Тест KTM 300SX 2023 года
KTM 300SX 2023 года — это совершенно новая модель бренда «Ready to Race». Обозначение SX в конце указывает на то, что эта 300-кубовая (293сс) машина является одним из австрийских мотоциклов, предназначенных исключительно для мотокросса. Ранее KTM продавала двухтактные 300-кубовые машины, но они были предназначены для внедорожных гонок.
KTM 300XC — очень популярная внедорожная двухтактная модель с впрыском топлива, но это не то же самое, что новый 300SX. Модель XC оснащена впрыском топлива Transfer Port Injection (TPI), в то время, как на 300SX стоит новая система впрыска Throttle Body injection (TBI). Технология TPI используется с 2018 года, но в этом году KTM и Husky представили новое поколение системы впрыска топлива на своих двухтактных внедорожных мотоциклах и теперь перенесли ее на машины для мотокросса.
Что нового на KTM 300SX 2023 года?
KTM 300SX унаследовал совершенно новую раму, подрамник, маятник, задний амортизатор и пластик от четырехтактной линейки KTM 2023 года. Давайте посмотрим, что нового в плане двигателя:
- Диаметр цилиндра/ход. KTM 300SX 2023 года построен на основе модели 250SX, которая имеет диаметр цилиндра 66,4 мм и ход поршня 72 мм. У 300SX такая же нижняя часть, что и у 250SX, но 72-миллиметровый ход обеспечивает 43 дополнительных кубических сантиметра рабочего объема.
- Впрыск топлива. Традиционный карбюратор Mikuni TMX с его главным жиклером, пилотным жиклером, иглой и воздушным винтом, который использовался на двухтактных моделях KTM 2022 года и более ранних моделях 250SX, был заменен 39-миллиметровым инжектором Keihin, оснащенным двойными форсунками для уменьшения соотношения топливо/воздух.
Максимальная мощность при минимально возможном весе, усиленная низкими затратами на техническое обслуживание– это KTM 300SX 2023 года. Вырабатывая более чем достаточную мощность двигатель весом всего 23,8 кг, KTM 300SX устанавливает эталон, когда речь идет о соотношении мощности и веса
- ЭБУ. KTM добавил электронный блок управления на 300SX, чтобы определять оптимальную топливно-воздушную смесь, необходимую для температуры, влажности и высоты.
- Датчик положения дроссельной заслонки для совместной работы с ЭБУ, мощностным клапаном и системой впрыска топлива.
- Мощностной клапан. Еще одна часть «электронного волшебства» 2023 года — электронный мощностной клапан, который открывается электродвигателем, соединенным с шестернями. Теперь клапан открывается и закрывается в зависимости от положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя.
На 300SX используется та же рама, что и на четырехтактных моделях 2023 года
- Переключатель карт зажигания. Электронный мощностной клапан позволил KTM легко добавить две карты на 300SX, однако у двухтактных двигателей нет контроля тяги или Quick Shift, как у четырехтактных 2023 года.
- Электро-запуск. Новый KTM 300SX 2023 года имеет электронный запуск двигателя. Однако он не срабатывает так быстро, как четырехтактный. Как и в случае с вашим карбюраторным двухтактным двигателем, вам нужно дать ему немного газа при нажатии кнопки E-start.
Для кого предназначен KTM 300SX 2023 года?
KTM 300SX 2023 года создан для тех, кому нужна большая мощность при малом общем весе. Он создан для профессиональных гонщиков, которые не возражают против того, что на нем нельзя участвовать в национальном чемпионате АМА в классе 450cc, но ничто не мешает участвовать в большинстве местных соревнований и на Чемпионате мира среди двухтактных мотоциклов. Он создан для гонщиков, которым нужна маневренность четырехтактного 450-кубового мотоцикла и для гонщиков-ветеранов, которые соревнуются в возрастных категориях без ограничений по объему двигателя.
