Тест KTM 350SXF 2022 года
По мнению многих гонщиков KTM 350 SX-F - идеальный мотоцикл в плане объема двигателя. На нем легче ездить, чем на 450сс, он лучше управляется и, откровенно говоря, доставляет гораздо больше удовольствия.
Изменения на прошлых моделях
Прежде, чем мы расскажем об изменениях в модели 2022 года, давайте сначала посмотрим, какие изменения были сделаны в прошлые годы. В 2018 году КТМ 350 SX-F, как, впрочем, и весь модельный ряд четырехтактных машин бренда, получил обновленные настройки и сальники передней вилки WP AER 48, новую оранжевую окраску рамы (как у заводских команд), новые защитные решетки радиаторов для лучшего воздушного потока и новую графику. Новый подшипник вала C4 в трансмиссии для повышения надежности при высоких рабочих температурах, диски сцепления и аккумулятор более высокой емкости (более легкий) для улучшения запуска в холодную погоду. Аккумуляторная батарея Sky Rich HJTZ5S-FP заменила Samsung C22S.
Изменения же на модели 2019 года в значительной степени были перенесены с лимитированной версии Factory Edition 450 SXF. Во многом благодаря этим изменениям возросла устойчивость на скоростных прямых. При ускорении задняя часть стала более «связанной» с грунтом, чем у модели прошлого года. Более жесткая рама помогает этому контакту и очень заметна при большой нагрузке. Во-первых, это новая рама черного цвета, более жесткая (на 5%) верхняя траверса, а двигатель был оснащен новым DS- сцеплением, улучшенной трансмиссией и переработанной головкой цилиндра DOHC, которая стала легче на 200 грамм.
Также модель получила новый топливный бак, новые радиаторы (на 12 мм ниже), облегченную переднюю 48мм вилку WP AER, пересмотренный маятник с более длинным гнездом для задней оси, а новый подрамник стал длиннее на 40 мм. Новую выхлопную систему, алюминиевые ниппели с переработанной конструкцией, чтобы уменьшить частоту затягивания спиц, новый сверхлегкий 2Ач литиево-ионный аккумулятор, новый пластик, сиденье и графику.
В 2021 году модель получила важные изменения - новую настройку передней вилки WP XACT для улучшения демпфирования и новый поршень вилки для повышения производительности
Стоит также отметить, что все модели 4Т получили новую систему управления двигателем Keihin с электронным впрыском топлива, которая оснащена новым 44мм корпусом дроссельной заслонки, переделанным креплением дроссельной заслонки и улучшенным уплотнением сенсора Manifold-Absolute-Pressure (MAP), что делает систему еще более надежной. ECU имеет новые карты, адаптированные к новой выхлопной системе и головке цилиндров, и регулирует уникальное управление тягой и пуском. Говоря о модели 2020 года можно сказать, что она не получила никаких изменений кроме новой графики.
В 2021 году были сделаны изменения, которые являлись очень важными, но не касались мощности двигателя, управляемости, тормозов, сцепления, КПП или эргономики. Инженеры КТМ сосредоточили все свое внимание на одной области, которая получила больше всего нареканий - пневматическая вилка WP XACT. И именно в характеристиках подвески компания сделала наибольший шаг вперед. Поэтому в прошлом году модель получила новую настройку передней вилки WP XACT для улучшения демпфирования и новый поршень вилки для повышения производительности. Задний амортизатор получил новую настройку и новый регулятор сжатия. Завершением обновлений стала новая графика.
Что нового у модели 2022 года?
В этом году модель получила лишь одно механическое изменение, и это очень небольшая деталь. Инженеры KTM заменили игольчатый подшипник на валу противовеса на подшипник скольжения - фактически втулку. Другие изменения носят косметический характер. Во-первых, графика более смелая и имеет трехмерный вид. Во-вторых, в 2021 году обтяжка сиденья была черной, а в 2022 году — синей. В-третьих, цвет рамы 2022 года был изменен с черного на оранжевый. Исторически сложилось так, что, когда на горизонте появляется совершенно новая машина следующего модельного года, в данном случае KTM 350SXF 2023 года, KTM по традиции меняет цвет рамы.
Двигатель
Двигатель 2022 года по сути идентичен двигателям 2019 – 2021 годов, но сделанные в 2019 году изменения здорово повлияли на его работу. Ультра-легкий мотор весит всего 26,6 кг и обеспечивает очень универсальную подачу мощности, что, несомненно, дает конкурентное преимущество. Проверка на дино-стенде вначале разочаровала, так как при 53,30 л.с двигатель показал меньшую мощность и крутящий момент, чем в 2018 году. Но на практике все оказалось по-другому.
