Тест KTM 250SX-F 2023 года
Никогда еще ни одна компания не выпускала так много внедорожных мотоциклов в один год. Из почти 20 новых машин в большом австрийском семействе модель KTM 250SX-F 2023 года претерпела одну из самых масштабных модернизаций. Вы можете возразить, что это единственный мотоцикл, которому много было и не нужно. Это уже и так был самый легкий мотоцикл в классе, и, согласно динамометрическому стенду, у него был лучший диапазон мощности. И все же он получил совершенно новый мотор и раму, как и модели 350 SX-F и 450 SX-F.
Несмотря на то, что в KTM 250SXF было много хорошего, ему не хватало определенного фактора «острых ощущений»: он «выполнял свою работу без вдохновения и искры». Отсутствующий элемент трудно определить и еще сложнее внедрить технически. Первое и самое главное - лучше ли новая модель 2023 года, чем прошлогодняя? Она лучше, но не так хороша, как мы ожидали.
Что нового на модели 2023 года?
По сравнению с прошлогодним мотоциклом, KTM 250SXF 2023 года совсем другой. Прошлый двигатель существует с 2016 года, и теперь он претерпел серьезные изменения. Он стал короче, толще, ниже и наклонен назад. Что это значит?
Новый цилиндр имеет больший диаметр и более короткий ход поршня, чем раньше (с 78,0 мм на 52,3 мм до 81 мм на 48,5 мм), а сам двигатель стал на 8 мм ниже. Кроме того, чтобы централизовать массу и уменьшить крутящий момент цепи, двигатель был наклонен на 2 градуса назад, а звездочка промежуточного вала расположена на 3 мм ниже. Кроме того, степень сжатия также была увеличена с 14,4: 1 до 14,5: 1.
Вам этот мотоцикл уже кажется знакомым? КТМ 250 SXF 2023 года – это КТМ 250 SXF Factory Edition 2022 года
Как гидроформованная рама из хромомолибденовой стали, так и алюминиевый/литой под давлением полиамидный углеродный подрамник являются новыми. Самым большим изменением является то, что основа рамы и верхнее крепление амортизатора больше не соединены. Кованые стойки амортизаторов соединяются с нижними лонжеронами рамы, помогая поглощать энергию, передаваемую от заднего амортизатора. Рулевая колонка также усилена коваными пластинами для повышения прочности и жесткости. Даже с новой рамой геометрия «треугольника гонщика» сохраняет такое же соотношение между подножками, сиденьем и рулем (соответствует моделям KTM 2022 года и более ранним).
Также мотоцикл получил более жесткий литой алюминиевый маятник, уменьшенную (22 мм) заднюю ось и обновленную электронику с новыми картами и Quick Shift. Также у него совершенно новый пластик, новые настройки передней вилки и совершенно новый задний амортизатор WP.
Особенности:
- Модель совершенно нового поколения с новым шасси и двигателем в новом кузове.
-Модернизированный двигатель наклонен на 2° назад, и имеет повышенную степень сжатия для лучшей производительности на средних оборотах и на 8мм короче у модели 250SXF.
- Новая конструкция рамы с кованым амортизатором и переработанной жесткостью для большего комфорта.
- Новая оптимизированная топология подрамника с гибридной конструкцией из полиамида и алюминия для повышения долговечности.
- Новый полый литой задний маятник обеспечивает меньший неподрессоренный вес и повышенную жесткость.
- Новая функция Quickshifter позволяет переключаться без использования сцепления.
- Обновленная вилка WP XACT с новыми настройками и новым гидростопом для улучшения сопротивления пробою.
- Новый, полностью переработанный задний амортизатор WP XACT имеет более легкий, короткий корпус и полностью новые внутренние компоненты.
- Новые крепления руля с оптимизированной топологией увеличивают поверхность захвата для уменьшения перекручивания руля.
- Новый переключатель выбора карты зажигания меняет характер двигателя в зависимости от состояния трассы и предпочтений гонщика.
