Тест Husqvarna FC450 2022 года
На сегодняшний день австрийцы выпускают на одной платформе три модели: Husqvarna FC 450, KTM 450 SX-F и GasGas MC 450F. Все они уникальны. Husqvarna FC 450 находится в середине этого трио. Лично мы больше ценим Husqvarna, так как это один из самых простых мотоциклов для езды, который подходит для широкого круга гонщиков.
Если вы ищете мотоцикл, который имеет двигатель с ровным и «спокойным» диапазоном, невероятные тормоза, сцепление, которое вы не можете сжечь и «мягкую» подвеску, то FC450 создана именно для вас. Но прежде, чем перейти к рассказу о модели 2022 года, в начале несколько слов о прошлых моделях.
Модель 2020 года
На первый взгляд можно было подумать, что в Husqvarna 2020 года мало что изменилось, кроме настройки подвески, но это не совсем так. Вот краткий список изменений:
- Двигатель. Шатун Pankl был снабжен высококачественной бронзовой втулкой, заменяющей стальную втулку 2019 года с покрытием. Архитектура коромысла была переработана, чтобы уменьшить инерцию впускных и выпускных клапанов. Также двигатель получил новый поршень с уменьшенной на 0,01мм юбкой.
- Карты зажигания. Когда была выпущена Husky FC450 2020 года, мы ожидали, что она придет с американской картой, которую мы протестировали вместе с инженерами компании за пару месяцев до дебюта модели 2020 года. Американская карта была очень четкой, очень быстрой и мощной. Но на заводе решили все по-своему. Карта, которую австрийцы назвали Картой 2 (агрессивная карта), была не американской картой (это было легко определить), но она была заметно улучшена по сравнению с прошлогодней. Итак, теперь мы хотя бы знаем, что эта карта гораздо лучше, потому что она помогла немного резче сделать реакцию на газ, низы стали мощнее, а переход с низов на средний диапазон легче.
- Вентилируемая крышка короба воздушного фильтра. Как и в случае с картой, в Husqvarna услышали нас по поводу необходимости сделать отверстия в крышке воздушного фильтра, но инженеры сделали опять все по-своему. В то время как в KTM добавили 10 вентиляционных отверстий в крышке короба воздушного фильтра и поместили их в нужное место, Husqvarna добавила шесть узких прорезей на верхнем крае крышки короба воздушного фильтра. Это кажется нам не очень серьезным решением.
- Подвеска. В 2020 модельному году немного изменилась подвеска, которая получила новые настройки и стала мягче. Инженеры WP изменили жесткость пружины амортизатора с 4,5 до 4,2 Н/м и понизили давление воздуха в вилке с 10,8 до 10,7 бар. Они также изменили клапаны как в передней, так и в задней подвеске.
- Звезды. Чтобы отреагировать на жалобы гонщиков, в Husqvarna сменили заднюю звездочку на звездочку с 49-зубьями (ранее стояла на 48-зубьев).
Модель 2021 года
Husqvarna FC450 2021 года очень похожа на модель 2020 года, но они различны. По отзывам большинства наших тест-пилотов, модель 2021 года лучше с точки зрения подвески, управления, карт зажигания и настройки. Если их сравнить, становится очевидным, что инженеры Husqvarna внесли целенаправленные изменения в модель 2021 года. Они не просто отмечены в пресс-релизе, они реально ощущаются на трассе. Эти изменения касаются давления воздуха и деталей передней вилки, заднего амортизатора, рычажного механизма, сиденья и шин.
Что нового в модели 2022 года?
- Воздушно-масляный сепаратор. Воздушно-масляные сепараторы (AOS) отделяют избыточное давление воздуха от моторного масла. Если вы когда-либо замечали масляный туман на вашем двигателе, то это прорыв газов из-за внутреннего давления воздуха. Воздушно-масляный сепаратор уменьшает прорыв газов за счет использования центробежной силы для направления воздуха через вентиляционную трубку, в то время как масло направляется обратно в картер.
