Тест KTM 450 SX-F 2024 года

! Мы не продаем мототехнику и не консультируем по запчастям. Статьи являются переводом экспертов зарубежных изданий.
В прошлом году флагманская модель KTM 450 SX-F была абсолютно новой, поэтому наивно было бы ожидать, что машина 2024 года получит много изменений. Тем не менее KTM является одним из самых агрессивных производителей, когда дело доходит до обновления своих машин. Австрийцы не живут по четырехлетнему производственному циклу, как большинство японских брендов, а вносят изменения в гораздо более короткий цикл и почти всегда, когда возникают проблемы, требующие их внимания.
В модели этого года производитель сделал лишь небольшие доработки подвески, а также косметические изменения. Поэтому она остается практически той же прошлогодней машиной, но как это ни парадоксально, кое-что плохое остаётся неизменным.
Что было нового в 2023 году?
В прошлом году KTM 450 SX-F был самым технически совершенным мотоциклом для мотокросса. Вот краткий список того, что австрийские инженеры изменили на модели 2023 года:
- Рама была спроектирована так, чтобы быть более прочной спереди и с меньшей вероятностью передавать энергию ударов вверх по опорной части.
- Совершенно новый двигатель был наклонен на 2 градуса назад и сдвинут на 3 мм вниз, чтобы уменьшить склонность прошлых моделей приседать при резком ускорении. Был разработан новый короб воздушного фильтра с массивными вентиляционными отверстиями.

KTM 450 SX-F 2023 года - это модель первого года, и общепринятая мудрость мотокросса гласит, что вам никогда не следует покупать модель первого года выпуска
- Новая оптимизированная топология подрамника с гибридной конструкцией из полиамида и алюминия для повышения долговечности.
- Новый полый литой маятник обеспечивает меньший неподрессоренный вес и повышенную жесткость.
- Новая функция Quickshifter позволяет переключаться без использования сцепления.
- Обновленная передняя вилка WP XACT с новыми настройками и новым гидростопом для улучшения сопротивления пробою.
- Новый, полностью переработанный задний амортизатор WP XACT получил более легкий, короткий корпус и полностью новые внутренние компоненты.
- Новые крепления руля с оптимизированной топологией увеличивают поверхность захвата для уменьшения перекручивания.
- Новый переключатель выбора карты зажигания меняет характер двигателя в зависимости от состояния трассы и предпочтений гонщика.
Изменения 2024 года
На модели 2024 года австрийцы сделали только три изменения, и одно из них появилось в ранней версии 2023 KTM 450 SX-F Factory Edition.
- Яркая новая графика. По правде говоря, в этом фиолетовом пятне на кожухах радиатора нет ничего смелого и нового, но визуально это единственное, что позволяет легко узнать модель 2024 года.

Три изменения модели 2024 года — это графика с фиолетовым цветом, обновленная передняя вилка и амортизатор, а также более высокая цена
- Рекомендуемая розничная цена. Пару месяцев назад KTM продавала оставшиеся модели KTM, Husky и GasGas 2023 года по очень выгодным ценам, а почти идентичный мотоцикл 2024 года предлагают по рекомендованной розничной цене в 11099 долларов.

Модель KTM 450 SX-F Factory Edition 2024 года получила новую графику, пересмотренную раму, новый CUO (Connectivity Unit Offroad), который регулирует характеристики двигателя, помогает настроить подвеску и оснащен функцией LitPro для предоставления ключевых данных о поездке, а также новые шины Dunlop GEOMAX MX34
- Хотя настройка подвески на модели KTM 450 SX-F 2024 года сильно отличается от той, что была на модели прошлого года, по сути это точная копия вилки и амортизатора лимитированной версии Factory Edition 2023 года.
Двигатель
Двигатель по-прежнему имеет тот же широкий, плавный и линейный диапазон мощности. У него больше крутящий момент на низких оборотах (до 7000 об/мин), чем у большинства других 450-кубовых моделей. На модели 2023 года инженеры КТМ уделили внимание трем аспектам: карты зажигания, короб воздушного фильтра и изменению мощности с низов до середины.

