Тест KTM 450SX-F Factory Edition 2023 года
Компания KTM производит заводскую версию 450 SX-F Factory Edition уже более десяти лет, и другие производители последовали ее примеру. Чем Factory Edition отличается от лимитированных моделей других производителей, так это тем, что показывает какой будет серийная модель в следующем году. Ожидание новой модели КТМ каждого года всегда велико, независимо от того, увидим ли мы совершенно новую платформу или просто обновление настроек подвески и новую графику. Последнее относится к машине 2023 года, так как модель 2022 года была абсолютно новая.
Откуда и когда возникла идея выпуска «FACTORY EDITION»?
Идея принадлежит Роджеру ДеКостеру. Когда он ушел из Suzuki в KTM, он сказал Райану Данжи остаться в Suzuki еще на год. Почему? Потому что в 2011 году у KTM не было 450-кубовой кроссовой модели с впрыском топлива, а был только эндуро-мотоцикл KTM 450XCF. В 2012 году Роджер убедил Австрию пересмотреть двигатель эндуро, добавить пятиступенчатую коробку передач и поставить совершенно новый двигатель 450SXF на улучшенную раму.
Звучит достаточно просто, но для участия в гонках на новом 450SX с впрыском топлива в серии AMA Суперкросс 2012 года мотоцикл должен был соответствовать правилам омологации AMA, а это означало, что KTM пришлось построить 400 серийных версий, прежде чем на нем можно было официально участвовать в гонках. Из-за сроков и свода правил AMA, компания KTM была вынуждена изготовить один «рабочий» мотоцикл и 399 точных копий (с производственными номерами «2012»). Мотоцикл Данжи 2012 года был предшественником серийного инжекторного KTM 450SXF 2013 года. Поскольку потребители могли купить «Реплику Райана Данджи» за шесть месяцев до того, как серийный мотоцикл 2013 года появился в мотосалонах, он стал хитом и имел успех в продажах, даже если он был ограничен тиражом в 400 единиц.
Модель KTM 450SX-F Factory Edition 2023 года получила лишь новые настройки подвески, новый глушитель Akrapovic и графику
Скорость, с которой раскупили эти 400 единиц, убедила KTM выпустить заводскую версию 2013 года (и они продолжали выпускать «полугодовые» модели в течение последних 11 лет). Эти мотоциклы часто были предвестниками того, каким будет серийный мотоцикл следующего года. Проблема, конечно, в том, что KTM не планировала вносить радикальные изменения каждый год. Таким образом, были годы, когда в Factory Edition не было ничего «фабричного», за исключением некоторых запчастей, новых карт, цвета рамы и специальной графики.
Хронология модели с 2012 по 2023 годы:
За 11 лет выпуска KTM Factory Edition пережили взлеты и падения. Давайте посмотрим на хронологию модели:
2012 год. Идея выпуска специального мотоцикла следующего года была революционной в 2012 году, и KTM смогла дать Райану Данжи значительно улучшенный мотоцикл по сравнению с серийной моделью. Другими людьми, которые выиграли, были потребители, которые могли получить инжекторный KTM 450SXF за шесть месяцев до выпуска серийной машины 2013 года.
2013 год. В KTM сделали новую половинку картера двигателя, чтобы избавиться от кик-стартера и перейти на электростартер.
2014 год. Модель получила новую переднюю вилку WP 4CS, а ход заднего амортизатора увеличился на 4 мм. Геометрия рамы была изменена путем перемещения передней оси на 2 мм назад (с помощью зажима оси, а не смещения траверсы).
2015 год. В тот год Factory Edition получил двигатель на 23 мм короче, на 23 мм уже и на 1,8 кг легче. Рама из хромомолибдена стала на 20% жестче на кручение и на 30% более гибкой в продольном направлении. Общий вес был снижен до 102,6 кг (без топлива).
Самая первая модель KTM 450SX-F Factory Edition 2012 года
2016 год. Механических изменений не было, но серийная модель получила пневматические вилки AER (и «похудела» еще на 1,5 кг).
