Тест Husqvarna TC250 2023 года
Двухтактная Husqvarna TC250 2023 года — новая модель во всех отношениях: у нее переработанный двигатель и шасси, а также использованы технологии, которых не было раньше. Это был год больших перемен для Husky и KTM, однако, в отличие от прошлых лет, двухтактным двигателям уделялось даже больше внимания, чем четырехтактным. Прошлогодний TC250 был продуктом другой эпохи. У него не было электрического запуска, электронного впрыска топлива и использовался архаичный мощностной клапан с центробежным управлением, по сути, все те же технологии, что и в двухтактных мотоциклах для мотокросса конца 70-х.
Что нового?
Первое и главное - является ли Husqvarna TC250 2023 года лучше, чем модель 2022 года? Ответ на этот вопрос не может быть простым «да» или «нет». Модель 2023 года лучше, но у нее есть некоторые ограничения. Новая Husqvarna получила большое количество обновлений, такие же, как и у четырехтактных моделей 2023 года. Они включают в себя обновленную стальную раму, двигатель с обратным вращением, звездочку промежуточного вала, подрамник из алюминиево-углеродного композита, более прочный маятник, меньшую заднюю ось, улучшенный амортизатор WP и новый пластик. И, само собой разумеется, двигатель оснащен впрыском топлива, электронным мощностным клапаном и электростартером.
- Впрыск топлива (TBI). Традиционный карбюратор Mikuni TMX с его главным жиклером, пилотным жиклером, иглой и воздушным винтом, который использовался на двухтактных моделях 2022 года и более ранних моделях 250SX, был заменен 39-миллиметровым инжектором Keihin, оснащенным двойными форсунками для уменьшения соотношения топливо/воздух. Также стоит отметить, что с впрыском топлива (TBI), нужно предварительно смешивать топливо (в отличие от модели TPI Enduro).
Husqvarna TC250 2023 года полностью новая. Нам нравится двигатель и не нравится пластик
- ЭБУ. Чтобы облегчить управление расширенными функциями, TC250 оснащен совершенно новым электронным блоком управления. Его полное название «VIT ESCO Continental M4C», и он определяет оптимальную топливно-воздушную смесь, фазы газораспределения и новый ограничитель оборотов.
- Датчик положения дроссельной заслонки для совместной работы с ЭБУ, мощностным клапаном и системой впрыска топлива.
- Мощностной клапан. Еще одна часть «электронного волшебства» 2023 года — электронный мощностной клапан, который открывается электродвигателем, соединенным с шестернями. Теперь клапан открывается и закрывается в зависимости от положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя.
Переключатель карт и кнопки запуска/остановки двигателя просты в использовании и расположены на противоположных сторонах руля ProTaper. Не удивляйтесь, если после поездки вы, чтобы заглушить двигатель будете искать кнопку на руле слева. От старой привычки очень сложно быстро избавиться
- Переключатель карт. Картирование ECU также использует силовой клапан для создания нескольких вариантов карты для двух разных характеристик двигателя; однако в нем нет контроля тяги или быстрого переключения передач, как у четырехтактных моделей 2023 года.
- Переключатель карт зажигания. Электронный мощностной клапан позволил легко добавить две карты, однако у двухтактных двигателей нет контроля тяги или Quick Shift, как у четырехтактных.
- Электро-запуск. Новая модель имеет электронный запуск двигателя. Однако он не срабатывает так быстро, как четырехтактный. Как и в случае с вашим карбюраторным двухтактным двигателем, вам нужно дать ему немного газа при нажатии кнопки E-start.
Двигатель
Одним из поверхностных изменений является отсутствие кикстартера, что большинство из нас не привыкло видеть на двухтактных машинах для мотокросса. Просто нажмите серую кнопку на правой стороне руля, и мотор «оживет». Электронный мощностной клапан - еще одна новая функция на двухтактных кроссовых KTM и Husqvarna, которая предназначена для обеспечения широкого диапазона мощности.