До 2023 года в каталоге KTM PowerParts продавался комплект для увеличения объема двигателя до 300 куб. см, и он пользовался большой популярностью. Этот комплект использовался заводскими гонщиками Red Bull KTM Райаном Данжи и Купером Уэббом на гонке Red Bull Straight Rhythm и был хорошо принят гонщиками, участвующими в классах «Vet» и «Open». Несмотря на то, что на 300SX нельзя участвовать в гонках в классе 450сс в сериях АМА Суперкросс и АМА Мотокросс, тем не менее есть много желающих, которые хотят приобрести 300SX, что естественно очень выгодно заводу KTM. В сезоне 2023 года Yamaha YZ450F была самым ожидаемым мотоциклом, но KTM 300SX явно стал вторым по популярности мотоциклом года.
Двигатель
Одним из поверхностных изменений является новый рабочий объем двигателя. В прошлом году в американской линейке KTM не было двухтактного мотоцикла для мотокросса с объемом 300сс. Были 300-кубовые внедорожные модели и комплект для увеличения объема до 300сс для модели 250SX, но мотор на самом деле не был рассчитан на такой рабочий объем. Гонщики, установившие комплект «300 на 250», столкнулись с проблемами с зажиганием и недостатком оборотов. Если они решали эти проблемы, у них были проблемы с надежностью.
Еще одна вещь, которую вы заметите, — это отсутствие кикстартера, что большинство из нас не привыкло видеть на двухтактных машинах для мотокросса. Просто нажмите серую кнопку на правой стороне руля, и мотор «оживет». Электронный мощностной клапан - еще одна новая функция на двухтактных KTM для мотокросса, которая предназначена для обеспечения широкого диапазона мощности.
Увеличенные объем двигателя, отсутствие кикстартера, электронный мощностной клапан и инжектор – вот основные изменения на модели KTM 300SX 2023 года
Также модель оснащена впрыском топлива (TBI), поскольку KTM попрощался с карбюратором на всей своей линейке полноразмерных мотоциклов для бездорожья. Двигатель 2023 года был разработан для впрыска через дроссельную заслонку, что в основном используется в четырехтактных двигателях. Transfer Port Injection и впрыск масла остаются только на внедорожных мотоциклах. Блок электроники был дополнительно усложнен за счет электрического запуска и электронного мощностного клапана. Электронные клапаны использовались и раньше, но ничего подобного мы не видели.
Предыдущие конструкции - механические - были открыты или закрыты. Все, с чем могли работать инженеры - это как быстро они открываются и на каких оборотах. Новая система TBI управляется тем же процессором, который управляет распределением топлива и опережением зажигания. Он смотрит на обороты и положение дроссельной заслонки, чтобы определить, когда и насколько должен открываться мощностной клапан. Это означает, что окончательное сопоставление намного сложнее, чем что-либо ранее виденное как на двухтактных, так и на четырехтактных двигателях.
Большинство из нас не привыкло видеть отсутствие кикстартера на двухтактных машинах для мотокросса. Теперь для запуска мотора просто нажмите серую кнопку на правой стороне руля
Новая высокотехнологичная система впрыска Throttle Body injection (TBI) обеспечивает идеальное соотношение воздух/топливо для мгновенной контролируемой мощности, что действительно расширяет горизонты. КТМ 300SX гораздо более «дружелюбен» к дроссельной заслонке, чем традиционный двухтактный карбюраторный 250SX. У него плавный и линейный диапазон мощности, что значительно облегчает езду. Карбюраторные двухтактные двигатели требуют навыков для поддержания надлежащих оборотов и удержания двигателя в оптимальной точке. Новый 300SX имеет четырехтактный диапазон мощности, который мгновенно набирает обороты без задержек.