Husqvarna FC450 2022 года очень похожа на модель 2021 года, за исключением воздушно-масляного сепаратора, сцепления Brembo, защиты передней вилки синего цвета, белой нижней боковой панели и графики
- Графика. Исчезла уродливая темно-серая нижняя половина задних номерных знаков. Хотя пластины по-прежнему странно разделены, теперь они обе белые. Большая полоса желтого цвета, которая на прошлогодней модели проходила по защите радиатора и сиденью, была заменена легким оттенком желтого. Защита передней вилки стала синей, а не желтой, как в прошлом году.
- Сцепление. Husqvarna отказалась от компонентов гидравлического сцепления Magura в пользу деталей Brembo, как у KTM 450SXF.
Husqvarna FC 450 Rockstar Edition 2022 года
В декабре прошлого года Husqvarna Motorcycles анонсировала модель FC 450 Rockstar Edition 2022 года (по сути серийная модель 2023 года), выпущенную в количестве 400 экземпляров (ровно столько, чтобы соответствовать стандартам омологации правил производства AMA).
Модель 2022 года получила:
- Новый дизайн внешнего вида со специально разработанной эргономикой для облегчения передвижения на мотоцикле.
- Новая гидроформованная рама из хромомолибдена.
- Новый маятник из литого под давлением алюминия с оптимизированной топологией, обеспечивающий оптимальную жесткость и малый вес.
- Новый двигатель DOHC (для обоих моделей), обеспечивающий лучший в своем классе крутящий момент и максимальную мощность.
- Новый датчик Easy Shift, обеспечивающий плавное переключение на более высокую передачу без сцепления.
- Новый датчик опрокидывания (ROS) → автоматическое отключение зажигания при экстремальных авариях
- Новый счетчик моточасов со встроенным светодиодным индикатором состояния FI и индикатором уровня топлива
- Датчик передачи → специальные схемы двигателя для каждой передачи
- Высокопроизводительная гидравлическая система сцепления Brembo.
- Новая крышка радиатора с байонетным затвором.
- Новые полиэтиленовые топливные баки на 7,2 литра.
- Новый цельный топливный насос и фильтр для улучшенной подачи топлива.
- Новая гибридная конструкция подрамника из алюминия и полиамида, обеспечивающая специально рассчитанную жесткость и повышенную долговечность.
- Новая 48-миллиметровая передняя вилка WP XACT с технологией AER обеспечивает более прогрессивное демпфирование в конце хода.
- Новый задний амортизатор WP XACT с оптимизированным для CFD основным поршнем и регуляторами без инструментов.
- Новый многофункциональный переключатель карт, который также активирует Easy Shift, Traction- и Launch Control.
- Траверсы Factory Racing, обработанные на станке с ЧПУ, с регулируемым смещением (20–22 мм).
- Новые литые под давлением подножки с оптимизированной топологией (уменьшенный вес и меньшая подверженность скоплению грязи)
- Заводской комплект колес с ободами DID DirtStar и черными анодированными ступицами, обработанными на станках с ЧПУ.
- Шины Dunlop GEOMAX MX33.
- Новый легкий и компактный задний амортизатор с уменьшенной на 15 мм общей длиной
- Новая защита двигателя из полиамидного композита.
- Новая защита переднего тормозного диска из полиамидного композитного материала.
- Стартовая кнопка «Factory Нoleshot».
- Мягкие серые грипсы ODI.
- Заводская обтяжка сиденья GUTS с высоким сцеплением.
- Руль и накладка на руль ProTaper премиум-класса.
- Электростартер с питанием от легкого литий-ионного аккумулятора 2,0 Ач.
- Новая графика Rockstar Energy Husqvarna Factory Racing.
Двигатель
В 2020 году двигатель получил такие изменения, как более надежный, новый по конструкции поршень с другой юбкой, новые карты зажигания, а также небольшое, но важное новшество – новую крышку воздушного фильтра с шестью вентиляционными отверстиями. В 2022 году он получил новое сцепление Brembo и воздушно-масляный сепаратор.
