Джерси заводских гонщиков из частного музея. Часть 1
Давайте посмотрим на некоторые джерси заводских гонщиков АМА, находящихся в личной коллекции Грега Примма. Но, прежде, чем мы перейдем к нашему рассказу, узнаем, кто такой Грег Примм и чем он собственно знаменит.
Хотя его имя, возможно, не знакомо большинству мотокроссменов, Грег Примм - страстный поклонник истории спорта. В течение почти десятилетия он собирал коллекцию всего, что связано с мотокроссом. Позднее он и его партнер Марк Стюарт полностью сосредоточились на одной цели - создать один из лучших MX музеев в мире.
30 лет Грег был одной из мощных фигур индустрии мотокросса, но всякий раз старался избегать контактов с прессой и излишней шумихи вокруг своего имени. Младший сын одного из пионеров индустрии развлечений в Лас-Вегасе (штат Невада), Грег первый раз организовал открытую смотровую площадку по истории спорта на суперкроссе «US Open», который был очень популярен и проводился в 2000-х годах в Лас-Вегасе. После успеха этого мероприятия он и сосредоточился на сборе экспонатов для своего будущего музея.
Грег Примм с промоутером Дэйвом Кумбсом
А начинал будущий миллионер и меценат, как и многие его ровесники, с гонок по мотокроссу. Как он вспоминал позднее: «Моя претензия на спортивную славу - победа в классе «Open Junior» на одной из популярнейших гонок в США «Mammoth Motocross» в 1980 году. Я выиграл все три заезда, победив Дэйва Остермана, механика Майка Белла, в финале. Я помню, что мое превосходство было что-то около 32 секунд над вторым призером».
Но любительская карьера после его победы в «Mammoth Motocross» была недолгой, и вскоре Примм был вынужден повесить шлем на гвоздь.
«Я перенес несколько серьезных операций на коленях, и с гонками пришлось расстаться», - вспоминает Грег. «Поэтому я переехал в Лас-Вегас, где работал на моего отца около четырех месяцев, но он, к сожалению, скончался. После я работал еще несколько лет со своим старшим братом Гарри, который стал главой нашей компании вместо отца. Когда он взял руководство в свои руки, дела у нас пошли еще лучше. В дополнение к трем крупным казино с гостиницами на 3000 номеров, мы владели торговым центром на 100 магазинов, двумя автозаправочными станциями (в год продавалось более 15 миллионов галлонов топлива) и двумя чемпионатами по гольфу».
Крупнейший в мире музей по истории мотокросса Грега Примма
«Мы были серьезно обеспечены материально, но я все равно не мог жить без мотокросса, и позже мне пришла идея собирать все, что с ним было связано. В итоге я смог собрать и разместить на территории в 743 кв.м свою коллекцию из 350 мотоциклов 49 брендов, причем 42 мотоцикла принадлежали гонщикам первой величины. У меня были такие редкие мотоциклы, как Yamaha YZ465 1980 года первого победителя USGP Марти Моатеса, впечатляющий набор из 8-ми заводских мотоциклов Suzuki серии «RN» Роджера Декостера, начиная с середины 70-х по 80-е годы, включая и его Honda 1981 года. Три мотоцикла Геррита Волсинка, Honda Mugen ME125 1981 года Джонни O'Maрa, который я мог видеть в действии на одном из этапов серии АМА Мотокросс в Broome Tioga (Binghampton, NY). Vertematti Майка Янга, мотоциклы, принадлежащие Жану-Мишелю Бэйлу, Джеффу Уорду, Бобу Ханне, Донни Шмиту, Дэнни ЛаПорту, Рику Джонсону и Джеффу Матиасевичу.
У меня были представлены кроссовые мотоциклы производителей из 20-ти стран -Yamaha YZ, Kawasaki KX, Husqvarna CR, Can Am, Bultaco's, Maico, Penton, CZ, Carabella, SWM, Derbi, Puch, AJS, Cotton, Tyran и т.д. Также хочу отметить, что у нас было 300 гонщиков, которых мы спонсировали на разных уровнях».
Эксклюзивный алюминиевый топливный бак ручной работы с мотоцикла Yamaha Боба Ханны
«В моей коллекции были шлемы сборной США за целое десятилетие, в которых они ездили на Мотокроссах Наций. Джерси заводских гонщиков за многие годы, подвески кроссовых мотоциклов за всю историю и очень много различных других вещей. Многие экспонаты мне помог приобрести один мой хороший друг - Трой Ли».
