История кроссовых мотоциклов KTM. Начало
В последние годы компания KTM стала очень успешной и чрезвычайно популярной во всех видах внедорожных мотогонок. Посетите любое мотоциклетное соревнование, и вы в этом легко убедитесь. Сегодня KTM выпускает широкий спектр моделей для внедорожного сегмента, а в последние годы бренд стал одним из самых предпочтительных в мотокроссе и эндуро.
В компании не наблюдается никаких признаков упадка в ближайшем будущем, поскольку она продолжает вкладывать деньги в разработки, оснащать свои мотоциклы премиальными компонентами и выигрывать национальные и международные чемпионаты. Буквально за какое-то десятилетие KTM превратилась в самого крупного игрока на рынке, но в прошлом австрийская компания не всегда была на высоте…
С этого материала мы начинаем рассказ об истории кроссовых мотоциклом КТМ и о советских гонщиках, которые подняли компанию КТМ в семидесятых годах прошлого столетия на небывалую высоту.
KTM AG (бывший KTM Sportmotorcycle AG) является австрийским производителем мотоциклов и спортивных автомобилей, принадлежащих KTM Industries AG и Bajaj Auto. Она была образована в 1992 году, но официальной датой основания предприятия считается 1934 год.
Первые модели KTM R100 были украшены логотипом тигра. На данным момент нет четкого объяснения того, как появились три буквы KTM. Существуют две версии: На соревнованиях по мотоспорту Ханс Трункенпольц регулярно встречался с Эрнстом Куссином, который в то время был тренером и директором по продажам австрийского производителя мотоциклов HMW (Halleiner Motorenwerke). Ханс вовлек Куссина в разработку и производство первой модели R100, а тот в свою очередь познакомил Трункенпольца с главой компании-производителя двигателей Rotax. Название компании КТМ вызвано инициалами - Kussin, Trunkenpolz и Moser. Вопреки этому, семейство KTM и история компании показывают, что инициалы происходят от «Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen». С середины 1950-х годов, когда Эрнст Кронрейф стал партнером компании, все было четко определено. С тех пор KTM означает «Kronreif Trunkenpolz Mattighofen».
Именно тогда молодой инженер по имени Ханс Трункенпольц, проживавший в городе Маттингхофен, открыл мастерскую по обработке металла, которая получила название «Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen» (KTM). Уже через три года, в 1937 году, компания становится официальным продавцом мотоциклов марки DKW, а уже через год крупнейшей мастерской по ремонту мотоциклов и автомобилей в Верхней Австрии.
Ханс Трункенпольц и Эрнст Кронрейф.
Первый официальный логотип KTM был создан, когда к компании присоединился Эрнст Кронрейф. В то время не было согласованной окраски: овальный отпечаток был частично оранжевым и синим.
Спустя 17 лет, в 1951 году, Трункенпольцу удалось-таки начать серийную сборку небольших мотоциклов и мопедов, на которые устанавливались 2-тактные моторы, приобретаемые у сторонних производителей. В 1954 году мотоциклы компании впервые дебютировали в австрийском национальном чемпионате по мотогонкам и завоевали три первых места. Обратив внимание на локальный успех небольшой компании, в штат которой входило всего лишь несколько десятков сотрудников, совместными усилиями собиравших по три мотоцикла в сутки, успешный бизнесмен Эрнст Кронрейф в 1955 году приобрёл контрольный пакет акций фирмы и стал её главным акционером. Разумеется, после этого предприятие получило обновлённое название, в котором была задействована фамилия нового совладельца. Однако это не повлияло на аббревиатуру. Она осталась прежней – KTM (Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen).
1956 год - первое участие в Международных шестидневных соревнованиях, гонщик КТМ Эгон Дорнауэр завоевывает «золото».
С приходом Эрнста Кронрейфа компания КТМ стала самым успешным, после фирмы Puch, мотоциклетным производителем в Австрии. Первые мотоциклы R100 марки КТМ, выпущенные в 1951 году, представляли собой машины, оснащенные двигателями Rotax объемом 98сс, за которыми последовали мопеды, мотороллеры и легкие мотоциклы с двухтактными двигателями Puch, Sachs и Rotax.
В 1957 году компания выпустила мотоцикл с объемом двигателя 125сс - KTM Tourist, на котором ее гонщики впервые пробуют свои силы в шоссейных мотогонках. Одна из их первых спортивных моделей была оснащена двигателем, созданным на базе четырехтактного двигателя MV Agusta с двумя верхними распредвалами.
В 1958 году у КТМ вновь нет официального логотипа, но был придуман альтернативный вариант.
Спустя два года в результате кризиса в мотоциклетной индустрии выпуск мотоциклов был приостановлен, однако, был выпущен первый скутер “Ponny”. В 1960 году компанию настигает новый удар - уходит из жизни Эрнст Кронрейф, а через два года от сердечного приступа умирает Ханс Трункенпольц. Компания вновь переименовывается на Krafträder Trunkenpolz Mattighofen, и управление берет на себя сын Ханса - Эрих.
1967 год. Команда КТМ по многодневным гонкам.
Одним из знаковых событий для КТМ стала 39-я гонка ISDТ (International Six Days Trophy), которая проводилась с 17 по 22 сентября 1964 года в Тюрингенском лесу, в бывшей ГДР. Среди 226 участников из 14 стран были три гонщика только созданной команды KTM Factory - Йоханн Соммерауэр и Ханнес Мейзенбихлер на GS 50 и действующий австрийский национальный чемпион Тони Кименссенгер, который ехал на мотоцикле класса 125cc. Конечно, большая часть внимания общественности была сосредоточена на голливудской звезде Стиве Маккуине, который гонялся на тяжелом четырехтактном мотоцикле, но несколько раз потерпел аварии и был вынужден сойти с дистанции на третий день соревнований.
Первая серийная внедорожная модель Penton 125 Six Days, выпущенная в 1968 году, сыграла важную роль в истории КТМ.
В 1968 году КТМ выходит на новый уровень - начинается производство внедорожной модели «Penton 125 Six Days» для экспорта в США. Идею компании подал гонщик эндуро и основатель одноименного американского бренда внедорожных мотоциклов - Джон Пентон, который сыграл важную роль в истории KTM. В результате его инициативы KTM начала серийное производство конкурентоспособных внедорожных мотоциклов.