2017 год. Никаких механических изменений. Единственным существенным обновлением KTM Factory Edition более легкая и мощная батарея SkyRich, которая помогла снизить вес мотоцикла до 100,6 кг.
2018 год. Рама Factory Edition стала жестче на кручение и немного мягче в продольном направлении. Головка цилиндра стала на 15 мм ниже. Кроме того, радиаторы были занижены на 12 мм, а топливный бак стал уже в переходной зоне. Электроника была перенесена на лоток над коробом воздушного фильтра. Маятник стал на 5 мм длиннее, а топливопроводы внутри бензобака были выпрямлены, чтобы исключить перекручивание. Наконец, выхлопная труба была укорочена, а в средней трубе вставлена скользящая посадка.
2019 год. В версии Factory Edition верхняя втулка штока с покрытием была заменена на бронзовую втулку. Поршень был усилен конструкцией мостовой коробки под куполом, чтобы уменьшить боковую нагрузку на стенку цилиндра. Предыдущие траверсы были заменены на разъемные (во многом похожие на Xtrig).
2020 год. Никаких механических изменений. Историческая хронология Factory Edition показывает, что годами значительных изменений модели до этого момента были 2012, 2015 и 2018 годы.
Самые значительные изменения получили модели 2012, 2015, 2018 (на фото) и 2022 годов
2021 год. Помимо более легкого глушителя Akrapovic, KTM Factory Edition имел точно такой же двигатель, раму, короб воздушного фильтра, маятник и подвеску, что и серийная модель 2020 года. Модель получила единственное обновление - это новая накладка на руль, на которой был размещен пульт дистанционного управления по Bluetooth, который позволяет вам самостоятельно настраивать карты зажигания. Этот мод был не эффективен и очень быстро исчез (и больше не возвращался).
2022 год. В KTM изменили практически все в модели 450SXF Factory Edition, включая гидроформованную раму - она стала прочнее и жестче, но благодаря отделению ударной нагрузки от хребта рамы она меньше скачет на неровностях, положение двигателя, степень сжатия (увеличена с 13,75 до 14,1), подрамник из литого под давлением алюминия/полимида, более жесткий литой алюминиевый маятник, уменьшенный задний мост, нижние конусы Hydro-Stop и совершенно новый пластик.
2023 год. После массовых обновлений было бы глупо ожидать, что Factory Edition 2023-будет полностью обновлен. Таким образом, заводская версия этого года не претерпела никаких механических изменений в ходовой части, но был добавлен глушитель Akrapovic и некоторые тонкие обновления вилки и амортизатора, плюс новая графика.
Двигатель
В прошлом году двигатель KTM 450 SX-F Factory Edition был совершенно новый и все было спроектировано так, чтобы превзойти прежнюю платформу. Он был повернут на 2 градуса назад, в результате чего моторная звездочка оказалась на 3 мм ниже. Это перемещение помогло в централизации массы, а задней подвеске противостоять «приседанию» при ускорении.
Соотношение звезд 13/51 отличается от предыдущих моделей, чтобы соответствовать новой коробке передач, но не удивляйтесь, если новые владельцы KTM захотят установить более высокое соотношение от 14/52 до 14/54. Еще одно изменение — степень сжатия, которая была увеличена с 12,75:1 до 13,1:1. Это улучшило характеристики нового двигателя, и с увеличением степени сжатия не было связано никаких отрицательных моментов.
Одна из претензий к двигателю, заключается в том, что он чувствуется иначе, чем у японцев. У КТМ, как правило, двигатель вибрирует немного сильнее и имеет большее ощущение крутящего момента. Для новой платформы эти различия сократились вдвое; реакция лучше, чем когда-либо прежде, особенно на карте зажигания №2. Давние поклонники KTM не должны чувствовать себя не в своей тарелке, поскольку двигатель по-прежнему набирает обороты в своем «шумном» диапазоне, а новый дизайн сохраняет знакомое, хотя и улучшенное ощущение. По сути, если вам нравился ваш КТМ 450 SX-F 2016–2022 годов, карта №1 сохраняет аналогичные ощущения от езды, а карта №2 определенно благоприятствует смелым.
