История кроссовых мотоциклов Husqvarna. 2000-2019
Сегодня мы завершаем наш рассказ по истории кроссовых мотоциклов Husqvarna и говорим о моделях с 2000 по 2019 годы. В 2007 году шведский бренд был продан итальянцами немецкому концерну BMW, а после приобретения в 2014 году компанией Pierer Industries AG началось его новое возрождение. С новой линейкой мотоциклов для мотокросса и эндуро один из самых старых производителей возвратился на вершину внедорожного мотоциклетного спорта, и титулы в американском суперкроссе являются прекрасным тому подтверждением.
2000 Husqvarna CR125
В этот год все три модели CR125, CR250 и TC610 получили новый задний амортизатор Sachs, пересмотренную перевернутую 45мм переднюю вилку Marzocchi с увеличенным ходом от 285 мм до 300 мм, литые подножки и новый узел дроссельной заслонки. Также все двухтактные модели получили уникальную защиту радиаторов, большие радиаторы для повышения охлаждающей способности и эффективности, а также более узкую воздушную камеру для уменьшения ширины в зоне сиденья. Что касается модели CR125, то ее двигатель имел достойный диапазон мощности на низах и был сопоставим по пиковой мощности с Honda.
2000 Husqvarna CR250
Модель Husqvarna CR250 получила главный тормозной цилиндр Brembo для большей тормозной способности, уменьшенного усилия рычага и улучшения ощущения. Новый поршень с измененной юбкой для улучшения производительности, пересмотренный маятник с дополнительным внутренним креплением, а также новый, более короткий рычаг переключения передач.
2000 Husqvarna TC610
2001 Husqvarna CR125
В 2001 году все модели получили новый внешний вид и графику, а двухтактные модели претерпели ряд улучшений, для повышения производительности. Доказательством конкурентоспособности модели CR125 послужила победа Трэвиса Престона на этапе в Хьюстоне в серии АМА Суперкросс 125 Западного региона и Husqvarna стала первым европейским производителем, выигравшим этап американского чемпионата по суперкроссу.
2001 Husqvarna CR250
2001 Husqvarna TC570
В этот год Husqvarna представила новую четырехтактную модель для «Открытого класса» - TC570, которая стала самым мощным кроссовым мотоциклом, который можно было купить в то время. За основу был взят старый двигатель от ТС610, который был серьезно модернизирован. Конечно при весе 112,9кг, это был все еще очень большой, и громоздкий мотоцикл, но впервые за многие годы, в основном из-за огромного крутящего момента, он стал реально конкурентоспособен.
Главным же изменением стал угол вылета рулевой колонки и новая геометрия рамы, что в совокупности обеспечили лучшую управляемость и более острое прохождение поворотов. Во многом это был результат работы многократного чемпиона мира - бельгийца Стефана Эвертса, который здорово помог итальянским инженерам при разработке машин для мотокросса и эндуро.
2002 Husqvarna CR 125
2002 Husqvarna CR250
В 2002 году Husqvarna CR 250 стала более мощной и весила всего лишь 101 кг, что позволяло конкурировать с почти любой машиной класса 125cc. Кроме того, мотоцикл был оснащен стандартными тормозами Brembo и отличной подвеской, что не только повысило комфорт гонщика, но и обеспечило более маневренную езду.
2002 Husqvarna CR250 Стива Ламсона
Husqvarna имеет долгую историю в мотокроссе. В конце пятидесятых годов, шведский бренд был передовым в спорте. В начале шестидесятых они выпустили новую легкую двухтактную машину, которая помогла «вытолкнуть» из мотокросса большие и тяжелые четырехтактные машины BSA. Когда мотокросс вновь стал возвращаться к 4Т в начале девяностых, шведский бренд вновь был первым завоевавшим мировой титул. На протяжении многих лет, Husqvarna выиграла шестнадцать мировых титулов и бесчисленное количество внедорожных коронок. Но к сожалению, частая смена владельцев негативно сказалась на продуктах и результатах в мировых и американских чемпионатах.
Когда в 2001 году Стив Ламсон перешел в Husqvarna – это стало потрясением для многих. Были слухи о его зарплате в $250.000 и премии за сезон в $1 млн. В конце концов «приманка» оказалась слишком привлекательной для Стива, и он не стал подписывать менее выгодный контракт с командой Honda. О принятом решении гоняться за шведский бренд Ламсон жалеет и по сей день.
В семидесятые годы у Husqvarna в Америке был впечатляющий список гонщиков, таких как Брэд Лэкки, Гэри Семикс, Кент Ховертон, Марк Блэквелл, Марти Трипс и Дик Берлесон (который также стал доминирующим гонщиком в эндуро гонках того времени). Самым успешным годом для шведов был 1976 год, когда Кент Ховертон выиграл для них национальный чемпионат по мотокроссу. К сожалению, переход Ховертона в команду Suzuki в 1978 году означал конец надежд на титул для Husqvarna в США.
Ламсон выступал в серии АМА Суперкросс за команду Fast By Ferracci два года, но так ничего и не добился. В 2001 он закончил сезон 19- м (одно место перед товарищем по команде Хаски Джейсоном Томасом). Сезон 2002 года оказался еще хуже, травмировав ногу на втором этапе в Сан-Диего, Стив пропустил оставшуюся часть серии и оказался на 38-м месте в общем зачете. Самым результативным стал Трэвис Престон, в 2001 году он закончил серию АМА Суперкросс 125 Западного региона седьмым.
В восьмидесятые годы Husqvarna была в основном в состоянии стагнации. Их машины сильно отстали от японцев, и было сложно привлечь серьезных гонщиков за океаном. Один из последних высокопрофессиональных гонщиков, который ездил за бренд в восьмидесятые годы, был двукратный чемпион АМА Мотокросс в классе 125сс - Микки Даймонд. Он ездил за Husky в суперкроссе и мотокроссе в 1984 и 1985 годах, а его лучшим результатом стало 7- е место в классе 500сс в 1984-м. После перехода Даймонда в 1986 году в заводскую команду Honda, для шведов настали тяжелые времена.