Впервые на двухтактном кроссовом мотоцикле можно увидеть двигатель, который оснащен впрыском топлива, электронным мощностным клапаном и электростартером. Новая высокотехнологичная система впрыска Throttle Body injection (TBI) обеспечивает идеальное соотношение воздух/топливо для мгновенной контролируемой мощности, что действительно расширяет горизонты
Также модель оснащена впрыском топлива (TBI), поскольку KTM и Husqvarna «попрощались» с карбюратором на всей своей линейке полноразмерных двухтактных мотоциклов. Двигатель 2023 года был разработан для впрыска топлива через дроссельную заслонку, что в основном используется в четырехтактных двигателях. Transfer Port Injection и впрыск масла остаются только на внедорожных мотоциклах.
Блок электроники был дополнительно усложнен за счет электрического запуска и электронного мощностного клапана. Электронные клапаны использовались и раньше, но ничего подобного мы не видели. Предыдущие конструкции были механические и были открыты или закрыты. Все, с чем могли работать инженеры, это то, как быстро они открываются и на каких оборотах. Новая система TBI управляется тем же процессором, который управляет распределением топлива и опережением зажигания. Он смотрит на обороты и положение дроссельной заслонки, чтобы определить, когда и насколько должен открываться мощностной клапан. Это означает, что окончательное сопоставление намного сложнее, чем что-либо ранее виденное как на двухтактных, так и на четырехтактных двигателях.
Новая высокотехнологичная система впрыска Throttle Body injection (TBI) обеспечивает идеальное соотношение воздух/топливо для мгновенной контролируемой мощности, что действительно расширяет горизонты. Мотоцикл гораздо более «дружелюбен», чем традиционная двухтактная карбюраторная версия. У него плавный и линейный диапазон мощности, что значительно облегчает езду. Карбюраторные двухтактные двигатели требуют навыков для поддержания надлежащих оборотов и удержания двигателя в оптимальной точке. Новая Husqvarna имеет четырехтактный диапазон мощности, и мгновенно набирает обороты без задержек.
Чем двигатель с инжектором отличается от карбюраторного двигателя?
Отсутствие карбюратора, основных жиклеров, игл, зажимов и пилотных жиклеров — вот наиболее очевидные отличия. Аббревиатуры EFI, ECU, EMS, CDI, TPS, TPI и TBI теперь являются стандартной номенклатурой для современных мотоциклов. EFI означает электронный впрыск топлива. ECU расшифровывается как электронный блок управления. EMS расшифровывается как система управления двигателем. CDI расшифровывается как воспламенитель разряда конденсатора. TPS означает датчик положения дроссельной заслонки. TPI означает впрыск в передаточный порт, а TBI — впрыск в корпус дроссельной заслонки.
По сравнению с традиционными карбюраторными двухтактными двигателями TC250 очень «дружелюбен», как только вы начинаете крутить ручку газа. Новая система впрыска топлива создает идеальное соотношение воздух/топливо для контролируемой мощности, что действительно облегчает управление. Наши тест-пилоты сразу поняли, что для езды на двухтактном мотоцикле с инжектором требуется меньше усилий. С карбюраторной версией требуется умение поддерживать обороты в оптимальном диапазоне мощности - часто с помощью сцепления.
Дино-стенд
Результаты динамометрического стенда Husqvarna TC250 2023 года - это две разные истории. Как уже упоминалось, две карты совершенно разные. Мы начнем с более мощной из двух карт — Зеленой карты. Главной особенностью Зеленой карты является то, что она открывает мощностной клапан на 100 процентов. Что касается цифр, то при 7500 об/мин двигатель выдает 46 лошадиных сил, а затем немного «падает», прежде чем снова набрать скорость и подняться до впечатляющих 52,12 лошадиных сил при 8600 об/мин. Пиковый крутящий момент составляет 43,9 Нм.
