Pro Circuit - лучшая команда всех времен
История PRO CIRCUIT в воспоминаниях основателя Митча Пэйтона (Mitch Payton)
Митч Пэйтон: «Когда я начинал, я не был так хорош в своем деле. Я всегда был парнем, который не был одарен, поэтому должен был работать больше, чем наиболее талантливые люди. Но те из нас, кто много и упорно работал, получили больше».
Бросая взгляд на кроссовые мотоциклы, на которых было завоевано 35 титулов и 250 побед (250-ю победу завоевал Джастин Хилл в 2017) в национальных чемпионатах США, нельзя не упомянуть о заслугах человека, благодаря которому это стало возможным. Машины чемпионов словно замерли в вестибюле большого белого здания, видимого с автострады 91 в Короне, Калифорния. Ведь именно здесь располагается музей Pro Circuit - лучшей команды всех времен.
Легенда тюнинга Митч Пэйтон – основатель и главный движитель всего, что происходит за этими стенами – совершил настоящую революцию в индустрии спорта и смог поднять американский мотокросс на недосягаемую высоту.
Митч Пэйтон: «Свой путь в мотоспорте я начал, как и многие другие, с раннего детства, в семье заядлых любителей эндуро вместе со своим братом Джеймсом. Благодаря отцу, который держал небольшой магазин, где продавал мотоциклы Husqvarna и запчасти к ним, я к 10 годам уже был свой парень в компании любителей эндуро, а в 17 лет стал чемпионом AMA District в классе 125cc. Но моей карьере мотогонщика не суждено было сбыться - в тот же год я потерпел серьезную аварию, в которой получил перелом позвоночника и последующую парализацию ног».
Первым серьезным клиентом Pro Circuit стала Husqvarna
Целый год проведя в клинике и перенеся несколько операций, я смог перебороть тяжелую депрессию благодаря своей любви к гонкам и мотоциклам. В 1978 году, в возрасте 18 лет я основал компанию Pro Circuit, в которой на первых порах помогал гонщикам с настройками мотоциклов. Первым нашим серьезным клиентом стала Husqvarna Крэйга Дейла, на которой я вместе с отцом испытывал свои идеи для тюнинга двигателей. Прошло совсем немного времени, и круг клиентов моей компании был сформирован, я закрыл семейный бизнес как дилера Husqvarna и в 1980 году полностью сосредоточился на услугах по тюнингу и настройке двигателей».
Митч Пэйтон и чемпион АМА Мотокросс 1982 года в классе 500сс Даррелл Шульц
После совершенствования своих навыков по доводке цилиндров, Митч и его небольшая, но уже профессиональная команда специалистов решили испытать себя в тюнинге других частей мотоциклов «Большой японской четверки»: Kawasaki, Honda, Yamaha и Suzuki. Все началось с доводки выхлопных систем, и вскоре было не найти гонщиков, кто бы не использовал «выхлоп» фирмы Pro Circuit. Прекрасно настроенные выхлопные системы были первым высокотехнологичным и востребованным у гонщиков продуктом компании.
Следующим этапом развития стало открытие магазина и расширение линейки продукции. Теперь в арсенале были тюнингованные подвески, выхлопные системы и комплектующие для двигателей различных мотоциклетных производителей. Популярность компании росла просто бешеными темпами, она начала спонсировать гонщиков-любителей, и именно тогда Митчу пришла в голову идея создания собственной профессиональной команды по мотокроссу.
Митч Пэйтон за работой
Начало этому было положено в 1990 году, когда спонсируемый гонщик выиграл любительский чемпионат.
Трубы Pro Circuit пользовались огромным спросом, и Пэйтон стал спонсировать гонщиков заводских команд. В конце 1990 года менеджер команды Honda Роджер Де Костер позвонил и спросил, хочет ли Митч официально работать с Honda в классе 125сс. Это был гигантский шаг вперед для частной команды и трамплином в звездное будущее.
31 января 2017 года Джастин Хилл завоевал 250-ю победу для Pro Circuit Kawasaki
В 1991 году Митч взял в команду четырех относительно неизвестных гонщиков: Стива Ламсона, Джереми Буэла, Брайана Свинка и еще совсем юного Джереми МакГрата. Все они должны были побороться за титул в сериях AMA Суперкросс в классе 125сс, и на их мотоциклах и джерси красовались логотипы Pro Circuit, Peak и Honda. Шесть месяцев спустя гонщики команды завоевали два титула в сериях Западного и Восточного регионов.