Пиковая мощность приходится на 9400 об/мин, где она достигает 59,85 лошадиных сил
Что касается показателей на динамометрическом стенде, KTM 450SXF и 450SXF Factory Edition - лидеры класса с середины до верхнего диапазона. Серийный KTM 450SXF преодолевает барьер в 59 лошадиных сил при 9000 об/мин (при этом следует отметить, что Honda CRF450, Kawasaki KX450 и Suzuki RM-Z450 никогда не превышали отметку в 57 лошадиных сил). Фактически, при мощности 59,94 л.с. KTM 450SXF всего на 0,06 л.с. меньше отметки в 60 л.с.
Что мы думаем о QUICK SHIFT?
В Quick Shift нет ничего нового. Он присутствует на многих японских дорожных мотоциклах, не говоря уже о моделях KTM Аdventure и КТМ Duke 390, 690, 890 и 1290. Quick Shift мгновенно прерывает зажигание, когда датчик на переключающем барабане сигнализирует ECU о том, что вот-вот произойдет переключение на более высокую передачу. Гашение искры снижает давление на коробку передач, позволяя быстрее переключаться без сцепления. Quick Shift работает только при переключении на повышенную передачу. Его можно включить или выключить, нажав кнопку «QS» на переключателе карты, и его можно изменить на лету.
Большая удача найти эту крошечную маленькую кнопку на левой стороне руля. Мы повернули переключатель карты вперед, чтобы сделать кнопку QS более видимой, но большинству тест-пилотов все же было нелегко ее найти.
Верхняя кнопка — это карта №1, средняя кнопка — это карта №2, нижняя левая кнопка TC — это Traction Control, нижняя правая кнопка QS — это Quick Shift, а Launch Control активируется одновременным нажатием TC и QS
Quick Shift — лучшая вещь на старте, но на трассе понравился не всем. Поскольку в мотокроссе требуется разнообразное переключение передач: на «полном газу», наполовину или даже накатом, а Quick Shift в некоторых ситуациях может стать помехой. Поскольку Quick Shift можно включать и выключать на лету, для этих гонщиков было бы оптимально использовать его на старте, а затем выключать после первого поворота, однако расположение и размер кнопки QS затрудняют ее поиск. Мы думаем о Quick Shift как о предложении «все или ничего», и 50 процентов наших тест-пилотов ее не выбрали.
Подвеска
Инженеры WP пересмотрели переднюю вилку и амортизатор для Factory Edition 2023 года с целью повышения комфорта и регулировок с обеих сторон. Клапаны амортизатора и вилки отличаются от клапанов серийного KTM 450SXF 2023 года, но изменения ограничены определенными сегментами хода, где, по мнению WP, они могут сделать подвеску менее привередливой в отношении изменений настроек.
Передняя вилка. В WP говорят, что они внесли «незначительные улучшения» в комплект прокладок сжатия, чтобы сделать работу среднего клапана более плавной и комфортной. Они не касались стороны отбоя, а также не было никаких изменений в предлагаемых настройках давления воздуха или кликера. Гонщик должен быть готов настроить все сам, регулируя кликер в зависимости от условий трассы.
Задний амортизатор. WP с помощью американского отдела исследований и разработок KTM разработали новые настройки демпфирования высокоскоростного сжатия, потому что они чувствовали, что настройки 2023 года имеют слишком большой разрыв для каждой регулировки. Цель состояла в том, чтобы заставить быстродействующий диск сжатия выполнять меньшие регулировки при каждом движении. Насколько меньше? Каждое дополнительное изменение было уменьшено на 50 процентов. Это дало гонщику возможность точно настраивать изменения сжатия с меньшим шагом.
