История Fox в фотографиях. 1974-89 гг.
Компания FOX, первоначально возникшая как «Moto-X Fox», была основана в 1974 году профессором физики Университета Санта-Клары – Джеффом Фоксом. Вначале она занималась дистрибуцией из Европы мотоциклетных запчастей и аксессуаров, но со временем выросла в один из самых влиятельных и культовых брендов в истории. Сегодня знаковый логотип Fox Head можно найти повсюду от трасс мотокросса до журналов и торговых центров.
Предыстория
А началось все в далеком 1965 году, когда Джефф первый раз увидел мотокросс. После этого он буквально загорелся идеей приобщиться и стал изучать производителей мотоциклов и аксессуаров. Переехав в 1969 году на запад Калифорнии, он знакомится с Яном МакЛахланом, который в то время был менеджером по продаже запчастей на мотоциклы Yamaha в одном дилерском центре, который Джефф часто посещал. МакЛахлан и Фокс сразу же стали приятелями, которых связывала любовь к мотоциклам. Вскоре они стали большими друзьями и вместе ездили на гонки.
Через шесть месяцев после знакомства МакЛачлан подошел к Джеффу и предложил открыть собственный дилерский центр, чтобы работать самостоятельно. В то время это было финансово неосуществимо для Фокса, так как его доходы преподавателя были достаточно скромными, но все же он согласился помочь МакЛахлану, предоставив $500 на начальном этапе.
Хотя это была и не огромная сумма денег, но ее было достаточно, чтобы помочь МакЛахлану открыть дилерский центр под названием «Grand Prix Cycle». В то время мотокросс становился очень популярным в США, но, как и сегодня, реальные деньги «крутились» в продаже запчастей и обслуживании, а не в продаже мотоциклов. Что касается бизнеса, то маржа была небольшой, и была большая конкуренция между десятком компаний в начале семидесятых.
Moto-X Fox
В 1974 году взгляды бывших партнеров по ведению бизнеса сильно расходились и, продав свою часть, Джефф открывает собственную компанию «Moto-X Fox», которая на первых порах занималась дистрибуцией из Европы мотоциклетных запчастей и аксессуаров. В течение двух лет он запускает собственное производство, и в каталоге компании появляются воздушные амортизаторы, компоненты для передних вилок, маятники на Honda Elsinore 125 и Suzuki TM125, а также пластиковая защита лица и перчатки.
Компания развивается, но желателен мощный толчок и известность. Джефф считал, что его высокопроизводительная подвеска и компоненты двигателя, разработанные совместно с братом, могут дать гонщикам преимущество и доказать американской индустрии, что его продукты имеют превосходство над конкурентами. Тогда в 1977 году он основывает собственную команду «Moto-X Fox» в составе Стива Вайса (Honda), Марка Барнетта и Пэта Рихтера (оба Suzuki). Первоначально команда замышлялась, как маркетинговый инструмент для повышения продаж компонентов подвески, но на деле все закрутилось совсем иначе…
Гонщики «Moto-X Fox» были экипированы в штаны и джерси ручной работы, которые вызвали небывалый ажиотаж среди болельщиков, и в магазине Fox в Кэмпбелле телефон буквально разрывался звонками желающих приобрести их продукцию. Так начался большой путь Джеффа Фокса и вскоре его компанию ждал по истине ошеломляющий успех.
Перед тем, как открыть «Moto-X Fox», Джефф Фокс (он на фото слева с братом Бобом и своим партнером по «Grand Prix Cycles» Яном МакЛахланом) высылал заказы по почте из небольшого автосалона в Северной Калифорнии.
В 1973 году Фокс, еще работая в «Grand Prix Cycle», создал каталог предлагаемых на продажу товаров. Первоначально, этот каталог собирались выпустить под названием «Super Trick Shit», но, когда «Cycle News» отказался от рекламы в нем, Фокс сменил название на «Super Trick Stuff».
После продажи своей доли в «Grand Prix Cycle» Фокс и его жена приобрели склад в Кэмпбелле (Калифорния), а в феврале 1974 года открыли компанию Moto-X Fox.
В 1975 году сотрудник рекламного агентства сказал Джеффу, что ему нужен броский логотип. Джеффа заинтересовала эта идея и он отправился к Бобу Баптисту. Тот нарисовал оригинальный логотип лисицы за 300 долларов, который с течением времени стал самым известным в истории мотокросса.