1962 год. Эрих Трункенпольц унаследовал компанию после смерти своего отца и установил новый логотип с «обновленной» надписью. После первой победы Геннадия Моисеева на чемпионате мира в 1974 году, Эрвин Лехнер, бывший гонщик и менеджер по продажам в то время, решил снова сменить логотип: овал растянулся, а синий цвет стал более смелым.
В 1962 году дилер мотоциклов и гонщик Джон Пентон, гоняясь на соревнованиях по эндуро в Европе, был очарован маленькими, но мощными европейскими мотоциклами NSU 175. Такая техника отсутствовала на американском рынке, и Джон начал искать производителя, который мог бы претворить в жизнь его планы по выпуску легкого внедорожного мотоцикла. После многолетнего опыта работы в индустрии мотоциклов и как один из американских пионеров ISDT, Пентон четко представлял мотоцикл, который он хотел продавать в США.
Рама была окрашена в серебро, а двигатель «Sachs» имел чугунный цилиндр, пятиступенчатую коробку передач и карбюратор «Bing». Стальной топливный бак вмещал 11,3 литра. Мотоцикл был оснащен алюминиевыми крыльями и подвеской «Ceriani». Уникальной особенностью модели 1968 года является литой алюминиевый короб воздушного фильтра и защитный кожух цепи из нержавеющей стали. Шины «Metzeler» были стандартными.
В то время Джон Пентон был дистрибьютором Husqvarna на Восточном побережье США, и в 1966 году он попытался убедить компанию в производстве 100 и 125-кубовых внедорожных мотоциклов для американского рынка.
«Завод Husqvarna не заинтересовало производство мотоциклов малых кубатур, - вспоминает Джон, - поэтому я поехал на завод KTM в Австрии. К сожалению, президент KTM Эрих Трункенпольц находился в Милане на мотоциклетном шоу, поэтому я вернулся домой и вновь приехал через две недели. В то время KTM была больше ориентирована на производство скутеров и дорожных мотоциклов, но в отделе R & D было несколько парней, которые строили свои собственные машины для ISDT из доступных запчастей. На тот момент на заводе не имели никакого интереса в серийном производстве внедорожных мотоциклов, но г-н Трункенпольц уже давно размышлял о расширении модельного ряда KTM. Поскольку проект был без риска мы с ним пришли к компромиссу: я даю 6 000 долларов, а KTM строит прототип в соответствии с моими требованиями. Мы встретились в Salone of Milan, на одной из ведущих мотоциклетных ярмарок, чтобы окончательно обсудить все детали будущего прототипа».
Спустя четыре месяца первый прототип был готов. GS-версия весила всего 103 кг; и оснащалась 125-кубовым 5-скоростным двигателем Sachs с цилиндром из чугуна, который также был доступен и в 100cc версии. В то время как конкуренты KTM все еще использовали устаревшие и тяжелые передние вилки «Earles», KTM решила поставить более надежную вилку «Ceriani» с диаметром трубы 35 мм и 135мм пружинами, а также регулируемый задний амортизатор той же компании. В итоге получился именно тот мотоцикл, который и хотел Пентон. До конца года прототип был доставлен в США, после чего Джон приехал в Европу, чтобы принять окончательные решение относительно дизайна.
Рекомендуемая розничная цена в 1968 году составляла 695 долларов США, что на 200 долларов больше, чем средняя стоимость на рынке. Сейчас «Penton 125 Six-Days» считается очень редким мотоциклом и оценивается в 10 000 долларов.
Весной 1968 года в США прибыли шесть прототипов 100-кубовых Penton. Вскоре после этого, без каких-либо тестов, один из прототипов уже вышел на старт в Национальном чемпионате Канады по эндуро, но вовремя гонки у двигателя Sachs возникли технические проблемы. Без колебаний в цехе Penton были изготовлены новые усовершенствованные образцы для замены производственных деталей. Это привело к дополнительным затратам, как временным, так и финансовым, поскольку до сборки в Маттигофене все двигатели «Sachs» должны были быть оснащены переделанными деталями и протестированы.
Популярный американский кантри-певец и актер Лайл Ловетт, будучи подростком, работал в магазине Penton в Техасе. Он и поныне является большим поклонником марки.
В конце 60-х годов чрезвычайной популярностью пользовались внедорожные мотоциклы начального уровня, и на мотоциклы Penton с самого начала был большой спрос. Более 400 американо-австрийских машин были проданы уже в первый год сотрудничества. Почти 10 лет спустя в США было продано более 25 000 мотоциклов.
Вместо простых обозначений модели Penton хотел оснастить свои мотоциклы броскими именами. Следуя его предложению, 125-кубовые машины получили название «Six Days», поскольку ISDT были единственными международными соревнованиями по эндуро, и мотоциклы для них должны были быть особенно надежными и быстрыми. Мотоциклы с объемом двигателя 100сс были названы «Berkshire», в честь знаменитого внедорожного события в Массачусетсе.
Американский гонщик и бизнесмен Джон Пентон сыграл не только очень важную роль в развитии внедорожных мотоциклов КТМ, но и повысил уровень профессионализма в мотокроссе и эндуро. Он купил большие грузовики в почтовом отделении и разрисовал их в цвета Penton. На всех произвело огромное впечатление, когда один из трейлеров Penton заехал в закрытый парк соревнований. Также Джон, желая улучшить стандартные мотоботы, которые носили большинство внедорожных гонщиков, модифицировал их совместно с итальянской компанией «Alpinestars». Результатом стал продукт под названием «Hi-Point», который рекламировал сам Боб Ханна. К концу 70-х годов эта модель мотобот стала самой продаваемой в стране.
В 1969 году Пентон заказал у КТМ уже 1000 моделей «Penton Six Day 125» для продажи в США. Помимо мотоциклов для американского рынка, KTM выпускала и модели для европейского рынка, но в отличие от экспортных они имели обозначение GS 100/125 или MC 125. Модели KTM в те времена оснащались современными вилками «Ceriani» и тормозами «Oldani». К концу года, первоначально предусмотренные 1000 моделей «Penton Six Day 125» уже превратились в 3000 и Пентон стал первым официальным импортером KTM в США.