Возрождение Husqvarna в американском мотокроссе будет вызвано сближением двух событий. Первым будет третий подряд титул в мировом чемпионате класса 125сс Алессио Киоди и вторым - уход владельца «Fast By Ferracci» Эральдо Ферраччи (на фото) из автогонок в конце сезона 1999 года.
После приобретения Husqvarna итальянской Cagiva в 1987 году было приложено очень мало усилий для продвижения кроссовых машин в США. Husky будет продолжать оставаться на внедорожном рынке, но мотокросс окажется на заднем плане в течение большей части девяностых годов. В начале нулевых, с такими гонщиками, как Стив Ламсон и Алессио Киоди подписавшими контракт с командой «Fast By Ferracci Husqvarna», была настоящая надежда, что часть потерянной славы можно будет вернуть, но этого так и не произошло.
Мотоцикл Husqvarna CR250 Ламсона был мощный и достаточно быстрый, но не так хорош, как например Suzuki или Yamaha, и на нем было сложно ездить.
После нескольких успешных сезонов проведенных в автогонках, Ферраччи в 2000 году искал себя в чем-то другом и его новым направлением оказался мотокросс. Ферраччи был дистрибьютором мотоциклов Husqvarna в США и поэтому было логично сформировать свою новую команду именно на итальянских машинах. Одним из главных движущих факторов формирования новой кроссовой команды было стремление Киоди приехать в Америку и померяться силами с местными гонщиками. Итальянец чувствовал, что достиг всех своих целей в Европе, а новая команда выглядела идеально подходящей для гонок за океаном.
На мотоцикле Ламсона стояла новейшая 50-миллиметровая передняя вилка Marrzocchi и тормозная система Brembo с увеличенным передним диском. Когда Ламсон впервые пришел в команду, одна из его главных претензий была связана именно с тормозной системой. Ферраччи имел огромный опыт в дорожных гонках, но никаких знаний о мотокроссе у него не было, поэтому 2001 год стал больше учебным для него и команды. К сожалению, когда они разобрались что к чему, команда уже прекратила свое существование.
К сожалению, «американский» сезон 2000 года для Киоди был бы омрачен травмой и все мечты Ферраччи лопнули как мыльный пузырь. Ему пришлось искать новых гонщиков, так как Киоди вернулся в Европу и гоняться в США больше не захотел. Команду 2001 года возглавил многоопытный ветеран AMA Стив Ламсон, который был заявлен в серии АМА Суперкросс в классе 250сс, а в классе 125сс выступал Трэвис Престон и еще два молодых гонщика Джейсон Томас и Крис Гесселаар. Но эта идея оказалась полностью провальной.
С мотоциклом CR250 Феррачи сделал все, что мог, но он все равно серьезно уступал японским машинам. Husky CR125 была на самом деле намного лучшим мотоциклом, так как при ее доводке использовался опыт выступления Киоди в мировом чемпионате. Программа настройки мотоцикла класса 250сс, напротив, отсутствовала, и это сказалось на результатах Ламсона. Даже с титановыми болтами для экономии веса мотоцикл был значительно тяжелее, чем у конкурентов. Управляемость также была ограничена геометрией рамы, сделанной по европейским стандартам. Да и в целом в 2002 году Husqvarna, была просто не готова конкурировать на самом высоком уровне в американских чемпионатах.
Хотя все-таки в тот год для команды «Fast By Ferracci» был один удачный момент - Трэвис Престон выиграл для Husky этап в Хьюстоне (после последнего падения Гранта Лангстона), но остальная часть сезона для команды станет горьким разочарованием. Ламсон будет бороться в основном за то, чтобы примириться с менее «звездным» мотоциклом и закончит серию АМА Суперкросс лишь на 19 месте в общем зачете.
Лэмсон всегда был специалистом по гонкам на открытом воздухе, но даже на трассах мотокросса он боролся больше не за места, а с итальянским мотоциклом. Его лучшим результатом будет 7-е место на этапе в Рэд Бад в классе 125сс, а в общем зачете он оказался на 20 месте (серию АМА Мотокросс в 2001 году он ехал в классе 125сс).
Сезон 2002 года для Ламсона станет еще хуже. На втором этапе АМА Суперкросс в Сан Диего он сломал ногу и был вынужден практически весь его пропустить. Что касается серии АМА Мотокросс, то в начале чемпионата он травмировал руку и был вынужден пропустить пять этапов, как итог - лучший финиш 11-м в Рэд бад и 24 место в общем зачете.
Как рассказывал его товарищ по команде Джейсон Томас о своих выступлениях, то он был доволен всей тяжелой работой, которая была проведена, чтобы попытаться улучшить мотоциклы. Он заявил, что Ферраччи сделал все возможное, но стоковые мотоциклы были настолько отсталыми, что с самого начала их было трудно сделать конкурентоспособными. Тяжелое старое шасси и устаревший мотор не соответствовали суровым гонкам AMA.
В конце 2002 года финансовые проблемы и наводнение в Италии означали быстрый закат команды «Fast by Ferracci». За три года, имея в своем составе две звезды первой величины и множество гонщиков-подмастерьев, команда смогла завоевать только одну победу. После этого неудачного эксперимента Эральдо Ферраччи, больше никто другой, так и не предпринял еще одну попытку выставить команду Husqvarna в Штатах, за исключением конечно же того времени, когда шведский бренд стал принадлежать австрийской Pierer Industrie AG, но это уже совсем другая история.
2002 Husqvarna TC250
В эти годы все внимание итальянцев было сконцентрировано на выпуске четырехтактных моделей для мотокросса и эндуро. В 2005 году увидели свет первые 4Т модели с объемом двигателя 250сс и 450сс. Обе модели оснащались электростартером, что в то время еще было в диковинку.
2002 Husqvarna TC450
Вплоть до 2005 года обе четырехтактные модели Husqvarna выпускались без значительных изменений.
2003 Husqvarna CR125
2003 Husqvarna CR250
2004 Husqvarna CR125
В эти годы главным изменением на двухтактных машинах был лишь внешний вид.
2004 Husqvarna CR250
2004 Husqvarna TC450
В умелых руках Husqvarna TC450 могла показать достойные результаты, хотя и грешила многими «детскими болезнями». Тем не менее большинство гонщиков предпочитало австрийский KTM450SX и японские модели CRF450R и YZ450F.