Одним из первых успешных проектов компании Moto-X Fox был комплект «Koni» для переделки амортизаторов. В то время большинство амортизаторов высокого класса были не ремонтопригодны, и Фокс придумал набор, который позволил бы их обслуживать. В 1975 году к разработке этого чуда Джефф привлек своего старшего брата Боба, который разработал этот воздушный амортизатор, возившись в гараже приятеля. В тот момент Moto-X Fox оказалась в нужном месте и в нужное время, чтобы сделать свое отличное предложение на возрастающий интерес к послепродажному обслуживанию подвески.
В 1977 году Moto-X Fox стремилась расширить свой бизнес, и с этой целью Джефф основывает собственную команду Moto-X Fox в составе Стива Вайса (Honda), Марка Барнетта и Пэта Рихтера (оба Suzuki), чтобы конкурировать на трассах шестиэтапной серии АМА Мотокросс (класс 125сс) с заводскими командами японских концернов.
Тогда команда была, в основном, инструментом для продвижения своих работ по двигателю и подвеске, а не продажи экипировки.
Если посмотреть на ранние каталоги современных компаний, вы увидите, что многие бренды очень плотно сотрудничали друг с другом. Torsten Hallman Racing (сегодняшняя THOR) была ранним партнером как «JT Racing», так и «Moto-X Fox» и присутствовала в каталоге обеих компаний. Например, эти мотоботы, рекламируемые Брэдом Лэкки в 1978 году, являлись продуктом «Torsten Hallman Racing» с логотипом Fox.
В 1977 году Боб и Джефф решили отделить бизнес по подвескам от остальной части бренда и создали Fox Factory, Inc. Две компании остались партнерами по продажам, но уже были отдельными подразделениями. В 1977 году они продали 10 000 пар амортизаторов, но к 1980 году это число сократилось до ничтожной тысячи. В ответ на этот стремительный спад Боб Фокс диверсифицировался и, вместо того, чтобы закрывать фирму, он расширил свой бизнес, включив в него автомобильные, велосипедные и подвески для ATV.
А Джефф Фокс после раскола компании полностью сосредоточился на выпуске экипировки и защиты для мотокросса. И не прогадал, компанию ждал по истине ошеломляющий успех.
Superfox
После успеха своей гоночной команды в 1977 году Джефф Фокс начал замечать интересную тенденцию: появился огромный спрос на уникальную красную, желтую и оранжевую одежду. Благодаря партнерству с «Yoko of Finland», «Moto-X Fox» расширила свою цветовую палитру и линейку экипировки для мотокросса, впервые представив бренд «Superfox».
Первый гонщик, которого спонсировала экипировкой «Moto-X Fox», был Брэд Лэкки - участник чемпионата мира по мотокроссу. Также он был одним из первых тест-пилотов подвески Fox, и в 1979 году Джефф вновь начал с ним сотрудничать. Но это оказалось ошибкой для бренда. В то время американских болельщиков уже больше интересовал свой собственный мотокросс, и они начали терять интерес к европейским гонкам и гонщикам.
Оригинальная обложка каталога «Moto-X Fox» 1979 года.
Предварительные наброски каталога были сделаны сотрудником компании Джимом Джианацисом, который был профессиональным фотографом и раньше часто имел дело с моделями женского пола. Поэтому он решил привлечь к съемкам одну из своих знакомых моделей.
В 1980 году Moto-X Fox подписала контракт с чемпионом мира 1979 года в классе 500сс, англичанином Грэхэмом Нойсом.
Оригинальная обложка каталога «Moto-X Fox» 1980 года.
Хотя Фокс, возможно, сделал ошибку со своим спонсорством Брэда Лэкки, но безусловно, «попал в яблочко» подписав контракт с Марком Барнеттом. Член первой команды «Moto-X Fox», Барнетт остался лоялен к бренду, даже когда перешел в заводскую команду Suzuki. (Обратите внимание на фото в левом нижнем углу, там вы можете увидеть совсем молодого Дэвида Бэйли в классической экипировке Moto-X Fox).
В 1981 году компания «Moto-X Fox» еще не была столь широко известна в индустрии мотокросса. На тот момент пальма первенства была у «JT Racing», а всем остальным приходилось довольствоваться крохами с барского стола.