К сожалению, из-за финансовых трудностей, с которыми столкнулся Грег, экспонаты музея пошли с молотка, и по слухам коллекции больше не существует. Тем не менее, сохранилось множество фотографий его экспонатов, и в нашем цикле статей мы постараемся рассказать о некоторых из них. Итак, начнем с джерси заводских гонщиков АМА…
Это джерси фирмы «Sinisalo» в которой Майк Крейг ездил в 1998 году за команду «Honda of Troy Racing». В середине девяностых и в начале 2000-х эта команда имела очень большой вес, и если проводить современную аналогию, то она была уровня «Gieco Honda» или «Kawasaki Pro Circuit». За нее в разное время гонялись лучшие гонщики, такие как Джереми Макграт, Ларри Уорд, Эрнесто Фонсека и Брайан Свинк. На протяжении более десятилетия «Fifth Dragon» была силой, с которой нужно было считаться в американском Мотокроссе.
Майк Крейг перешел в команду «Honda of Troy» в конце 1994 года после того, как у него закончился контракт с заводской Yamaha. Крейг был нанят для замены преждевременно уходящего в отставку Деймона Брэдшоу, и на ранней стадии, казалось, был хорошим выбором команды. Он громко заявил о себе, завоевав победу на суперкроссе в Орландо, но к сожалению, в середине сезона травмировался. Его эпопея с командой длилась с 1994 по 1998 годы. Вскоре после того, как была сделана эта фотография (1998 год. Этап АМА Мотокросс в Баддс Крик) Майк сломал бедренную кость и в 1999 году его попросили из команды.
Хотя компания «Sinisalo» сейчас в основном забыта, какое-то время в 80-х и начале 90-х она была сильным игроком на рынке экипировки. В 1984 году в продукции финской компании ездили такие звезды, как Рик Джонсон и Джефф Уорд.
В 1993 году «Sinisalo» переживала свой расцвет и подписала контракт с Джереми МакГратом (до этого он три года ездил в «AXO»), который только перешел в класс 250сс. Этот год стал лучшим для компании не только в США, так как МакГрат привез им титул в АМА Суперкросс, но и Европе. В тот год чемпионом мира в классе 250сс стал южноафриканец Грег Альбертийн, который тоже ездил в «Sinisalo».
В то время «Sinisalo» тесно сотрудничала с «AXO», за которую ехали Джефф Стэнтон и Джефф Уорд, поэтому было разумно с их стороны взять под свое крыло молодого перспективного гонщика Джереми МакГрата, который только перешел в «старший» класс и искал спонсора в лице производителя экипировки. В течение двух лет Джереми гонялся в «Sinisalo» и дал бренду мощный толчок в развитии.
В 1995 году «Sinisalo» отойдет на второй план, и заводских гонщиков Honda будет одевать «Fox Racing». Год спустя финская компания перейдет к спонсорству гонщиков команды «Honda of Troy».
В сезоне 1991 году в этой джерси производства «MSR» (первоначальное название - Malcolm Smith Racing) ездил участник серий АМА Мотокросс в классах 250 и 500сс - Майк ЛаРокко.
В 1991 году «MSR» была игроком второго эшелона в войнах с другими производителями экипировки для мотокросса. К тому времени «JT Racing» сдала позицию лидера, а пальма первенства перешла к «Fox Racing» и «AXO». С ЛаРокко и национальным чемпионом по мотокроссу в классе 125сс Гаем Купером, рейтинг компании «MSR» заметно увеличился, но она все равно не могла преодолеть маркетинговую мощь, которой обладали два лидера рынка.
В 1991 году ЛаРокко завоевал свою первую победу на финальном этапе АМА Суперкросс в Лас-Вегасе
В 2001 году в этой джерси производства «Fox Racing» француз Давид «The Cobra» Вуллемен гонялся за заводскую команду «Yamaha». Отметим факт, что в те годы по настоянию японского производителя все гонщики их команды должны были носить форму только синего цвета, что исключило саму возможность гонщикам хоть как-то выделяться. Кстати, этот пункт в свое время оспаривал Чад Рид и потребовал исключить его из своего контракта.
После своего «звездного» сезона 2000 года, когда Вуллемен завоевал две победы и стал вторым призером (после Джереми МакГрата) серии АМА Суперкросс, у него наступил кризис. Сезон 2001 года станет непростым для «Кобры», он не смог претендовать на подиум и оказался восьмым в общем зачете. Но в 2002 году он вернется в былую форму, завоюет две победы подряд на первых этапах и станет вторым призером, проиграв Рикки Кармайклу всего 35 очков.