Несмотря на успех, в следующем году Honda сократила свою поддержку команде. В итоге Kawasaki сделала Митчу предложение, от которого он не смог отказаться, и теперь команда называлась SplitFire Kawasaki (SplitFire принадлежал компании Peak Antifreeze).
Союз Pro Circuit и Kawasaki породил самую успешную команду в истории мотокросса, где успех в большой степени принадлежит Митчу с его острым чутьем на молодые таланты.
Джереми МакГрат
1992 год. JEREMY MCGRATH TEAM PEAK / PRO CIRCUIT / HONDA CR125
Митч Пэйтон: «Джереми был нашим первым гонщиком и номером один в команде в сезоне 1992 года. На первой гонке в Хьюстоне он немного нервничал и занял третье место».
В 1991 году на открытых треках Джереми был не так хорош. Если в суперкроссе он завоевал титул, то по итогам серии АМА Мотокросс в классе 125сс он был лишь пятым
«Джереми и все наши гонщики также проехали и чемпионат по мотокроссу. У каждого были хорошие моменты, тем не менее результаты были не такими, как мы хотели. Суперкросс - это то, на чем сосредоточился Джереми, эти гонки он действительно любил, гоняться на открытых треках было тяжелее и труднее для него».
«Сотрудничество с Honda отлично подходило нам, но это не было обоюдным чувством. Была какая-то ревность, которую я не могу понять и по сей день. Они решили сократить программу, я помню, как мне сказали: «Ну, мы только что запустили программу Red Riders Club, а у вас мотоциклы синего цвета». Мы много лет работали с Honda и мне казалось, что у нас будут долгосрочные отношения, но почему-то они решили свернуть свою программу поддержки».
«В то время нашим главным спонсором была компания по производству антифриза Peak, наши мотоциклы и гонщики были в цветах этой компании, а ведь до этого в нашем спорте не было ничего подобного. Одно время я посещал автогонки серии IMSA и у меня был друг, который ездил за Mazda GTU. Гоночные автомобили, командный грузовик, костюмы и рубашки гонщиков были раскрашены в одни и те же цвета. Тогда я подумал: «Вот так должна выглядеть команда». Единственным, кто поддержал мое видение, был Джим Хейл, - он в то время владел компанией AXO. Кенни Саффорд был дизайнером AXO и сделал несколько вариантов рисунков, как наша команда будет выглядеть в цветах командных спонсоров. Сначала команда была в цветах производителя антифриза Peak, а позднее производителя свечей зажигания SplitFire».
Микаэль Пишон
1995 год. MICKAEL PICHON SPLITFIRE / PRO CIRCUIT / KAWASAKI KX125
«В 1993 году Микаэль Пишон приехал в Америку. Тогда он ехал на Honda, и мы помогли ему, забрали его мотоцикл и возили его в нашем грузовике. Он проехал всего три этапа в суперкроссе, выиграл в Сан-Диего, а затем отправился домой во Францию. Тогда я сказал: «Ребята, мы должны заполучить этого парня». В 1994 году я поехал на Гран-при Франции и увидел Микаэля в работе, он выиграл оба заезда на 20 или 30 секунд обойдя второго гонщика. Это была феноменальная езда, и я убедил его приехать в Соединенные Штаты».
Митч с менеджером команды Kawasaki Роем Тернером, Микаэлем Пишоном и Райаном Хьюзом
«Жить в США было нелегко для него, вдобавок он не очень хорошо говорил по-английски. Одна из причин, почему я уважаю любого из европейцев, австралийцев, новозеландцев или южноафриканцев - они покидают свою семью и друзей и переезжают в чужую страну. Это трудно. Но Микаэль сделал это, и в 1995 году он выиграл чемпионат по суперкроссу. Он был потрясающим. Я любил его за талант, он здорово ехал в суперкроссе: мягко, легко и очень быстро. Мы с ним дружим и по сей день».
Рики Кармайкл
«Рики мы помогали, еще когда он ехал в классе 85сс, а в 1997 году он стал частью нашей команды и был действительно хорош. До этого мы выиграли несколько титулов в суперкроссе, но к сожалению, ни одного в мотокроссе. Я всегда хотел, чтобы кто-то из наших гонщиков выиграл национальный чемпионат AMA в классе 125сс, но это была более сложная задача, чем суперкросс. Это была длинная серия и серьезная работа. Было тяжело. Даже по сей день так оно и есть».