На прошлогоднем амортизаторе было легко переборщить с каждой регулировкой. На модели Factory Edition 2023 года легче найти лучшую настройку. Высокоскоростное сжатие контролируется пружиной, прижимающей стопку прокладок. WP не изменили регулятор или пружину, а вместо этого перешли с 15 прокладок на 23 прокладки, чтобы предложить более очерченный диапазон регулировки. Учитывая, что немногие гонщики используют высокоскоростной регулятор сжатия и полностью понимают его функцию, это изменение амортизатора вступает в игру, только если вы поворачиваете диск высокоскоростной компрессии. Рекомендуемая настройка составляет 1-1/2 оборота.
Настройка подвески
Передняя вилка WP AER. Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT, нужно приноровиться. Пневматическая вилка KTM WP XACT имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое воздушное. KTM имеет наклейку на воздушном пере, где указано рекомендуемое давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон. У МХА есть тест-пилоты, которые работают с давлением до 11,3 Бар, и которые работают с давлением до 9,3 Бар. У вилки Factory Edition большой потенциал. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Давление: 10,9 бар
- Сжатие: 14 щелчков (12 щелчков)
- Отбой: 15 щелчков (18 щелчков)
- Высота перьев вилки: третья линия при надавливании, но оранжевые кольца изнашиваются и сами соскальзывают через пару часов. Нас беспокоил тот факт, что новая вилка Factory Edition не использует весь ход. Ей требуется шесть часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».
Задний амортизатор. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. В 2022 году инженеры WP внесли некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT, чтобы сделать его работу более жесткой. Для гонок мы рекомендуем следующую настройку (для среднего гонщика):
- Жесткость пружины: 45 Н/мм (для 79 кг и выше), 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг)
- Прогиб: 105 мм
- Высокое сжатие: 1-1/2 оборота Низкое сжатие: 15 кликов Отбой: 15 кликов
Примечание: Когда у нас есть сомнения по поводу сжатия амортизатора, мы сосредотачиваемся на изменении высокоскоростного сжатия, а не низкоскоростного. Мы также решили использовать амортизатор Pro Circuit 2023 KTM. В отличие от стандартного звена, которое вначале становится жестким и становится мягче по мере прохождения, звено Pro Circuit сначала мягкое и становится жестче по мере приближения к концу хода амортизатора.
Вес
Первоначально инженеры KTM сказали, что Factory Edition примерно на 1,8 кг тяжелее, чем серийный 450SXF. Комментарий «примерно» напугал тест-пилотов МХА. Это могло означать, что они точно знали, сколько он весит, и не хотели говорить, или что они не знали, сколько он весит, и строили предположения. Тест-пилоты опустошили бензобак и сами взвесили мотоцикл. Его вес составил 104,7 кг, что на 3,6 кг больше, чем у серийного мотоцикла.
Стоимость
KTM 450SXF Factory Edition 2023 года продается по цене 12 099 долларов, это 400 долларов дороже, чем Factory Edition 2022 года (стоимость модели 2022 года составляла 11 700 долларов). Когда вы сравните 450SXF Factory Edition с Husqvarna Rockstar Edition за 12 199 долларов, Honda CRF450WE за 12 399 долларов (Works Edition) или Kawasaki KX450SR (Special Racer) за 12 699 долларов, вы обнаружите, что KTM 450SXF Factory Edition не только дешевле, а Honda CRF450WE и Kawasaki KX450R — это не мотоциклы следующего года. Это усовершенствованные версии серийных моделей 2023 года, что объясняет, почему они не получили прозвища «2023-1/2».
На трассе
Когда дело доходит до трассы новый KTM 450SXF Factory Edition - очень жесткий, и это относится как к раме, так и вилке. Это не является решающим фактором, но раму необходимо обкатать. В отличие от вилки, которая прикатывается относительно быстро, рама KTM из хромомолибдена не будет комфортной до тех пор, пока вы не проедете от 8 до 10 часов. Почему? Инженеры KTM приложили немало усилий, чтобы сделать раму более прочной и жесткой, особенно в области рулевой колонки. Дополнительная жесткость была данью уважения профессиональным гонщикам, но усложняла жизнь в течение первых 10 часов обкатки для ветеранов и новичков.
