Донни Шмит: один из лучших кроссменов
Донни Шмит: "Легенда, ушедшая слишком рано"
19 января 1996 года мир мотокросса потерял Донни Шмита - легендарного гонщика и человека, фанатично преданного спорту. Его жизнь и карьера были наполнены многочисленными чемпионатами и личными триумфами. На его счету два титула чемпиона мира и 15 побед в Гран-при, также он был введен в Зал славы АМА в 2002 году. Донни не был наделен огромным талантом, поэтому ему пришлось долго и упорно работать, чтобы достичь своей цели. Как будто что-то предчувствуя, он спешил жить, спешил успеть как можно больше…
Наш материал и воспоминания близких ему людей, которые знали и любили его - это больше, чем просто рассказ о гоночной карьере Донни. Это также пристальный взгляд на то, что сделало Донни особенным человеком, непохожим на других и одним из лучших кроссменов своего времени.
Начало карьеры
Донни Шмит родился 17 января 1967 года в Миннеаполисе (штат Миннесота). Его старший брат Дэйв был страстным мотокроссменом, и Донни пошел по его стопам. Донни начал ездить в возрасте 10 лет, когда отец подарил ему Honda XR75. Гоняясь вместе с братом и соседом в западных окрестностях Миннеаполиса, он интенсивно изучал трассы, внимательно следил за американскими звездами мотокросса, таких как Боб Ханна, и пытался скопировать их на своем маленьком XR.
1986 год. Чемпионат США среди любителей в Лоретта Линн. Донни Шмит победитель в классе 250/Open Pro-Am
Его первая гонка состоялась в Миллвилле и не давала ни малейшего намека на будущее величие Шмита. Он носил ковбойские сапоги, а его брат Дэйв обертывал пояс вокруг своего младшего брата, потому что он был очень худым. Воодушевление старшего брата и его решимость помогли молодому Шмиту быстро стать ведущим гонщиком в классе мини-мотоциклов, хотя он всегда был одним из самых маленьких гонщиков на старте. Все называли Донни «Арахис», потому что он был худым и невысоким парнем и использовал ящик из-под молока, подставляя его под ногу на стартовой линии.
В 1986 году Донни переходит в профессионалы и подписывает контракт с Kawasaki Team Green
Его стремление и отношение к гонкам не остались незамеченными, в 1986 году он переходит в профессионалы и подписывает контракт с Kawasaki Team Green, которая поддерживала его еще в «любителях». Дебют оказался успешным, в первый же свой сезон он выигрывает серию АМА Суперкросс Западного региона в классе 125сс, притом, что суперкросс он не недолюбливал, а больше предпочитал гонки на открытых трассах.
Вспоминает друг Донни – Кип Трейнер:
«У Донни Шмита был стиль, который основан на решимости и воле к победе. Будучи поклонником и другом, я увидел драйв и любовь к спорту, который сделал его человеком, выигравшим два чемпионата мира.
Я никогда не забуду одну гонку в 1987 году на его родной трассе в Миллвилле. Когда я увидел, как лидирующий Донни упал на спуске, у меня мурашки пошли по коже, а его фанаты сильно разозлились. Но Донни поднялся и продолжил гонку, которую кстати и выиграл. Он каким-то образом всегда ослеплял толпу.
Донни также был запечатлен на первом видео Terrafirma. Он ездил по льду, я был там и наблюдал. Он даже ездил боком на моем джипе и придумал новую зимнюю забаву. Это был отличный день, который я всегда буду помнить. Донни Шмит был одним из самых удивительных и талантливых людей, которых я когда-либо встречал. Его любовь к жизни и путешествиям сделали его особенным человеком».
1988 год. Гран-при США
Для своих приятелей в Миннесоте Донни Шмит был больше, чем просто еще одним гонщиком. Он был особым человеком, и они были безумно счастливы, когда в 1987 году «местный герой» получил предложение от команды Suzuki. В тот год Шмит выиграл три этапа серии АМА Мотокросс в классе 125сс, включая последние две гонки сезона – в Трое и Миллвилле. Несмотря на то, что он был всего лишь пятым в итоговой таблице чемпионата, его рассматривали, как одного из претендентов на титул в 1988 году. Донни не разочаровал: выиграв один этап, он стал вторым в общем зачете, уступив лишь Джоржу Холланду на Honda. В конце сезона 1988 года он был назван АМА «Новичком года».
