Травмы в мотокроссе. Исследования и статистика
Хотя мотокросс является одной из самых популярных внедорожных дисциплин, практикуемых миллионами людей во всем мире, мало что написано о травмах в этом виде спорта и об их предотвращении. В одной только Великобритании, где в начале ХХ века мотокросс собственно и зародился, насчитывается 200 клубов и ежегодно проводятся 900 соревнований. Что уж тут говорить про США - за океаном все еще масштабнее.
В этой статье говорится об исследованиях травматизма в мотокроссе с точки зрения видов травм, их частотности и возможной профилактики. Цель этих исследований - классифицировать и количественно оценить масштабы травм в мотокроссе как детей, так и взрослых.
Скажем сразу, что мотокросс - это спорт с высоким риском травматизма, и падения и столкновения тут имеют высокую энергетическую природу. С ростом числа участников и конкурентности в профессиональном спорте, с 1997 по 2006 годы общий коэффициент травматизма в мотокроссе увеличился на 240%, а показатель травм позвоночника вырос почти на 500%.
95% гонщиков получили травму в какой-то момент своей карьеры.
У более 90% гонщиков первые травмы были получены в возрасте от 11 до 17 лет. Несмотря на сокращение числа некоторых травм при применении защитной экипировки, риск растяжения коленных суставов, перелома запястий и ключицы все еще высоки. Кроме того, на гонках по суперкроссу, а также в мотофристайле наблюдается большое количество травм позвоночника с последующим неврологическим дефицитом, поэтому у большинства исследователей есть сомнения в безопасности таких соревнований.
ПЕРВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ИТАЛИИ
Первое исследование травматизма в мотокроссе было проведено в Италии в период с 1980 по 1991 годы. Данные были взяты из медицинских отчетов, заявлений о страховании и последующих форм, заполненных гонщиками, участниками аварий. Затем был классифицирован тип и местоположение травмы, способ аварии, использование защитной экипировки и восстановление гонщиков.
Всего из 1870 травм, 1076 были ушибами:
27,9% из них верхних конечностей, 26,9% - нижних,
21,2% ушибов туловища и 16% ушибов лица.
Зарегистрировано 450 переломов:
50,9% верхних конечностей, а 38% нижних конечностей,
остальные – перелом позвоночника, шейных позвонков и черепа.
Переломы позвоночника (5,8%) вызвали постоянные неврологические осложнения у восьми пациентов.
Также зафиксировано 344 случая разрыва связок нижних конечностей, из них разрыв связок колена - 42,4%. При этом разрыв связок в 60% случаев зафиксирован на левой ноге.
Сотрясение мозга обнаружено в 86 случаях (5,7%), вызвавших кому (3%), а потеря сознания была у 14%.
ИССЛЕДОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Более масштабное исследование по детскому и взрослому травматизму в мотокроссе было проведено в Великобритании. В течение 4-летнего периода (с августа 2010 года по август 2014 года) 423 пациентов (в возрасте от 4 до 73 лет) были направлены в травматологические и ортопедические отделения.
Большая часть травм была получена в ранние весенние и летние месяцы, т.е. по сути в начале сезона.
Всего было зарегистрировано 485 травм - от одной до шести травм на одного пострадавшего. Большая часть пациентов нуждалась в госпитализации, причем в 42% требовалось хирургическое вмешательство, а 5 пациентов получили инвалидность, требующую полного ухода. Семь пациентов со значительными травмами головы были переведены в специализированные нейрохирургические отделения, а четыре - в спинальный центр для срочной стабилизации дислокаций шейного отдела позвоночника. Еще трем пациентам потребовался перевод в специализированный кардиоторный центр после опасного для жизни гемоторакса, а одного из-за опасного для жизни пневмоторакса.
Распределение травм по возрасту гонщиков
Отметим, что подавляющее большинство травм (82%) произошло на гонках, а не тренировках.
Большое количество травм (65) было получено при столкновении с другими гонщиками, и даже возникло предположение, что меньшее количество участников на старте может уменьшить частоту и тяжесть травм.
Распределение травм в мотокроссе по месяцам
Наиболее распространенными травмами были переломы ключицы (14%), переломы предплечья/дистального радиуса (13%), переломы костей (бедренная и большеберцовая кость - 12%). Значительная часть пациентов получила две или более травм (18%).
В общей сложности 216 пациентов за период исследования нуждались в стационарной госпитализации. Продолжительность пребывания в стационаре варьировалась от 1 до 7 дней, причем большинство из них находились в больнице в течение 3 дней. Сорок пациентов нуждались в интенсивной терапии.