На дино-стенде мотор FC450 2021 года выдает на 2–3 лошадиных силы больше мощности с 6000 до 9000 об/мин, чем KX450, RM-Z450 или YZ450F. Yamaha YZ450F догоняет FC450 при 10000 об/мин, но не развивает такой же мощности. Еще хуже для KX450 и YZ450F то, что FC450 выдает 49.31 Нм крутящего момента, в то время как KX450 - 47.22 Нм, а YZ450F - 46.58 Нм.
Мы невероятно впечатлены тем, что мотоцикл с такой мощностью и крутящим моментом может быть таким легким в управлении. В целом, потрясающий двигатель, но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
- Электрический стартер. Провод электрического стартера вытягивается из белой распределительной коробки за передним номерным знаком. Если ваш стартер не крутит, поищите проблему за передним номерным знаком.
- Кнопка выключения двигателя установлена внутри переключателя карт и гнезда сцепления; мы перемещаем кнопку рядом с левой грипсой.
- Лампа FI постоянно выпадает из вставного резинового держателя.
- Нахождение нейтрали. Если ваш FC450 не хочет переключаться на нейтраль, «раскрутите» двигатель, а затем переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, когда обороты упадут.
- Электронный блок. Чтобы максимизировать производительность, вы должны инициализировать ECU перед поездкой, особенно если температура, высота над уровнем моря или погодные условия изменились с момента последней поездки. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение трех-четырех минут. Не прикасайтесь к ручке газа во время инициализации.
- Резинки сцепления. Заменяйте резиновые «отбойники» сцепления каждые шесть месяцев. Используйте отбойники Rekluse, они служат дольше, чем стандартные.
- Встроенный топливный фильтр. Замените встроенный топливный фильтр после обкатки. Часто внутри новых бензобаков есть пластиковые заусенцы.
- Уплотнительное кольцо топливного фильтра. Если вы часто пользуетесь быстроразъемным соединением топливопровода, следите за маленьким уплотнительным кольцом. Оно рвется и может привести к утечке топлива.
Подвеска
В прошлом году передняя вилка модели получила множество усовершенствований, которые были сделаны для того, чтобы сделать ход более плавным, уменьшить скачки давления, стравить избыточное давление масла и уменьшить влияние сверхпрогрессивной жесткости пружины в конце хода. В целом, пневматическая вилка WP XACT 2022 года лучше, чем вилки у Honda, Suzuki и Kawasaki.
Проверку и настройку давления в передней вилке следует выполнять перед каждой поездкой. Чтобы упростить задачу, мы используем адаптер No Air Loss от Works Connection
Чтобы воспользоваться преимуществами дополнительных характеристик, гонщик должен научиться балансировать рабочую нагрузку давления воздуха вилки и ее демпфирующих рычагов. Слишком много гонщиков изменяют демпфирование, изменяя давление воздуха, что не имеет смысла. Как только вы найдете давление воздуха, соответствующее вашему весу, скорости и стилю, все настройки должны выполняться с помощью кликеров. Если вы не найдете время, чтобы найти правильное давление воздуха, вы никогда не настроите вилку WP.
Для профи рекомендуемое нами давление составляет 10,7 бар для гонщиков среднего уровня подойдет давление 10,3 бар, а для новичков и опытных ветеранов - 9,6 бар.
Что касается заднего амортизатора, то на модели 2021 года, Husqvarna полностью изменила рычажную систему (рычаги амортизаторов стали на 0,5 мм длиннее). Это изменение немного снижает высоту сиденья и делает начальную точку подъема амортизатора выше на кривой.
Как это ни парадоксально, Husqvarna не хотела, чтобы скорость нарастания начиналась в более жесткой точке кривой, поэтому они разработали новую кривошипную рукоятку, которая снизила начальную точку. Несмотря на более длинную тягу, поскольку они изменили длину рычага, им потребовалось увеличить жесткость пружины с 42 Н/мм до 45 Н/мм.