В 1968 году ежегодная гонка ISDT проводилась в итальянском городе Сан-Пеллегрино. За команду, возглавляемую Джоном Пентоном, гонялись его сын Том, Дэйв Мангенаст и Лерой Винтерс. Эрвин Лехнер и босс KTM Эрик Трункенпольц активно поддерживали американскую команду и их помощь окупилась: из 22 команд, заявленных в категории «Silver Vase», американцы смогли финишировать на 10-й позиции!
Сотрудничество с Penton стало удачной находкой для KTM: благодаря успешной модельной политике австрийский бренд мог увеличить продажи на 25%. Причиной такого роста было в том, что «Penton» очень успешно продавал свои мотоциклы за океаном. Рост продаж также сопровождался успешным выступлением американской команды на 44-й гонке ISDT в Гармиш-Партенкирхене, а также тем, что гонщики на мотоциклах Penton заработали невероятные 38 побед на различных мотокроссах и внедорожных гонках в классах 100cc и 125cc.
1970 год. Сын основателя компании Эрих Трункенпольц на мотоцикле Penton Six Day 125.
Благодаря отличным продажам в США, Джон Пентон хотел добавить еще 175-кубовую модель «Jackpiner» к уже существующей линейке, но ни у KTM, ни у Sachs не было подходящего двигателя. В качестве временного решения в Penton поставили на несколько моделей самодельный цилиндр объемом 152сс.
Но в КТМ все больше и больше были недовольны названием Penton на бензобаке. Мотоциклы были идеей Джона, но они были полностью произведены в Моттингофене и г-н Трункенпольц хотел видеть на всех моделях логотип KTM. Таким образом, в 1972 году 175-кубовые мотоциклы, предназначавшиеся для Penton, приехали в Америку с большим логотипом KTM. Это был первый мотоциклетный двигатель, который KTM изготовила на собственном заводе. В 1975 году ситуация стала еще хуже, мотоциклы КТМ начали появляться на Западном побережье США, но импортированные кем-то другим.
Penton Six Day 125 образца 1972 года
Рекламное объявление Penton в одном из американских журналов
В последующие годы Penton все реже занималась разработкой новых моделей. Однако наклейки Penton можно было найти на мотоциклах KTM в США вплоть до 1977 года. В 1978 году КТМ основала дочернюю компанию KTM America Inc., Завод приобрел права на распространение, а также всю инфраструктуру компании. Название Penton было наконец заменено логотипом KTM по всему миру. По сей день офис KTM остается в Лоране, штат Огайо, недалеко от семейной фермы Penton.
2012 год. Джон Пентон с сыном Жаком
В июне 2014 года «Pipeline Digital Media» выпустила фильм о Джоне Пентоне. «The John Penton Story» - это интересная биография, которая также рассказывает о компании Penton и призвана помочь молодому поколению гонщиков понять, как наш спорт стал таким, каким он является сейчас. Фильм является продуктом Тодда Хаффмана, который создал The Motocross Files, и он представляет историю компании Penton и самого Джона в интервью, фотографиях и старинных клипах.
1970 год. Линия сборки двигателей
Но вернемся к истории КТМ. В 1970 году компания наладила выпуск своего первого двигателя, и теперь кроссовые мотоциклы были оснащены собственными двигателями, а название компании стало синонимом этой дисциплины мотоциклетного спорта.
В 1970 году Манфред Клерр на чемпионате Австрии одержал первую победу на КТМ 250
В тот же год на новом кроссовом мотоцикле класса 250сс Манфред Клерр побеждает на национальном чемпионате Австрии. В 1971 году мотоциклы KTM дебютируют на чемпионате мира по мотокроссу, и компания была наконец вознаграждена несколькими заработанными очками. Довольно быстро стало ясно, что KTM не оставит шанса доминирующим шведским, чешским и японским производителям, которые тратят много денег на своих лучших гонщиков. Но зарплаты топ-гонщиков были слишком высоки и бюджет KTM на тот момент не позволял их содержать. Нужно был искать какой-то выход, и он был найден.
1972 год. За рулем КТМ советский гонщик Павел Рулев
В 1972 году тренеры команды КТМ поняли, что в советской команде есть несколько опытных гонщиков способных побеждать, но у них практически нет шансов выиграть на чешских мотоциклах. Это стало началом звездного периода не только для КТМ, но и для советских спортсменов
Боевой КТМ образца 1972 года советского гонщика Геннадия Моисеева
Тот год стал переломным моментом в истории советского мотокросса, ведь именно в 1972 году на этапе в Голландии, тогда еще малоизвестная в мотокроссе австрийская фирма КТМ, в качестве пробы сил, предложила два мотоцикла для наших спортсменов. И в конце спортивного сезона был заключен контракт между ЦАМК (Центральный автомотоклуб) и КТМ, согласно которому Геннадий Моисеев и Павел Рулев в чемпионате мира 1973 года будут выступать на мотоциклах КТМ.
Вспоминает Владимир Кавинов:
«В 1972 году Робер, выиграв в очередной раз звание чемпиона, решил оставить спорт. Мы с Геннадием Моисеевым чувствовали, что у нас появляется шанс. Однако чехословацкие мотоциклы «Ч3», на которых выступали все советские гонщики и которые добрые десять лет, верно служили нам, исчерпали себя. Геннадий, например, лидируя, сходил с трассы из-за поломок почти на каждом этапе. Нужна была новая техника, а она, как известно, только западного или японского производства. Помог вроде бы случай, но не исключено, что он был кем-то запланирован. В Голландии перед очередным этапом (это был третий этап чемпионата – прим. автора) таинственно исчезли два из четырех привезенных нам - Моисееву, мне и Павлу Рулеву - «Ч3». Встал вопрос: где достать машину? И вот тогда руководителю нашей делегации - преподавателю одного из ленинградских институтов Виктору Ивановичу Соколову предложили свои услуги представители малоизвестной в то время австрийской фирмы КТМ. Соколов связался с Москвой и попросил разрешения. Ему ответили: «Вопрос решить не можем».