В отличие от внедорожных моделей KTM с TPI, на 300SX вы должны заливать в бак предварительно смешанное топливо с маслом
Чем инжекторный двигатель отличается от карбюраторного? Отсутствие карбюратора, основных жиклеров, игл, зажимов и пилотных жиклеров — вот наиболее очевидные отличия. Аббревиатуры EFI, ECU, EMS, CDI, TPS, TPI и TBI теперь являются стандартной номенклатурой для современных мотоциклов. EFI означает электронный впрыск топлива. ECU расшифровывается как электронный блок управления. EMS - как система управления двигателем. CDI расшифровывается как воспламенитель разряда конденсатора. TPS означает датчик положения дроссельной заслонки. TPI - впрыск в передаточный порт, а TBI — впрыск в корпус дроссельной заслонки.
Как работают карты на KTM 300SX
КТМ 300SX получил тот же переключатель карт, что и четырехтактные модели (только без наличия Traction Control и Quick Shift). Карта №1 подсвечивается белым светом, а Карта №2 — зеленым. На Карте №1 мощностной клапан открывается только на 80 процентов, что обеспечивает более «мягкую» подачу мощности. На карте №2 мощностной клапан открывается полностью на 100%. Наши тест-пилоты почувствовали, что карта №1 была легче в управлении на более узких участках трассы, а карта №2 была быстрее и интереснее во всем диапазоне оборотов.
Можно ли настроить карты?
До недавнего времени у гонщиков была возможность перенастроить стандартный ЭБУ, чтобы настроить характеристики мощности в соответствии со своим уровнем квалификации. К сожалению, в KTM изменили свою систему ECU, начиная с лимитированных моделей 2021 года, поэтому пока тюнеры ничего не смогли сделать. В настоящее время KTM, Husky, GasGas, Honda, Kawasaki и Suzuki используют ЭБУ Keihin на своих мотоциклах, в то время как Yamaha использует собственное устройство.
Прямо сейчас у Vortex есть технология для замены систем Keihin и Yamaha, но у них пока нет возможности использовать ее на новых австрийских двухтактных машинвх 2023 года, потому что эти ECU производятся компанией Continental. На данный момент Vortex не планирует разрабатывать блоки управления двигателем для этих мотоциклов, и наша единственная надежда — на то, что такие тюнеры, как Twisted Development, взломают код новой системы.
Дино-стенд
На дино-стенде KTM 300SX 2023 года имеет плавную и линейную кривую, которая показывает, что 300SX выдает 27 лошадиных сил при 5000 об/мин. При 6000 об/мин он выдает 34 лошадиные силы, при 6500 об/мин - 39 лошадей, при 7000 об/мин – 45, а при 7500 об/мин – чуть более 50 лошадиных сил. Крутой подхват мощности начинает уменьшаться после 7500 об/мин, но все еще продолжает расти. При 8500 об/мин 300SX достигает максимальной мощности 55,0 лошадиных сил на карте №2, что сравнимо с Suzuki RMZ450.
Дино-стенд Pro Circuit показал, что 300SX все еще примерно на 5 л.с. меньше, чем KTM 450SX 2023 года, но равна Suzuki RM-Z450
Удивительно, но с картой №1, открывающей мощностной клапан только на 80 процентов, динамическая диаграмма не показывает такой большой разницы. Кривая мощности идентична между картой №1 и картой №2 до 6700 об/мин. Потом карта №2 немного «отдаляется», в то время, как карта №1 остается позади и достигает пика в 54,19 лошадиных сил. Сравнивая эти цифры с двухтактной Husqvarna TC250 2023 года с впрыском топлива, 300SX почти на три лошадиные силы мощнее. TC250 также имеет линейную кривую мощности и достигает пика в 52,12 лошадиных сил при 8600 об/мин. Дальнейшее сравнение показывает, что KTM 450SXF 2023 года на 5 лошадиных сил мощнее и раскручивается до 9800 об/мин, что на 1300 об/мин больше, чем у 300SX.
Подвеска
Часто кажется, что мы единственные тест-пилоты, которых неизменно впечатляет пневматическая вилка WP XACT. Это может быть связано с тем, что каждый сезон мы тестируем и гоняем до 25 различных моделей, оснащенных WP XACT. С тех пор, как в 2021 году были добавлены новые отверстия для перепуска масла и воздуха, батутный клапан и более длинный перекрестный паз, мы были в восторге от этих вилок.