Количество травм в сезон за последние 4 года
В первый год исследования было зарегистрировано 74 травмы по сравнению с 170 травмами в четвертый год, что свидетельствует о том, что за последние 4 года число травм более чем удвоилось.
Рост количества операций в год от травм в мотокроссе
Расходы на лечение травм заслуживают отдельного обсуждения. Ориентировочная стоимость больничной койки в Великобритании составляет приблизительно 250 фунтов стерлингов в день, которая при добавлении к стоимости хирургического вмешательства обойдется приблизительно 5000 фунтов стерлингов в день, плюс плата за последующее наблюдение за пациентом. Прибавьте к этому затраты родителей и опекунов, которым придется брать отпуск за уходом больного.
Каковы же наиболее частые травмы в мотокроссе?
Анатомическое распределение травм в мотокроссе
Подводя итог, эксперты из Великобритании отмечают, что чиновникам от спорта необходимо задуматься о безопасности проводимых соревнований (82% травм получены на гонках): в первую очередь, сделать трассы менее скоростными и не такими опасными. Это сможет ограничить риск получения и уменьшить частоту и тяжесть травм.
ИССЛЕДОВАНИЕ В США
В США мотокросс является самым популярным внедорожным мотоциклетным видом спорта, и уровень травматизма тут очень высок. Исследование, проведенное в травматологическом центре Пенсильвании, показало, что в общей сложности 86% травм получено в выходные дни, причем самый высокий уровень травм наблюдается в пиковый сезон между февралем и ноябрем.
Травмы при прыжках получило 57% спортсменов.
Столкновение с другим гонщиком было в 9% авариях.
Один спортсмен неудачно выпрыгнул и ударился о смотровую башню на финише, что привело к летальному исходу.
Большинство (85,7%) пациентов, возраст которых в среднем составлял 14 лет, получили травмы во время соревнований, а 14,3% во время практики.
Несмотря на необходимое использование шлемов, почти половина (48,6%) из них получила сотрясение мозга.
Двадцать пять пациентов (71,4%) имели переломы костей, две трети которых требовали хирургического вмешательства. У большинства из них были сломанные ноги (18,8% сломали бедренную кость, 12,5% - малоберцовую и 9,4% - голень), перелом ключицы (12,5%) и перелом предплечья (9,4%).
Возрастные группы получивших травмы
Еще одно исследование было проведено Комиссией медицинского института (IRB). Ретроспективный обзор был проведен в период между 2004 и 2014 годами. Исследование проводилось в травматологическом центре уровня I, где обычно лечат пациентов, получивших серьезные травмы в мотокроссе. Девять трасс находились в пределах 100-мильной зоны от травматологического центра.
Пострадавшие были идентифицированы с помощью базы данных, в которой регистрируются все пациенты, которым назначена активация травмы уровня I или уровня II. Активация травмы уровня I более тяжелая, чем уровень II, и классифицируется учреждением с критериями, включая нарушение жизненных признаков, механизм травмы, компрометацию дыхания и тяжесть известных повреждений по прибытии.
Сотрясения мозга, полученные гонщиками разных возрастных групп
Более 90% травм выявлено у пациентов в возрасте от 11 до 17 лет.
14% спортсменов получили травмы уровня I, 74% получили травмы уровня II, а у 12% пациентов не была конкретно указана травма уровня I или уровня II.
69% спортсменов получили ортопедическую травму. Было выявлено 59% переломов, которые потребовали оперативного лечения.
Переломы нижних конечностей были почти в два раза чаще, чем переломы верхних конечностей.
Наиболее распространенными были
перелом бедра (18,8%),
малоберцовой кости (12,5%),
ключицы (12,5%),
голени (9,4%) и предплечья (9,4%),
В то же время 48% спортсменов получили сотрясение мозга.
Другие значительные нестероидные травмы включали переломы лица, легочные, сердечные и головные ушибы, субарахноидальные и субдуральные кровоизлияния, селезенки, почек и поджелудочной железы, гемоторакс, пневмоторакс, переломы гортани, рваные раны и остановку сердца.
К слову, средняя стоимость лечения на одного пациента, включая весь послеоперационный уход и последующее наблюдение, составила $28.771 (в разных случаях оно может составлять от $9.156 до $106.054).
Статистика АМА показывает, что в 1998 году на внедорожные соревнования приходилось более 39 000 травм на 47 400 человек. В период с 1997 по 1999 годы на внедорожным гонках погибло 28 человек.