На пике мощность двигателя KTM 450 SX-F 2024 года составляет впечатляющие 59,94 лошадиных силы
Модели KTM 450 SX-F 2023 и 2024 годов — это ракеты на Карте №2 по сравнению с моделью 2022 года. И наоборот, карта №2 более плавная, чем карта №1, на низких оборотах. Теперь карта №2 - это именно то, о чем просили большинство владельцев KTM 450 SX-F - больше мощности! Карта №1 уступила пару лошадиных сил Карте №2 с 5000 об/мин до сокращения разрыва на 8700 об/мин. Несмотря на то, что Карта №1, казалось, приблизилась к Карте №2 на 9400 об/мин, она все равно была на 2 лошадиных силы ниже. В итоге на 11 000 об/мин разница между картами увеличилась на 3 лошадиные силы.
Большинство тест-пилотов МХА начинали с карты №1, чувствуя, что карта №2 была пугающе быстрой. Но перед окончанием первого дня испытаний они в итоге переключились на Карту №2. Некоторые остались на Карте №2, но поставили соотношение звезд 13/50 вместо стоковых 13/51. Для гонщиков-ветеранов лучшей комбинацией стало еще более высокое соотношение 14/52.

Что касается короба воздушного фильтра, то на KTM 450 SX-F 2023 года весь воздух, поступающий в воздушную камеру, направляется через два вентиляционных отверстия с каждой стороны. Два вентиляционных отверстия выполнены в виде поручней. Они расположены над и за воздушным фильтром и даже имеют V-образный купол под основанием сиденья, помогающий перенаправлять воздух вниз. В целом, это значительно улучшенный короб воздушного фильтра с точки зрения объема и поступления воздуха, а также у KTM еще есть вентилируемая крышка с отверстиями.
Насколько хорош новый дизайн AIRBOX?
В отличие от KTM предыдущих лет, весь воздух, поступающий в короб воздушного фильтра у моделей 2023 и 2024 годов, направляется через большие вентиляционные отверстия, которые находятся по бокам. Вентиляционные отверстия расположены над воздушным фильтром и позади него, а V-образный купол под основанием сиденья помогает перенаправлять воздух вниз. Это значительно улучшенный короб воздушного фильтра с точки зрения объема и поступления воздуха. В KTM также предлагают дополнительную вентилируемую крышку для тех, кто хочет улучшить реакцию дроссельной заслонки.

Стандартный воздушный фильтр Twin Air невероятно прост в установке. Он примыкает к резиновым втулкам за крышкой воздушной камеры, которую легко снять без инструментов.
Что нового в подвеске WP XACT 2024 года?
Компания WP переработала переднюю вилку и задний амортизатор для 450 SX-F 2024 года с целью повышения комфорта и возможностей регулировки. Клапаны амортизатора и вилки отличаются от прошлой модели, но изменения ограничены определенными сегментами хода в тех местах, где, по мнению WP, они могли бы сделать подвеску менее привередливой к изменениям настроек.
Передняя вилка. В WP говорят, что они внесли «незначительные улучшения» в комплект компрессионных прокладок, чтобы демпфирование среднего клапана стало более плавным и комфортным. Они не затронули сторону демпфирования вилки со стороны отбоя, а также не было никаких изменений в рекомендуемом давлении воздуха или настройках - просто гонщик должен быть готов точно настроить ощущение, регулируя кликер в зависимости от условий трассы.