КТМ 350SXF основан на двигателе KTM 250SXF, поэтому диапазон мощности, близок к 250-кубовой машине
На трассе KTM 350 SXF 2019 года чувствовался мощнее, особенно это оказалось впечатляюще в среднем диапазоне (который начинается с 8000 об/мин) и он продолжал здорово тянуть до самого «верха». Двигатель имеет гораздо более живое ощущение, чем когда-либо раньше. Он буквально летит, даже на самых низких оборотах. Этот мгновенный отклик дросселя не отображается на дино-стенде, но вы можете ощутить его на трассе и остаться под впечатлением.
Двигатель 2022 года по сути идентичен двигателям 2019 – 2021 годов
Во многом это было достигнуто за счет того, что KTM называет IG-ACC. Что такое IG-ACC? Это электронная особенность карты, совершенствующая синхронизацию зажигания. Она активируется только в тот момент, когда датчик положения дроссельной заслонки распознает начальное движение и очень быстро возвращается к нормальному состоянию, это означает, что каждый раз, когда вы открываете и закрываете дроссель, зажигание радикально продвигается вперед. Это приводит к более быстрому отклику в тот момент, когда вы крутите запястье, но это чувствуется только в районе 8000 об/мин, и это было удивительно.
Большинству тест-пилотов понравилась мощность двигателя в середине, но они также хотели, чтобы мотоцикл был более отзывчивым на ручку газа при переходе с низов к среднему диапазону.
Что еще повлияло на увеличение мощности двигателя в среднем диапазоне? Впрыск топлива, увеличенный корпус дроссельной заслонки и обновленные карты зажигания. Идея системы Split-Injection не нова. Еще в 2014 году Honda представила свою систему разделения впрыска. В инжекторе Honda и в системах впрыска KTM одна форсунка используется для распыления дважды. Ключевым элементом у KTM является то, что первый впрыск топлива увеличивает плотность воздушно-топливной смеси перед вторым, более эффективным. Это в свою очередь приводит к увеличению мощности в среднем диапазоне.
Гидравлическое сцепление Brembo - самое мощное, долговечное и самое предсказуемое сцепление
Мы протестировали карту зажигания, которая была намного лучше той, что предлагали KTM в 2019 году. Ее назвали «американской картой». Мы думали, что KTM все-таки сделает эту карту, но увы... На 350SXF карта №2 улучшена, особенно в среднем диапазоне, но она оказалась не такой четкой и отзывчивой, как карта 2 на KTM 450SXF. Однако, когда трасса была глинистой и мягкой, мы использовали Карту №2, а когда трасса была сухой и жесткой, мы использовали Карту №1. Мы также часто пробовали включать обе карты по очереди с включенным трекшн-контролем.
Подвеска
Что касается подвески, то в 2021 году отдел исследований и разработок KTM поручил инженерам WP создать воздушную вилку, которая давала бы ощущение вилки с пружиной, сохраняя при этом преимущество в 1,3 кг веса и возможность настройки. Учитывая, что Showa и Кayaba с треском «провалили» свои воздушные вилки SFF и PSF несколько лет назад. Но у WP было одно преимущество, так как они учились на ошибках своих конкурентов.
Пневматические вилки WP настолько отличаются от концепций Showa и Kayaba, что можно подумать они существуют в противоположных сферах. Еще в 2011 году WP не пыталась изобретать колесо. Инженеры компании просто заменили пружины на воздух, рециркулировали его, чтобы управлять вилкой как при сжатии, так и при отбое, и разделили стойки: на опору давления воздуха и амортизирующую опору.
Но у нее были проблемы в работе по сравнению с вилками со стальной пружиной. Чтобы решить эту проблему, WP переработал каждую внутреннюю часть вилки 2021 WP XACT, стремясь уменьшить жесткость хода в середине, улучшить контакт передних шин, повысить общий комфорт и уменьшить скачки сжатия в конце хода.
Это была большая задача, которую Showa и Kayaba считали невыполнимой. Вот что сделали в WP с вилкой 2021 года:
Инженеры WP сосредоточились на «непреднамеренных силах», которые наносили ущерб производительности вилки. Невозможно сделать вилку, не изучив динамику потока, происходящего внутри амортизирующей стойки. WP добавила четыре новые конструктивные особенности к демпфированию вилки.
