Дисциплина супермото (Supermoto или SM – англ.) – относительно молодой вид мотоспорта, появившийся в США в 1979 году. История возникновения этой дисциплины весьма нестандартна, поскольку причиной её зарождения стало телевизионное шоу, организованное каналом ABC’s WWS (Wide World of Sports).
Основная идея шоу заключалась в определении самого быстрого и универсального райдера из различных дисциплин мотоспорта (кросс, эндуро, трек, триал и т.д.) при единственном главном условии: каждым гонщиком будет использоваться лишь одна выбранная в начале шоу модель мотоцикла.
Дополнительной мотивацией райдеров и конструкторов, участвовавших в шоу, служило пристальное внимание огромной зрительской аудитории – более 20 миллионов человек.
Поскольку такой тип «соревнований» был в новинку – никто не знал наверняка, какой тип мотоциклов подойдет наилучшим образом для преодоления всех испытаний. В самом начале шоу присутствовали даже несколько райдеров на «Харлей-Дэвидсонах», причем они не сильно отставали от ведущих участников. Но, в конце концов, после жестких испытаний, организаторами и самими участниками был выявлен наиболее подходящий для подобных соревнований тип мотоцикла.
Им оказался классический кроссовый мотоцикл с широкими колесами на «дорожной» резине и с мощной тормозной системой. Такой байк был способен без особого труда разгоняться до 160 километров в час на прямых асфальтированных участках, а также с легкостью преодолевать различные трамплины и держать высокий темп прохождения трассы на участках с грунтовым покрытием.
Шоу имело большой успех, а новые выпуски продолжали выходить вплоть до 1985 года, за это время было проведено целых пять гоночных сезонов, но после закрытия программы интерес к подобным соревнованиям стал неминуемо угасать. Однако, опыт американских райдеров был замечен французскими энтузиастами и, благодаря их усилиям, движение супермото обрело «второе дыхание» именно во Франции. Тогда же появился хорошо известный термин «supermotard», что с французского дословно переводится, как «супер-мотоциклист». Именно под данным названием новый вид мотоспорта закрепился в истории и начал свой путь уже как самостоятельная дисциплина.
В наши дни официально принята следующая терминология: термин «супермото» является общим названием дисциплины и проводимых соревнований (реже этот термин используют для обозначения определенного типа мотоциклов), а термин «супермотард» (или просто «мотард») используется при обозначении конкретной модели мотоцикла для супермото.
Движение супермото моментально обрело высокую популярность во Франции, благодаря наличию развитой системы дорожного сообщения, а затем мода на новую дисциплину мотоспорта достаточно быстро распространилась по всей Европе. На тот момент ни один производитель мототехники не выпускал байки, адаптированные для супермото, поэтому приобрести заводской мотард было невозможно. Единственным способом заполучить желаемую технику было собственноручное конструирование мотарда на основе классических мотоциклов для кросса или эндуро. Чаще всего в качестве базы для постройки мотарда выбирались наиболее мощные модели с самыми большими рабочими объемами двигателей, например - Honda XR600R, Yamaha XT600, Suzuki DR600, Kawasaki KX500, KTM LC4 620 и т.д. Т.к. для долговременной езды по дорогам на высоких скоростях требовался большой рабочий ресурс – двигатели данных байков подвергались серьезной переделке с целью максимального повышения срока службы.
Супермотард Honda CRF450R Supermoto 2016 года выпуска.
Ввиду быстрого роста популярности новой дисциплины – первый официальный чемпионат под названием «Золотой Руль» был проведен во Франции уже в 1991 году недалеко от Парижа на гоночной трассе «Carole». Данные соревнования имели огромный успех, после чего чемпионат стал проводиться на ежегодной основе. В 1993 году движение супермото вновь обрело высокую популярность на телевидении, т.к. каждый этап чемпионата освещался федеральными каналами, которые вели международные трансляции для стран-соседей, в том числе в Италии и Испании. Благодаря ТВ-трансляциям, за гонками следило огромное количество телезрителей, и данная аудитория была интернациональной, благодаря чему французские гонщики обрели высокую популярность в Европе.
Наконец развитие молодой дисциплины вновь заметили в США, где только в 2003 году состоялся официальный чемпионат по супермото, организованный АМА совместно с Supermoto Canada. В наши дни американские гонщики не уступают в уровне своего мастерства европейским райдерам, например в 2007 году американский спортсмен Джефф Вард занял первое место на европейском чемпионате «Золотой руль», забрав золото в Штаты.
Также стоит отметить, что европейская и американская школы супермото несколько отличаются друг от друга. Европейское направление отличается трассами с большими асфальтированными секциями и частыми извилистыми поворотами в примерном отношении 70% асфальтового покрытия к 30% грунтовых участков. В то же время американское супермото славится своими оффроад-секциями, которые могут занимать более 50% всего трека.
Данные различия сказываются на профессиональном опыте и стилях езды спортсменов каждой из школ. Европейские гонщики показывают высочайшее мастерство при прохождении асфальтированных участков, даже в сильный дождь, но в тоже время с трудом проходят грунтовые секции с трамплинами. Американцы же красуются своим богатым опытом кроссовой езды и с легкостью преодолевают любые препятствия на грунтовых участках, однако проигрывают европейцам в скорости прохождения асфальтированных секций гоночных треков. Но в то же время в плане производства специализированной техники – по сей день лидируют европейские концерны.
С ростом популярности и уровня сложности чемпионатов по супермото появилось четкое разделение классов техники на утилитарные супермотарды (байки для массового потребителя), спортивные супермотарды (узкоспециализированные мотоциклы, пригодные для соревнований) и городские байки, стилизованные под мотарды, однако не являющиеся таковыми на самом деле.
Так как заводских решений не было, инженеры-конструкторы демонстрировали чудеса изобретательности при переделке байков от крупных концернов в узкоспециализированную технику для супермото.
Но уже в 1991 году небольшой европейской компанией был представлен байк «Gilera Nordwest», однако эта модель не пользовалась популярностью из-за большого веса и узкой специализации для езды по дорогам, что делало её практически не пригодной для прохождения грунтовых участков на трассах. Поэтому в профессиональном супермото продолжали доминировать переделанные в мотарды кроссовые и эндуро мотоциклы от всемирно известных брендов.
Лишь к середине 90-х годов сформировалась наиболее выигрышная концепция супермотарда, которую взяли на вооружение, для производства серийных байков, европейские концерны – KTM, Husaberg, Husqvarna и CCM. Японские производители не принимали участия в производстве подобной техники, т.к. не относились серьезно к новой дисциплине, просто игнорируя супермото-движение. Это привело к возникновению небольших европейских компаний, которые занимались переделкой заводских японских мотоциклов - из серийных кроссовых и эндуро байков в супермотарды. Затем техника заново оформлялась пластиком и наклейками с уникальным дизайном и поступала в продажу, как супермотарды производства конкретной фирмы (например, «Monnier» в Швейцарии или «Dall'ara» в Италии). Эти фирмы существуют и ведут свою деятельность до сих пор.
Также, помимо «классических» супермотардов, с появлением и развитием питбайк-движения, в супермото начали применяться специализированные питбайки, переделанные и адаптированные под условия треков для супермото по аналогии со своими «большими» собратьями. Мини-супермото направление набирает популярность с каждым годом и все больше райдеров предпочитают начать свой путь в дисциплине супермото именно с освоения базовых навыков езды во время тренировок на питбайке-мотарде.
Питбайк для супермото