Компания WP пересмотрела переднюю вилку и амортизатор на 2023 год, и сделала из более жесткими. Что касается механических изменений, то вилка получила новые клапаны и нижние конусы Hydro-Stop, которые имеют коническую форму для создания «масляного замка», предотвращающего опускание вилки. В целом она мало чем отличается от пневматической вилки WP AER 2022 года, за исключением двух моментов: она сопротивляется пробою с удвоенной силой и более жесткая в начале и в конце хода.
Тест-пилоты MXA могут заставить работать воздушные вилки WP XACT, понимая, как это сделать. Их можно настроить для гонщика разного роста и уровня подготовки
Тем не менее, есть одно серьезное и раздражающее предостережение о вилке WP 2023 года - она не очень хорошо работает в течение первых нескольких часов. Она настроена на заводе с жесткими допусками и это хорошо в долгосрочной перспективе. Мы хотим предупредить вас, что ваша первая поездка на пневматической вилке WP XACT AER будет худшей поездкой в вашей жизни.
Что касается заднего амортизатора, то из-за новой рамы он стал на 15 мм короче. Цель? Улучшить общую компоновку, чтобы она соответствовала новой конструкции стойки амортизатора и измененному рычажному механизму (шарниры которого перемещены вверх, чтобы поднять рычаги тяги дальше от земли). Кроме того, новая комбинация амортизатора и пружины экономит 100 граммов. Несмотря на то, что амортизатор и пружина короче, ход амортизатора не изменился с 2021 года, а жесткость пружины по-прежнему составляет 45 Н/мм.
Настройка подвески
Передняя вилка WP XACT. Мы всегда рекомендуем использовать стяжку, чтобы найти правильную настройку давления воздуха. Как только вы найдете значение давления воздуха, при котором ваша вилка находятся в пределах 1-1 / 2 дюйма от дна, начните фокусироваться на кликере сжатия, пока не почувствуете себя комфортно. Для гонок мы рекомендуем следующие настройки:
Давление воздуха: 10,5 бар (154 PSI)
Сжатие: 12 щелчков (для среднего и профессионального уровня), 16 щелчков (для более медленных или легких гонщиков)
Отбой: 12 щелчков (14 щелчков для более медленных или легких гонщиков)
Высота вилки: 2-я линия. Вилке требуется пять часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».
Примечание: Не начинайте «играть» с давлением воздуха или настройками кликером, пока вы не установите прогиб для своего веса, не проверите давление в шинах и не стравите воздух из маленького болта с головкой Torx на обеих крышках вилки. Кроме того, в жаркий день в вилке со временем будет увеличиваться давление. Периодически в течение дня проверяйте давление. Мы уверены, что вам понравится подвеска WP XACT, если вы найдете время, чтобы ее правильно настроить.
Задний амортизатор WP XACT. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. Компания WP внесла некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT 2023 года, чтобы сделать его работу более жесткой. Для гонок мы рекомендуем следующие настройки:
Жесткость пружины: 45 Н/мм
Высокое сжатие: 1-1/2 витка (2 витка)
Низкое сжатие: 14
Отбой: 14 щелчков
Прогиб: 105 мм
Примечание: Стандартные настройки на KTM 300SX жестче, чем на 250-кубовых моделях Husqvarna и GasGas. Если вы весите менее 70 кг или более 86 кг, вам может потребоваться соответственно заменить пружину на более мягкую или более жесткую.
Недостатки и советы по их устранению на моделях КТМ
- Перед первой поездкой очистите передний и задний тормозные диски с помощью очистителя тормозов (и протрите чистой сухой тряпкой).
- Болты задней звездочки. KTM утверждает, что болты звездочки могут ослабнуть, если цепь слишком натянута. На внутренней стороне крышки короба воздушного фильтра наклеена таблица провисания цепи.