А самым большим изменением стало то, что Husqvarna подняла крышку уплотнительной головки амортизатора на 6 мм. На первый взгляд это не имеет большого смысла, но это означает, что ход вала амортизатора был ограничен 6 мм (от 140 мм до 134 мм). Это предотвращает удар заднего колеса о крыло. В результате замены рычага, коленчатого рычага и уплотнительной головки ход амортизатора уменьшился на 10 мм.
Общим результатом изменения подвески стало заметное улучшение управляемости, которая и раньше была очень хорошей, а теперь стала еще лучше. Мы понимаем ваш скептицизм по поводу того, что уменьшение на 10 мм может иметь такое большое значение, но это потому, что мы до этого не говорили, что более короткий амортизатор (на 10 мм) приводит к уменьшению высоты сиденья на 25 мм. Если к этому прибавить и вилку (на 10 мм короче), которую также можно сдвигать вверх и вниз в траверсах, мы получаем мотоцикл, который стал почти на 2,5 см ниже, чем был в 2020 году.
Проблемные зоны
У кроссовых моделей каждого производителя есть проблемные зоны. На Husqvarna FC450 мы рекомендуем следить за следующими моментами:
- Болты на траверсах. Рекомендуемый момент на стяжных болтах составляет 17 Н/мм (вверху) и 12 Н/мм (внизу). Наши тест-пилоты сделали 20 Н/мм (вверху) и 14 Н/мм (внизу).
- Рулевой стержень. Убедитесь, что рулевая колонка затянута должным образом, особенно после обкатки.
- Гайка амортизатора. Задняя гайка на амортизаторе имеет неприятную привычку откручиваться. Время от времени подтягивайте ее.
- Крепления руля скручиваются даже при малейшем столкновении.
- Болт передней опоры двигателя – проверьте затянут ли он.
- Спицы. Проверяйте спицы каждое утро, начиная со спицы рядом с замком обода.
- Болты звездочки. Затяжка болтов звездочки ключом на 13 мм занимает всего три минуты.
- Проверьте болты, которые крепят нижнюю часть подрамника к раме (также в отверстиях крепления могут быть трещины).
- Через равные промежутки времени снимайте пластиковую защиту рамы и затягивайте болт маятника с моментом 100 Н/мм.
- Регулировка цепи. Вам потребуется 55 мм свободного хода цепи, если измерять его от заднего края ползуна цепи.
- Мы переворачиваем пружину педали заднего тормоза так, чтобы нижний выступ изгибался к двигателю (чтобы хвостик не торчал наружу).
- Запчасти. Мы берем с собой на каждую гонку запасную гайку амортизатора, встроенные топливные фильтры, встроенное быстросъемное уплотнительное кольцо, нейлоновые втулки короба воздушного фильтра и пружины педали заднего тормоза.
На трассе
Наши тест-пилоты считают, что на трассе Husqvarna FC450 - лучший из всех машин в классе (это означает, что он также лучше, чем KTM и GasGas). Двигатель имеет прекрасный диапазон мощности, а ездить на мотоцикле было невероятно легко. Комбинация «мягкой» подвески, идеальной геометрии рамы и более низкого центра тяжести FC450 2022 года позволяет более точно преодолевать повороты. Мотоцикл также понравился и профессиональным гонщикам, им потребовалась всего одна гонка, чтобы понять, что более мягкий диапазон мощности позволяет им быть более агрессивными в сложных условиях. Мощность двигателя настолько хорошо отрегулирована, что на кривой нет скачков или резких подхватов. Легко ехать быстро, когда не надо бороться с мотоциклом, на котором ты едешь.