Не судите о передней вилке KTM 450 SX-F 2024 года по первым часам работы. Потратьте время, чтобы обкатать ее. С каждой поездкой она будет становиться лучше, и вы будете ей довольны через пять часов
Задний амортизатор. Технические специалисты WP с помощью американской группы исследований и разработок KTM разработали новые настройки сжатия на высоких скоростях, поскольку посчитали, что настройки 2023 года имеют слишком большой разрыв на каждую регулировку. Цель состояла в том, чтобы заставить высокоскоростной диск сжатия производить меньшие регулировки при каждом движении диска. WP внесла дополнительные изменения, чтобы уменьшить эффект демпфирования на клик на 50 процентов.
Это означало, что движение высокоскоростного диска сжатия 2024 года позволяет гонщикам точно настраивать изменения сжатия с меньшими шагами. Ранее было легко зайти слишком далеко с каждой корректировкой. На 450 SX-F 2024 года больше возможностей для поиска лучших настроек. Как WP удалось заставить регулятор вносить меньшие изменения, не меняя конструкцию амортизатора? Это была самая легкая часть. Амортизатор WP 2023 года имел 15 высокоскоростных компрессионных прокладок, а амортизатор 2024 года — 23 прокладки. Увеличение набора прокладок сделало каждую регулировку меньше и предоставило гонщику вдвое больше возможностей.
Самый большой недостаток воздушных вилок
Есть одно досадное предостережение относительно того, как работают вилки WP 2023 года: первые пару часов они работают не очень хорошо. Вилки настраиваются на заводе с жесткими допусками. Это хорошо в долгосрочной перспективе, но не так приятно в краткосрочной. Мы хотим предупредить вас, что ваша первая поездка на воздушной вилке WP XACT AER будет худшей поездкой в вашей жизни. Вилки Husqvarna, KTM и GasGas очень жесткие в течение первых нескольких часов езды. Тест-пилоты, которые участвовали в гонках на мотоцикле в течение двух часов, ненавидели его, но, когда вилка проработала четыре часа, она стала более комфортной.
Задний амортизатор
Благодаря новой раме задний амортизатор и пружина стали на 15 мм короче. Целью инженеров KTM было улучшить общую компоновку, чтобы она соответствовала новой конструкции амортизаторной башни и обновленной тяге амортизатора, шарниры которой передвинуты вверх, чтобы поднять рычаги тяги дальше от земли. Кроме того, новая комбинация амортизатора и пружины экономит 100 граммов (3,5 унции). Несмотря на то, что амортизатор и пружина короче, ход амортизатора не изменился с 2022 года, а жесткость пружины по-прежнему составляет 45 Н/мм.
Одна из проблем, которая беспокоила тест-пилотов МХА, заключалась в том, что при жестком приземлении амортизатор опускался вниз очень сильно! Мы предположили, что скорость подъема в конце должна быть более жесткой. Pro Circuit и AEO производят линки, которые делают амортизатор WP более мягким на начальном этапе и более жестким в конце хода, что является полной противоположностью стандартному линку амортизатора KTM. Если вы не хотите дополнительных расходов, попробуйте увеличить демпфирование сжатия на низкой скорости, чтобы помочь с задержкой, или отправьте амортизатор своему любимому тюнеру, и пусть он сосредоточится на большем демпфировании сжатия в последние 25 процентов хода.
Настройки подвески
Передняя вилка WP AER. Чтобы максимально эффективно использовать воздушную вилку WP XACT, нужно приноровиться. Пневматическая вилка KTM WP XACT имеет один клапан Шредера для подачи или выпуска воздуха. Правое перо вилки строго демпфирующее, а левое воздушное. KTM имеет наклейку на воздушном пере, где указано рекомендуемое давление воздуха. Это очень хорошая отправная точка, но это всего лишь предложение, а не железный закон. У МХА есть тест-пилоты, которые работают с давлением до 165 psi, и тест-райдеры, которые работают с давлением до 135 psi. Мы рекомендуем эту настройку вилки для среднего гонщика:
Жесткость пружины: 158 psi (Эксперт), 152 psi (Средний уровень), 145 psi (Ветеран), 138 psi (Новичок)
Сжатие: 14 щелчков (12 щелчков)
Отбой: 15 щелчков (18 щелчков)
Высота вилки: третья линия при надавливании, но оранжевые кольца изнашиваются и сами соскальзывают через пару часов. Ей требуется пять часов обкатки, прежде чем она заработает «на полную катушку».