- Спицы. Внимательно следите за спицами, они постоянно ослабевают.
- Передний тормозной шланг. Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не зажали трубку L-образного изгиба, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие ремни.
- Необходимо заменить винты для прокачки вилки с Torx обратно на винты с крестообразными шлицами.
- Крышка топливного бака. Она прилипает.
- Провод кнопки стартера иногда выходит из белой распределительной коробки за передним номерным знаком. Вставьте провод обратно в правильную вилку, а затем обмотайте изолентой.
- Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не защемили металлическую трубку, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие стяжки и заправляйте их под шланги тормоза и сцепления.
- Регулятор сжатия вилки. Тонкие и короткие компрессионные кликеры повредят пальцы после нескольких щелчков. WP необходимо сделать кликеры длиннее для лучшего рычага, похожие на барашковые - они более удобные для пальцев.
- Мы обращаем внимание на болты нижнего подрамника, болты рычага переключения передач, болты звездочки и передний болт крепления двигателя.
- Крепления руля скручиваются даже при малейшем ударе. В 2016 году у KTM было цельное крепление для руля, затем, в 2017 году, они перешли на моноблочное крепление, но ни одна из этих конструкций не остановила перекручивание. Тест-пилоты MXA использует цельное крепление для нижней перекладины 2016 года с моноблочным креплением для верхней перекладины 2022 года, чтобы предотвратить скручивание.
- Шток рулевого механизма. Убедитесь, что рулевой шток надежно затянут, особенно после обкатки.
- Запчасти. Команда тест-пилотов MXA всегда берет с собой на каждую гонку запасную гайку крепления амортизатора, топливные фильтры и их резиновые уплотнительные кольца, нейлоновые втулки короба воздушного фильтра и пружины педали заднего тормоза.
На трассе
К счастью, обкатка 300SX заняла не так много времени, как обкатка KTM 450SXF 2023 года. С более жесткой рамой на обкатку 450SXF нам потребовалось 10 часов, чтобы наконец освоиться, но на 300SX мы чувствовали себя комфортно менее чем через два часа езды. Мы предполагаем, что это сочетание более мягкой подвески, более легкого двигателя и двухтактного диапазона мощности сделало 300SX намного проще в управлении.
На трассе 300SX стабилен на скорости и легко справляется с торможением. С новой рамой и новым расположением двигателя мотоцикл намного меньше приседает при ускорении и не так сильно кренится в поворотах. Наши тест-пилоты заметили, что с двигателем большего объема было немного сложнее входить в повороты, чем на модели 250SX. Дополнительная инерция поршня большого диаметра означала, что для прохождения поворотов требовалось немного больше усилий. В целом, ездить на KTM 300SX было очень весело. У него сбалансированное ощущение входа и выхода из поворота, но вам нужно прикладывать больше усилий на выходе, и вы можете быстрее останавливаться на входе.
Обкатка 300SX заняла не так много времени, как обкатка KTM 450SXF 2023 года. С более жесткой рамой на обкатку 450SXF нам потребовалось 10 часов, чтобы наконец освоиться, но на 300SX мы чувствовали себя комфортно менее чем через два часа езды
KTM 300SX мастерски проходит повороты. Благодаря плавному диапазону мощности двигателя наши гонщики могли легко проходить повороты любого типа. Как правило, более узкие повороты с развалом и технические повороты были более сложной задачей для двухтактной машины, но мгновенный набор скорости сразу дал более управляемую мощность.
В среднем диапазоне 300SX чувствуется очень уверенно. Дополнительные 50 куб. см заметны тем, что вам не нужно переключаться так часто, как на 250SX. Мотоцикл исключительно быстр, и на нем легко преодолевать любой прыжок.