В 1981 году был в самом разгаре период конкурентных ценовых войн. На фото: Марк «Бомбардировщик» Барнетт рекламирует «товар месяца» - брюки за 95 долларов, которые были сделаны для «Fox» компанией «Yoko of Finland».
Как мы уже отмечали, в то время многие бренды сотрудничали друг с другом в плане производства и реализации продуктов. В мае 1981 года Брэд Лэкки участвовал в рекламе новых мотобот компании «АХО», о которой никто раньше не слышал. В то время «AXO» была небольшой и неизвестной итальянской компанией, основанной Ремо Берлесом. Вскоре она станет промышленным гигантом и заберет лидирующую позицию у «JT Racing», став брендом №1 в мире. Что интересно, первыми дистрибьюторами этих мотобот в США были «Fox» и «Oneal».
Выше рекламное объявление в журнале за 1982 год, которое имело большое значение для компании по двум причинам:
- Это первое появление нового логотипа «Fox» с головой лисицы, который станет основным для бренда на протяжении следующих 32 лет.
- Это один из ранних продуктов «AXO», которые начали продавать в США. Желтые и красные мотоботы были фактически сделаны компанией «AXO», но в продажу поступили с логотипом «Fox». Кстати, компания «Oneal» также предложила эту версию продукта под своим логотипом и реализовывала через свои каналы.
Взгляните на боты Fox / AXO образца 1982 года. Когда вы видите эти отвратительные мотоботы, трудно себе представить, каким великолепным продуктом они станут через несколько лет.
Линейка экипировки «Moto-X Fox» в 1982 году выглядела и рекламировалась так:
Слева направо: Марк Барнетт, Жиль Бургат (чемпион мира по триалу), Майк Гуерра, Дэвид Бэйли, Донни Канталупи, Микеле Ринальди, Хакан Карлквист, Грэм Нойс и Брэд Лэкки.
В 1981 году «JT Racing» была №1 на рынке мотоэкипировки и очень серьезным конкурентом «Fox Racing». У нее были лучшие гонщики, а ее рекламой пестрили все мотоциклетные журналы – «JT» никогда не позволяла вам забывать о своем существовании! Как на счет счастливого взгляда Джеффа Уорда в правом верхнем углу? Под ним фото Чака Сана, а справа от него Кент Хоувертон. В ковбойской шляпе и очень крутой футболке стоит Дэнни ЛаПорт, а с черной шевелюрой в бейсболке молодой и еще худощявый Марти Трипс.
Кенни Робертс и Брэд Лэкки рекламировали повседневную одежду одной из компаний-создателей спортивной повседневной одежды. Она продала лицензию компании «Fox» на использование ее логотипа на рубашках поло, шортах и т.д. Сегодня, конечно, это большой бизнес, но даже с лучшим американским мотогонщиком и мотокроссменом тогда эта затея провалилась. Почему? Взгляните на фото и догадайтесь сами… Такой экшн.
Марк Барнетт на обложке каталога «Fox» 1983 года. Прежде чем он подписал контракт с Suzuki (Джефф Фокс помог ему подписать этот контракт на 15000 долларов в год), Марк гонялся за команду Фокса и, даже перейдя в Suzuki, остался верен бренду и носил его экипировку.
В 1983 году «Moto-X Fox» представила два новых продукта, которые стоит отметить: великолепные перчатки «Pawtector» и защиту торса «Roost-D-Flector». Еще один интересный момент - появление в рекламе сыновей Джеффа Фокса (Грега и Пита). Что касается Марка Барнетта, то в то время он жил в штате Иллинойс, а «Moto-X Fox» базировалась в Калифорнии, и Марка частенько было сложно задействовать на съемках, поэтому Джефф решил привлечь своих сыновей к участию в рекламе. Рекламный продукт тогда выглядел так:
Джефф Фокс: «Я занимался рекламой на этом этапе. Джек Лаунер, который сделал оригинальные объявления, нанял Боба Баптиста, чтобы сделать логотип. Но дизайнер отправился в больницу для обычной консультации и там умер. После этого мы делали все наши рекламные объявления в собственном доме».
