Однако, если мы чувствуем, что задняя часть проседает, мы фокусируемся на низком сжатии. Чтобы измерить статический прогиб, сначала установите гоночный прогиб на 105 мм. Затем снимите мотоцикл с подставки и попросите кого-нибудь подержать его вертикально, пока вы измеряете, насколько провисает задняя подвеска без гонщика. Если ваш статический прогиб больше рекомендуемых 40 мм, ваша пружина слишком жесткая для вашего веса. В этом случае пружина недостаточно сжата, чтобы позволить подвеске самостоятельно растянуться достаточно далеко. Если ваш статический прогиб сзади менее 30 мм, пружина может быть слишком мягкой для вашего веса. В этом случае пружине требуется большой предварительный натяг для достижения надлежащего гоночного прогиба.
Недостатки и советы по их устранению на моделях КТМ
- Перед первой поездкой на новом 450SXF очистите передний и задний тормозные диски с помощью очистителя тормозов (и протрите чистой сухой тряпкой).
- Резинки сцепления заменяйте каждые шесть месяцев. Rekluse производит прекрасные изделия, которые служат дольше, чем стандартные.
- Болты задней звездочки. KTM утверждает, что болты звездочки могут ослабнуть, если цепь слишком натянута. На внутренней стороне крышки короба воздушного фильтра наклеена таблица провисания цепи.
- Спицы. Внимательно следите за спицами, они постоянно ослабевают.
- Нейтральная передача. Нам нравится переключение с передачи на передачу, но нам не нравится, как сложно «поймать» нейтральную передачу, когда мотоцикл стоит на месте. Инженеры KTM сделали это специально, чтобы исключить любую возможность включений «нейтрали» гонщиком на трассе.
- Передний тормозной шланг. Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не зажали трубку L-образного изгиба, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие ремни.
- Необходимо заменить винты для прокачки вилки с Torx обратно на винты с крестообразными шлицами.
- Крышка топливного бака. Она прилипает.
- Провод кнопки стартера иногда выходит из белой распределительной коробки за передним номерным знаком. Вставьте провод обратно в правильную вилку, а затем обмотайте изолентой.
- Светодиодный индикатор, который используется для кодов обслуживания и включения системы управления запуском, все время выпадает из вставного резинового держателя.
- Топливные фильтры. KTM поставляется со встроенными топливными фильтрами (на фото вверху). Их необходимо регулярно промывать обратной промывкой. Если двигатель трудно запустить, сначала посмотрите сюда.
- Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не защемили металлическую трубку, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие стяжки и заправляйте их под шланги тормоза и сцепления.
- Регулятор сжатия вилки. Тонкие и короткие компрессионные кликеры повредят пальцы после нескольких щелчков. WP необходимо сделать кликеры длиннее для лучшего рычага, похожие на барашковые - они более удобные для пальцев.
- Мы обращаем внимание на болты нижнего подрамника, болты рычага переключения передач, болты звездочки и передний болт крепления двигателя.
- Крепления руля скручиваются даже при малейшем ударе. В 2016 году у KTM было цельное крепление для руля, затем, в 2017 году, они перешли на моноблочное крепление, но ни одна из этих конструкций не остановила перекручивание. Тест-пилоты MXA использует цельное крепление для нижней перекладины 2016 года с моноблочным креплением для верхней перекладины 2022 года, чтобы предотвратить скручивание.
- Болты крепления двигателя. Всегда проверяйте передний болт крепления на двигателе, есть шанс, что он откручен.
- Мотоцикл поставляется с установленным длинноходным серым кулачком дроссельной заслонки. Выньте его и наденьте черный кулачок дроссельной заслонки с быстрым поворотом, который шел как опция.
- Замените встроенный топливный фильтр после обкатки. Внутри новых бензобаков часто бывает пластик.
- Поворотный болт маятника. Регулярно снимайте пластиковую защиту рамы и затягивайте шарнирный болт маятника с моментом 100 Н/м.
- Отрегулируйте люфт дроссельной заслонки. На корпусе дроссельной заслонки есть два регулятора, которые можно повернуть, чтобы уменьшить люфт дроссельной заслонки.
- Шток рулевого механизма. Убедитесь, что рулевой шток надежно затянут, особенно после обкатки.
- Запчасти. Команда тест-пилотов MXA всегда берет с собой на каждую гонку запасную гайку крепления амортизатора, топливные фильтры и их резиновые уплотнительные кольца, нейлоновые втулки короба воздушного фильтра и пружины педали заднего тормоза.
На трассе
На трассе KTM 450SXF 2023 года немного отличается от модели 2022 года, особенно в первые пару часов, когда несколько тест-пилотов МХА сказали, что они скорее будут участвовать в гонках на своих машинах 2022 года, чем на новых мотоциклах. Но, как и в случае с вилкой, рама тоже нуждается в обкатке. В отличие от вилки, которая обкатывается относительно быстро, рама KTM из хромомолибдена требует обкатки от 8 до 10 часов езды. Почему? Инженеры KTM приложили немало усилий, чтобы сделать раму более прочной и жесткой, особенно в области рулевой колонки.