Двигатель
Главное в классе 250сс - это мощность. KTM 250SXF всегда был лидером, когда речь шла о мощности и крутящем моменте, но Yamaha YZ250F неизменно имела более захватывающий мотор с низов и до середины. Этот диапазон мощности помогает YZ250F быстрее выходить из поворотов и на мотоцикле легче ездить, потому что вам не нужно сильно раскручивать мотор.
Предыдущий двигатель KTM 250SXF не менялся с 2016 года
В 2023 году цель инженеров KTM состояла в том, чтобы сохранить традиционное преимущество в лошадиных силах на высоких оборотах, при этом улучшив низы за счет большего диаметра цилиндра, более короткого хода и более высокой степени сжатия. Стало лучше, но не там, где этого хотели в KTM. Вместо того, чтобы иметь подрыв на низких оборотах, двигатель KTM 250SXF 2023 года имеет диапазон мощности от холостого хода и до 9500 об/мин, очень похожий на двигатель 2022 года. Не поймите нас неправильно, новый двигатель лучше с низов и до середины, а после 9500 об/мин он лучше раскручивается, чем прошлогодний мотор.
Двигатель KTM 250SXF 2023 года немного мощнее, чем у Yamaha YZ250F, начиная с середины, но у него нет той мощности, которую мы ожидали
Новый двигатель стал короче на 8 мм, но он по-прежнему не сильно отличается от концепции старого дизайна. В нем используются двойные верхние кулачки и система крошечных толкателей, которые позволяют более агрессивно настраивать клапаны. Клапаны огромные: впуск 32,5 мм и выпуск 27,5 мм, а мотор способен на невероятные 13700 об/мин. Это не особенно ново, но с каждым годом настройка карт зажигания становится немного более сложным процессом, а ограничитель оборотов сверху менее резким. У KTM, как и раньше, есть две карты: помощь при запуске и контроль тяги. Теперь на том же мультипереключателе появилась новая функция Quickshift. Это позволяет вам более плавно переключаться на повышенную передачу, мгновенно прерывая зажигание при переключении. Если это звучит пугающе для вас, ее легко отключить.
Сколько времени занимает обкатка?
В новых KTM и Husky 2023 года присутствует загадка. Большинство кроссовых мотоциклов прекрасны, когда они совершенно новые. Двигатель кажется четким и свежим, и, хотя он может быть еще не настроен под вас, вы не можете не наслаждаться им, потому что вы находитесь на новой машине. Сюрприз! KTM 250SXF 2023 года не сразу становится таким. Новый мотоцикл производит совершенно другое впечатление, чем то, к которому мы привыкли. Он производит уникальное впечатление благодаря своей более жесткой раме и подвеске.
К счастью, тест-пилоты МХА не отказалась от KTM 250SXF в первый час суровых испытаний. Чем больше времени мы проводили на мотоцикле, тем лучше он становился. После 10-часовой отметки двигатель стал «свободным», пневматическая передняя вилка WP XACT стала более мягкой, и, что наиболее важно, рама из хромированной стали стала более упругой.
Смешно ли это, что новый мотоцикл так долго обкатывался? Да, особенно учитывая, что большинство гонщиков не могут провести на ходу сразу 10 часов - им нужно пару дней или даже пару недель, однако с каждым часом рама, вилка и двигатель будут становиться все лучше. После того, как рама «пробежала» 10 часов, она кажется такой же удобной, как поношенные домашние тапочки.
Если заводские команды «мучались» с настройками новых мотоциклов, нужно ли вам беспокоиться?