Грег Фокс: «Это одно из первых рекламных объявлений, сделанных в доме Джеффом после смерти нашего главного дизайнера. Предварительные наброски объявления и каталога были сделаны нашим сотрудником Джимом Джианацисом, который был профессиональным фотографом и имел профессиональное образование в области графики».
Сыновья Грег и Пит рекламируют молодежную экипировку «Fox».
Сейчас уже никто не вспомнит, кто придумал разместить логотип Фокс в качестве фона на всех рекламных объявлениях в 1984 году, но это был явный перебор. В итоге получилась какая-то рождественская оберточная бумага, которая испортила всю рекламную кампанию.
В 1984 году в линейке «Fox» появилось много замечательных продуктов. Новые мотоботы «Comp-2» были разработаны самой «Fox», а изготовлены итальянской фирмой «Alpinestars». Они выглядели лучше, чем предшествующая им модель, которую рекламировал Брэд Лакки. После десятилетия господства «JT Racing» компания «Fox», наконец, стала главным претендентом на лидирующую позицию в индустрии мотокросса.
Это был последний год долгосрочного сотрудничества Марка Бернетта с «Fox» (в 1985 году он подписал контракт с Answer), и в основном в рекламе были задействованы сыновья Джеффа. В тот год маленькая фотография Марка была единственной, что они использовали в рекламе.
Fox Racing
В сезоне 1985 года произошли значительные изменения в компании Fox Racing. Первое, что изменилось - был переход от первоначального названия Moto-X Fox к новому названию компании Fox Racing USA. Во-вторых, был подписан контракт с Рикки Джонсоном, что было в значительной степени сделано под влиянием 15-летнего Пита Фокс, который ездил по гонкам и активно добивался встречи с Риком, чтобы убедить его подписать контракт.
Любопытно, что Рикки Джонсона все знали по прозвищу «Bad Boy», но он также имел и другие кликухи: RJ, Ricky J, Mad Dog, Doctor J, Mr. Sano, Too Hip, Magic Man...
К 1986 году компания «Fox Racing» уже была на пике популярности, и ее годовой оборот стал намного выше ее конкурентов.
Это во многом стало и заслугой Пита Фокса (он только что окончил среднюю школу и играл более заметную роль в компании), который придумывал авангардные проекты и смелый стилистический дизайн. Просто посмотрите на контраст между этой фотографией и предыдущей. Все изменилось, начиная от прически Рика, его позы и кончая взглядом.
В 1986 году компания запустила именную линейку экипировки от Рика Джонсона. Обратите внимание на фото вверху – на нем 13-летний Дэймон Брэдшоу.
В 1986 году дебютировал еще один потрясающий продукт – новая революционная защита торса «Roost-2». В отличие от «Fugly Roost-D-Flector», новая защита «Roost-2» (и последующая Roost-3) фактически стали прообразом современных панцирей. С великолепной цветовой гаммой, она была идеальным дополнением к новым технологиям «Fox».
«Не так важно, выиграл ты или проиграл, а только как хорошо ты выглядишь».
Кто придумал использовать птиц в рекламных объявлениях? Фокс. Молодое творчество Пита Фокса и готовность Рика Джонсона идти у него на поводу были отличной креативной комбинацией.
После того, как в 1986 году «Fox» выпустил свою новую линейку, а в 1987 году большинство цветов и дизайнов остались неизменными, их экипировка по-прежнему была одной из самых красивых.
В 1987 году Пит Фокс сделал одно из самых эффектных рекламных объявлений мотобот «Comp-2». Спортивное авто «Ferrari» и мотоботы производства «Alpinestars» с лототипом «Fox». Было трудно отказаться от выбора Fox в паре с двумя такими горячими итальянцами.
Продажа защитных поясов в 70-е и 80-е годы было крупным бизнесом. Пояс «Flag» стал огромным хитом от «Fox» в середине восьмидесятых.
В 1987 году «Fox» начала сотрудничать с такими молодыми и талантливыми гонщиками, как Дэймон Брэдшоу, Донни Шмит, Кейт Турпин, Ронни Тиченор, Кайл Льюис и Джефф Матасевич. Они помогли компании несколько лет удерживать лидирующую позицию в индустрии мотокросса.
В 1988 году наличие серого цвета в моделях экипировки стало единственной большой новостью компании «Fox».
Экипировку с преобладанием серого цвета отлично дополняли белая защита торса и мотоботы «Roost-2», рекламируемые Риком Джонсоном.