Это переключатель карт. Верхняя кнопка открывает мощностной клапан только на 80%. Нижняя кнопка открывает его на 100%. По сравнению с картами нового KTM 300SX 2023 года, белая и зеленая карты были очень похожи по выходной мощности, однако это не относится к картам Husqvarna TC250. Почему-то «Зеленая карта» на несколько лошадиных сил мощнее «Белой карты». Мы не уверены, сделано ли это намеренно или по ошибке
Белая карта — это мягкая настройка. Она позволяет мощностному клапану открываться только на 80 процентов. На белой карте двигатель более плавный на низах. Если сравнивать двигатель TC250 с впрыском топлива 2023 года с прошлогодним карбюраторным двигателем, он выдает на впечатляющие 3 лошадиные силы больше. Чтобы получить еще больше мощности, мы использовали резонатор FMF Racing Factory Fatty и глушитель Titanium Powercore 2.1, которые «заставили» двигатель работать еще лучше на низах и позволили ему увеличить обороты в верхнем диапазоне. Наши тест-пилоты считали, что с «Белой картой» мотоцикл легче управляется на более узких участках трассы и подходит для неопытных гонщиков, но они никогда не решат участвовать в гонках на ней. Зеленая карта была намного, намного быстрее и давала гораздо больше адреналина.
Можно ли настроить карты?
До недавнего времени у гонщиков была возможность перенастроить стандартный ЭБУ, чтобы настроить характеристики мощности в соответствии со своим уровнем квалификации. К сожалению, в KTM изменили свою систему ECU, начиная с лимитированных моделей 2021 года, поэтому пока тюнеры ничего не смогли сделать. В настоящее время KTM, Husky, GasGas, Honda, Kawasaki и Suzuki используют ЭБУ Keihin на своих мотоциклах, в то время как Yamaha использует собственное устройство. Прямо сейчас у Vortex есть технология для замены систем Keihin и Yamaha, но у них пока нет возможности использовать ее на новых австрийских двухтактных машинах 2023 года, потому что эти ECU производятся компанией Continental. На данный момент Vortex не планирует разрабатывать блоки управления двигателем для этих мотоциклов, и наша единственная надежда — на то, что такие тюнеры, как Twisted Development, могут перепрошить электронный блок управления.
Подвеска
Часто кажется, что мы единственные тест-пилоты, которых неизменно впечатляет пневматическая вилка WP XACT. Это может быть связано с тем, что каждый сезон мы тестируем и гоняем на 25 различных моделей, оснащенных WP XACT. С тех пор, как в 2021 году были добавлены новые отверстия для перепуска масла и воздуха, батутный клапан и более длинный перекрестный паз, мы были в восторге от этих вилок.
Компания WP пересмотрела переднюю вилку и амортизатор на 2023 год, и сделала их более жесткими. Что касается механических изменений, то вилка получила новые клапаны и нижние конусы Hydro-Stop, которые имеют коническую форму для создания «масляного замка», предотвращающего опускание вилки. В целом она мало чем отличается от пневматической вилки WP AER 2022 года, за исключением двух моментов: она сопротивляется пробою с удвоенной силой и более жесткая в начале и в конце хода.
Тем не менее, есть одно серьезное и раздражающее предостережение о вилке WP 2023 года - она не очень хорошо работает в течение первых нескольких часов. Она настроена на заводе с жесткими допусками и это хорошо в долгосрочной перспективе. Мы хотим предупредить вас, что ваша первая поездка на пневматической вилке WP XACT AER будет худшей поездкой в вашей жизни.
На трассе подвеска Husqvarna TC250 2023 года очень мягкая, что понравилось нашим новичкам и ветеранам, которые не едут быстро. Если сравнивать настройки подвески TC250 с нашим KTM 300SX, у Husqvarna они намного лучше. Двухтактный двигатель Husky также намного «мягче» четырехтактных моделей Husqvarna.
Все наши тест-пилоты оценили более низкое шасси на более узких и техничных трассах из-за его способности проходить повороты, но наши гонщики среднего и профессионального уровня хотели большего. Чтобы заводские настройки работали, наши гонщики-профессионалы заподлицо опустили вилку в траверсах, и установили высокоскоростной регулятор на амортизаторе на один оборот, чтобы мотоцикл был немного выше.