2005 Husqvarna CR125
В этот год вся линейка двухтактных кроссовых мотоциклов Husqvarna получила новую графику и желтое заднее крыло, а модель CR125 новое электронное зажигание.
2005 Husqvarna CR250
В этот год итальянцы выпустили свою последнюю двухтактную кроссовую модель Husqvarna CR250с (ее выпуск вновь начнется лишь в 2014 году).
2005 Husqvarna TC250
2005 Husqvarna итальянцы TC450
В 2005 году итальянцы решили обновить свои четырехтактные модели. Помимо нового внешнего дизайна, значительные изменения получили двигатели, на которых устанавливались титановые клапана, сделанные с использованием новой технологии. Впускной распределительный вал был также переработан и оптимизирован для повышения производительности и взаимодействия между клапаном и седлом клапана. Новая прокладка головки цилиндра, была изготовлена из многослойных стальных листов (MLS), что уменьшило деформацию и улучшило распределение температуры.
Другим существенным изменением стала установка карбюратора последнего поколения Keihin FCR (41 мм для 450сс). Новая настройка карбюратора, специально разработанного для Husqvarna, улучшала реакцию дроссельной заслонки при любых условиях езды. Холодный пуск, а также горячий перезапуск стали легче благодаря системе двойного дросселя COLD / HOT.
2005 Husqvarna TC510
Значительная работа была проделана также для всей электронной системы. Цифровой процессор программировался и распознавал положение дроссельной заслонки (TPS). Чтобы облегчить запуск, время зажигания было изменено, у нового генератора была улучшена схема перезарядки аккумулятора, которая обеспечила больший зарядный ток, начиная с нижних оборотов. Также изменения коснулись тормозной системы и подвески. Все модели оснащались новыми задними амортизаторами Sachs и 240мм задним тормозным диском.
2006 Husqvarna CR125
Единственная в линейке двухтактная кроссовая модель CR125, как и модели 4Т, получила новый дизайн внешнего вида: новый топливный бак, пластик и раму, окрашенную в серебряный цвет. На двигателе был установлен 38-миллиметровый карбюратор Mikuni TMX, а также мокрое, многодисковое сцепление. Что касается подвески, то все модели Husqvarna оснащались новыми передними вилками Marzocchi и задним амортизатором Ohlins.
2006 Husqvarna TC250
2006 Husqvarna TC450
В 2006 году на четырехтактных моделях итальянцы решили убрать электростартер. За счет замены на кикстартер, удалось сэкономить чуть более 4кг. Также была модернизирована подвеска, а двигатель стал более мощным, хотя все также уступал японским машинам и австрийскому КТМ.
2007 год
С амбициозными планами по расширению линейки внедорожных мотоциклов, в 2007 году немецкий концерн BMW купил Husqvarna Motorcycles. Легендарная история Husqvarna и внушительный список побед были привлекательным предложением. Что касается кроссовых моделей, то в этот год они оказались по сути прошлогодними машинами без каких-либо серьезных изменений.
2008 Husqvarna CR125
2008 Husqvarna TC250
2008 Husqvarna TC450
В 2008 году четырехтактные модели получили новую раму, переднюю вилку, задний маятник с амортизатором, задние боковые номерные таблички, а также серьезные изменения двигателя и новую выхлопную систему.
После долгого отсутствия успехов шведского бренда в мировом чемпионате, в 2008 году француз Кристоф Мартин смог завоевать для Husqvarna бронзовую медаль в классе в МХ3.
2009 Husqvarna CR125
В 2009 году единственная двухтактная модель в линейке Husqvarna получила новую раму, переднюю вилку, задний маятник с амортизатором и задние боковые номерные таблички.
2009 Husqvarna TC250
После приобретения шведского бренда концерном BMW, первое, что хотели немцы - это улучшить финансовое положение компании в будущем. Во-вторых, они перевели производство на совершенно новый завод (все еще расположенный в Италии), что должно было, по их мнению, улучшить производственные возможности. И в-третьих, в линейке мотоциклов в 2009 году улучшения были очевидны, а самой большой новостью стал выпуск совершенно новой модели TC250.
У ТС250 был полностью переработан двигатель, который стал более мощным, а также удалось снизить его вес. Рама была полностью новая, она легче и имела измененную геометрию. Эргономика тоже была пересмотрена, а сам мотоцикл имел более тонкий силуэт и его сухой вес составлял всего 92кг.
2009 Husqvarna TC450
Цель Husqvarna в 2009 году состояла в том, чтобы улучшить тяговые свойства двигателя и сделать более легкое ощущение мотоцикла. Поэтому все модели Husqvarna получили новую раму. Она по-прежнему была стальной, но на 1 килограмм легче прошлогодней рамы и была более жесткой. Выхлопная система из титана была пересмотрена, чтобы обеспечить более прогрессивную реакцию двигателя (даже при низких оборотах). А передняя 50мм вилка Marzocchi и амортизатор Sachs получили новые настройки. Также модель была оснащена новыми тормозными дисками, а масляный фильтр и натяжитель цепи были пересмотрены, чтобы повысить эффективность и надежность двигателя.
Что касается модели ТС450, то в недавнем прошлом она была достаточно неплохой машиной с «детскими болезнями», которые усложняли жизнь гонщикам. В 2009 году инженеры Husqvarna добились больших успехов. Благодаря удобной эргономике и достойному управлению, TC450 предлагала отличную езду, а гоночный потенциал был значительно улучшен. Благодаря хорошей подвеске мотоцикл (с некоторыми улучшениями) мог стать победителем.
2009 Husqvarna TC510
В 2009 году модель TC510 получила те же обновления, что и Husqvarna TC450. TC450 и TC510 имели один и тот же 97-миллиметровый поршень. В то время как TC450 имела ход поршня 60,76 мм, ход у TC510 был на 7 мм длиннее - 67,8 мм. Хотя мотоцикл имел аббревиатуру TC510, его реальный объем двигателя составлял 501cc. Единственное отличие между этими моделями – это более высокая передача и вес (ТС510 весила на 450 грамм больше).
В 2009 году итальянец Алекс Салвини порадовал Husqvarna серебряной медалью на Чемпионате мира в классе МХ3.
