
Страной, в которой зародилось движение мототриала, официально принято считать Великобританию. В начале 20-го века мотоциклы были роскошью, и первые райдеры в данной дисциплине являлись весьма обеспеченными людьми, которые могли позволить себе столь дорогое развлечение, как мотоспорт. Естественно, число спортсменов было минимальным. Тогда триал был похож на мото-прогулки по лесу и пересеченной местности, а соревнования по мототриалу, проводившиеся в те годы, больше походили на эндуро-гонки. Однако, после Второй Мировой войны, мотоспорт перестал быть лишь «забавой для богатых» и постепенно начал проникать в другие развитые страны. К середине 20-го века триал приобрел характерные, хорошо узнаваемые черты внедорожного мотоспорта, которые легли в основу современной дисциплины.

Фото с одного из этапов соревнований по шестидневному мототриалу в Шотландии, проходивших в 1960-х годах.
Уже в 1964 году был проведен первый официальный чемпионат по мототриалу, носивший название «Challenge Henry Goutars» и состоявший из трех этапов, проходивших поочередно в Бельгии, Франции и Германии. Участие в чемпионате приняли более семидесяти спортсменов, большинство из которых были выходцами из Бельгии и Франции, однако победу одержал англичанин Дон Смит, выступавший на мотоцикле производства концерна «Greeves». Впоследствии спортсмены из Великобритании одерживали одну победу за другой вплоть до 70-х годов, суммарно выиграв 10 чемпионатов из 12-ти проведенных.

Современный «Outdoor Trial» с естественными препятствиями на пересеченной местности.
В наши дни мототриал прочно закрепился в календаре официальных соревнований FIM (Международной Мотоциклетной Федерации). И с каждым годом привлекает все большее число последователей в связи с вполне естественным желанием любого человека – преодолевать новые препятствия на своём пути. Несмотря на отсутствие затяжных прыжков и высоких скоростей, мототриал является не менее зрелищной и захватывающей дисциплиной, чем, например, мотокросс или эндуро. Мастерство райдеров поражает воображение - их невероятный контроль над мотоциклом, умение находить баланс на самых узких поверхностях стоя на одном колесе, а также выполнение невероятных прыжков на отвесные стены или скалы вызывают шквал эмоций у зрителей и болельщиков.
Наибольшее число последователей у мототриала находятся в Испании, Франции и, естественно, Великобритании. Однако, и в России есть весьма сильные спортсмены и даже целые мотошколы, обучающие тонкостям триального мастерства. Например, школа Сергея Серегина – PRTmoto, расположенная в Москве, проводит тренировки по мототриалу для спортсменов любых возрастов совместно с ведущими профессионалами в данной дисциплине. Сам Сергей, являясь заслуженным ветераном отечественного мотоспорта, продолжает усиленно заниматься мототриалом, выступать на различных шоу и тем самым подавать достойный пример новым поколениям молодых спортсменов.
Изначально классический мототриал заключался в преодолении исключительно природных препятствий на пересеченной местности - трассы проходили по скалам, буеракам, горным ручьям, лесным участкам и т.д. Но уже в конце 20-го века стал очевидным факт нехватки зрительской аудитории на соревнованиях, проходивших вдалеке от населенных пунктов. Таким образом, появилось новое направление мототриала – соревнования по триалу в залах «Indoor Trial». Они представляли собой «компактную» версию классического триала, который, в свою очередь, получил приставку «Outdoor».

Прохождение парной секции на соревнованиях по «Indoor» мототриалу.
Возникновение более зрелищного направление никоем образом не сказалось на достоинствах классической формы данной дисциплины, до сих пор все спортсмены единогласно считают триал на пересеченной местности более сложным направлением, которое отлично демонстрирует реальные возможности и мастерство райдеров в крайне сложных условиях естественного рельефа.
Правила мототриала
Правила соревнований по триалу достаточно просты. Существуют три основных типа препятствий, называемых «секциями», которые подразделяются на «индивидуальные», «парные» и «прыжки в высоту». При прохождении всех секций райдер не должен касаться поверхности препятствий ничем, кроме покрышек мотоцикла. За каждое неверное касание накладывается один штрафной балл, три касания подряд или сход с трассы караются максимальным штрафом – 5 баллов. Райдер, не прошедший секцию «прыжка в высоту» или «парную» секцию – получает дополнительный штрафной балл. В случае «ничьей» по количеству баллов – райдеры вновь проходят одиночное препятствие, которое заблаговременно выбирается судьями и самими гонщиками, еще до начала соревнований. Если результат спортсменов совпадает вновь – победитель определяется по наименьшему времени прохождения секции. Затем все баллы начисляются в общий рейтинг FIM, в зависимости от занятого конкретным спортсменом места на каждом из этапов соревнований.
Мототриал шоу в спортивно-культурном комплексе в Санкт-Петербурге, 2014 год.
Помимо чемпионатов и соревнований по обоим типам мототриала, проводятся показательные выступления в рамках различных шоу и фестивалей, посвященных экстремальным видам спорта. Чаще всего такие выступления подразумевают участие нескольких спортсменов и прохождение ими искусственных препятствий на подобие тех, что используются в дисциплине «Indoor Trial». Для развлечения публики может применяться система соревнований между участниками шоу. Также, помимо прохождения триальных секций, спортсмены демонстрируют своё мастерство контроля над техникой, выполняя различные трюки в таких дисциплинах, как стант-райдинг (езда на заднем и переднем колесах с выполнением трюков), и, намного реже, фристайл с выполнением относительно небольших прыжков с рампы для FMX и простых трюков воздушной акробатики.

Мотоциклы для триала – уникальны, и данные байки невозможно спутать с другими представителями различных дисциплин внедорожного мотоспорта. Чаще всего это суперлегкие двухтактные мотоциклы с рабочим объемом двигателя в 250-280 куб. см. и весом около 80 кг. Они оснащаются системой водяного охлаждения, шестиступенчатой коробкой передач и трехлитровым бензобаком. Резонатор - отсутствует, т.к. вся мощность направлена на усиление крутящего момента для резкого «подрыва» мотоцикла с места, что крайне важно при выполнении техничных прыжков между препятствиями.
В отличие от кроссовых мотоциклов, здесь используется телескопическая вилка, подобная тем, что применяются на горных велосипедах для скоростного спуска и фрирайда, а также задняя система подвески (чаще всего без прогрессии), оснащенная моноамортизатором.
Еще одной яркой особенностью триальных мотоциклов является фактически полное отсутствие седла, т.к. прохождение всех элементов секций выполняется стоя, а седло, в свою очередь, совмещено с бензобаком для максимального снижения веса всей конструкции. Наиболее известные фирмы-производители триальных мотоциклов, это – GasGas, Montesa, Ossa и Sherco.