Настройки подвески
Стандартная пневматическая вилка WP XACT на Husqvarna TC250 2023 года мягкая. Как всегда, не начинайте регулировать давление воздуха или настройки кликера, пока не установите прогиб амортизатора под свой вес. Кроме того, не забудьте стравить избыточное давление воздуха из маленьких винтов с головкой Torx на верхней части вилки. Для гонок МХА рекомендует следующие настройки:
Давление воздуха: 10,5 бар (154 PSI)
Сжатие: 8 кликов (для среднего и профессионального уровня), 12 кликов (для более медленных или легких гонщиков)
Отбой: 10 кликов (18 кликов для более медленных или легких гонщиков)
Высота вилки: 2-я линия (для более медленных или легких гонщиков)
Примечание: Не начинайте «играть» с давлением воздуха или настройками кликером, пока вы не установите прогиб для своего веса, не проверите давление в шинах и не стравите воздух из маленького болта с головкой Torx на обеих крышках вилки. Кроме того, в жаркий день в вилке со временем будет увеличиваться давление. Периодически в течение дня проверяйте давление. Мы уверены, что вам понравится подвеска WP XACT, если вы найдете время, чтобы ее правильно настроить.
С задним амортизатором WP XACT легко чувствовать себя комфортно. Для гонок МХА рекомендует эту настройку амортизатора:
Жесткость пружины: 45 Н/мм
Высокое сжатие: 1 виток (для среднего и профессионального уровня), 1-1/2 витка (для более медленных или легких гонщиков)
Низкое сжатие: 8 кликов (для среднего и профессионального уровня), 12 кликов (для более медленных или легких гонщиков).
Отбой: 10 кликов (для среднего и профессионального уровня), 16 щелчков (для более медленных или легких райдеров).
Прогиб: 105 мм/
Примечание: Гоночный прогиб всегда должен быть первым, что вы делаете при настройке новой подвески. Нагружайте или разгружайте пружину до тех пор, пока вы не сможете получить прогиб 105 мм. Далее проверьте статический прогиб, когда мотоцикл стоит на земле без гонщика. Если он ниже 30, ваша пружина слишком мягкая для вас. Если он выше 40, пружина слишком жесткая для вас.
На трассе
Новая Husqvarna TC250 отлично работает на трассе! Она очень похожа на четырехтактный мотоцикл в том смысле, что мощность подается быстрее без каких-либо колебаний. Двигатель работает четко во всем диапазоне оборотов, однако, когда вы едете прямо по неровной дороге, и ваше заднее колесо «подхватывает воздух», вы заметите, что срабатывает ограничитель оборотов. С карбюраторами, пропускающими фиксированное количество топлива и воздуха в камеру сгорания, нам никогда не приходилось беспокоиться о ограничителе оборотов, потому что карбюратор был саморегулирующимся.
В двухтактных двигателях с впрыском топлива ЭБУ должен иметь встроенные параметры безопасности, чтобы двигатель не выходил за рамки своих возможностей. Когда заднее колесо было на грунте, мы никогда не чувствовали срабатывания ограничителя оборотов. Но когда мы ловили воздух или выжимали сцепление, мы чувствовали это ограничение.
На TC250 очень здорово проходить повороты из-за его заниженной подвески WP
Двигатель с впрыском топлива быстрее, чем карбюраторная модель 2022 года, но наш любимый аспект — это не дополнительные 3 лошадиные силы, а более плавный диапазон мощности, что улучшает управляемость мотоцикла. Поскольку двигатель с впрыском топлива облегчает управление мотоциклом, вы меньше пользуетесь сцеплением и ощущаете преимущества от более плавной езды. Да, рама 2023 года жестче, чем у модели 2022 года, но это не так заметно на новых двухтактных двигателях, как на новых четырехтактных.
Когда мы расспросили австрийских инженеров о новом двухтактном ограничителе оборотов, они объяснили, что технология впрыска топлива позволяет двигателю набирать обороты намного быстрее (чем традиционная версия с карбюратором), и это в свою очередь, требует ограничителя оборотов, чтобы защититься от чрезмерного разгона. Большим преимуществом впрыска топлива является мгновенная мощность в нижнем диапазоне, а недостатком является ограничитель оборотов в верхнем. Однако, узнав больше об этом ограничителе, мы поняли, что он обычно срабатывает, когда мы выжимаем сцепление и набираем обороты или, когда мы набираем обороты в воздухе. Когда мы на земле и двигатель находится под нагрузкой, ему гораздо труднее попасть в ограничитель оборотов.