2010 Husqvarna CR50
В 2010 году Husqvarna представила новую модель CR 50 для юных гонщиков, которая имела все те же особенности, что и «взрослые» машины: усиленную, переработанную раму, новую подвеску, новую выхлопную систему и современный агрессивный вид.
2010 Husqvarna CR125
В 2010 году Husqvarna активизировала впечатляющую программу поддержки гонщиков американской серии кросс-кантри (Can-Am Grand National Cross Country Series). Общая сумма поддержки составила $406.075 для молодежных, любительских и профессиональных классов.
2010 Husqvarna ТС250
В 2010 году отдел маркетинга Husqvarna назвал модель TC250 полностью новой, но реально она была представлена в Европе еще в прошлом году. Термин «полностью новый» звучал довольно слабо, так как некоторое количество деталей перекочевало с моделей прошлых лет. Но, без сомнения, двигатель радикально отличался от всех, которые стояли раньше на их 250-кубовых машинах, хотя также не дотягивал в мощности до своих конкурентов. Модель оснащалась передней вилкой Kayaba и измененной рамой, которая была взята от двухтактной CR125. Элементы подвески оказались слишком мягкими и больше подходили для очень легких или слишком медленных гонщиков. Более жесткие пружины передней вилке были просто необходимы. Однако, амортизатор Sachs хорошо проглатывал кочки на торможении и мелкие неровности.
Неблестящие настройки карбюратора на ТС250 частично являлись причиной того, что мотоцикл плохо заводился при горячем двигателе. Также многие отмечали, что гидравлическое сцепление Brembo на КТМ работало лучше, чем такое же Brembo на Husquarna, которое оказалось худшим в классе. Механизмы отличались, и по непонятной причине сцепление на ТС250 пропадало, когда нагревалось, а также переставало работать после мощных ускорений. Тормоза ТС250 оказались лучшими в классе по двум причинам. Во-первых, тормоза Brembo мощные и прогрессивные по конструкции. Во-вторых, ТС250 слишком медленный, и остановить его довольно легко.
В целом, Husqvarna TC250 2010 года имела невероятно маленький двигатель, приятное шасси, сильные тормоза и работоспособную подвеску. Но у нее было много «детских болезней», которые требовали времени и денег, чтобы их исправить. Вилка была мягкая, мотор медленный, карбюратор плохо настроен и имелись трудности с запуском двигателя.
2010 Husqvarna ТС450
Новый TC 450 имел меньший вес, повышенную надежность, улучшенную производительность и управляемость. Это были ключевые элементы, на которых сосредоточились инженеры Husqvarna при выпуске четырехтактных моделей в 2010 году. Мотоцикл оснащался новыми траверсами, двигатель был обновлен с новыми настройками карбюратора и новыми шлангами радиатора, а также был установлен более мощный водяной насос для улучшения охлаждения и производительности.
В 2010 году итальянец Алекс Салвини вновь стал серебряным призером Чемпионата мира в классе МХ3, а словенец Мэтьюс Ирт (на фото) завоевал бронзовую медаль.
2011 Husqvarna CR125
В 2011 году Husqvarna CR125 получила модифицированную раму, новые крепления двигателя, водонепроницаемый корпус воздушного фильтра и пересмотренную 48 мм вилку Kayaba.
2011 Husqvarna ТС250
В 2011 году инженеры Husqvarna сохранили для модели ТС250 тот же базовый пакет, что и у прошлогодней машины, но сделали несколько изменений. Наибольшее изменение произошло с корпусом дроссельной заслонки 45мм карбюратора EFI Mikuni. Они были уверены, что использование электронного впрыска топлива улучшит работу двигателя и облегчит стартовую способность.
Два года назад в Husqvarna спроектировали самый маленький и легкий 250-кубовый двигатель на планете, названный «X Lite». В этот год он получил пересмотренную головку цилиндра и новый профиль кулачка, для улучшения общей мощности, а места крепления к раме были усилены. В то время как модель TC450 получила амортизатор Kayaba, TC250 была оснащена немецким Sachs.
2011 Husqvarna ТС450
В 2011 году Husqvarna представила новую модель ТС450 с двигателем BMW G450X, которая была лучше, чем когда-либо прежде. Несмотря на то, что разработан четырехтактный двигатель DOHC объемом 449сс был в BMW, выпускался он компанией KYMCO в Каошуне (Тайвань), а затем отправлялся на завод BMW в Берлине. «Мы и наши партнеры разработали специальную производственную линию для этого продукта, которая обеспечит все процессы и строгий контроль качества, которые ожидаются от BMW», - объяснял Питер Мюллер из BMW Motorrad, когда двигатель был впервые представлен.
Husqvarna всегда была известна тем, что оснащала свои мотоциклы первоклассными компонентами, и модель 2011 года не стала исключением. Она была оснащена передней и задней подвеской Kayaba, тормозами Brembo с плавающим суппортом и волнообразным 260мм диском спереди и 240мм сзади, выхлопной системой Akropovich, а также черными дисками Excel.
Как видно на фото, ось маятника и моторная звездочка находятся на одной линии - это означает, что натяжение цепи не изменялось по мере перемещения заднего маятника.
Горловина топливного бака находилась в задней части мотоцикла, а сложной формы пластиковый бензобак под сиденьем. Причём, часть последнего была выполнена из прозрачного пластика для контроля остатка топлива. Такое необычное размещение топливной ёмкости позволяло ещё точнее отвечать концепции централизации масс. Освободившееся от бака место занял воздушный фильтр – в этом месте он был максимально защищён от попадания воды.
Примечательным является расположение рычажной системы задней подвески, которая размещена не под, а над маятником. Такое техническое решение позволило уберечь игольчатые подшипники от частого купания в воде и грязи, а саму качалку – от риска быть повреждёнными вследствие удара. Например, во время езды по камням в гористой местности.
2012 Husqvarna CR65
Husqvarna CR65 – мотоцикл для юных гонщиков, которые делают первые шаги в спорте. Несмотря на скромные габариты и несерьезный вес (55 кг), он мог похвастать жидкостным охлаждением, 24-миллиметровым карбюратором Mikuni, а также 6-ступенчатой трансмиссией с гидравлическим приводом сцепления.