В 1989 году Донни остался без команды и выступал как частный гонщик
В тот год он пробует себя на этапах суперкросса в классе 250сс, но получает травму. Подавая большие надежды, Шмит, казалось, все же не сможет совладать с более мощным мотоциклом на жестких суперкроссовых треках. В конце концов, он решил держаться подальше от суперкросса, чтобы полностью сосредоточиться на мотокроссе. Первоначально это решение повредило его карьере в США, но в конечном итоге это привело к возможности участия на чемпионате мира.
В межсезонье Донни не раз задавал руководству команды вопрос о продлении контракта на 1989 год. Но в Suzuki не вели переговоры, не делали встречного предложения и даже не отвечали телефонные звонки Донни: вместо этого они его просто вышвырнули из команды. Как многие говорили, такое поведение боссов команды было вызвано его плохими результатами в суперкроссе. Для Шмита это была горькая пилюля, еще и потому, что драгоценное время было потеряно, он уже не смог подписать контракт ни с одной командой, так как они были полностью укомплектованы.
В серии АМА Мотокросс 1989 года в классе 125сс он финишировал четвертым в общем зачете, уступив лишь заводским гонщикам
Но Донни не унывал, у него в запасе оставался его любимый чемпионат по мотокроссу. Он купил несколько мотоциклов Honda CR125 и при поддержке Митча Пэйтона и Pro Circuit, стал частным гонщиком. Сезон 1989 года для Донни оказался не таким уж и плохим, он стал лучшим среди не заводских гонщиков. В серии АМА Мотокросс класса 125сс он финишировал четвертым в общем зачете, уступив лишь заводским гонщикам: Майку Киедровски (Honda), Деймону Брэдшо (Yamaha) и Гаю Куперку (Honda). Самое интересное, что результаты «частника» Шмита оказались намного лучше результатов гонщиков заводской Suzuki, ошибка в выборе гонщиков для руководства была очевидной и думается, что они еще не раз пожалели о своем решении.
Вспоминает Анна Фокс:
«Я познакомилась с Донни Шмит и Кэрри Карлсон в 1989 году. В тот год он собирался начать сезон с суперкросса, и они остановились у меня на несколько дней. Донни и Кэрри были одной из уникальных семейных пар-команд в мотокроссе. Другая такая пара-команда, которую я позже узнала, напомнила мне Кэрри и Донни – это были Даг и Стейси Хенри.
Кэрри путешествовала повсюду с Донни, сидела на той же самой диете гонщика. Она везде ездила с ним, была на всех гонках и практиках, как будто это было ее собственным графиком. Что касается Донни, то он был очень серьезным, это был лидер со своим видением и волей».
Вспоминает Кэрри Шмит (вдова Донни Шмита):
«15 июля 1984 года, наблюдая на местных соревнованиях по мотокроссу в Миннесоте, мой папа одобрительно сказал «да» на мое первое свидание с Донни. Все называли Донни «Арахис», потому что он был просто маленьким парнем. На старте он опирался ногой на ящик из-под молока, потому что не доставал до земли, когда сидел на мотоцикле.
Я познакомилась с Донни за пару лет до этого и часто наблюдала, как он носится на треках Миннесоты. Тогда я не знала, что в тот роковой день в июле, в возрасте 15 лет, я отправлюсь в огромное приключение, которое продлится в течение следующих 13 лет моей жизни.
Донни был человеком, который никогда не мог сидеть на месте. Его энергия, стремление и тяга к жизни были потрясающими. Для меня он был непобедим, и отправляться с ним в любую поездку было невероятно интересно. Он был как маленький ребенок, который никогда не замедлялся.