«Виктор Иванович взял ответственность на себя. На КТМ сел я и сразу же почувствовал, что это за машина: на одном круге я выигрывал у соперников секунд десять. Через несколько дней, здесь же, в Голландии, я уже победил на КТМ в товарищеском кроссе с участием всех сильнейших гонщиков. В том числе и тех, кто выступал на чемпионате мира в классе «500». Победителей, вроде бы, не судят, тем более, что мы заработали для федерации немало валюты, а на душе скребли кошки: как оценят в Москве шаг Соколова? Не стану вспоминать всего, что было. Виктору Ивановичу пришлось доказывать свою правоту в разных инстанциях, и, в конце концов, этого высококлассного специалиста все же отлучили от мотокросса. Хорошо, что неизбежность союза с КТМ стала всем очевидна. Продолжался он около десяти лет, и за это время мы на их мотоциклах завоевали пять чемпионских титулов, много медалей другого достоинства, в течение ряда лет пополняли валютную кассу ЦК ДОСААФ СССР. Не без нашей помощи КТМ выдвинулась в число ведущих мотоциклетных фирм мира».
Может быть, и удалось бы Владимиру Кавинову стать чемпионом мира, но случай на таможне, после которого советский гонщик стал невыездным на три долгих года, можно сказать, перечеркнул его надежду на титул.
1973 KTM 250GS
1973 год стал переломным для КТМ: завод начал выпускать серийные модели класса для мотокросса и эндуро. Мотоциклы были оснащены 250-кубовым двигателем собственного производства, 35мм передней вилкой и амортизаторами фирмы «Ceriani», пластиковыми крыльями, а в верхней части топливного бака красовалась небольшая наклейка Penton.
В 1973 году Геннадий Моисеев (№29) за рулем КТМ завоевал свою первую победу на Гран-при Югославии, которое проходило на трассе Орехова-Вас
В 1973 году советские гонщики Геннадий Моисеев и Павел Рулев, выступавшие на австрийских мотоциклах КТМ, еще не имели стабильных результатов и нередко становились жертвой неисправностей в коробках передач.
Геннадий Моисеев:
«В 1973 году я осваивал новый мотоцикл. С машиной часто не ладилось, и у меня, и у Рулева было много сходов. Машины нам нравились, но процесс привыкания гонщика к своему железному коню – дело непростое. Прямо по ходу чемпионата австрийские механики вносили коррективы и поправки в конструкцию мотоцикла. Если техника не подводила, я мог каждый раз дать серьезный бой соперникам. Только один раз я занял шестое место. Во всех других заездах приходил на финиш первым, вторым или третьим. А в Югославии даже выиграл «Большой приз» - победил в обоих заездах. В итоге у меня пятое место в чемпионате, а у Рулева восьмое...
Чемпион мира 1973 года, швед Хакан Андерссон и Геннадий Моисеев. В этот год наш гонщик дебютировал на австрийском КТМ и по итогам сезона занял пятое место
...Чемпионат 1973 года мне запомнился еще одной деталью. Швед Хакан Андерссон привез новенькую «Ямаху». В парке гонщиков ее он никому не показывал, и она стояла зачехленной. Однако уже после первой гонки мы разглядели «таинственную незнакомку» и по достоинству оценили ее качества. Фирма применила интересную новинку: увеличила ход задней подвески вдвое – со 110 до 220 миллиметров. Как это сказалось на результатах? В половине всех заездов Андерссон приходил на финиш первым. И досрочно стал чемпионом мира, сменив, наконец на этой «почетной должности» непобедимого до сих пор Робера».
Также в 1974 году КТМ добилась первого международного успеха в эндуро - итальянец Имерио Тестори (на фото) выиграл Чемпионат Европы в классе 500сс, а через год его соотечественник Алессандро Гритти стал чемпионом в классе 250сс
За океаном КТМ тоже ждал успех. Рей Лопез на Penton 125 Berkshire праздновал победу на этапе неофициального чемпионата США по мотокроссу в классе 125cc, который проводился в Arroyo Cycle Park (сейчас трек Глен Хелен). Следует отметить, что его финансово поддерживал Донни Эмлер. Согласно легенде, Лопес разделил призовые деньги с Эмлером, который использовал свою половину для финансирования своей только созданной компании Flying Machine Factory, которую сейчас весь мир знает, как FMF.
1974 KTM MX125
В 1974 году все модели КТМ также оснащались передними 35мм вилками Cerianni, а сиденье стало толще. Двигатели были окрашены серебряной краской и получили закругленную крышку сцепления. Рама была изменена в задней части, чтобы установить под 45 градусов новые амортизаторы и сдвинуть их назад. Также модели получили тепловой экран из стекловолокна для выхлопной трубы, рычаги переднего тормоза и сцепления «Magura Power».
1974 KTM MX250
1974 год - Ричард Никсон уходит в отставку из-за скандала с Уотергейтом, нефтяные кризисы доминируют в экономических новостях, и впервые выяснилось, насколько мы зависим от нефтяных ресурсов. Мухаммед Али бьет Джорджа Формана в знаменитом боксерском поединке. А KTM, в то время еще очень молодой производитель мотоциклов, выигрывает свой первый чемпионат мира по мотокроссу.
Это событие наши болельщики мотокросса ждали девять лет. Да, именно девять долгих лет, прошедших со времени первой победы Виктора Арбекова на Чемпионате мира в 1965 году, наши гонщики штурмовали олимп. И вот, наконец, победа в мировом первенстве 1974 года ленинградца Геннадия Моисеева, который выиграл свой первый титул в классе 250сс. На тот момент ему было 26 лет.
Хроника победы Геннадия Моисеева
Пять месяцев продолжался этот мотоциклетный марафон. Одиннадцать трасс в разных европейских странах стали аренами упорной борьбы за право называться первым кроссменом мира. Геннадий Моисеев или чехословацкий спортсмен Ярослав Фалта? Именно эти двое с самого начала взяли на себя главные роли. Ярослав был на три года младше Моисеева и, хотя свои выступления в мировом первенстве начал на год позже, он быстро стал одним из ведущих гонщиков. Он был техничен и вынослив, но по грязи и песку ездил хуже Геннадия. Давайте вспомним, как это было…
Первый этап – Испания. В первом заезде Моисеев уехал со старта лишь 17-м и долго подбирался к лидерам, но так и не догнал троих – бельгийца Бовена, Рулева и шведа Андерссона. В итоге четвертое место. Во втором заезде Геннадий уходит первым со старта, и к середине заезда у него отказывает коробка передач, осталась одна вторая передача. За пять кругов до финиша его догоняет Фалта, но обойти так и не смог, Моисеев приехал первый. Фалта не доволен своим результатом – он лишь четырнадцатый в первом заезде и третий во втором.