Также интересны факты, которые приводит доктор Джонатан Коэн, хирург-ортопед из Модесто, Калифорния. Он провел несколько лет назад собственное исследование по травмам в мотокроссе. Тема его заинтересовала, когда его сыновья решили заниматься этим видом спорта.
Коэн обнаружил, что для самых маленьких детей в возрасте до 11 лет уровень травматизма практически отсутствует, потому что они катаются на маленьких мотоциклах. На основе своего исследования он сделал вывод, что чем больше кубатура мотоцикла, тем выше уровень травматизма, а сами травмы более серьезные.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТРАВМЫ
На определенном этапе травмы просто неизбежны – это признают все гонщики. Как мы уже упоминали в начале данной статьи, 95% гонщиков были травмированы в течение своей карьеры.
Большинство травм получают гонщики в возрасте до 25 лет во время столкновения или падения, а также при прыжках.
Все участки тела могут быть повреждены после аварии, но верхняя часть тела страдает гораздо чаще, чем нижняя.
Современный мотокросс далеко шагнул вперед и требования, предъявляемые к гонщику, стали еще более серьезными. Скорости выросли, трассы стали более сложными, и в результате этого травмы могут быть очень тяжелыми.
Возросший травматизм, многочисленные сообщения о погибших и травмировавших спинной мозг, служат тому печальным подтверждением.
Можно выделить несколько наиболее распространенных травм в этом виде спорта:
перелом ключицы, перелом запястья, разрыв связок плечевого сустава, разрыв связок колена, перелом лодыжки и сотрясение головного мозга.
Другие виды травм, которые также важно отметить - это сломанные пальцы, ребра, сломанные кости ног и рук, а также наиболее опасные: перелом позвоночника и шейных позвонков.
Смерть - еще одна большая проблема, когда речь заходит о гонках. При получении многочисленных серьезных травм (политравма) также увеличивается вероятность летального исхода. Отметим, что эти виды травм являются общими как для мотокросса, так и для всех видов внедорожного мотоспорта.
-----
Более детально поговорим о самых распространенных травмах и дадим несколько советов от опытных гонщиков.
Перелом ключицы (Broken Collar Bone) - довольно распространенная травма. Обычно возникает во время падения с мотоцикла, когда гонщик падает на вытянутую руку. Сила, передаваемая на руку, может быть небольшой, но часто достаточной, чтобы сломать ключицу.
Поэтому в поворотах проявляйте особую бдительность. Следите за другими гонщиками и старайтесь предугадать опасность препятствий, которые могут вызвать столкновение или падение. Прогулка по трассе до гонки необходима, чтобы помочь вам предвидеть области трека, которые могут быть проблемными. Заживление обычно длится от 4 до 8 недель. В сложных случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.
Перелом запястья (Broken Wrist) – это перелом кости чуть выше самого запястья, самый трудный перелом для диагностики и лечения. Всё дело в том, что маленькие косточки в основании кисти при повреждении на рентгеновских снимках почти не изменены, и поэтому диагноз затруднён. Чёткая рентгенологическая картина перелома появляется довольно поздно, зачастую лишь через 3 недели можно увидеть его линию. У запястья сложная структура, и любая травма очень болезненна.
Чаще всего такую травму можно получить при резком падении на ладонь. При просмотре сбоку на запястье отображается характерная «обеденная вилка». Травма сопровождается разбуханием запястья и, в результате перелома, неспособностью использовать запястье и всю руку.
Наличие разумной стратегии в гонке, основанной на вашем предварительном изучении и оценке трассы, может помочь избежать неприятностей. Также знайте, что для ранее травмированных гонщиков производят брейсы для запястья на основе прочной защитной рамы.
Разрыв связок плечевого сустава (Acromio Clavicular - AC Joint Sprain) – нарушение целостности связки в результате травмы. Может быть полным или частичным. Возникает в результате приложения силы, превышающей прочность связки в результате падения на кончик плеча или на вытянутую руку. Плечевой сустав сложен по своей структуре и является довольно слабой частью плеча, поэтому подвержен травме.
Если гонщику случится сломать ключицу во время падения, очень вероятно, что произойдет и разрыв связок (разделение плеча) - это невероятно болезненная травма.
Внезапная остановка, которая «бросает» гонщика через руль, является общей причиной разрыва или повреждения связок плеча. Старайтесь избегать гонщиков, которые могут упасть перед вами, потому что, если ваше переднее колесо резко остановится, то скорее всего, вы полетите через мотоцикл.