Да и нет. Мы можем вспомнить несколько крупных команд, которые потратили немного времени на тесты, когда получили новые мотоциклы незадолго до начала следующего сезона. Когда вышел новый KX250, у команды Pro Circuit Kawasaki было ограниченное время, чтобы превратить его в машину, которая работала бы так же, как и прошлогодняя. В итоге потребовалась большая часть сезона 2021 года, чтобы довести новый KX250 до совершенства. Когда Honda представила совершенно новый CRF450 2021 года, у него сразу же обнаружились проблемы в картах зажигания ввиду отсутствия тестирования из-за пандемии. Honda потребовалось почти пять месяцев, чтобы исправить эту проблему. Команда MotoConcept Honda вообще решила не ездить на моделях 2021 года и ее гонщики выступали на проверенных «двухтрубных» машинах 2020 года из-за нехватки запчастей и неизбежных сбоев в модели первого года выпуска.
Мотоциклы команд KTM и Husqvarna прибыли с опозданием, и их гонщики изо всех сил пытались их настроить. У команды Red Bull KTM было всего несколько 2022 Factory Edition 450 SXF в межсезонье, а их единственный гонщик в классе 250сс Макс Воланд, так и не получил Factory Edition 250SXF за месяц до Анахайма 1. Хотя он и хотел выступать в серии Западного побережья, но в команде решили ехать на Восточном, которое стартовало позже, чтобы у него было больше времени для изучения совершенно нового 250SXF. Когда заводская команда «мучается» с новым мотоциклом, это не всегда признак того, что он плохой, это просто означает, что настройки, на которые они полагались в течение четырех или пяти лет, не работают на новой модели. Поэтому они вынуждены проводить тесты в разгар сезона.
Мы тщательно тестируем серийные мотоциклы, чтобы дать потребителям честное мнение о них. Тот факт, что Джастин Хилл выиграл суперкросс в Сан-Диего в 2018 году на Suzuki RM-Z250, не означает, что мы передумаем и перепишем наш тест об этом мотоцикле. И тот факт, что Джейсону Андерсону нравится новый KX450, не меняет реальности того, что болты на Kawasaki «срываются как сумасшедшие». Так и с платформой KTM 2023 года. Тот факт, что Макс Воланд не выиграл чемпионат, не означает, что серийный 250SXF хуже для вас или для нас, чем прошлогодний мотоцикл.
Подвеска
В целом подвеска на модели 2023 года была улучшена в нескольких областях по сравнению с прошлой моделью. Пневматическая передняя 48 мм вилка WP Xact получила новые настройки и новый гидростопор, для улучшения сопротивления на пробой и для более прогрессивной работы на последних 40 мм хода. Смещенный назад, амортизатор WP Xact был пересмотрен для облегчения веса и включает новые внутренние компоненты.
Настройка подвески
Настройки подвески на KTM аналогичны настройкам двигателя: они лучше подходят для агрессивного гонщика. Регулируемость воздушной вилки очень хорошая, но это может сбить с толку, если вы не привыкли (или не умеете) ее настраивать. Вилка также может показаться немного жесткой, если вы слишком сильно отклонитесь от настроек. Но прежде чем выбрать окончательную настройку, лучше всего проехать на мотоцикле намного дольше, чем на традиционной вилке с пружиной, потому что воздушная вилка требует более длительного периода обкатки.
Что касается рамы, то для ее обкатки потребуется много времени (до 10 часов). Не расстраивайтесь, если поначалу мотоцикл покажется вам слишком жестким, ему нужно дать некоторое время. Для гонок тест-пилоты МХА рекомендуют следующие настройки вилки:
Жесткость пружины: 155 psi (10,7 бар)
Сжатие: 12 щелчков
Отбой: 18 щелчков
Высота перьев вилки: вторая строка
Примечания: На пневматических вилках давление воздуха соответствует жесткости пружины. Он удерживает вашу вилку в том положении, для которого она предназначена. Первый шаг настройки воздушной вилки — определить правильное давление воздуха, привязав стяжку к нижней ножке вилки. Затем установите рекомендуемое давление воздуха и прокатитесь несколько кругов. Когда вы остановитесь, посмотрите, где находится застежка-молния. Отрегулируйте давление воздуха вверх или вниз, пока ваша стяжка не окажется на 1-1/2 дюйма от нижней части вилки. Это идеальная настройка для вас. Затем используйте кликеры, чтобы отрегулировать сжатие и отбой.