Нашей самой большой претензией к новым двухтактным двигателям с впрыском топлива от KTM и Husqvarna стал ограничитель оборотов. С карбюраторами, направляющими фиксированное количество топлива и воздуха в камеру сгорания, нам никогда не приходилось беспокоиться об ограничителе оборотов. Теперь, когда ЭБУ контролирует, сколько топлива и воздуха поступает в камеру сгорания, ограничитель оборотов установлен для защиты двигателя от выхода за пределы предполагаемого диапазона оборотов.
Более жесткая подвеска требует очень быстрой езды
Когда мы расспросили инженеров KTM о новом двухтактном ограничителе оборотов, они объяснили, что технология впрыска топлива позволяет двигателю набирать обороты намного быстрее, чем традиционный карбюратор, который, в свою очередь, требует ограничителя оборотов, чтобы защитить его от чрезмерного разгона. Большим преимуществом впрыска топлива является мгновенная мощность в нижнем диапазоне, а недостатком является ограничитель оборотов в верхнем. Однако, узнав больше об этом ограничителе, мы поняли, что он обычно срабатывает, когда мы выжимаем сцепление и набираем обороты или, когда мы набираем обороты в воздухе. Когда мы на земле и двигатель находится под нагрузкой, ему гораздо труднее попасть в ограничитель оборотов.
Что не понравилось?
- Спицы. В KTM заявили, что в 2023 году на моделях стоят новые ниппели для спиц, которые не расшатываются. Мы скажем, что новыми ниппелями спицы расшатываются чаще, чем со старыми.
- В отличие от KTM последних 20 лет, вы не можете использовать свое старое запасное заднее колесо на модели 2023 года без замены уплотнений и проставок.
- Крышка радиатора. Пластиковая крышка радиатора никуда не годится. У нее нет «рычага» при откручивании из-за небольшого диаметра. Вы должны надавить на нее, чтобы она повернулась, а это нелегко, учитывая малое количество места.
- Эстетика. КТМ движется в обратном направлении. Теперь вам нужно снять заднее крыло, чтобы снять боковые номерные панели.
- Провисание цепи. Если вы не установите провисание цепи на 70 мм, цепь съест передний край защиты цепи (вверху звездочки промежуточного вала).
- Защита вилки. Если правый защитный кожух вилки не выровнен идеально, его верхняя часть ударится о крыло и треснет.
- Наконечник педали заднего тормоза. Он раздавливается, сгибается или ломается в любой аварии или столкновении. Доступны гораздо более прочные насадки на вторичном рынке.
- Мы заменили игольчатый подшипники качалки рычажной системы на новый подшипник с сепаратором (номер детали KTM 58033097000).
- Ограничитель оборотов. Нам трудно привыкнуть к тому, что ограничитель оборотов срабатывает каждый раз, когда заднее колесо «ловит воздух».
- Вес. Модель 250SX весила 97.5 кг. Теперь, с аккумулятором, стартером и новой рамой, KTM 300SX весит 101.1 кг.
Новая крышка радиатора выглядит очень дешево. Посмотрев на нее некоторое время, мы поняли, что она похожа на крышку, которая стоит на мини-мотоциклах КТМ. Ее было трудно открыть из-за тесноты и небольшого размера
Что понравилось?
- Впрыск топлива. Система EFI наделила 300SX невероятно плавным и простым в использовании диапазоном мощности.
- Подвеска. Подвеска WP XACT отлично подходит для широкого круга гонщиков (если вы найдете идеальное давление воздуха).
- Тормоза. Brembo делает лучшие тормоза, и точка.
- Мощностной клапан. Новый электрический мощностной клапан способствует плавной работе двигателя.
- Карты. Мы благодарны за то, что у 300SX есть две карты, хотя большую часть времени мы ездили на карте №2.
- Электрический запуск.
Подводим итог
KTM 300SX 2023 года продается за 9199 долларов и оправдывает созданную вокруг него шумиху. Поскольку мотоцикл очень быстрый и комфортный прямо из коробки, мы думаем, что многие гонщики будут довольны стандартной настройкой и не почувствуют необходимости добавлять кучу дополнительных обновлений.