1997 год. RICKY CARMICHEL SPLITFIRE / PRO CIRCUIT / KAWASAKI KX125
«Рики был маленьким и, честно говоря, тяжелым. Он не был в отличной физической форме, но на трассе он был неудержим и сразу уходил в большой отрыв от соперников. Остальные ребята тоже старались ехать очень быстро, но затем начинали уставать и замедляться, в то время как Рики просто продолжал ехать. В Гейнсвилле Стив Ламсон был лидером, а Рики был вторым, так они и финишировали. После заезда Рики сказал: «Я ждал, когда он устанет!», на что я ответил ему, что Стив не устает.
Во втором заезде Кевин Уиндхэм держал лидерство в течение долгого времени, но Рики продолжал преследовать его и в один момент внезапно обогнал. Было просто потрясающе наблюдать за этой гонкой».
«Наш план состоял в том, чтобы Рики попробывал свои силы на нескольких этапах АМА, а потом отправился на любительский чемпионат в Лоретту Линн. Я сказал ему: «Мы проедем пару этапов, и посмотрим на результаты».
Рики на это ответил: «Ну, а что будет, если я выиграю?» - «Тогда мы будем с тобой работать дальше».
«После Гейнсвилла мы отправились в Хэнгтаун, и он выиграл там. Он был быстрым везде, на всех этапах и выиграл чемпионат с хорошим отрывом от Кевина. В итоге в Лоретту мы так и не поехали».
«Рики был одним из тех парней, с которыми мы действительно хорошие друзья. Было здорово видеть, как он добился успеха. Последний день его карьеры был на Мотокроссе Наций в Баддс Крик. На самом деле мне было тогда грустно, и я думал: «Уже минуло десять лет, как быстро все проходит».
«Что касается наших отношений с Kawasaki в тот момент, то они были действительно хорошими. Они хотели выиграть, и мы хотели выиграть, и для этого нам нужны были хорошие компоненты на мотоцикле. Чтобы выиграть нам нужны были самые лучшие компоненты, и у нас они были».
Майк Браун
«В 2001 году мы планировали отправиться на Мотокросс Наций в Бельгию, и все были в восторге от этого. В нашей команде были Рики Кармайкл, Кевин Уиндхэм и Майк Браун. Я находился дома, когда позвонили: «Включите телевизор». Я думал, что смотрю рекламу «Крепкий орешек 3» или какого-то другого фильма. Это было 11 сентября 2001 года. Мотоцикл Майка находился в ящике, и мы в тот день собирались отправить его в Бельгию. Авиакомпании были закрыты, и самолеты не летали…».
2001 год. MIKE BROWN MOTOCROSS DES NATIONS KX125
«Я позвонил Роджеру Де Костеру и спросил: «Мы отправляем или нет? Что нам делать?' Роджер сказал: «Не знаю. Я пытаюсь убедить ехать Кевина и Рики, но они не хотят». Но Майк действительно хотел поехать. Он сказал: «Я хочу ехать. Давайте возьмем других гонщиков и поедем».
Мой папа - бывший морской пехотинец, но и он, и моя мать были очень обеспокоены. Они сказали мне: «Вы можете полететь и погибнуть, если произойдет еще один террористический акт».
«Мы махнули рукой на все. Где-то у меня есть фотография той ночи, когда мы все были все вместе. У нас было несколько сортов пива, и все казалось довольно забавным. Нас кто-то тогда сфотографировал, и мы на фото показали средний палец Бен Ладану. Мотоцикл для Майка так и оставался стоять в ящике, но потом мы поставили его в музей, как память для потомков. Это был ужасный день для всех, и он показал всем, что могут натворить сумасшедшие люди».
Айван Тедеско
«Главной частью мотоцикла была выхлопная система, и в то время не хватало умных парней, которые понимали ее конструкцию. Человек, который помог мне больше всего, был Пол Тернер. Он знал, как сделать цилиндр и головку, но лучше всего он разбирался в том, как работает выхлоп.
Настройка двухтактного двигателя для меня была целой жизнью, и вот внезапно появилась четырехтактная модель. Стало очевидно, что, если мы не начнем работать с четырехтактными двигателями, нам придет конец».
2004 год. IVAN TEDESCO PRO CIRCUIT / CHEVY TRUCKS KX250F
«Я понимал, что мне нужно научиться строить быстрые четырехтактные двигатели. Мне посчастливилось знать парня по имени Дрино Миллер. У него был огромный опыт по настройке двигателей гоночных машин. Дрино пришел ко мне и спросил, какова моя цель. Я сказал, что хотел бы сделать лучшие поршни, кулачки, пружины клапанов и все, чтобы четырехтактный двигатель был быстрым.