Второй этап – Италия: Фалта берет убедительный реванш – две победы в заездах, и он лидер общего зачета. Моисеев первый заезд не заканчивает, а во втором финиширует вторым.
Третий этап – Чехословакия: На домашней трассе Фалта увеличивает разрыв. Хотя он и сошел в первом заезде из-за неполадок в зажигании, но во втором одерживает победу. У Моисеева в первом заезде шестое место, во втором сход.
Четвертый этап – Польша. Абсолютная победа Моисеева – победа в обоих заездах. Победа важная и в психологическом отношении. Фалта не финиширует ни в одном из заездов.
Пятый этап – Югославия. В первом заезде оба претендента сходят с дистанции. Во втором заезде Моисеев, чтобы не наскочить на упавшего впереди гонщика, останавливается и пропускает Фалту. К этому времени становится ясно, что Геннадий и Ярослав – главные претенденты на титул и теперь каждый поединок становится решающим.
Шестой этап – Англия. Полновесное для Моисеева выступление – два третьих места. Фалта четвертый и седьмой. Отставание Ярослава становится для него уже серьезным.
Седьмой этап – ФРГ. В ФРГ на трассе под Бильштайном Моисееву пришлось бороться с бельгийцем Гастоном Райе. С тем самым Райе, который в 1975 году пересядет на мотоцикл класса 125сс и станет чемпионом мира. Свой успех бельгиец повторит и в 1976 и в 1977 годах. Сильный дождь лил на протяжении всего этапа. Первый круг Геннадий закончил двадцатым и постепенно подобрался к Райе, который был лидером заезда. Райе был мастером грязевых гонок, это знал и Моисеев, который также умел ездить в грязь. Незадолго до финиша Геннадий попытался его обогнать и упал. В итоге второе место. Ярослав Фалта сошел с дистанции и наблюдал, стоя на подъеме, за борьбой между Райе и Моисеевым. Во втором заезде наоборот – сход у Моисеева и второе место у Фалты. Разрыв прежний.
Восьмой этап – Голландия. Фалта доказывает, что для него еще не все потеряно. В первом заезде сход, во втором он первый, что дает ему неплохие шансы. У Моисеева шестое и пятое места. Разрыв по очкам минимальный.
Девятый этап – Финляндия. На старте наш гонщик попадает в завал и уходит на трассу лишь 26-м, финиширует 10-м. Фалта второй. Во втором заезде Моисеев первый, Фалта не заканчивает гонку.
Десятый этап – Швеция. Силы и нервы у соперников на пределе. И Моисеев делает решающий рывок, занимая пятое (после того как побывал в завале после старта) и первое места. У Фалты сход и четвертое место. Перед финальным этапом у Моисеева 145 очков, у Фалты 129. Как известно, места в чемпионате распределялись в то время в зависимости от суммы очков, набранной в двенадцати наиболее результативных заездах. В частности, в дуэли Моисеев – Фалта решающее значение приобретает число призовых мест.
Геннадий Моисеев:
«Перед последним этапом в Швейцарии у меня накопился солидный запас очков. Для получения чемпионского титула мне достаточно было в двух заездах хотя бы раз оказаться вторым. По-прежнему неотступно преследовал меня Фалта. Но ему, чтобы стать чемпионом мира, следовало хотя бы одну гонку выиграть, а в другую войти в тройку призеров. Задача, конечно не из легких.
Хотя шансы на победу у меня были самые реальные, я очень волновался перед заключительным этапом. Почти всю ночь перед гонкой я не спал. Болело сердце, гудели мышцы, а в голову лезли неприятные мысли. И вот в субботу после последней тренировки международное жюри сделало вывод: «Стартовое устройство слишком низко, всего 20 сантиметров от земли. В случае фальстарта через него легко переехать. Если это с кем – то случится, гонщик будет оштрафован на 60 секунд».
Одиннадцатый, заключительный этап – Швейцария: Вот он драматизм заключительных стартов. Кому выпадет счастливый билет? И надо же такому случиться, он выпадает чехословацкому спортсмену. У Моисеева в обоих заездах сход по техническим причинам. А что же Фалта? Нервы его все-таки подвели. В обоих заездах фальстарт, это видели все – и представители команд участников, и даже зафиксировали фотографы и телевидение. Не заметили фальстарт только судьи. Фалта финишировал первым, значит он чемпион? А как же фальстарт в обоих заездах?
Геннадий Моисеев на Гран-при Великобритании
«Международное жюри заседало четыре часа. Никто из участников чемпионата не уехал с места соревнований. Ждали решения жюри и зрители. Но в этот день результаты этапа и окончательный исход чемпионата мира так и не объявили. Вопрос обсуждался спустя неделю на очередном конгрессе ФИМ. Тщательный анализ полностью подтвердил нарушение правил. Фалте добавили 60 секунд штрафного времени и во втором заезде ему присудили восьмое место и второе в общем зачете. Звание чемпиона мира было присуждено мне. Я шел к этой победе долгих семь лет. И дело тут не столько в том, чтобы самому научиться ездить хорошо в любых условиях, за это время я изучил характер своих соперников, их манеру вести борьбу на трассе. Моя победа – это продолжение успехов Арбекова и Григорьева, она была подготовлена моими тренерами, механиками и товарищами по команде».
Также хочется сказать пару слов о результатах, достигнутых в этот год американскими гонщиками команды Penton. Джон Франклин завоевал третье место на пятом этапе серии АМА Мотокросс класса 250, который проходил в Gran-Am Motocross Park, а Бак Мерфи финишировал вторым на суперкроссе в Дайтоне.
1974 KTM MX400
В 1974 году компания КТМ выпустила свой первый мотоцикл для открытого класса - KTM MX400.
1975 KTM MX125
1975 год ознаменовал собой начало проведения Чемпионата мира в классе 125сс. В связи с этим КТМ представили свою новую модель, которая получила новую раму, измененный двигатель, новый пластик, новые амортизаторы и новый внешний вид.