- Пазы для перепуска масла. Внутри системы демпфирования вилки много скользящих поверхностей, уплотнений и втулок. Большинство этих деталей чувствительны к скорости, поскольку они работают одинаково независимо от того, в каком положении они находятся в пере вилки, но они передают разные силы, когда находятся в движении. Например, вилка движется быстрее всего в первой половине своего хода, и эта дополнительная скорость создает давление при сжатии. Чтобы уменьшить это давление, WP добавил три выемки для перепуска масла, чтобы уменьшить пики давления масла и выровнять демпфирование в первой части хода вилки.
- Батутный клапан. В отличие от традиционных прокладок для промежуточных клапанов, в WP добавили «батутную прокладку», названную так потому, что, в отличие от обычной прокладки, которая плотно закрыта другими прокладками и поршнями, батутная прокладка имеет место для изгиба. У нее есть пространство для изгиба, поскольку она расположена над небольшой полостью, которая обеспечивает большее демпфирование в середине, не делая демпфирование более жестким в конце хода.
- Отбойник. WP сбросили нижний конус с демпфирующей стойки. На большинстве вилок есть конусообразное устройство, которое взаимодействует с движущимися частями вилки, чтобы постепенно замедлять ее работу, сжимая масло в более узких местах, поскольку форма конуса уменьшает объем масла. Поскольку давление воздуха имеет так называемую J-образную кривую, вилка сжимается до такой степени, что становится несжимаемой, и ей не нужен нижний конус. Давление воздуха останавливает вилку без посторонней помощи; однако WP поставили резиновый отбойник толщиной 1/2 дюйма, чтобы смягчить конец хода.
- Кликер отбоя. Вам не понадобится отвертка, чтобы отрегулировать усиление отбоя, и вам не придется лежать на земле - просто протяните руку под вилкой и поверните кликер рукой.
Хотя WP предпочитает говорить, что три из этих четырех изменений помогают справиться с непреднамеренными силами, возникающими в результате сжатия масла для обеспечения демпфирования, очевидно, что снятие резкости с демпфирования в первой половине хода позволяет передней шине лучше работать на выбоинах, в то время как батутный клапан уменьшает резкость, когда пакет прокладок находится под избыточным давлением. Отсутствие нижних конусов не только устраняет последний всплеск масла, но и оставляет достаточно места, чтобы разместить управляемый пальцами кликер отсбоя на нижней части амортизирующей стойки, чтобы упростить регулировку отбоя.
За последние два сезона компания WP превратила свою пневматическую вилку из посредственной в великолепную. Она лучше, чем большинство вилок с винтовой пружиной
Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT 2022 года, нужно немного поучиться. Первое, что нужно сделать, это обкатать ее. Она жестко настроена на заводе WP, и становится лучше с каждым часом. Пневматическая вилка имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое только воздушное. Мотоцикл имеет наклейку на «воздушном» пере с указанием рекомендуемого KTM давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон.
Ключом к успеху в настройке пневматической вилки 2022 года является поиск идеального давления воздуха. Это легко сделать. Шаг первый: Наденьте стяжку на правую ножку вилки и сдвиньте ее вверх к стойке. Шаг второй: Установив давление воздуха в соответствии с рекомендуемым давлением воздуха, указанным на наклейке на вилке, продолжайте ехать в своем обычном темпе.
Шаг третий: остановитесь и посмотрите на положение стяжки на пере вилки. Если она выше более чем на 50 мм, необходимо снизить давление воздуха. Если она достигла нижнего предела, вам может потребоваться добавить давление воздуха. Шаг четвертый: Измените давление воздуха, и снова покатайтесь по трассе. Делайте это до тех пор, пока стяжка не окажется на 25 мм выше. Это давление воздуха будет эквивалентно вашей идеальной жесткости пружины (воздушной или спиральной).
На трассе
Ни для кого не секрет, что 350SXF основан на двигателе KTM 250SXF, и у него диапазон мощности близок к 250-кубовой машине. Двигатель быстро набирает обороты на низах, устойчиво тянет в середине и раскручивается до потрясающего ограничителя оборотов в 13400 об/мин. Мотор 2022 года развивает мощность 54,60 лошадиных сил и крутящий момент 39,8 Нм, что больше пиковой мощности, чем у Suzuki RM-Z450 2022 года, однако, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя, вы должны постоянно его «крутить».