2012 Husqvarna CR125
В 2012 году CR125 получила новую хром-молибденовую раму с усиленной зоной вокруг рулевой колонки. Конструкторы не зря обратили особое внимание на эту часть рамы – это позволило полнее раскрыть потенциал передней вилки Kayaba. Чтобы мотоцикл дольше сохранял товарный вид, модель 2012 года комплектуется пластиком, окрашенным в массе по новой технологии. Двигатель CR125 оснащался карбюратором Mikuni TMX38, мощностным клапаном на выпуске, а также аналогичным сцеплением, установленном на TC250. Также в этот год производитель поставлял для американского рынка мотоциклы в комплектацию которых входил «биг-бор» для увеличения объема двигателя с 125сс до 144сс.
2012 Husqvarna ТС250
Модель ТС250 получила почти те же обновления рамы, что и CR125, но сама рама была выполнена из стальных труб, а не из хром-молибдена. Также был изменен профиль кулачков распредвала, а клапаны и поршень сделаны из титана. Прибавьте сюда новую систему впрыска Keihin с 46-миллиметровым дросселем, и получите 10-процентную прибавку мощности и крутящего момента.
2012 Husqvarna ТС449
Модель ТС449 по сути осталась прошлогодней машиной, но с некоторыми улучшениями. Мотоцикл получил новые радиаторы WP, пересмотренное зажигание с переключателем на руле, новую конструкцию короба воздушного фильтра, новые настройки подвески, новую пружину амортизатора и новую графику.
2013 год
31 января 2013 года BMW Group объявила, что компания Pierer Industrie AG купила полную долю направления Husqvarna Motorcycles и производство будет базироваться в Маттигофене, Австрия. Это приобретение Pierer Industrie AG для Husqvarna стало хорошим знаком и помогло некогда знаменитому шведскому бренду вновь вернуться на вершину спорта.
Как сообщала индийская деловая газета «Economic Times»: «Приобретение усилит присутствие KTM в Европе и поможет австрийскому бренду сохранить лидирующие позиции. Недавно KTM обогнала BMW, и приобретение поможет KTM создать второй бренд в регионе». Что касается кроссовых моделей 2013 года, то они остались по сути прошлогодними машинами без каких-либо радикальных изменений.
2014 год
2014 год ознаменовал собой первый полный рабочий год направления Husqvarna Motorcycles. С момента приобретения шведского бренда генеральным директором КТМ Штефаном Пирером и его компанией Pierer Industrie AG прошло около шести месяцев. И вот в начале октября обновленная Husqvarna Motorcycles GmbH представила модельную линейку 2014 года, которая состояла из мотоциклов для мотокросса, эндуро и мини-байков. Все мотоциклы собирались на конвейере завода KTM AG в австрийском Маттигхофене. Производство мотоциклов в Австрии началось 7 октября, и в первый день сотрудникам предприятия удалось собрать 75 моделей Husqvarna с 4-тактными двигателями объемом 250 и 450сс.
Модельная линейка Husqvarna 2014 года будет реализовываться по всему миру при сотрудничестве 14 филиалов и 46 импортеров марки. Фактически тот год являлся началом новой эры для Husqvarna, поскольку некогда шведская марка стала полноправной «сестрой» компании KTM Sportmotorcycle AG и вместе с ней стала функционировать под руководством KTM Group — крупнейшего в Европе производителя мотоциклов. Следует также отметить, что 2014 год отмечен рекордным объемом продаж и годовым оборотом.
2014 Husqvarna TC85
В 2014 году дебютировала полная линейка двухтактных и четырёхтактных кроссовых мотоциклов Husqvarna наряду с поддержкой производителем гоночных команд Европы и США. Впервые увидела свет модель для молодых гонщиков Husqvarna TC85, которая по существу являлась клоном KTM 85SX, за исключением пластика и белой рамы. Тем не менее ТС85 была признана лучшим мотоциклом в классе большинством тест-пилотов американских изданий.
2014 Husqvarna ТС125
В дополнение к TC85 в линейке были представлены и «взрослые» версии - TC125 и TC250.
2014 Husqvarna ТС250
На двухтактных машинах были установлены лепестковые клапаны Boyesen с целью достижения максимальной производительности, а также регулируемая система зажигания. Другие особенности включали переднюю вилку WP, фрезерованные траверсы и полностью регулируемую заднюю подвеску.
2014 Husqvarna FC250
Учитывая короткий промежуток времени между покупкой компании Husqvarna и календарем релиза моделей 2014 года, у главы «Pierer Industrie AG» Стефана Пирера было два варианта развития событий. Отказаться от введения мотоциклов Husqvarna в этом году и сосредоточиться на машинах 2015 модельного года. Или использовать ресурсы KTM для изготовителей моделей Husqvarna, но с визуальными различиями. Он мудро выбрал второй вариант.
Хотя Husky FC250 и KTM 250SXF идентичны, но различия все же есть. Первое – это пластик. Новые владельцы хотели вернуть шведскому бренду былую славу и поэтому было принято решение сделать пластик белым и украсить сине-желтой (национальные цвета Швеции). Интересно отметить, что форма топливного бака отличается от KTM 250SXF.
Также у FC250 другой подрамник, который выполнен из полиамида с литьевым формованием. Другая форма пластика боковых номерных табличек, анодированные колесные диски DID Dirt Star черного цвета, ось заднего колеса, переключатель карт зажигания и глушитель.
В 2014 году француз Ромьен Февр на Husqvarna стал бронзовым призером Чемпионата мира в классе МХ2.
2014 Husqvarna FC350
Впервые в своей долгой и славной истории, в линейке кроссовых машин Husqvarna появилась новая модель с объемом двигателя 350сс. По сути Husqvarna FC350 – это идеальная комбинация между маневренностью 250-кубового мотоцикла и мощностью машины класса 450сс.
2014 Husqvarna FC450
2015 Husqvarna ТС125
К 2015 году на рынке двухтактных 125-кубовых кроссовых мотоциклов остались только три модели Yamaha YZ125, KTM 125SX и Husqvarna TC125. Husqvarna TC125 в этом списке оказалась на последнем месте, так как имела несколько недостатков, которые необходимо было устранять: подвеска и конструкция короба воздушного фильтра.