Время восстановления будет полностью зависеть от тяжести травмы. Реабилитационные упражнения могут начинаться только тогда, когда человек больше не испытывает боли. При травмах от легкой до средней степени это обычно занимает от 1-2 недель и до нескольких месяцев при тяжелых случаях. Все упражнения и растяжки будут постепенно увеличиваться, так как они направлены на восстановление полного спектра безболезненного движения.
Самая опасная травма колена – это разрыв передней крестообразной связки. ПКС (Anterior Cruciate Ligament - ACL) является одним из главных внутрисуставных стабилизаторов коленного сустава. Наиболее частым механизмом разрыва ПКС является ротационный подворот в колене при фиксированной голени, т.е. происходит скручивание в колене. Другой причиной травмы ПКС является боковой удар в колено. Достаточно часто во время травмы передней крестообразной связки пациенты отмечают слышимый хруст в колене.
Как таковой боли разорванная передняя крестообразная связка не дает. Болевой синдром в коленном суставе связан с травмой других внутрисуставных структур (разрыв менисков, внутрисуставные переломы и т.д.), которые могут быть в комбинации с повреждением ПКС. В ортопедической практике часто встречается так называемая триада: повреждение передней крестообразной связки + повреждение внутренней боковой связки + повреждение медиального мениска. При разрыве передней крестообразной связки точный диагноз поставит только опытный врач, который непосредственно занимается травмами коленного сустава.
Иногда в российских поликлиниках ставят такой диагноз: обычный ушиб колена и отправляют домой, что является недопустимым. Общее время восстановления от такой травмы может занять до года. После хирургического вмешательства и заживления для восстановления требуется физиотерапия. Это потребует много терпения и самоотверженности, чтобы гарантировать, что процесс заживления будет настолько успешным, насколько это возможно.
Даже после серьезной реабилитации некоторые гонщики испытывают трудности с управлением мотоциклом, особенно когда речь идет о безопасном выполнении прыжков и трюков.
Брейсы для колен - это обязательная часть профессиональной защитной экипировки для обеспечения безопасности.
Хотя изначально они могут чувствоваться на ноге громоздкими или неудобными, но это единственный шанс защититься от серьезной травмы скручивания и излома. Не стоит его игнорировать.
Как плечо и запястье, лодыжка (Broken Ankle) также сложна по своей структуре и подвержена травме. Перелом обычно происходит при непрямом механизме травмы – подворачивании стопы наружу или внутрь. Может быть обусловлен ударом, падением тяжелого предмета или сдавлением области голеностопного сустава при аварии. Проявляется болью, отеком, кровоподтеками, ограничением опоры и движений. Неловкое падение или столкновение с другим гонщиком может привести к перелому лодыжки.
После сломанной лодыжки врачу, возможно, потребуется переместить и выравнить кости или в случае более сложной травмы может потребоваться операция. Затем лодыжку помещают в гипс на 6-12 недель. Реабилитация, контролируемая и возглавляемая опытным физиотерапевтом, жизненно необходима для восстановления силы и движения после заживления костей.
Будьте сосредоточенны, точно распределяйте свои силы на протяжении всей гонки, и вы будете менее склонны совершать ошибки, поскольку усталость является причиной большинства падений и аварий.
Качественные мотоботы и специальная защита голеностопного сустава также может помочь уменьшить риск травмы лодыжки.
Сотрясение головного мозга по заявлению американских медиков — одна из наиболее распространенных травм в мотокроссе (30% от общего числа травм) и в среднем наблюдается 2,4 сотрясений за гонку. Это легкая форма повреждения головного мозга, по частоте занимает первое место в структуре черепно-мозгового травматизма.
Главное при лечении сотрясения — это покой и сон. Но сотрясение легко спутать с более сильной травмой — ушибом мозга. Эта травма требует обязательного медикаментозного лечения и госпитализации.
Если вы однажды уже получали сотрясение мозга, то в будущем станет намного легче получить повторные. Повторные сотрясения могут привести к долговременной потере памяти, психическим расстройствам, повреждению головного мозга и другим неврологическим проблемам.
Медицинский факт: женщины более восприимчивы к сотрясениям, чем мужчины. Хуже того, они страдают гораздо более серьезными симптомами. Причины неясны, но медицинские работники в качестве основных факторов указывают на слабые мышцы шеи у женщин, уровень эстрогена и уменьшенную мышечную массу.