По сути, мы с Донни были еще детьми, когда начали встречаться. Это все еще заставляет меня смеяться, когда я вспоминаю, как важно было ему знать, что он действительно мне понравился, но я знала, что всегда буду для него второй после мотоцикла. В то время мне было все равно. Затем, несколько лет спустя мы где-то сидели, и он решил сказать мне, что я так же важна для него, как и его мотоцикл.
1989 год. Соушвик. Борьба Донни Шмита и Ларри Уорда
Он всегда был благодарен мне за то, что у меня было понимание, что гонки для него очень важны и должны стоять на первом месте, чтобы он смог достичь своей цели в жизни. Я восхищалась его приверженностью и преданностью тому делу, которое он действительно любил. Уже в молодом возрасте у него была невероятная сила воли. Когда другие дети делали то, что им и положено в этом возрасте, Донни либо тренировался, либо ремонтировал свой мотоцикл.
Езда на мотоцикле и гонки были для него тем, что заставляло его чувствовать себя живым, и я никогда не забуду, как он за несколько дней до своей смерти, спросил своего врача, как долго будет лечение и когда он сможет вновь сесть на мотоцикл. Доктор сказал ему, что вновь сесть на мотоцикл он сможет через год-два после пересадки костного мозга. У Донни после этого был очень грустный, с каким-то запутанным взглядом.
Донни был успешным не потому, что он был самым талантливым гонщиком, а потому, что у него были все нужные качества для достижения цели. Он был настолько сильным, и мог мысленно справляться с чем угодно. На пути к цели у него было так много искушений. Однако он никогда не терял фокуса, и что-то или кто-то не мог ему помешать. Судя по его ритму жизни, некоторые люди думали, что он был немного сумасшедшим. Он много работал, не жалея себя и был счастлив.
В серии АМА Мотокросс 1989 года в классе 125сс он финишировал четвертым в общем зачете, уступив лишь заводским гонщикам
Донни никогда не позволял себе какие-то слабости в жизни или гонках. Мне даже пришлось испытать это на себе: кондиционер у нас был запрещен. Даже в самые жаркие, влажные летние дни в Миннесоте он всегда ехздил на тренировки. А когда она заканчивалась, он заставлял нас ехать домой в фургоне с закрытыми окнами. Так он готовил себя к самым тяжелым гонкам в жаркую погоду. Я думала, что умру от духоты, но мы были командой, и я взяла на себя обязательство идти навстречу и поддержать его способы обучения, которые заставляли почувствовать его готовность к гонкам».
Переезд в Европу
Донни Шмит ворвался в мировую элиту мотокросса, словно метеор. Весной 1990 года он был всего лишь одним из многих американцев, решивших попытать счастья в европейских гонках. Уже летом его фотографии замелькали на страницах мотоциклетных журналов. А осенью его уже называли не иначе, как «Мессер Шмит». Если американская команда не оценила талант Донни, то за них это сделали европейцы. Менеджер Bieffe Suzuki Сильван Гебоэрс рискнул и предложил ему место в команде сразу после окончания серии АМА МХ 1989 года. Сразу же со Шмитом был подписан контракт сроком на два года.
Весной 1990 года Донни Шмит был всего лишь одним из многих американцев, решивших попытать счастья в европейских гонках
В своем первом дебютном сезоне в Европе Донни Шмит сходу выиграл Чемпионат мира в классе 125сс. Он стал вторым американцем, после своего соотечественника Трампаса Паркера, кто смог выиграть в этом классе. Это была величайшая победа. В один миг Донни перепрыгнул пропасть от частного гонщика до чемпиона мира. Шмит потряс мир и, возможно, даже самого себя, своим непосредственным успехом на мировых трассах. На пути к титулу он выиграл четыре Гран-при. Лихой белокурый американец быстро стал фаворитом среди европейских болельщиков. Он даже нашел время, чтобы вернуться в США и погоняться на «домашнем» этапе в Миллвилле в классе 125сс. Тогда он занял второе место уступив Майку ЛаРокко.