Все остальные покупали существующие компоненты у поставщиков и собирали их вместе. Я не хотел этого делать. Я хотел, чтобы лучшие компоненты компании делали исключительно для нас. Фирма Del West делала для нас клапана, потому что они были лучшими в этой отрасли. Они поставляли свою продукцию в команды Формулы 1 и знали, что они делают. К слову Del West по-прежнему производит нам клапана и другие компоненты».
«Когда мы получили первый KX250F, это был не очень быстрый мотоцикл. На тот момент я знал, какую мощность мы могли бы получить от Yamaha, и она не была даже близкой к Kawasaki. Я знал, что нам нужно много работать».
«В 2004 году мы подписали контракт с Айваном Тедеско, и он хотел ездить на 2-тактном мотоцикле. Но после того, как AMA ввела новое правило по топливу, нам пришлось снизить сжатие и изменить настройки. Двухтактный мотоцикл стал не тем, что был годом ранее. Я сказал Айвану: «Мы должны передумать и нужно ехать на 4-тактном мотоцикле, он будет быстрее, чем 125-кубовый мотоцикл». В итоге Айван решил сделать тесты на обоих мотоциклах. Старты были лучше на четырехтактном KX250F, и на нем он был быстрее в поворотах. После этого он сказал: «Ладно, я поеду на четырехтактном мотоцикле». Он был потрясающим и сразу начал побеждать. Было много работы в 2004 году, но это для нас оказалось очень полезным».
Райан Виллопото
«2007 год был вторым годом нашего сотрудничества с Райаном Виллопото. Он был очень быстрым и годом раньше завоевал титул в мотокроссе, а в 2007 году ехал под первым номером. Также в тот год мы подписали контракт с Беном Таунли, он выиграл Чемпионат по суперкроссу Восточного региона, и это была потрясающая сделка. Итак, в 2007 году Райан и Бен выиграли титулы по суперкроссу, и многие думали, что у нас будут проблемы во взаимоотношениях между этими гонщиками, потому что Бен не являлся американцем. До начала чемпионата по мотокроссу, я поговорил со всеми и сказал: «Послушайте, мы должны вам всем сказать, что у нас все нормально». Это никогда не было проблемой. Они были действительно дружны. У них было соперничество на трассе, но они дружили друг с другом».
2007 год. RYAN VILLOPOTO MONSTER ENERGY / PRO CIRCUIT / KX250F
«В конце 2007 года мы отправились в Баддс-Крик для участия в Мотокроссе Наций. В квалификации команда США показала лучшее время, в ее составе были Райан Виллопото, Рикки Кармайкл и Тимми Ферри. У нас был первый выбор позиции на старте и лучшую позицию решено было отдать Райану, который ехал на 250-кубовом мотоцикле. Со старта он сразу ушел вперед, и у него было большое преимущество. Во втором заезде было то же самое. Две секунды, три секунды, пять секунд, и он просто исчез. Это было потрясающе. Он лидировал с самого старта в совместном заезде МХ2 и МХ1 и выигрывал в целом. За все время не было гонщика, который смог это сделать, выиграть гонку на 250-кубовом мотоцикле против 450-кубовых. Райан был одним из тех парней, которые были действительно особенными. Он ездил совершенно потрясающе».
Сегодня даже сам Пэйтон не может назвать всех гонщиков, которые, начиная с 1979 года, выступали за его команду, но все знают, что он помог занять новую высоту не только молодым, но и более опытным гонщикам. И хотя команда никогда не платила большие гонорары, каждый из новобранцев понимал, что они будут зарабатывать больше в будущем благодаря приобретенному здесь опыту, качеству мотоциклов и усилиям команды.
Нет сомнений, что Митч Пэйтон произвел неизгладимое впечатление на многих, кто работал и работает в этой отрасли. Он имеет репутацию лидера, который требует высокого уровня ответственности, и кто заслужил уважение своих работников и конкурентов.
2010 год стал главным годом в жизни Митча. Мотоциклетная промышленность США признала его заслуги, и он был введен в Зал славы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА). Это была звездная ночь в Лас-Вегасе для самого титулованного тюнера в мотокроссе.
Поэтому всякий раз, когда вы услышите, что Pro Circuit выигрывает только потому, что имеет глубокие карманы, знайте – это не так. Успех Митча и Pro Circuit – доказательство того, что изначально слабый может стать победителем, если он видит цель и никогда не сдается.