Для гонок тест-пилоты МХА рекомендуют следующие настройки амортизатора:
Жесткость пружины: 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг) и 45 Н/мм (для 79 кг и выше)
Прогиб: 105 мм
Lo- сжатие: 12 кликов
Hi-сжатие: 1-1/2 оборота
Отбой: 14 кликов
Примечание: Постоянно проверяйте свой прогиб и не бойтесь экспериментировать с ним. У нас есть тест-пилоты, которые делают прогиб 100 мм, и другие, которые делают 108 мм. Вы найдете совершенство между этими двумя измерениями. Чтобы измерить статический прогиб, сначала установите гоночный прогиб на 105 мм. Затем снимите мотоцикл с подставки и попросите кого-нибудь подержать его вертикально, пока вы измеряете, насколько провисает задняя подвеска без гонщика.
Если ваш статический прогиб больше рекомендуемых 40 мм, ваша пружина слишком жесткая для вашего веса. В этом случае пружина недостаточно сжата, чтобы позволить подвеске самостоятельно растянуться достаточно далеко. Если ваш статический прогиб сзади менее 30 мм, пружина может быть слишком мягкой для вашего веса. В этом случае пружине требуется большой предварительный натяг для достижения надлежащего гоночного прогиба.
Если вы чувствуете, что амортизатор набирает скорость и часто подпрыгивает в конце хода, попробуйте увеличить низкоскоростное сжатие. Когда у нас есть сомнения по поводу работы амортизатора на неровностях и приземлениях, мы фокусируемся на изменении высокоскоростного сжатия, а не низкоскоростного.
Рама
Новый KTM 250SX-F 2023 года оснащен той же рамой, что и новые 350SXF и 450SXF. Разница лишь в настройках подвески и размерах шин. Большинство видимых частей рамы стали более массивны, но основная цель состояла в том, чтобы изолировать изгибы в определенных плоскостях движения и конкретных областях. Существует более прямая связь между шарниром маятника и верхним амортизатором, и инженеры говорят, что это позволяет им вносить изменения в заднюю подвеску, которые меньше влияют на переднюю подвеску, и наоборот. Они также переориентировали двигатель внутри рамы, так что звездочка промежуточного вала стала на 3 мм ниже по отношению к маятнику, что делает мотоцикл менее приземистым при ускорении.
Если вы привыкли к своему старому KTM, вы заметите две определяющие характеристики в новом мотоцикле. Во-первых, он заметно более жесткий. На самом деле новая рама жестче практически во всех отношениях и рассчитана на гонщиков профессионального уровня. Следующее, что вы заметите, это то, что мотоцикл меньше приседает при ускорении, как и рекламируется. Для некоторых гонщиков это большое улучшение. Для других справиться с приседанием — это просто вопрос стиля езды. Большинство делает это подсознательно.
Кроме того, рама имеет ту же геометрию, что и раньше, и мотоцикл по-прежнему хорошо управляется. Он хорошо поворачивается и чувствуется легким. Хотя, по правде говоря, он не такой легкий, как раньше. Модель 2023 года без топлива весит 101,5 кг. В 2022 году она весила 98,8 кг. GasGas MC250F 2023 года построен на той же платформе, что и KTM 2022 года, поэтому теперь он наследует «корону» самого легкого мотоцикла в классе, но Honda не отстает. Если вы заметили лишний вес KTM, то вы чувствительны к такого рода вещам. Однако мы не можем сказать, что это каким-либо образом замедляет мотоцикл.
Единственная реальная претензия к новому 250SXF связана с уровнем комфорта. Подвеска чувствуется менее податливой на низких скоростях. Раньше мы всегда могли заставить переднюю вилку хорошо работать в самых разных условиях, но с новой рамой это стало немного сложнее. Будьте готовы к небольшим изменениям, чтобы получить максимальную отдачу. Сжатие — ваш самый эффективный инструмент. Если вы переборщите с давлением воздуха, в долгосрочной перспективе вы усложните себе жизнь. Внесите небольшие изменения — мягче для жестких трасс, жестче для песка. То же самое касается заднего амортизатора. Настройки, которые вы использовали в прошлом, могут не работать на этой раме.