Как рассказывал сам Донни Шмит в своих интервью различным мотоциклетным изданиям:
«Я давно мечтал попробовать себя в Европе, и мне пришло в голову позвонить друзьям, имеющим контакты в Старом свете. Мне сразу повезло — моей персоной заинтересовалась команда «Bieffe Suzuki». Мой менеджер — брат знаменитого Эрика Гебоэрса, многократного чемпиона мира — Сильван здорово рисковал, он ведь не видел меня в деле и ориентировался только по отзывам знакомых. Должно быть, рекомендации были «что надо», но все равно я благодарен моей команде за доверие и поддержку».
1990 год. «Masters of Motocross» в Маджоре (Италия). Джон Ван Ден Берк, Донни Шмит и Эрик Гебоэрс
«Я слышал, что американцу приспособиться к европейской жизни тяжеловато, но, пожив целый сезон в шкуре гонщика без команды, считал, что тяжелее не бывает. Вскоре, однако, выяснилось, что все познается в сравнении. Дома я просто не представлял себе, сколько крови могут попортить человеку такие штуки, как государственные границы, какие-то визы — вещи, с моей точки зрения, совершенно лишние! Да и сезон начался с неприятностей. В Италии при испытаниях новой машины упал и сломал руку. Правда, обошлось все сравнительно благополучно. Уже через пять недель я сел в седло. Кстати, лечился дома. В Америке и доктора, и условия для восстановления получше. К тому же была возможность постоянно тренироваться с друзьями. Так что время прошло быстро. Но, едва вернувшись, перед гонкой в Голландии, отравился и целую неделю ничего не мог есть, пил бульон и воду. А в общем — все хорошо, что хорошо кончается, и мне удалось стать чемпионом мира. Не скрою, мне это страшно нравится».
Два года спустя Донни выиграл Чемпионат мира в классе 250сс, но уже выступая за команду Chesterfield / Yamaha
Вспоминает Кэрри Шмит (вдова Донни Шмита):
«Первые два года мы жили в Европе. Донни гонялся за команду Suzuki, которую спонсировала фабрика по производству мороженого в Бельгии. В гоночном магазине команды была настоящая фабрика мороженого разных вкусов и мы могли его есть сколько угодно. Донни даже шутил, что он должен быть экспертом по многим видам бельгийского мороженого. Хорошие воспоминания!
Донни всегда любил возвращаться домой к своей семье. Его родители и брат были для него особенными, и ему нравилось проводить время с ними. Он любил беседовать с отцом, а со старшим братом ездил на охоту, где они стреляли из лука. Он любил делиться историями о своих детских воспоминаниях и о том, как ему повезло, что у него была такая семья. Несмотря на то, что он видел их очень редко, его племянницы и племянники были огромной частью его жизни, и он любил время, которое проводил с ними».
Сезон 1991 года для Шмита стал полным разочарованием. Выиграв три первых этапа, он надеялся защитить титул, но этому не суждено было случится. Во втором заезде четвертого этапа Гран-при Венгрии, он получил травму запястья, которая заставила его пропустить практически всю оставшуюся часть чемпионата. На старт он смог выйти лишь на заключительном этапе в Японии и в итоговой таблице чемпионата он был лишь на восьмом месте. В итоге его место в команде занял молодой и подающий надежды бельгиец Стефан Эвертс, а Донни отправился покорять новую высоту.
1992 год. Донни Шмит перешел в класс 250сс и выиграл свой второй титул чемпиона мира
В 1992 году Шмит переходит в класс 250сс и подписывает контракт с командой Микеле Ринальди - Chesterfiel Yamaha, где его товарищем по команде становится итальянец Алекс Пузар. Как итог четыре победы в Гран-при и титул чемпиона мира.
Донни ездил за команду Ринальди в течении еще двух сезонов и, хотя он выиграл еще три этапа, завоевать еще один чемпионский титул он так и не смог. В 1993 году он не защитил титул и стал бронзовым призером уступив Грегу Альбертийну и Стефану Эвертсу, а в 1994 году занял седьмое место.