Задний амортизатор 2024 года имеет более точные настройки
Настройка заднего амортизатора WP. Большинству тест-пилотов MXA понравилось общее ощущение от заднего амортизатора WP, особенно после того, как в 2017 году была снижена жесткость пружины с 48 Н/мм до 45 Н/мм. Компания WP внесла некоторые технические изменения в амортизатор WP XACT 2023 года, чтобы сделать его работу более жесткой.
Жесткость пружины: 45 Н/мм (для 79 кг и выше), 42 Н/мм (для гонщиков до 79 кг)
Гоночный прогиб: 105 мм
Высокое сжатие: 1-1/2 оборота
Низкое сжатие: 10 щелчков
Отбой: 15 щелчков
Примечание: Когда у нас есть сомнения по поводу сжатия амортизатора на неровностях и приземлениях, мы фокусируемся на изменении высокоскоростного сжатия, а не низкоскоростного. Однако, если мы чувствуем, что задняя часть проседает, мы фокусируемся на низком сжатии. Чтобы измерить статический прогиб, сначала установите гоночный прогиб на 105 мм. Затем снимите мотоцикл с подставки и попросите кого-нибудь подержать его вертикально, пока вы измеряете, насколько провисает задняя подвеска без гонщика.
Если ваш статический прогиб больше рекомендуемых 40 мм, ваша пружина слишком жесткая для вашего веса. В этом случае пружина недостаточно сжата, чтобы позволить подвеске самостоятельно растянуться достаточно далеко. Если ваш статический прогиб сзади менее 30 мм, пружина может быть слишком мягкой для вашего веса. В этом случае пружине требуется большой предварительный натяг для достижения надлежащего гоночного прогиба. Мы также решили использовать линк Pro Circuit. В отличие от стандартной рычажной системы, которая вначале жесткая, а затем становится мягче по мере своего хода, линк Pro Circuit вначале мягкий и становится жестче по мере приближения к концу хода амортизатора.
Недостатки и советы по их устранению на моделях КТМ
- Перед первой поездкой на новом 450 SX-F очистите передний и задний тормозные диски с помощью очистителя тормозов (и протрите чистой сухой тряпкой).
- Резинки сцепления заменяйте каждые шесть месяцев. Rekluse производит прекрасные изделия, которые служат дольше, чем стандартные.

- Болты задней звездочки. KTM утверждает, что болты звездочки могут ослабнуть, если цепь слишком натянута. На внутренней стороне крышки короба воздушного фильтра наклеена таблица провисания цепи.
- Нейтральная передача. Нам нравится переключение с передачи на передачу, но нам не нравится, как сложно «поймать» нейтральную передачу, когда мотоцикл стоит на месте. Инженеры KTM сделали это специально, чтобы исключить любую возможность включений «нейтрали» гонщиком на трассе.
- Передний тормозной шланг. Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не зажали трубку L-образного изгиба, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие ремни.
- Необходимо заменить винты для прокачки вилки с Torx обратно на винты с крестообразными шлицами.
- Провод кнопки стартера иногда выходит из белой распределительной коробки за передним номерным знаком. Вставьте провод обратно в правильную вилку, а затем обмотайте изолентой.
- Светодиодный индикатор, который используется для кодов обслуживания и включения системы управления запуском, все время выпадает из вставного резинового держателя.
- Топливные фильтры. KTM поставляется со встроенными топливными фильтрами (на фото вверху). Их необходимо регулярно промывать обратной промывкой. Если двигатель трудно запустить, сначала посмотрите сюда.

- Крышка топливного бака. Она прилипает.
- Будьте очень осторожны при закреплении стяжек на руле, чтобы они не защемили металлическую трубку, выходящую из главного цилиндра переднего тормоза. Всегда используйте мягкие стяжки и заправляйте их под шланги тормоза и сцепления.
- Регулятор сжатия вилки. Тонкие и короткие компрессионные кликеры повредят пальцы после нескольких щелчков. WP необходимо сделать кликеры длиннее для лучшего рычага, похожие на барашковые - они более удобные для пальцев.
- Мы обращаем внимание на болты нижнего подрамника, болты рычага переключения передач, болты звездочки и передний болт крепления двигателя.
- Крепления руля скручиваются даже при малейшем ударе. В 2016 году у KTM было цельное крепление для руля, затем, в 2017 году, они перешли на моноблочное крепление, но ни одна из этих конструкций не остановила перекручивание. Тест-пилоты MXA использует цельное крепление для нижней перекладины 2016 года с моноблочным креплением для верхней перекладины 2022 года, чтобы предотвратить скручивание.
- Болты крепления двигателя. Всегда проверяйте передний болт крепления на двигателе, есть шанс, что он откручен.