2015 Husqvarna ТС250
2015 Husqvarna FC250
2015 Husqvarna FC350
В 2015 году Husqvarna решила импортировать модель FC350 в США. Поскольку 350-кубовый КТМ оказался самым продаваемым мотоциклом в Европе, было решено увеличить объем производства для американского рынка.
На FC350 стоял двигатель 2014 года без существенных изменений, а от КТМ она отличалась пластиком, подрамником, коробом воздушного фильтра, сиденьем, которое крепилось на два болта, картами зажигания и глушителем. Кроме того, на Husqvarna стояли черные анодированные диски DID DirtStar, в то время как KTM были оснащены черными анодированными дисками Excel. На Husqvarna устанавливался более высокий руль Neken, а на KTM стоял Renthal Fat Bar. Также отметим, что компания Neken производит и траверсы для KTM и Husqvarna.
2015 Husqvarna FC450
2016 Husqvarna ТС125
В 2016 году Husqvarna представила новую модель ТС125. Двигатель стал немного легче, был установлен новый мощностной клапан и новая выхлопная система. Это позволило увеличить максимальную мощность мотора на две лошадиные силы, до 40 «лошадок». Общее снижение веса мотоцикла при этом составило 3,2 килограмма. В целом, TC125 в 2016 году был легче, быстрее, лучше управлялся, как на земле, так и воздухе.
2016 Husqvarna ТС250
Единственная модель в линейке 2016 года – ТС250, которая не получила никаких изменений и по сути осталась той же машиной, что и в прошлом году.
2016 Husqvarna FC250
2016 Husqvarna FC350
2016 Husqvarna FC450
В 2016 году изменениям подверглись все три четырёхтактные машины: FC 450, FC 350 и FC 250. Основная цель инженеров состояла в повышении производительности за счет значительной экономии веса. На мотоциклах полностью новая рама, новый двигатель, подрамники из карбона (на 1 кг легче) и новый внешний дизайн. На мотоциклах были установлены новые траверсы, передняя вилка 4CS WP и задний амортизатор WP, который улучшает демпфирование и баланс, также он короче и на 500 граммов легче.
Все модели получили новый пластик, тормозные диски GSK, рули Pro Taper, фиксируемые рукоятки руля ODI, радиаторы WP, семилитровые полиэтиленовые топливные баки, эйрбоксы с возможностью доступа к воздушному фильтру без инструмента, колёсные обода DID чёрного цвета и покрышки Dunlop MX52.
Важно отметить, что выхлопные системы у всех моделей были спроектированы с нуля, чтобы улучшить централизацию массы и снизить уровня шума в соответствии с правилами FIM. Пересмотренная эргономика и новые сиденья обеспечили больший комфорт и превосходный контроль.
По сравнению с прошлогодними моделями Husqvarna FC 450 стала легче на 5,2 кг, FC 350 на 4.7 кг, а FC 250 был облегчен на 4 кг. Также на всех 4-тактных моделях была установлена новая система управления двигателем Keihin, которая быстрее обрабатывает данные, в то время как 44 мм дроссельная заслонка компактней и на 100 граммов легче.
В 2016 году немецкий гонщик Макс Нагл стал бронзовым призером Чемпионата мира в классе МХGP.
2017 Husqvarna ТС50
В 2017 году Husqvarna представила две абсолютно новые модели мини-мотоциклов - TC50 и TC65.
В модели TC 50 продумано все до мельчайших деталей, мотоцикл обладает хорошей эргономикой и превосходным качеством. – всем тем, что делает ее машиной по-настоящему премиум класса. Улучшенная централизация масс - это ключевая особенность конструкции, современный двухтактный двигатель использует конструкцию с тремя валами, в которой коленвал находится рядом с центром тяжести. Для удобства юных гонщиков двигатель оснащен автоматическим центробежным сцеплением. Специально разработанная выхлопная система для дополнительной прочности выполнена с применением процесса трехмерной штамповки.
Оснащенная революционной передней вилкой WP AER 35 и полностью регулируемым задним моно-амортизатором WP, модель ТС 50 имеет подвеску, изготовленную по новейшим технологиям. Разработанное уже после выпущенных полноразмерных кроссовых мотоциклов, шасси ТС 50 предлагает те же самые контактные точки и эргономические характеристики, только в меньшем масштабе.
2017 Husqvarna ТС65
Благодаря 6-ступенчатой коробке передач и сцеплению с гидроприводом, модель ТС65 дает юным гонщикам возможность в полной мере ощутить радость от первых поездок на мотоцикле. С премиум-компонентами в стандартной комплектации, это позволяет максимально приблизиться к характеристикам полноразмерных кроссовых мотоциклов Husqvarna. Мини-мотоцикл имеет инновационную переднюю вилку WP AER 35 USD с ходом 215 мм, которая регулируется при помощи воздушного насоса. Соединенный непосредственно с маятником моно-амортизатор производства WP идеально согласован с передней вилкой для получения оптимальных характеристик демпфирования, он имеет ход 270 мм и полностью регулируется.
Стальная рама высокой прочности производства WP Performance поставляется в комплекте с легким алюминиевым подрамником и литым алюминиевым маятником, согласованная работа которых обеспечивает оптимизированные характеристики управляемости.
В дизайне графики ТС65 использованы традиционные цвета Husqvarna: белый, желтый и синий, а сама графика нанесена с использованием специальной технологии, обеспечивающей максимальную долговечность.
2017 Husqvarna ТС125
Модель TC125 2016 года была абсолютно новой, а в 2017 году получила некоторые обновления: переработанный цилиндр, мощностной клапан и новый карбюратор Mikuni 38мм (ранее стоял Keihin).
2017 Husqvarna ТС250
С конструкцией шасси на основе моделей FC и ТС 2016 года, новый ТС 250 2017 года — это существенное снижение веса, улучшенная маневренность и комфорт гонщика. Кроме того, легкий 2-тактный двигатель был полностью переработан.
Также модель получила новую выхлопную систему, новый 38мм карбюратор Mikuni (ранее стоял Keihin), новую 5-ступенчатую коробку передач для точного и удобного переключения, новое сцепление DDS (damped diaphragm steel), в сочетании с гидравлической системой Мagura, гарантирует легкий выжим, и практически не требует обслуживания и регулировки.