Хотим дать один совет всем гонщикам, которые хотят пересесть на 350SXF: «Не переключайтесь». Конечно, мы не имеем в виду никогда не переключаться, просто не переключайтесь, пока обороты не достигли пика. Это намного выше, чем вам подсказывает ваш мозг. Пиковая мощность очень, очень высока, поэтому раннее переключение равносильно отказу от этой мощности. Подождите, пока сработает ограничитель оборотов, а затем подождите еще один такт перед переключением.
Стальная рама KTM 350SXF 2022 года обладает естественной упругостью в движении. Мотоцикл управляется как мечта. Проверенная геометрия рамы позволяет ему быстро и точно реагировать на действия гонщика. Он не «страдает» нежелательной избыточной или недостаточной поворачиваемостью
Что касается передней вилки, то она нам очень понравилась. Внутренние изменения были внесены для того, чтобы сделать ход более плавным, уменьшить скачки давления, стравить избыточное давление масла и уменьшить влияние сверхпрогрессивной жесткости вилки в конце хода. Полный ход был более плавным и давал больше обратной связи. Мы понимаем, что есть много владельцев воздушных вилок WP, которые были недовольны с тех пор, как вилки AER были впервые представлены в 2017 году, но в 2021 году в KTM сосредоточили все свое внимание на рассмотрении всех жалоб на воздушные вилки WP Xact.
Быстрым гонщикам мы рекомендуем давление 10,6 бар (154 фунтов на квадратный дюйм) или выше. Для средних гонщиков лучше подойдет давление - 10,3 бар (150 фунтов на кв. дюйм), а для новичков и ветеранов – 9,6 и 10,0 бар (140 и 145 фунтов на квадратный дюйм).
Что не понравилось?
- Высота сиденья. Мотоциклы для мотокросса становятся все выше. Если вы ростом ниже 179 см, ваши ноги не будут касаться земли на 350SXF; однако, если вы хотите меньше, то купите Husqvarna FC350 2022 года. Она на 2,5 см ниже в задней части сиденья.
- Спицы. Следите за спицами. Они постоянно ослабевают.
- Регулярно проверяйте болты на задней звездочке, рычаге переключения передач, амортизаторе, перьях передней вилки, передней опоре двигателя, ведомом узле гидравлического сцепления и шарнире маятника.
- Кликер сжатия. Нам не нужно больше или меньше зубцов, нам нужны они более длинные.
- Оранжевые кольца. Не полагайтесь на оранжевые кольца для измерения хода вилки. Они быстро изнашиваются, а при изнашивании падают на нижнюю часть ножек вилки.
KTM 350SXF 2022 года - лучший мотоцикл для наибольшего количества гонщиков-любителей
Что понравилось?
- Гидравлическое сцепление Brembo. KTM имеет самое мощное, долговечное и самое предсказуемое сцепление.
- Тормоза Brembo. Поскольку KTM имеют тормоза Brembo и являются самыми легкими мотоциклами в классе, они обладают невероятной тормозной способностью. Когда-нибудь Nissin возможно и догонит Brembo, но этого точно не произошло в этом году.
- Вес. KTM 350SXF 2022 года весит 100,7 кг, и, хотя он всего на 450 грамм меньше, чем KTM 450SXF, но зато он на целых 2,7 кг легче, чем Honda CRF250.
- Воздушный фильтр. Нам нравится, насколько надежно можно поместить клетку воздушного фильтра KTM в короб воздушного фильтра. Гимнастика не требуется.
- Шины. В 2021 году шины Dunlop MX33 пришли на замену шинам MX3S, нам это нравится.
- Карты зажигания. 350SXF поставляется с двумя совершенно разными картами, которые можно использовать вместе с Launch Control и Traction Control, и к ним легко получить доступ (за исключением Launch Control, который требует некоторой цифровой гимнастики).
- Бензин. KTM 350SXF настроен на работу на американском топливе с октановым числом 91. Если вы модифицируете свой двигатель, увеличите компрессию и т.д., вам может понадобиться более качественное топливо. А до тех пор заправляйтесь бензином с самым высоким октановым числом, который только можно найти на самой загруженной заправке в вашем городе.
Подводим итог
Подводя итог, можно сказать без тени стеснения, что KTM 350SXF, а также его белые и красные собратья Husqvarna и GasGas - лучшие универсальные мотоциклы для мотокросса, которые вы можете купить.