1975 KTM MX250
В тот год у всех моделей КТМ топливный бак и короб воздушного фильтра были окрашены в ярко-красный цвет, а новые хромомолибденовые рамы были окрашены в серый. Мотоцикл класса 250сс получил новый двигатель с шести ступенчатой коробкой передач. Также на модели были установлены колесные диски фирмы Akront и зажигание Motoplat.
Для прошлогоднего чемпиона Геннадия Моисеева 1975 год оказался несчастливым, хотя и важным в его спортивной биографии.
Геннадий Моисеев:
«Несмотря на победу в чемпионате мира, нашлись злые языки, утверждающие, что вот, мол, если бы не фальстарты Фалты - не видать Моисееву золотой медали. Это были своего рода тернии в чемпионском лавровом венке. Тогда-то я и решил, во что бы то ни стало выиграть следующий чемпионат мира, как говорится, за явным преимуществом. На это настраивал меня и Кирилл Александрович.
Выносливость - вот чего мне тогда не хватало. Вместе с Демянским мы разработали новую методику тренировок, составили план, главная особенность которого - двукратное увеличение нагрузки. Завели еще одно «железное правило»: обязательно участвовать во всех официальных соревнованиях, где идет настоящая борьба с реальным соперником и где надо все сделать для победы. Вот с такой задачей я и вышел на старт традиционного зимнего мотокросса в Коврове, на котором обычно собирается весь цвет отечественного мотоспорта. Обстоятельства сложились таким образом: на повороте обхожу Пашу Рулёва, и впереди остается только Слава Краснощёков, но на пути первая «заковырка» ковровской трассы - длинный, обледеневший подъем. Плохо ли, хорошо ли, но есть у меня такое правило: идти на обгон на трудном участке. Мне трудно, но ведь сопернику тоже нелегко! На подъеме я «достал» Славу и стал уже обгонять его. Но тут Краснощеков зацепился за снежный вал, его машину развернуло поперек, мне отворачивать некуда, да и некогда. Я упал…. Между тем дело оказалось нешуточное. Вот что записали в историю болезни, когда уложили меня в клинику Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова: перелом лучевой кости, вывих головки лучевой кости, обрыв мышечных связок, парез нерва...».
После серьезной травмы, которая чуть не перечеркнула всю карьеру нашему гонщику, Геннадий восстанавливался три долгих месяца и все же вышел на старт мирового первенства. Пропустив пять этапов чемпионата, он в итоге занял двенадцатое место.
А лучшим по итогам сезона в классе 250сс стал кировоградец Евгений Рыбальченко, пересевший в сезоне 1975 года на КТМ. В его активе победа на Гран-При Швеции и восьмое место по итогам чемпионата.
1975 КТМ MX 400
1976 KTM MX125
В 1976 году впервые завод КТМ представил две разные модели: для мотокросса – «МС5» и для эндуро – «Cross County». На мотоциклах серии «MC5» были установлены передние вилки и задний амортизатор с более длинным ходом.
1976 KTM MX250
Наиболее интересная борьба на Чемпионате мира по мотокроссу была в классе 250сс. Дуэль между Геннадием Моисеевым и финном Хейкки Микколой продолжалась весь сезон, и судьба титула решилась лишь на последнем этапе в Швеции. Ну, обо всем по порядку.
Начало сезона 1976 года у Геннадия Моисеева было провальным, и тут дело не в прошлогодней травме, которую он получил в Коврове, а в новом мотоцикле, с которым Геннадий «познакомился» накануне старта в чемпионате. Усовершенствованиями, которые были сделаны конструкторами «КТМ», Моисеев был недоволен, и результат на первых двух этапах в Испании и Бельгии оказался соответствующим, 15-е и 16-е места и ни одного очка. Зато у финна Микколы две победы подряд.
Финн Хейки Миккола и Геннадий Моисеев
Уже на третий этап Гран-При Чехословакии, который проходил на трассе в Голицах, механик «КТМ» Зигфрид Штульбергер привез для Моисеева его прошлогодний мотоцикл и дело пошло. Он дважды финишировал четвертым и заработал первые 16 очков. Во втором заезде он догнал ехавшего третьим лидера чемпионата Микколу и опередил его на десять секунд, но подцепив проволоку, которая непонятно как оказалась на трассе, вынужден был остановиться. Пока разматывал, Миккола ушел вперед, так завершился первый раунд дуэли между Моисеевым и Микколой.
Далее Польша. У Моисеева шестнадцать очков против пятнадцати у Микколы. Наконец, пятый этап Гран-При СССР, который проходил во Львове на трассе Майоровка на глазах у 150 тысяч зрителей. Этап принес успех советским гонщикам. В родных стенах они выступили более, чем достойно. На счету Моисеева, Кавинова и Овчинникова после двух заездов одно первое, два вторых и два третьих места – достижение, равного которому, вероятно не было за всю историю выступления наших гонщиков в мировых чемпионатах.
Львовский этап был знаменателен еще и тем, что на нем впервые были представлены новые кроссовые «Восходы – 250СКУ-3» ковровского производства. В одном заезде Виктор Попенко занял на этой машине десятое место.
Но вернемся к дуэли Моисеев – Миккола. Советский этап принес обоим по 15 очков, у каждого было по одному сходу, а победителем этапа стал Владимир Кавинов, финишировав третьим в обоих заездах. Поединок продолжился и на шестом этапе в Югославии, который проходил на трассе в «Орехова Вас». В первом заезде Геннадий в борьбе Микколой вышел победителем. Во втором заезде Моисеев долго боролся за лидерство с Кавиновым. Миккола догнал их за пять кругов до финиша. И в это время Кавинов упал. Битва Моисеев – Миккола продолжилась, но тут финн умело «использовал» кругового и обошел советского гонщика. Геннадий через круг попытался обогнать его. Они оба вошли в вираж, Моисеев по внутреннему, Миккола по внешнему, на выходе Геннадий ударяется переднем колесом о мотоцикл финна и падает. Когда поднялся – его обогнал и Кавинов. Этап опять в пользу финского гонщика.