Новый пластик
KTM уже несколько лет опережает всех, когда речь идет о стильном внешнем виде. Когда мы впервые увидели Factory Edition 2022 года с острыми как бритва пластинами, заостренными крыльями, и маленькими боковыми номерными панелями, мы подумали, что дизайнерская студия Kiska Design зашла слишком далеко. Несмотря на наши ранние оговорки, сейчас мы привыкли к резкому новому внешнему виду KTM, и внезапно модели 2022 года выглядят устаревшими.
Одно предостережение: пластик разрабатывался не механиками, которые на самом деле работают с мотоциклами. В прошлом году все было хорошо и стильно, каждый элемент пластика можно было легко установить и снять. Теперь боковые номерные панели не снимутся, пока не снимешь заднее крыло. Это звучит как мелкая жалоба, но это очень расстраивает.
Проблема со спицами
Спицы были одним из самых слабых мест KTM на протяжении многих лет, и когда нам сообщили, что в 2023 году мы получим обновленные ниппели для спиц, мы подумали, что это решит проблему. К сожалению, спицы KTM 2023 года расшатываются даже быстрее, чем раньше. Некоторые колеса хуже других, но, как правило, спицам требуется до шести часов, чтобы «сесть». Обязательно затяните спицы (с помощью динамометрического ключа) перед первой поездкой и проверяйте их после каждого выезда, пока не убедитесь, что они остаются на месте. Если вы позволите спицам разболтаться во время первой поездки и слишком долго будете затягивать их, грязь может попасть в резьбу спиц, и это только усугубит проблему. Кроме того, не забывайте регулярно проверять болты звездочки. Они не хуже прежних, но и не лучше.
На трассе
Несмотря на то, что динамометрический стенд показывает, что двигатель лишь немного мощнее, чем у прошлогодней модели, на трассе он кажется менее быстрым. Тем не менее, он почти сразу набирает мощность. В целом, даже с усиленным средним диапазоном, двигатель KTM 250SXF 2023 года по-прежнему нужно раскручивать, чтобы выжать всю мощность.
Что касается карт зажигания, большинство наших тест-пилотов предпочли карту №2 (зеленая карта). С ней мотор был более захватывающим, более агрессивным и более быстрым на низах. Карта №1 была излюбленной картой для наших тест-пилотов новичков и ветеранов. Инженеры KTM хотели сделать разницу между картами в 2023 году, и мы рады сообщить, что им это удалось. Что касается кнопки TC (контроль тяги), это заставило нас думать, что у нашего ECU возникли проблемы. Карта TC просто расстроила движок, и мотоцикл звучал ужасно.
После долгого периода обкатки мотоцикл стал намного лучше. Значительно улучшены прямолинейная устойчивость и работа подвески при торможении на входе в поворот. Одним из первых преимуществ, которое наши испытатели заметили при езде на новой раме, была меньшая усталость рук. Также вся энергия от жестких приземлений и больших ударов перенаправляется вниз по параллельным лонжеронам рамы (а не в позвоночник гонщика), рама поглощает энергию и рассеивает ее, чтобы обеспечить гонщику меньшую обратную связь. Короче говоря, подвеска 2023 года лучше поглощает удары при торможении и ускорении.
Что не понравилось?
- KTM утверждает, что у них есть новые ниппели для спиц, которые не расшатываются. Ниппели новых спиц расшатываются чаще, чем старые.
- Контроль тяги. Мнения наших тест-пилотов о контроле системы тяги разделились 50/50. Половина из них ненавидела ее, а другая половина никогда ей не пользовалась. Систему необходимо перенастроить.
- Крышка радиатора. Новая пластиковая крышка радиатора - это игра на понижение.