Если вы получили сотрясение мозга, во-первых, не садитесь за руль мотоцикла, пока полностью не пройдете курс лечения и не восстановитесь.
Во-вторых, надевайте самую лучшую защитную экипировку, которую можете себе позволить.
В-третьих, заменяйте свой шлем после любой крупной аварии, даже если визуально он не пострадал.
Помните, что сотрясение мозга – это не такая уж и безобидная травма. Гонщик соглашается с тем, что он может повредить колено, сломать руку или ногу, но он не всегда отдает отчёт, что сотрясение может повредить его будущей жизни, не говоря уже про досрочное завершение профессиональной карьеры.
НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ГОНЩИКА
Как говорилось выше, большинство травм в мотокроссе происходит в поворотах, хотя приземление после прыжка тоже несет в себе высокий риск получения травмы. Поэтому из-за высокого риска травматизма в этом спорте, защитные элементы экипировки имеют очень важное значение и могут помочь предотвратить серьезную травму.
Конечно, защитное снаряжение может выполнять только три функции (в порядке убывания эффективности): распределить силу удара на большую область, сместить силу на другую часть тела и поглотить силу удара.
Нет никаких сомнений в том, что возросшие скорости, инерция, длинные прыжки и повышенная частота препятствий увеличили тяжесть и количество травм. Падение на скорости 40-50 миль в час - это экстремальная ситуация для защитной экипировки.
Не всем очевидно, что мотоэкипировка не может предотвратить всех травм.
Но однозначно она снизит степень повреждений.
Нельзя переоценить важность качественного шлема. Шлемы не могут реально обнулить внешнюю силу, поэтому они только поглощают часть энергии и распределяют ее на разные участки, что уменьшает негативное воздействие.
Защита шеи – еще один важный элемент, который поможет снизить риск травмы шейных позвонков. Для серьезных режимов тренировок и соревнований надо использовать профессиональные модели такой защиты.
То же самое касается ваших ног – топовые брейсы и мотоботы помогут предотвратить или снизить тяжесть травмы.
Защита глаз также имеет первостепенное значение – хорошие очки улучшат обзор и могут помочь предотвратить аварию.
Не стоит также пренебрегать качественной защитой тела, она значительно поможет защитить повреждение внутренних органов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Для всех участников мотокросс – это физически сложный вид спорта с высоким выбросом адреналина. Азарт и конкуренция часто вытесняют вопросы безопасности на третий план. Чтобы оставаться на мотоцикле и избегать травм, важно принять меры предосторожности перед поездкой, оценивая свои возможности и риски.
Также важно правильным образом реагировать на травмы, если уж они случаются. Не игнорируйте легкие повреждения, пока они не стали невыносимы.
Знание методов предотвращения травм от подготовленных специалистов может способствовать общей безопасности и благополучию во время езды. Как и в большинстве видов спорта, разминка и растяжка до езды на мотоцикле может помочь расслабить мышцы, что помогает повысить гибкость и избежать судорог или стянутости.
Убедитесь, что вы всегда можете видеть трассу. Пыль и непогода не должны препятствовать видимости трассы. Хотя мотокросс, как правило, является всепогодным спортом, риск травм может усилиться в определенных неблагоприятных условиях. Например, некоторые организаторы не вполне серьезно относятся к безопасности при проведении соревнований, хотя это должно быть первостепенной задачей. Отсутствие полива в жаркую погоду и разметки на трассе может привести к серьезным травмам гонщиков и зрителей. Старайтесь не участвовать в таких гонках, так как это еще более увеличивает риск получения травмы.
Понимание уровня своего мастерства также может помочь предотвратить травмы. Не нужно прыгать выше головы и пытаться ехать быстро, если вы не готовы к контролю над ситуацией на высоких скоростях. Преодоление сложных препятствий, не соответствующих уровню вашей подготовки, может создать опасные ситуации.
Обращение за медицинской помощью по любым травмам, которые вы получили вовремя гонки или тренировки. Если травма требует некоторого отдыха и времени для восстановления, обязательно следуйте указаниям вашего врача и не возвращайтесь к езде до тех пор, пока полностью не восстановитесь с медицинской точки зрения. Для обеспечения долговременной безопасности и успеха на трассе постоянно следите за своим здоровьем и заботьтесь о своем теле.
Тем не менее, природа спорта такова, что аварии все равно будут происходить и от них, к сожалению, никуда не деться. Пользуйтесь кроссовой экипировкой.
Будьте благоразумны и берегите себя!
Роман Мишенев специально для МОТО85.ru