Италия – седьмой этап. У Моисеева второе и первое места. Англия. Оба заезда в Ньюберне на трассе, состоящей из одних поворотов, с глубокой колеей, Геннадий выиграл, а Миккола дважды падал и сходил с дистанции. После девяти этапов расклад по очкам следующий: у Микколы 139 очков, у Моисеева 129. У Кавинова – он на третьем месте 101 очко. ФРГ – десятый этап. Два заезда выиграл Кавинов. А где же лидеры? У Моисеева сход – подвела коробка передач. Сошел из-за падения и Миккола. Второй заезд – у Моисеева опять сход, Хейкки Миккола второй.
Перед двумя последними этапами – в Голландии и Швеции – Моисеев еще имел теоретические шансы на титул. Для этого нужно было выиграть три заезда и один раз занять второе место.
Голландия. Трасса с длинными песчаными участками, на таких треках расход топлива гораздо больше, чем на других этапах. Возможно, на тот момент это был первый случай в истории мировых чемпионатов, чтобы во время заезда на мотоцикле закончился бензин. Именно так и произошло у Моисеева за три круга до финиша. Однако во втором заезде Миккола сошел, а Геннадий финишировал первым. Заключительный этап в Швеции, Моисееву надо выиграть оба заезда, а Микколе достаточно в одном из них финишировать вторым. Так и вышло. В итоге по сумме у Микколы 163 очка и золотая медаль, у Моисеева «серебро» и 162 очка, хотя у Геннадия побед оказалось больше, чем у Микколы, восемь против семи. Как писали после этого чемпионата СМИ – это было серебро с золотым оттенком.
Вот, как прокомментировал Геннадий Моисеев сезон 1976 года после возвращения домой: «Своим вторым местом на этом чемпионате я дорожу больше, чем золотой медалью 1974 года».
Награждение 1976 год
1976 КТМ MX 400
1977 KTM MX125
В 1977 году КТМ представила новую серию кроссовых мотоциклов «GS-6». Изменения коснулись рамы, короба воздушного фильтра, а также все мотоциклы получили новую подвеску «Marzocchi».
1977 KTM MX250
1977 год начался для Геннадия Моисеева большим и радостным событием. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Также медалью «За трудовое отличие» был отмечен и его первый тренер Кирилл Александрович Демянский.
В марте Моисеев, Кавинов и Овчинников выехали на тренировочные кроссы за рубеж. Первый из них состоялся в Бельгии.
Травма. Геннадий Моисеев: сПеред первым этапом, за две недели до его открытия, в Бельгии проводился международный кросс, в котором принимали участие сильнейшие гонщики. Я бы сказал, это была своего рода разминка перед главным стартом. В середине заезда, перед выходом из виража у меня на какое-то мгновение заклинило газ, впоследствии выяснилось, что под дроссель попал кусочек эпоксидной смолы. Но этот миг незакрытого газа мне обошёлся дорого. Через пятнадцать метров после виража возвышался бугор высотой около двух метров. После него - впадина и опять подъем. При нормальной езде я, как и все гонщики, прыгал с бугра, проезжал впадину и снова прыгал. На этот раз так не вышло. Я шел на слишком большой скорости - газ-то заклинило! Вместе с мотоциклом взлетел в воздух и тут же на меня стал надвигаться второй бугор, как стена. Пытаясь самортизировать грозящий удар, вытягиваю руки и ноги. В таком положении и приземлился. Руль сломался, ножки разогнулись и я, стукнувшись о рулевую колонку, рухнул набок. Сначала ничего не почувствовал. Лишь через несколько секунд стало нестерпимо больно в позвоночнике. Когда ко мне подбежали Юрий Игнатьевич Трофимец и механик, я не мог даже пошевелиться. Они дотащили меня до палатки, попытались усадить в кресло, но я не мог сидеть. На этом мое участие в гонках закончилось. Приехав домой, в Ленинград, тут же отправился к Сергею Степановичу Ткаченко; он лечил меня после ковровской травмы. Сделали снимки, страшного, к счастью, ничего не оказалось. Просто сильно растянулись мышцы и сплющились два позвонка. Профессор посоветовал мне больше двигаться, чтобы выздоровление шло быстрее».
Вот такой, не совсем удачный старт перед ответственным сезоном был у Геннадия. Но уже через неделю после падения он вышел на старт в Испании.
Заводской КТМ МС250’77 Моисеева
«В Бельгии ушел на трассу первым, но на третьем круге упал. Мимо промчались Эвертс и Ханссен. Я тут же кинулся в погоню, и на одном из поворотов мне удалось их обойти. На финише был первым. И только тут почувствовал - болит рука. Снял перчатку, правый мизинец оказался распорот чуть не до кости. Не пошевелить рукой. Между тем приближался старт второго заезда. Мне заморозили рану, перевязали кисть. Держаться за руль я теперь мог только тремя пальцами поврежденной руки... Но и этот заезд я тоже выиграл».
1977 год. Владимир Кавинов – серебряный призер Чемпионата мира в классе 250сс.
В итоге Моисеев из двадцати четырех заездов чемпионата выиграл двенадцать и завоевал шесть «Больших призов». У него было на 95 очков больше, чем у бронзового призера бельгийца Андре Малерба. А завоевавший «серебро» Владимир Кавинов «оторвался» от француза на 53 очка. Этот год оказался для КТМ самым результативным в классе 250сс – ведь все три их гонщика завоевали весь подиум чемпионата.
1977 KTM MX400
1978 KTM MX125
В 1978 году все модели КТМ получили новый внешний вид – рама стала оранжевой, а крылья, короб воздушного фильтра и бензобак стали белыми. В дополнение к этому модели получили новую графику.
В 1978 году логотип КТМ вновь был слегка отредактирован. Надпись «Austria» исчезла, а синяя окраска стала темнее. Были две версии: оригинал с контуром и без его.
1978 KTM MX250
В сезоне 1978 года на Чемпионате мира в классе 250сс от нашей страны было заявлено три спортсмена: Геннадий Моисеев, Владимир Кавинов и Валерий Корнеев.
Валерий Корнеев, Владимир Кавинов и Геннадий Моисеев
К Моисееву и Кавинову присоединился 23-летний воспитанник калининградского автомотоклуба ДОССАФ - Валерий Корнеев. Дабы не утомлять читателя описанием борьбы в чемпионате, давайте прочтем воспоминания победителя чемпионата мира 1978 года Геннадия Анатольевича Моисеева. Забегая вперед лишь скажем, что Владимир Кавинов закончил этот чемпионат на четвертом месте, а Валерий Корнеев стал 14-м.