Если вы помните, инженеры KTM в 2018 году добавили штампованные косынки к рулевой колонке, хребту и нижней трубе. Если вы думали, что рама 2018 года была слишком жесткой, у вас возникнет такое же чувство по поводу рамы KTM 450SXF 2023 года. Большая разница заключается в том, что вместо штампованных металлических косынок 2018 года, рама 2023 года получила сверхпрочные кронштейны из кованой стали в верхней части (за головной трубой) и, что неудивительно, кованые кронштейны на нижней трубе. Эти кованые детали делают раму более прочной и жесткой, но из-за них этой раме требуется много времени на обкатку. Пять часов для обкатки вилки WP — это просто разминка для рамы. Она была идеальной на 10-часовой отметке.
Вы будете удивлены, как много новых владельцев KTM тратят деньги на дорогие модификации вилок, крепления двигателя и амортизаторы, когда все, что им действительно нужно было делать, это ездить на нем больше. Помимо проблем с обкаткой (которые прискорбны), нам нравится, как KTM 450SXF 2023 года чувствуется в движении. Да, он тяжелее, особенно в передней части, но в зависимости от условий трассы это не является решающим фактором.
Что не понравилось?
- Высота сиденья. Мотоциклы для мотокросса становятся все выше, особенно это касается KTM 450SXF 2023 года. Он высокий. Если у вас не длинные ноги, ваши боты не будут касаться земли.
- Провисание цепи. Если вы не установите провисание цепи на 70 мм, цепь съест передний край защиты цепи (вверху звездочки промежуточного вала).
- Защита вилки. Если правый защитный кожух вилки не выровнен идеально, его верхняя часть ударится о крыло и треснет.
- Наконечник педали заднего тормоза. Он раздавливается, сгибается или ломается в любой аварии или столкновении. Доступны гораздо более прочные насадки на вторичном рынке.
- Колесные проставки. В отличие от KTM последних 20 лет, вы не можете использовать свое старое запасное заднее колесо на модели 2023 года без замены сальников и проставочной трубки.
- Кнопки. Нам нравятся кнопки на новой электронике для запуска, остановки, контроля тяги, карт и Quick Shift, но кнопки настолько низкопрофильные, что нажатие на них рукой в перчатке часто бывает случайным.
- Нахождение нейтрали. Переключить КПП в нейтральное положение на стартовой линии сложно. Иногда полезно раскрутить двигатель очень высоко, а затем нажать на рычаг переключения передач до того, как обороты упадут.
- Вес. Хотя КТМ по-прежнему легче всех японских моделей, он не такой легкий, как в 2022 году.
- Спицы. KTM утверждает, что у них есть новые ниппели для спиц, которые не расшатываются. Ниппели новых спиц расшатываются чаще, чем старые.
- Мы заменили игольчатый подшипники качалки рычажной системы на новый подшипник с сепаратором (номер детали KTM 58033097000).
Launch Control активируется одновременным нажатием кнопок Traction Control (TC) и Quick Shift (QS)
Что понравилось?
- Нам нравится, что верхняя часть амортизатора больше не связана с хребтом рамы. Он перенаправляет свою энергию вниз, к самой прочной части рамы, а не вверх, в рулевую колонку.
- Быстрое переключение. Это отлично подходит для длинных высокоскоростных стартов, но может быть причудливым в ситуациях с половиной газа.
- Более широкое переднее крыло. Новое переднее крыло на 2,5 см шире. Это очень тяжелое переднее крыло, лучше поставить более узкое и легкое переднее крыло 2022 года.
- Карта №2. Отличная карта. Двигатель теперь более плавный снизу, с меньшим торможением и очень линейной мощностью.
- Воздушный фильтр. Самый простой в замене воздушный фильтр. Кроме того, если вы внимательно посмотрите на верхнюю центральную часть клетки, вы увидите рельефную стрелку, указывающую, какая часть вверху (и на двойном воздушном фильтре также есть стрелка).
- Крышка короба воздушного фильтра. У нее есть ручка, встроенная в верхний передний угол, которая облегчает снятие крышки. Кроме того, у KTM есть дополнительная вентилируемая крышка, которая улучшает приемистость.
- Кнопка выключения двигателя. Предыдущая кнопка отключения была установлена на левой стороне руля. В 2023 году кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, кнопки можно было бы поднять выше для более удобного использования.
- В 2022 году светодиодный индикатор диагностики FI постоянно выпадал из держателей. На модели 2023 года он был перенесен на счетчик моточасов.
- Новая защита вилки больше охватывает перья вилки, чтобы уменьшить хромированные вмятины.
Подводим итог
KTM 450SXF 2023 года - это модель первого года, а общепринятая мудрость мотокросса гласит, что вам никогда не следует покупать модель первого года выпуска. Мы считаем, что это хороший совет для любого потенциального покупателя, у которого нет большого опыта работы с KTM. Заядлые поклонники KTM будут решать проблемы, применяя то, что они узнали в прошлом, и им понравятся технические достижения, которые инженеры KTM сделали на модели 2023 года. Однако, возможно, было бы разумнее дождаться модели 2024 года… или рассмотреть, как вариант GasGas MC450F 2023 года, потому что у него прошлогодние двигатель, рама, амортизатор и рычажный механизм.