- Спицы. Внимательно следите за спицами, они постоянно ослабевают.
- Мотоцикл поставляется с установленным длинноходным серым кулачком дроссельной заслонки. Выньте его и наденьте черный кулачок дроссельной заслонки с быстрым поворотом, который шел как опция.
- Замените встроенный топливный фильтр после обкатки. Внутри новых бензобаков часто бывает пластик.
- Поворотный болт маятника. Регулярно снимайте пластиковую защиту рамы и затягивайте шарнирный болт маятника с моментом 100 Н/м.
- Отрегулируйте люфт дроссельной заслонки. На корпусе дроссельной заслонки есть два регулятора, которые можно повернуть, чтобы уменьшить люфт дроссельной заслонки.
- Шток рулевого механизма. Убедитесь, что рулевой шток надежно затянут, особенно после обкатки.
- Запчасти. Команда тест-пилотов MXA всегда берет с собой на каждую гонку запасную гайку крепления амортизатора, топливные фильтры и их резиновые уплотнительные кольца, нейлоновые втулки короба воздушного фильтра и пружины педали заднего тормоза.
На трассе
После необходимых 10 часов обкатки KTM 450 SX-F 2024 года выглядит идентично прошлогодней модели. В отличие от передней вилки, которая обкатывается относительно быстро, на хромомолибденовую раму потребуется примерно 8–10 часов езды. Почему? Если вы помните, инженеры KTM в 2018 году добавили штампованные косынки к рулевой колонке, хребту и нижней трубе. Если вы думали, что рама 2018 года была слишком жесткой, у вас возникнет такое же чувство по поводу рамы KTM 450 SX-F 2023 года. Большая разница заключается в том, что вместо штампованных металлических косынок 2018 года, рама 2023 года получила сверхпрочные кронштейны из кованой стали в верхней части (за головной трубой) и, что неудивительно, кованые кронштейны на нижней трубе. Эти кованые детали делают раму более прочной и жесткой, но из-за них ей требуется много времени на обкатку.

Десять часов могут показаться нелепым сроком обкатки, но это так! Это ошибка компании KTM, которая пытается разработать раму для профессиональных гонщиков, а не для массового покупателя. Вы будете удивлены, узнав, сколько начинающих владельцев KTM тратят деньги на дорогие модификации вилки и амортизатора, хотя все, что им действительно нужно было сделать, это больше ездить на мотоцикле.

Нашим тест-пилотам нравится, как KTM 450 SX-F 2024 года ощущается в движении. Да, он на 2,2 кг тяжелее, чем был в 2022 году, но он все равно легче любого 450-кубового японского мотоцикла. Кроме того, инженеры KTM позаимствовали теорию крутящего момента цепи Хорста Лейтнера и Эйвинда Бойсена, которые обнаружили, что приседание задней части (склонность задней подвески к проседанию при ускорении была побочным продуктом линии цепи мотоцикла, определяемой углом, которым цепь следует от задней звездочки к звездочке промежуточного вала). Изменение линии цепи путем поднятия шарнира маятника на раме или опускания звездочки двигателя значительно уменьшает приседание. У модели 2022 года были проблемы с приседанием, наиболее очевидные при последовательных волнах, но, повернув двигатель назад, KTM смог опустить звездочку промежуточного вала на 3 мм. что уменьшило приседание при ускорении за счет уменьшения крутящего момента цепи. И на трассе вы можете почувствовать улучшение тяги задних колес.
Что не понравилось?
- Кнопки запуска/остановки двигателя. Никогда не опрыскивайте водой переключатель пуска/остановки, когда пользуетесь мойкой высокого давления, особенно на KTM 450 SX-F 2023 и 2024 годов. Вода может попасть внутрь распределительного устройства и закоротить ЭБУ. В KTM лучше загерметизировали распределительную коробку 2024 года и утверждают, что проблема уже позади. Если вам не нравится, что кнопка отключения находится на правой стороне руля, Nihilo Concepts делает отдельные кнопки запуска и остановки, чтобы вы могли вернуть кнопку отключения на левую сторону.
- Высота сиденья. Мотоциклы для мотокросса становятся все выше, особенно это касается KTM 450 SX-F 2023 и 2024 годов. Он высокий. Если у вас не длинные ноги, ваши боты не будут касаться земли.
- Провисание цепи. Если вы не установите провисание цепи на 70 мм, цепь съест передний край защиты цепи (вверху звездочки промежуточного вала).
- Наконечник педали заднего тормоза. Он раздавливается, сгибается или ломается в любой аварии или столкновении. Доступны гораздо более прочные насадки на вторичном рынке.
- Колесные проставки. В отличие от KTM последних 20 лет, вы не можете использовать свое старое запасное заднее колесо на моделях 2023 и 2024 годов без замены сальников и проставочной трубки.
- Кнопки. Нам нравятся кнопки на новой электронике для запуска, остановки, контроля тяги, карт и Quick Shift, но кнопки настолько низкопрофильные, что нажатие на них рукой в перчатке часто бывает случайным.
- Нахождение нейтрали. Переключить КПП в нейтральное положение на стартовой линии сложно. Иногда полезно раскрутить двигатель очень высоко, а затем нажать на рычаг переключения передач до того, как обороты упадут.
- Боковая защита рамы. Две проблемы со стандартной боковой защитой рамы у KTM заключаются в том, что толщина пластика выталкивает ваши ноги наружу (если вы их снимите, вы удивитесь, насколько узким ощущается мотоцикл), а защита рамы также не позволяют вам легко проверить затяжку шарнирного болта маятника, который, как известно, ослаб.
- Вес. Хотя КТМ по-прежнему легче всех японских моделей, но он не такой легкий, как в 2022 году.
- Спицы. KTM утверждает, что у них есть новые ниппели для спиц, которые не расшатываются. Ниппели новых спиц расшатываются чаще, чем старые.
- Крышка бензобака залипает — иногда до такой степени, что ее невозможно открутить при заправке.