Что касается подвески, то более мягкие настройки помогли в процессе обкатки более жесткой хромомолибденовой рамы 2023 года, потому что на TC250 было намного удобнее ездить в первые пару часов, чем на FC450. Заниженная подвеска хорошо работала с новым двигателем с впрыском топлива. Поскольку мощность передается легче и более плавно на низких оборотах, версия 2023 года, естественно, лучше проходит повороты с меньшей работой сцепления, чем прошлогодняя машина.
Что не понравилось?
- Спицы. В KTM и Husqvarna заявили, что в 2023 году на моделях стоят новые ниппели для спиц, которые не расшатываются. Мы скажем, что с новыми ниппелями спицы расшатываются даже чаще, чем со старыми.
- ЭБУ. Нам не нравится, что стандартный электронный блок управления заблокирован на австрийских мотоциклах.
- Крышка радиатора. Пластиковую крышку радиатора так трудно открывать и закрывать, что Nihilo Concepts выпускает специальный инструмент, помогающий снять крышку. Это плохой знак.
- Австрийцы движутся в обратном направлении. Теперь вам нужно снять заднее крыло, чтобы снять боковые номерные панели.
- Колесные проставки. В отличие от последних 20 лет KTM и последних 10 лет Husqvarna, вы не можете использовать свое старое запасное заднее колесо на модели 2023 года без замены уплотнений и проставок.
- Эстетика. Мы предпочитаем предыдущий полностью белый пластик Husqvarna. Серый не выделяется, а желтое заднее крыло сбивает людей с толку, заставляя думать, что это Suzuki.
- Ограничитель оборотов. Нашей самой большой претензией к новым двухтактным двигателям с впрыском топлива от KTM и Husqvarna стал ограничитель оборотов. С карбюраторами, направляющими фиксированное количество топлива и воздуха в камеру сгорания, нам никогда не приходилось беспокоиться об ограничителе оборотов. Теперь, когда ЭБУ контролирует, сколько топлива и воздуха поступает в камеру сгорания, ограничитель оборотов установлен для защиты двигателя от выхода за пределы предполагаемого диапазона оборотов. Нам трудно привыкнуть к тому, что ограничитель оборотов срабатывает каждый раз, когда заднее колесо «ловит воздух».
- Стоимость. Со всеми обновлениями стоимость Husky TC250 подскочила с 8599 до 9049 долларов.
Электрический запуск совершенно новый мод. Возможно, это было излишним, поскольку двухтактный двигатель и так легко запустить, но мы не жалуемся
Что понравилось?
- Впрыск топлива. Система EFI с впрыском через дроссельную заслонку сильно отличается от системы с впрыском через порт передачи (TPI) на внедорожных моделях. Двигатель плавный, предсказуемый и производит большую мощность.
- Подвеска. Подвеска WP XACT значительно улучшилась за последние три года. Она подходит для удивительно широкого круга гонщиков. Настройки вилки у Husky, несмотря на то, что она имеет те же клапаны, что и вилка KTM 250SX, кажутся более подходящими для новичков и ветеранов.
- Тормоза. Мы любим тормоза Brembo.
- Новый электрический мощностной клапан также способствует увеличению мощности.
- Карты. Мы рады, что у TC250 есть два варианта карт. На «Белой карте» машина была очень плавной на трассах с большим количеством поворотов.
- Электрический запуск. Одно предостережение! Не крутите ручку газа, пока не нажмете кнопку стартера, затем дайте ей немного топлива, и она сразу же заведется.
Подводим итог
Если вы серьезный гонщик, вы можете подождать год, пока австрийцы разберутся со своими двухтактными двигателями с впрыском топлива. Однако, если у вас нет никаких сомнений по поводу гонок на стандартном двухтактном двигателе мощностью 52 лошадиных силы, вы будете более чем довольны более плавным и легким в управлении диапазоном. Возможно, вы даже полюбите электрический стартер.
По сравнению с KTM 250SX, у Husky более мягкие настройки подвески и закрытый короб воздушно фильтра, что немного снижает мощность при открытии газа.
В новой системе впрыска топлива используется корпус дроссельной заслонки Keihin, а блок управления двигателем Continental. До сих пор ни один бренд вторичного рынка не производил ЭБУ для новых австрийских двухтактных двигателей.