В 1993 году Донни стал бронзовым призером Чемпионата мира в классе 250сс уступив южноафриканцу Грегу Альбертийну и бельгийцу Стефану Эвертсу
Несмотря на предложения продолжить гоняться в Европе, Шмит и Керри решили, что пришло время вернуться в Америку, тем более Донни начали преследовать травмы. Да и просто кататься и получать зарплату, было не в его характере. Он никогда не был зависим от денег и его удовлетворение от побед и хороших гонок было для него более важным, чем денежная прибыль. В конце сезона 1994 года Донни объявил об окончании своей спортивной карьеры.
В конце сезона 1994 года Донни Шмит на окончании своей спортивной карьеры
В 1995 году Шмиту поступило предложение от команды Honda of Troy проехать один этап АМА Мотокросс в его родном Миллвилле. Он с радостью принял предложение и по итогам двух заездов показал четвертый результат. Мало кто знает, но он также выиграл чемпионат, который проводился на треке Глен Хелен выступая на четырехтактном CCM. В тоже время он нашел себе еще одно хобби – автогонки. Шмит участвовал в нескольких сериях Supersport и AMA 600 и, несмотря на то, что делал это просто ради удовольствия, был перспективен в дорожных гонках.
Эпилог
Донни любили и уважали по обе стороны Атлантики. Как-то он заметил, что уйдет из спорта, когда поймет, что больше не сможет побеждать. И сдержал слово. Став седьмым на Чемпионате мира в 1994 году, он сказал себе: «Хватит». Вместе с Кэрри, с которой исколесил весь мир, он вернулся в родной Миннеаполис, где они сыграли свадьбу.
2008 год. Памятный плакат на родной трассе Донни в Миллвилле
Занятый домашними хлопотами он редко покидал семью, хотя нередко признавался, что тоскует по кочевой жизни и друзьям-гонщикам. И если в его родной город съезжались кроссмены, он не упускал возможности встретиться с теми, с кем делил свою спортивную страсть. Этап суперкросса в его родном Миннеаполисе был намечен на 20 января 1996 года, и он непременно заглянул бы в закрытый парк, но судьба распорядилась иначе…
Вспоминает Кэрри Шмит (вдова Донни Шмита):
«За несколько дней до смерти Донни сказал мне, что он прожил жизнь в полной мере, воспользовался каждым днем и не упустил ни одной возможности. Он сказал, что, если бы пришлось умереть завтра, он был бы счастлив, потому что он прожил жизнь дюжины людей ... что он и действительно сделал. Должно быть, он что-то чувствовал и поэтому сказал мне это. Я считаю, что его мысль заключалась в том, что мы должны жить полной жизнью и использовать все возможности, которые возникают на нашем пути. Жизнь действительно коротка, и возможности могут не представится снова.
У Донни были симптомы гриппа около двух недель, он немного похудел, поэтому решил пойти к врачу. В среду, на его 29-летие, ему сказали, что у него апластическая анемия, и ему нужна трансплантация костного мозга. В четверг он должен был пойти в госпиталь Университета Миннесоты. Врачи сказали, что мы, вероятно, никогда не узнаем, что именно вызвало болезнь. Несомненно, его отличная физическая подготовка маскировала крайнюю степень его болезни, пока не стало слишком поздно. Он проснулся в пятницу утром с сильной головной болью. Я отвезла его в больницу Мерси в Кун-Рапидс и там прямо в лифте он скоропостижно скончался. Вот и все».
Донни Шмит умер 19 января 1996 года. Ему было всего 29 лет. Америка потеряла одного из своих лучших героев-мотокроссменов. Для его поклонников это стало настоящим шоком. 20 января на стадионе Метродом в Миннеаполисе, где проходил этап супекросса, 68 000 собравшихся почтили его память минутой молчания.
Как говорил Донни в одном из интервью: «Я проехал всю страну и был вторым в национальном чемпионате. Я был чемпионом страны среди любителей. Я объехал всю Европу. Я был чемпионом мира. Все это сделал я».
Роман Мишенев специально для Мото85.ru