Husqvarna FC450 2022 года – это один из самых простых мотоциклов для езды, который подходит для широкого круга гонщиков. Мощность настолько проста в использовании, что вы думаете, что едете медленно, но гонщики, преследующие вас, думают иначе
Самая правильная тактика использования FC450 в гонках - это плавный выход из поворотов, позднее торможение и поддержка необходимой скорости. Если вы гонщик с агрессивным стилем езды, то этот мотоцикл явно не для вас. Этот мотоцикл создан для тактиков, которые используют мощность дозированно, чтобы быстро передавать ее на землю, а не распылять по воздуху.
Что не понравилось?
- Болты. Регулярно проверяйте ниппели спиц и болты задней звездочки.
- Подседельный болт. Чтобы добраться до уникального болта снятия сиденья, необходимо снять крышку воздушного фильтра.
- Крышка воздушного фильтра такая длинная и гибкая, что ее сложно снять. Мы вставляем 8-миллиметровую Т-образную ручку в заднюю часть и вытаскиваем зубец из резиновой втулки.
- Кликер сжатия с тремя зубцами был изменен на кликер с двумя зубцами. Его сложнее использовать, чем старый. Нам нужны более длинные зубцы, а не их количество.
- Вентилируемая крышка короба воздушного фильтра. Если инженеры Husqvarna не хотели вентилировать крышку, то лучше не надо было вообще ничего делать. Но, если уж они решили сделать это, то они должны были разработать тестовую программу, которая поместит вентиляционные отверстия (чтобы получить очевидные преимущества большего количества воздуха) в надлежащее место и в достаточном количестве, как у КТМ.
Тормозные системы японской большой четверки заметно проигрывают тормозам Brembo на австрийских машинах
Что понравилось?
- Отличная эргономика.
- Гидравлическое сцепление Brembo. Основное различие между сцеплением Magura и Brembo заключается в том, что тяга сцепления Magura кажется более плавной и линейной, в то время как у Brembo есть ощущение «хлопка», который сообщает гонщику, когда сцепление выключено.
- Вес. При весе 101, 6 кг Husqvarna 2022 года на 6,3 кг легче Yamaha YZ450F.
- Кулачок дроссельной заслонки. Модель идет с установленным штатным кулачком дроссельной заслонки с длинным ходом. Выньте его и наденьте черный кулачок дроссельной заслонки, который идет в комплекте и обеспечивает более «короткую ручку газа».
- Воздушный фильтр. Если вы никогда не устанавливали воздушный фильтр в KTM или Husqvarna, вы будете поражены тем, насколько это легко.
- Крышка радиатора. Husky и KTМ - единственные серийные модели, которые поставляются с 1,8-дюймовыми крышками высокого давления для снижения перегрева двигателя.
- Трансмиссия Pankl. Ни один другой бренд в мотокроссе не предлагает трансмиссию, изготовленную поставщиком коробок передач Формулы-1. Она на шаг впереди того, что предлагают другие бренды.
- Направляющая цепи. Мы ставим направляющую цепи TM Designworks почти на каждую японскую 450-кубовую модель, но не на Husky.
- Колесные проставки. У Husqvarna отличные проставки для колес. В отличие от многих мотоциклов для мотокросса, проставки колес Husqvarna, KTM и GasGas работают на подшипниках, а это означает, что передние и задние колеса могут принимать разные размеры осей (вы просто меняете проставки).
- Счетчик часов. Спасибо Husqvarna за то, что она установила счетчик моточасов на свои мотоциклы в качестве стандартного оборудования.
- Втулка. Традиционный верхний шатунный подшипник был заменен бронзовой втулкой, а большая головка коленчатого вала оснащена втулкой скольжения с двумя вкладышами с принудительной посадкой, рассчитанными на 100-часовой срок службы.
- Амортизатор работает на сальниках SKF с низким коэффициентом трения, что обеспечивает более свободное движение нового амортизатора.
- Нам нравится руль ProTaper и грипсы ODI.
Подводим итог
Husqvarna FC 450 2022 года представляет собой надежный универсальный мотоцикл с ровным диапазоном мощности и работающей подвеской, который подходит, как для любителей, так и профессионалов.