Популярная модель мотобот «Comp-2» в 1988 году получила личный автограф Рика Джонсона.
Одним из новых продуктов «Fox» в 1988 году стали перчатки второй серии «Paw-2». Модель сохранила общий дизайн «Pawtector», но получила дополнительную пластиковую защиту.
В 1988 году у Пита Фокса возникла безумная идея - рекламировать «Comp-2», когда Рикки Джонсон в обнаженном виде и в мотоботах копировал скульптуру «Мыслитель» Родена.
По-видимому, Пит был впечатлен фигурой Рика и «обратился» к работе французского скульптора XIX века. В середине 80-х годов эта довольно смелая реклама демонстрировала уверенность, стиль и бесстрашие компании «Fox».
Хотя, как позднее рассказывал Джефф Фокс, он получил 4 письма от родителей, чьи дети гоняли в экипировке компании. Они были смущены этим рекламным объявлением и поклялись никогда больше не покупать продукцию «Fox». Им попытались объяснить, что это было «искусство», но все было напрасно.
Реклама «Мыслитель» была смелым решением, но это далеко не все, что компания имела в своем творческом запасе. В 1988 году на гонке в Юнадилла «Fox» представила новую линейку полосатых штанов.
В то время самой креативной компанией в этом плане была «JT Racing», которая первой начала экспериментировать с сумасшедшими расцветками и выпустила свою пеструю модель штанов «Bad Bones» (на фото), но они не смогли «конкурировать» с тигровыми полосками «Fox».
Новая цветовая палитра получила название «Zebra» и взорвала не только умы потребителей, но и всей промышленности. Несмотря на то, что окончательный дизайн сильно отличался от оригинальной идеи Пита Фокса, он по сути оставался таким же. Новые штаны от «Fox» начали новую эру более смелых графических дизайнов.
В дополнение к «Zebra» компания также предложила линейку штанов с точками и сеткой. Хотя все это было довольно круто, но ничто не могло сравниться с безудержным успехом оригинальных полосатых штанов. По словам Пита Фокса, в 1989 году на штаны «Zebra» пришлись ошеломляющие 50% всех продаж компании, и до сих пор ни одна модель экипировки «Fox» не пользовалась таким успехом.
Джефф Фокс: «Такой большой объем доставил нам много хлопот с доставкой. Мы, конечно же, никогда не смогли бы предсказать такое количество продаж и заказали в начале не такую большую партию».
Кстати, для справки: в то время почти все компании (в том числе и JT Racing) производили многие продукты на фабрике в Финляндии.
Рикки Джонсон был первым гонщиком, участвовавшим в рекламе новых штанов «Zebra». Эта честь также выпала и на долю и Деймона Брэдшоу, который занял место Джонсона после его внезапного ухода в компанию «JT Racing» в 1989 году (команда Honda уделяла большое внимание экипировке, в которой ездят ее гонщики, и обязала его ездить в экипировке «JT Racing»).
Несмотря на то, что уход Джонсона был серьезным ударом, но юношеский энтузиазм и сумасбродная личность Дэймона оказались идеальным сочетанием с новой линейкой продукции «Fox».
В 1989 году «Fox» выпустила также новые штаны «Spider», но они уже не были столь популярны, как «Zebra», хотя пользовались хорошим спросом. Штаны в розово-синей расцветке были особенно симпатичными и их рекламировал Джефф Матасевич.
В 1989 году у компании были не менее интересные рекламные кампании, которые разрабатывал молодой и талантливый Пит Фокс. В одном из них снялся Ронни Тиченор, который рекламировал мотоботы «Comp-2». А если вы внимательно посмотрите на крайнюю правую рекламу, то увидите, что тут закрасили автограф Рикки Джонсона - очевидно, что это было связано с его уходом в «JT».
К концу восьмидесятых у «Fox» уже был довольно солидный состав гонщиков. Джонсон ушел, но были стильные Дэймон Брэдшоу и Джефф Матиасевич, украшающие обложки всех мотокроссовых журналов.
В начале 1990-х компания была лишь одним из серьезных игроков в индустрии мотокросса, но к концу десятилетия стала бесспорным лидером благодаря своему ультрасовременному стилю и смелой подаче.
Роман Мишенев специально для Moto85.ru