- Кнопки. Нам нравятся кнопки на новой электронике для запуска, остановки, контроля тяги, карт и Quick Shift, но кнопки настолько низкопрофильные, что нажатие на них рукой в перчатке часто бывает случайным.
- Нахождение нейтрали. Переключить КПП в нейтральное положение на стартовой линии сложно. Иногда полезно раскрутить двигатель очень высоко, а затем нажать на рычаг переключения передач до того, как обороты упадут.
- Пластик. Вначале нужно снять заднее крыло, чтобы потом снять боковые номерные панели, а защита вилки ударяет по переднему крылу, если она не выровнена должным образом.
- Вес. Модель 2023 года «набрала» 2,7 кг и теперь она весит 101,5 кг.
- Направляющая цепи. Новое положение звездочки промежуточного вала, новая рама и новый маятник плохо сочетаются с направляющей цепи. Она быстро изнашивается в передней части маятника, рядом со звездочкой двигателя. Мы рекомендуем ТМ Designworks.
- Более широкое переднее крыло. Новое переднее крыло на 2,5 см шире. Это очень тяжелое переднее крыло, лучше поставить более узкое и легкое переднее крыло 2022 года.
- Цена. Независимо от того, сколько технологий добавлено, 10 тысяч долларов — это слишком много.
- Некоторые модели 2023 года поставляются с неисправными подшипниками в амортизаторе.
- Высота сиденья. KTM стал выше, а мы предпочитаем Husqvarna, она на 2,5 см ниже.
Что понравилось?
- Быстрое переключение. Хотя большинству наших тест-пилотов не нравится использовать режим «QS» на трассе, с ним интересно поэкспериментировать, а с помощью кнопки на руле его можно отключить в любой момент.
- Новый воротник амортизатора не разлетается на части при первой установке предварительной нагрузки на амортизатор.
- Двигатель. Новый двигатель KTM - это не все, на что мы надеялись, но он мощнее в середине и на верхах.
- Воздушный фильтр. Самый простой в замене воздушный фильтр. Кроме того, если вы внимательно посмотрите на верхнюю центральную часть клетки, вы увидите рельефную стрелку, указывающую, какая часть вверху (и на двойном воздушном фильтре также есть стрелка).
- Кнопка выключения двигателя. Предыдущая кнопка отключения была установлена на левой стороне руля. В 2023 году кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, кнопки можно было бы поднять выше для более удобного использования.
- В 2022 году светодиодный индикатор диагностики FI постоянно выпадал из держателей. На модели 2023 года он был перенесен на счетчик моточасов.
- Крышка короба воздушного фильтра. У нее есть ручка, встроенная в верхний передний угол, которая облегчает снятие крышки. Кроме того, у KTM есть дополнительная вентилируемая крышка, которая улучшает приемистость.
- Пневматическая вилка WP XACT отлично работает, только если вы потратите время на ее настройку под свой вес и скорость.
- Карта №2. Отличная карта. Двигатель теперь более плавный снизу, с меньшим торможением и очень линейной мощностью.
- Тормоза Brembo по-прежнему лидеры класса.
- Совместное использование платформы. Если вы боитесь мощного KTM 250SXF 2023 года, вам следует купить GasGas MC250F 2023 года. Он основан на раме, подрамнике и двигателе КТМ 2022 года с более мягкой подвеской и другим пластиком.
Подводим итог
Мы ожидали, что разрыв в мощности между двигателями KTM 250SXF 2022 и 2023 годов будет более отчетливым. В конце концов, у KTM было шесть лет, чтобы улучшить предыдущий двигатель, верно? Да, он мощнее в середине и на верхах, но компания не совершила технического прорыва в мощностном диапазоне с низов и до середины. Мы также ожидали, что рама 2023 года будет более удобной для пользователя, а не более жесткой.
С положительной стороны отметим: гонщики, которые выдерживают обкатку мотоцикла и превышают отметку 5-10 часов, пожинают его лучшие плоды.