Большая разница в том, что рама 2023 года имеет сверхпрочные стальные кронштейны в верхней части (за рулевой колонкой) и, что неудивительно, кованые кронштейны на нижней трубе (под рулевой колонкой). Хуже того, есть кованые опоры двигателя (без стальных или алюминиевых скоб между двигателем и рамой). Не заблуждайтесь, совокупная прочность кованых деталей делает раму более прочной и жесткой, но из-за них этой раме требуется много времени на обкатку. Наша рама приближалась к своей естественной устойчивости с каждым часом езды. Это было идеально на 10-часовой отметке.
Помимо проблем с обкаткой, нам нравится, как KTM 450SXF Factory Edition ведет себя в движении. Да, он тяжелее, особенно в передней части, но в зависимости от условий трассы это не является решающим фактором. Новый пластик имеет эргономичную форму, соответствующую человеческому телу. Ширина топливного бака, кожухов радиатора и боковых панелей облегчает захват мотоцикла коленями. Короб воздушного фильтра больше, к нему легче получить доступ, и он лучше всего работает с дополнительной вентилируемой крышкой. Подножки выглядят так, как будто они выступают дальше, но на самом деле они крепятся дальше внутрь, чтобы у ваших ботинок было больше места, чтобы обхватить раму.
Один технический аспект, который часто упускается из виду, заключается в том, что инженеры KTM позаимствовали теории антицепного крутящего момента австрийца Хорста Лейтнера и норвежца Эйвинда Бойсена, которые десятилетия назад обнаружили, что приседание задней части (тенденция задней подвески опускаться при ускорении) было побочным продуктом линии цепи (определяется углом, под которым цепь следует от задней звездочки к звездочке промежуточного вала).
Изменение линии цепи путем поднятия шарнира маятника на раме или опускания звездочки промежуточного вала на двигателе значительно уменьшает приседание. У KTM были проблемы с приседанием, наиболее очевидные в последовательных возгласах, но, повернув двигатель на 2 градуса назад, KTM опустила звездочку промежуточного вала на 3 мм, что уменьшило приседание при ускорении за счет уменьшения крутящего момента цепи и вы можете почувствовать улучшение сцепления задних колес.
Есть одно предостережение относительно того, что нет никакой разницы между двигателем Factory Edition и стандартным двигателем KTM 450SXF 2023 года. Диапазон мощности значительно улучшен с низов и до середины. Тест-пилоты МХА всегда критиковали двигатель KTM 450SXF до 2023 года за снижение мощности, но новый двигатель 2023 года намного сильнее разгоняется на выходе из поворотов и имеет более длинную тягу на верхах.
Лучшее в версии двигателя KTM 450SXF 2023 года — это то, что мощность передается в стиле локомотива с невероятной скоростью от 5000 об/мин до своего пика при 9400 об/мин. У вас есть два варианта того, как использовать огромную мощность KTM: первый - вы можете быстро переключать трансмиссию каждый раз, когда обороты достигают пиковой мощности, или второй вариант - просто включите третью передачу, и пусть лошадиные силы делают свое дело на легко управляемых 9000 об/мин.
Что не понравилось?
- Провисание цепи. Для цепи Factory Edition требуется 65-70 мм провисания (мы измеряем 65 мм четырьмя пальцами на задней части буферной накладки маятника). Она выглядит слишком свободной на 65 мм, но это лучшая настройка.
- Буферная подушка. Там, где цепь изгибается вниз на звездочку промежуточного вала, она проедает буферную подушку маятника. Внимательно следите за ней, потому что после того, как он проест буфер, он начнет проедать маятник.
- Мойка мотоцикла. Гигантские вентиляционные отверстия под сиденьем трудно закрыть, когда вы моете мотоцикл под давлением. Мы используем пластиковые крышки Twin Air, чтобы избежать попадания воды в двигатель.
- Вес. Вы думаете, что KTM 450SXF 2023 года легкий? На самом деле он более чем на 2,2 кг тяжелее, чем модель 2022 года. Он по-прежнему легче любого мотоцикла японского производства, но далеко не такой легкий, как GasGas MC450F 2023 года.