2017 Husqvarna FC250
В 2017 году датчанин Томас Олсен завоевал для Husqvarna бронзу на мировом чемпионате в классе МХ2.
2017 Husqvarna FC350
В 2017 году инженеры пересмотрели некоторые моменты и внесли некоторые изменения в свои 4-тактные модели. Husqvarna FC350 получила новую переднюю вилку WP AER, задняя тормозная система получила новые колодки, а лапка заднего тормоза стала длиннее на 10мм. Также на модель была установлена более мягкая пружина заднего амортизатора и измененная верхняя траверса.
2017 Husqvarna FC450
После прошлогоднего успеха Husqvarna, в 2017 году ее гонщик вновь оказался на подиуме в премиум-классе MXGP. На этот раз бронзовым призером стал француз Готье Полин.
2018 Husqvarna ТС125
В 2018 году Husqvarna представила радикально обновленную линейку двухтактных машин. Модель ТС125 получила новый двигатель (при мощности в 40 л.с. вес его составляет всего 17.2 кг). Оптимизированная развесовка мотора положительно сказалась на управляемости. Коленвал был переработан с целью снижения веса и более эффективной балансировки. Кроме того, его новая конструкция позволила значительно снизить вибрацию.
Новая рама сохраняет геометрию 2017 модельного года и создаётся WP Performance System с помощью лазерной резки и роботизированной сварки. При помощи незначительных изменений толщины труб удалось на 20% увеличить жесткость при кручении и на 30% увеличить продольную жесткость. Торсионная жесткость положительно влияет на стабильность, а продольная позволяет подвеске работать эффективнее.
Композитный составной подрамник – уникальная разработка Husqvarna, которая стала возможной благодаря применению новаторских технологий. Он состоит из трёх частей и на 30% выполнен из углеродного волокна, благодаря чему вес узла снизился на 1 кг, по сравнению с прошлой версией, без потери прочности.
Также на ТС 125 2018 модельного года устанавливается новый 38мм карбюратор Mikuni TMX, который не только обеспечивает ровную подачу мощности во всем диапазоне оборотов, но и стал более устойчив к изменению температуры воздуха и высоты. Завершает список обновлений новая система крепежа подножек, корпус воздушного фильтра, новый руль Pro Taper и новая графика.
2018 Husqvarna ТС250
Модель ТС250 также получила новый двигатель. Был переработан коленвал, появился балансировочный вал и новый мощностной клапан. Также на мотоцикле установлена новая 5-ти ступенчатая коробка передач и лучшие в классе суппорта Brembo и диски GSK, что в совокупности обеспечивает потрясающее и полностью контролируемое торможение. Поршни в заднем суппорте стали на 2 мм уже, а лапка тормоза была удлинена на 10 мм для оптимизации эргономики. В целом же модель получила те же изменения, что и ТС125.
2018 Husqvarna FC250
Раньше Husqvarna всегда была в тени КТМ, но в этом году FC 250 вышла из тени и кое в чем превзошла своего «старшего брата». У Husky лучше реакция на ручку газа, а диапазон мощности намного шире и его легко использовать на различных треках. Передняя вилка WP AER48 – лучшая воздушная вилка на данный момент на рынке. Мотоцикл предсказуем в управлении и стабилен на скоростных прямых.
В 2018 году Husqvarna FC 250 получила несколько незначительных изменений, по сути они точно такие же, как и у КТМ: обновленные параметры вилки WP AER 48 и заднего амортизатора, новые жалюзи радиаторов и новая графика. Важно отметить, что FC250 весит 99,7 кг, и она почти на 1 кг тяжелее 250SXF из-за подрамника и более тяжелых суппортов. В то время как у Husqvarna стоит большинство тех же запчастей, что и у KTM, тем не менее мотоцикл немного по-другому чувствуется на треке, а это означает, что выбор между двумя австрийскими машинами сводится к личным предпочтениям гонщика.
Двигатель Husky идентичен двигателю KTM 250SXF и это самый высокопроизводительный двигатель из всех кроссовых моделей 250F, несмотря на то, что его производительность несколько «задушена» из-за короба воздушного фильтра. Этим не следует пренебрегать, поскольку необходимые изменения настолько просты и дешевы, что вы их можете сделать сами – просверлите несколько отверстий в левой боковой крышке «воздухана», а также поставьте моторную звезду вместо 14 на 13 зубьев. В целом двигатель Husky прост для езды, он мягкий, но мощный, а после внесенных изменений вы получите максимальную отдачу.
Хорошо сбалансированное шасси и первоклассная подвеска позволяют легко «попасть» в выбранную вами траекторию, хотя Honda CRF250 делает это лучше. Также отметим, что у Husky более «прощающее» шасси, чем у KTM 250SXF. Но чтобы заставить Husky работать как 250SXF, нужно сделать несколько изменений. Поскольку задняя часть ниже, чем у 250SXF, вы должны поднять прогиб и опустить вилку в траверсах, чтобы получить тот же отличный поворот, как у КТМ. Если вы используете стоковые настройки, то передняя часть не будет иметь достаточного веса на переднем колесе, чтобы также проходить поворот.
Большинству гонщиков будет более комфортно на FC250, чем на 250SXF. Это связано с его более низким и более широким сиденьем, а также низким положением руля. Сиденье, однако, намного жестче и некоторым тест-пилотам это не очень понравилось.
Подводя итог можно отметить, что Husqvarna FC250 - самый дорогой мотоцикл в классе. Если вы серьезный гонщик, то стоит потратиться, чтобы иметь легкий двигатель с высокой мощностью и гидравлическим сцеплением, супер-тормозами, невероятной управляемостью, простым в использовании воздушным фильтром, надежным переключением и отличной подвеской. Если нет, вы можете сэкономить деньги и приобрести мотоцикл другого цвета.
В 2017 году впервые в истории Husqvarna произошло знаковое событие. Зак Осборн завоевал первый титул для шведского бренда в серии АМА Суперкросс 250 Восточного региона, а в 2018 году повторил свой успех.