Геннадий Моисеев: «Хотелось бы осветить одну интересную особенность: впервые в истории мирового мотокросса один из этапов чемпионата было решено провести в Соединенных Штатах Америки на трассе в Юнадилла. Все с интересом ожидали этих гонок, ибо предполагалось, что у себя дома на старты выйдут многие гонщики США. Так оно и произошло. В Америке среди участников гонки оказалось сразу семеро хозяев трассы. Все они оказались отлично подготовленными кроссменами. Достаточно сказать, что ни один из них не остался без зачетных очков. Эллис и Ханна выиграли по заезду, а Трайпс был дважды вторым. Так что мнение о слабости американских гонщиков довольно спорно. И я думаю, выступай они на всех этапах чемпионата, борьба была бы много интересней. К сожалению, у наших американских коллег по спорту на первом плане материальный интерес. Все они - типичные профессионалы, им выгоднее выступать у себя дома в различных коммерческих гонках. Во всяком случае, они сами именно так объясняют своё нежелание участвовать в чемпионате мира по полной программе. Для европейских спортсменов выступление в США оказалось нелегким испытанием. До Нью-Йорка мы летели десять часов с посадкой в канадском городе Гандере. Долгая утомительная дорога, большая разница во времени дали о себе знать. Всем нам хотелось спать. Чувствовали мы себя усталыми, разбитыми. На тренировке обливались потом, не хватало воздуха.
Опыт выступления в Америке показал, что приезжать сюда на этап следует заранее, дней за десять, чтобы привыкнуть, акклиматизироваться. Это было учтено в следующем году, когда мы приехали в США за две недели и смогли бороться с американскими гонщиками на равных».
Гран-при Шотландии
Про финал чемпионата 1978: «Я же в последнем заезде мог уже и не выступать - медаль была мне обеспечена - и все же вышел на старт. Не знаю, что руководило тогда мною, наверное, хотелось доказать, что и на этот раз я выиграл чемпионат не случайно. На старте поставил себе скромную задачу: прийти на финиш девятым - так, будто бы и не было первого заезда и мне во что бы то ни стало надо «заработать» те самые решающие два очка. Так все и было. Я откатал заезд очень спокойно и был на финише... девятым. Кому же достались остальные призовые места? У Хансена - серебро, а у Майша - бронза».
1978 KTM MX400
В 1978 году в американских чемпионатах в команде КТМ не было гонщиков первой величины и вполне естественно, что рассчитывать на серьезный результат не было никакого смысла. Самым результативным оказался Фрэнк Стейси на КТМ МХ500 он был пятым на втором этапе серии АМА Мотокросс в классе 500сс, который проводился на треке в Red Bud. По итогам чемпионата он оказался на 12-й позиции.
1979 KTM MX125
В этот год все модели КТМ вновь преобразились. Машины получили измененную раму, новый задний маятник, переднюю вилку с защитной гофрой и задние амортизаторы. Также был изменен передний номерной знак и задние боковые пластины, ну и плюс новая графика.
1979 KTM MX250
Геннадий Моисеев стал героем заключительного этапа чемпионата мира 1979 года в классе 250сс. Хотя эта победа не помогла ему войти в тройку призеров, и по итогам сезона он занял лишь четвертое место.
Геннадий Моисеев:
«В мотоспорте, и в кроссе в частности, принято считать, что половина успеха зависит от машины. В 1977-м и 1978 годах мы завоевали победы на мотоциклах КТМ, специально для нас подготовленных. Тогда они не уступали по основным показателям – мощности и надежности машинам соперников, что позволяло вести с ними борьбу на равных. Однако уже в сезоне 1978 года стало очевидно, что ряд фирм сумел создать мотоциклы, превосходящие КТМ в мощности, а главное по ходовым качествам. В сезоне 1979 года моторы наших мотоциклов тоже прибавили в мощности, но с потерей тяги на малых и средних оборотах. Уже первые старты показали, что такое решение явно было неудачным, и мы вынуждены были пересесть на машины 1978-го модельного года, они были более пригодны для условий чемпионата мира. Однако конкурировать с новыми мотоциклами других производителей, они уже не могли».
1979 KTM MX420
В 1979 году КТМ представила новую модель «MC 80» для Открытого класса с объемом двигателя 420сс (тип двигателя 560). Модель для эндуро имела индекс «GS 80» и еще старый двигатель объемом 400сс.
Кроссовая машина получила новую хромомолибденовую раму и подвеску. Новые конические ступицы с барабанными тормозами спереди и сзади. Новую 38мм переднюю вилку Marzocchi (на модели для эндуро стояла передняя вилка диамером 35мм) и новый маятник с амортизаторами Bilstein. Стоит также отметить, что боковые номерные панели и заднее крыло были неизменными для моделей 1979-1981 годов.
Прежде чем завершить наш рассказ о истории КТМ 70-х годов, нельзя не отметить блестящее выступление советской сборной на командной гонке «Трофей Наций». Это была первая и самая долгожданная победа советской команды в столь престижном классе машин с объемом 250сс.
Сборная СССР празднует победу на «Трофее Наций» вместе с тренером Юрием Игнатьевичем Трофимцом (крайний справа)
«Трофей наций» состоялся 9 сентября 1979 года в Швеции на трассе Баркарби вблизи Стокгольма и проходил очень в тяжелых условиях. Из 12 команд, прибывших в Швецию, бесспорными фаворитами считали хозяев трассы – шведы во главе с чемпионом мира 1979 года в классе 250сс Хаканом Карлквистом и серебряным призером Торлейфом Ханссеном. Фактор родных стен, бесспорно, давал им дополнительное преимущество.
Накануне финала по
просьбе участников организаторы обильно полили трассу, а ночью им «помог»
сильнейший ливень, который превратил трассу в сплошное месиво. Тут уж мощность
двигателя отошла на второй план и решающим фактором стали мастерство гонщиков,
их физическая и специальная выносливость.
По итогам упорной борьбы за «Трофей Наций» первые шесть мест заняли национальные сборные СССР, Швеции, Голландии, Бельгии, Великобритании и Финляндии. Эта победа стала первой и последней для наших гонщиков в командной гонке самого высокого ранга.
Роман Мишенев специально для Moto85.ru