- Кнопка пуска/остановки двигателя. Нам не нравится комбинация электрического запуска и кнопки выключения. Во-первых, кнопки низкопрофильные и не могут быть легко активированы пальцем в перчатке. Во-вторых, мы никогда не прекращали попытки найти кнопку выключения слева (по привычке). В-третьих, будьте осторожны, чтобы не намочить переключатель во время мытья мотоцикла - это может привести к короткому замыканию всего ЭБУ.
- Долгая обкатка рамы - 10 часов.
- Контрольный список. Регулярно проверяйте болты на задней звездочке, рычаге переключения передач, амортизаторе, передних перьях вилки, передней опоре двигателя и шарнире маятника.
- Защита рамы. Две проблемы со стандартными защитами рамы KTM заключаются в том, что толщина пластика выталкивает ваши ноги наружу (если вы их снимите, вы будете удивлены тем, насколько узким ощущается мотоцикл). Они также мешают вам легко проверить затяжку шарнирного болта маятника (который, как известно, ослабевает).
Что понравилось?
- Гидравлическое сцепление Brembo – просто лучшее.
- Перекрестные три спицы. Чем больше спиц пересекает отдельная спица на пути от ступицы к ободу, тем прочнее и надежнее колесо. Переднее колесо Factory Edition имеет перекрестную шнуровку.
- Более широкое переднее крыло. Функционально все, что делает переднее крыло, — это сбивает грунт, отбрасываемый передним колесом. Шире - лучше. Переднее крыло Factory Edition на 25 мм шире в передней половине, а четыре 25 мм крылышка с каждой стороны расширяют заднее крыло, не сокращая приток воздуха к радиаторам. Эта концепция дизайна сокращает количество грязи и водяных брызг, подбрасываемых к гонщику передним колесом.
- Быстрое переключение. Quick Shift мгновенно прерывает зажигание, когда датчик на переключающем барабане сигнализирует ECU о том, что вот-вот произойдет переключение на более высокую передачу. Гашение искры снижает давление на коробку передач, позволяя быстрее переключаться без сцепления. Quick Shift работает только при переключении на повышенную передачу. При старте Quick Shift — лучшая вещь, но на трассе это может вызвать проблемы с переключением передач наполовину.
- Траверсы со смещением Factory Edition (20 и 22мм).
- Воздушный фильтр. На KTM Factory Edition он устанавливается намного легче, чем у любого другого мотоцикла.
- Возможность снятия крышки короба воздушного фильтра без инструментов.
- Вы можете отрегулировать амортизатор и переднюю вилку WP не используя инструмент.
- Мотоцикл поставляется с вентилируемой крышкой короба воздушного фильтра, которая улучшает приемистость.
- Линия защиты от приседаний при ускорении. Вся заслуга принадлежит экспериментам компании ATK и Хорсту Лейтнеру.
- Отличные тормоза Brembo.
- Кнопка «выключения» двигателя. Предыдущая кнопка была установлена на левой стороне руля. В 2023 году кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, сама кнопка может быть поднята выше для более удобного использования.
- В 2022 году светодиодный индикатор диагностики FI постоянно выпадал из держателя. В Factory Edition он был перенесен за счетчик моточасов.
- Новая защита вилки больше закрывает открытые места и уменьшает вмятины на хроме.
Подводим итог
Мы считаем, что добавленная стоимость всех продуктов с болтовым креплением (траверсы, колеса, карбоновая защитная пластина, глушитель Akropovic, заводское сиденье и т. д.) более чем компенсирует дополнительную плату в размере 1200 долларов. Ну а если нам не нужны эти детали, а вместо этого нужны траверсы Ride Engineering, выхлопная система Pro Circuit, колеса Dubya, сиденье Guts и т. д.? Когда друзья спрашивают, стоит ли им покупать Factory Edition 2023 года, мы советуем им подождать несколько месяцев и купить серийный мотоцикл KTM 450SXF 2024 года. На сэкономленные деньги они могут купить именно те моды, которые им нужны.