2018 Husqvarna FC350
У Husqvarna FC350 новый 350-кубовый двигатель построен с чистого листа, он весит 27.2 кг и выдает мощность 58 л.с. Новый балансирный вал новой конструкции гасит вибрации и одновременно с этим служит приводом для насоса системы охлаждения и системы газораспределения. Новая 4-клапанная головка цилиндра имеет абсолютно новые: форму камеры сгорания и впусных/выпускных окон, распредвал, пружины клапанов. Новые титановые впускные клапаны диаметром 36.3 мм весят 22.4 гр, выпускные также титановые клапаны диаметром 29.1 мм весят 22.7 гр. Все это позволяет двигателю развивать 13400 об/мин.
Новый коленвал - сердце нового двигателя. Пересмотренная система смазки и новые подшипники. Кроме того, FC 350 имеет новую систему электростартера. Она стала эффективнее и легче на 150 гр. В сочетании с новым компактным Li-Ion аккумулятором, общая экономия веса в общей массе составила более 1 кг.
Все 4Т мотоциклы 2018-го модельного года оборудованы новым переключателем карт двигателя на руле, для удобства там же расположена кнопка включения трекшн контроля. Новый блок управления двигателем получил более мощный процессор, поддерживает функцию Launch Сontrol и несколько разных карт впрыска топлива. Кроме предустановленных карт можно добавить собственные.
Также у моделей изменилось местоположение дроссельной заслонки, что позволило улучшить наполняемость камеры сгорания.
2018 Husqvarna FC450
Husqvarna FC450 - это по сути KTM 450SXF, но они различны в плане мощности и диапазона, сцепления, подвески и небольшой разницы в весе. Эти две машины также различны и в управлении. Подвеска Husqvarna прощающая, супер-точная и поглощающая. Даже по сравнению с идентичной геометрией рамы KTM 450SXF, подвеска у Husky - более мягкая. Это - самая удобная подвеска, для того чтобы проезжать «вупсы», резко проходить крутые повороты или просто его наклонить и «накручивать» у дома восьмерку.
Что касается изменений на FC450 в 2018 году, то их также немало: новый двигатель, пересмотренную КПП, композитный составной подрамник, новый коленвал, черные 22 мм анодированные траверсы CNC и систему гидравлического привода сцепления Magura. Также было установлено абсолютно новое сцепление. В нем: семь дисков (на один меньше чем в предыдущем), шесть пружин, фрезерованная стальная корзина с новым дизайном. Внутренняя часть и выжимная пластина получили новый дизайн для улучшения доступа масла.
В 2018 году Husqvarna праздновала успех не только в «младшем» классе. Джейсон Андерсон стал победителем серии АМА Суперкросс в классе 450сс.
2018 Husqvarna FC450 ROCKSTAR EDITION
В 2018 году Husqvarna выпустила ограниченным тиражом заводскую версию модели Rockstar Edition Husqvarna FC450.
2019 Husqvarna ТС50
2019 Husqvarna ТС65
ТС 65 сочетает в себе все передовые разработки, которые положительно зарекомендовали себя на полноразмерных мотоциклах Husqvarna. Это и продуманная эргономика, и надёжные передовые компоненты, и полноценная коробка передач, вместо автоматической, которая устанавливается на ТС 50.
2019 Husqvarna ТС85
Мотоцикл для молодых чемпионов - Husqvarna ТС85 - выпускается в двух версиях, которые различаются по размеру колес:17/14 и 19/16.
2019 Husqvarna ТС125
Рама на мотоциклах 2019 модельного года теперь окрашена премиальной синей порошковой краской и отличается повышенной жесткостью, улучшенной обратной связью с гонщиком, улучшенным поглощением энергии и исключительной устойчивостью на скоростных прямых. У всех моделей также новый двухкамерный дизайн подрамника (на 250 г легче).
Что касается модели ТС125, то она получила полностью новую 6-ступенчатую коробку передач PANKL Racing Systems с рычагом переключения передач с инновационной конструкцией наконечника, что предотвращает образование грязи.
2019 Husqvarna ТС250
Резонатор TC 250 стал более узкий, чем у предыдущей модели и был разработан с использованием инновационного 3D-моделирования. Результатом является изысканная форма с большим дорожным просветом, что делает его менее восприимчивым к повреждению, а также повышает производительность. Также модель получила новые настройки передней вилки, а задний амортизатор WP DCC с ходом 300мм оснащен новым главным поршнем.
2019 Husqvarna FC250
Все четырехтактные модели получили руль ProTaper с новым изгибом, новый компактный литий-ионный аккумулятор 2,0 Ah с улучшенной консистенцией, новый дизайн пластика, новый короб воздушного фильтра и новые выхлопные системы.
Модель FC250 получила новую раму, переднюю вилку WP AER 48 и задний амортизатор WP DCC, новую 5-ступенчатая коробку передач, разработанную PANKL RACING SYSTEMS, новую корзину сцепления из диафрагменной стали, которая обеспечивает дополнительную экономию веса 190 г, а также черные 22 мм анодированные траверсы CNC и систему гидравлического привода сцепления Magura и новые грипсы ODI.
2019 Husqvarna FC250 ROCKSTAR EDITION
2019 Husqvarna FC350
У модели Husqvarna FC350 длина регулировки цепи увеличена на 5 мм.
2019 Husqvarna FC450
Модель FC450 получила новую головку цилиндра SOHC с более компактной конструкцией, при этом она на 15 мм ниже и на 500 г легче. В результате распределительный вал теперь ближе к центру тяжести, что значительно улучшает управление, а более короткая фаза газораспределения улучшает производительность. Также на мотоцикле установлена новая 5-ступенчатая коробка передач разработанная PANKL RACING SYSTEMS.
2019 Husqvarna FC450 ROCKSTAR EDITION
Подводя итог, важно отметить, что в 2019 году Husqvarna Motorcycles представила новое поколение двухтактных и четырехтактных кроссовых машин, что представляет собой следующий шаг этого поистине легендарного шведского бренда. Во многом благодаря компании Pierer Industrie AG, мотоциклы Husqvarna получили сильнейший толчок в развитии и начали свое новое историческое возрождение.
Роман Мишенев специально для Мото85.ru