Предыдущая кнопка отключения двигателя была установлена на левой стороне руля. На моделях 2023 и 2024 годов, кнопка «Выключить» и кнопка «Пуск» имеют общее крепление на правой стороне руля. Опять же, кнопки можно было бы поднять выше для более удобного использования
Что понравилось?
- Нам нравится, что верхняя часть амортизатора больше не связана с хребтом рамы. Он перенаправляет свою энергию вниз, к самой прочной части рамы, а не вверх, в рулевую колонку.
- Быстрое переключение. Это отлично подходит для длинных высокоскоростных стартов, но может быть причудливым в ситуациях с половиной газа.
- Более широкое переднее крыло. Новое переднее крыло на 2,5 см шире. Это очень тяжелое переднее крыло, лучше поставить более узкое и легкое переднее крыло 2022 года.
- Карта №2. Отличная карта. Двигатель теперь более плавный снизу, с меньшим торможением и очень линейной мощностью в середине.
- Воздушный фильтр. Самый простой в замене воздушный фильтр. Кроме того, если вы внимательно посмотрите на верхнюю центральную часть клетки, вы увидите рельефную стрелку, указывающую, какая часть вверху (и на двойном воздушном фильтре также есть стрелка).
- Крышка короба воздушного фильтра. У нее есть ручка, встроенная в верхний передний угол, которая облегчает снятие крышки. Кроме того, у KTM есть дополнительная вентилируемая крышка, которая улучшает приемистость.
- В 2022 году светодиодный индикатор диагностики FI постоянно выпадал из держателей. На модели 2023 года он был перенесен на счетчик моточасов.
- Новая защита вилки больше охватывает перья вилки, чтобы уменьшить хромированные вмятины.
- Мойка. Огромные вентиляционные отверстия под сиденьем трудно закрыть, когда вы моете мотоцикл под давлением. Мы используем пластиковые крышки воздушной камеры Twin Air, чтобы избежать попадания воды в двигатель.
- Вы можете отрегулировать амортизатор и вилку WP, даже не используя инструмент. Низкоскоростное сжатие, высокоскоростное сжатие, отбой амортизатора, отбой вилки и сжатие вилки регулируются вручную. Регулировка отбоя в нижней части амортизатора блокируется рычагами, но в нем есть паз для отвертки с плоским лезвием.
Подводим итог

Когда этот мотоцикл обкатан, он становится просто прекрасен. У него великолепный диапазон мощности, и, хотя его мощность составляет почти 60 лошадиных сил, он достаточно легко управляем. Ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости - он очень точен во всех ситуациях.