Не может быть никаких сомнений в том, что эта джерси все еще преследует в страшных снах Дэвида Пингри. В 2000 году он и Шеи Бентли устроили настоящую битву за титул в серии АМА Суперкросс 125 Западного региона. Судьба чемпионата решилась на последнем этапе: Бентли выиграл титул, а Пингри стал вторым призером, проиграв всего два очка!
Хотя ясно, что Бентли был невероятно талантливым гонщиком, но в 2001 году он так и не смог защитить свой титул в суперкроссе. На протяжении всей последующей карьеры его будут преследовать травмы, которые в итоге и приведут к преждевременному уходу из профессионального спорта.
Как известно поклонникам, в 2002 году австралиец Чад Рид стал серебряным призером Чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс, но до начала летнего сезона в Европе он решил попытать счастья в американской серии по суперкроссу. В его планах было выступление в классе 250сс, но Yamaha не пожелала сразу бросать его в бой и приняла решение, чтобы он для начала испытал свои силы в классе 125сс. И команда «Yamaha of Troy» выделила ему «четырехтактник» YZ250F. Дебют оказался слишком успешен, Чад Рид сразу же становится чемпионом АМА Суперкросс 125 Восточного региона. В следующем году он поедет свой полный сезон в США и станет вторым призером в суперкроссе, проиграв Рикки Кармайклу всего шесть очков в битве за титул в классе 250сс.
Интересно, что самым ярким логотипом на джерси Чада Рида было лого не команды «Yamaha из Troy», а «AST». «Action Sports Team» была создана, чтобы продвигать гонщиков с целью продажи реплик товаров для их болельщиков. Сама идея была, может, и не совсем плоха, но ощутимого эффекта она так и не принесла.
В 1989 году команда Honda стремилась всех своих гонщиков заставить носить линейку экипировки собственного производства - Hondaline. Экипировка «TX-10» никогда не была особенно популярной и, конечно же, не была самой стильной на трассе. Лидер команды Рик Джонсон после нескольких лет работы с «Fox Racing» отказался носить экипировку за предложенную сумму и, шокировав боссов Honda, подписал контракт в 1989 году с «JT Racing». Но остальная команда, к сожалению, была обременена носить эту скучную экипировку.
Представленная на фото выше джерси в 1989 году принадлежала национальному чемпиону по мотокроссу в классе 125сс Майку Киедровски и является хорошим примером безликой экипировки серии «TX-10». Интересен тот факт, что обе компании «Answer» и «AXO» сделали свои собственные версии экипировки «Hondaline TX-10», но выбор команды почему-то пал только на «Answer».
1991 год станет последним, когда Honda будет навязывать гонщикам свою экипировку, но в 1989 году Джефф Стэнтон, Майк Кейдровски, Ларри Уорд и Джордж Холланд ездили в «TX-10». Только чемпион АМА по суперкроссу Рик Джонсон имел прерогативу ездить в том, в чем ему хочется.
Возможно, самым загадочным гонщиком, был француз Жан-Мишель Бейль, который приехал в Штаты, быстро их покорил и уехал обратно в Европу, чтобы гоняться на «кольце». Хотя Бейль никогда не пользовался популярностью среди американских болельщиков, никто не мог отрицать его невероятный талант. Бейль вписал свое имя в историю спорта, став единственным гонщиком, когда-либо выигравшим три серии АМА за один год (250MX, 250SX и 500MX). В представленной на фото джерси француз как раз ездил в сезоне 1991 года, когда выиграл все три титула.
Еще в конце 1990 года неожиданной новостью стал переезд Бейля в США для участия в сериях АМА. Появление двукратного чемпиона мира стало самым колоссальным ожиданием и сделало много шумихи в мотоциклетной прессе.
Удивительно, но его контракт с «JT Racing» оказался самым дорогим для бренда, который когда-либо подписывался. В то время, как Бейль выигрывал гонки, он оказался плохой инвестицией для бренда. Реплики его экипировки продавалась очень плохо, а сам гонщик никогда не контактировал с американскими фанатами. Некоторые из них, конечно, не признавали никаких других гонщиков, кроме американских, но и отчужденный характер самого Жан-Мишеля, безусловно, тоже сыграл свою роль.
Жан-Мишель Бейль был новатором в технике езды и применил ее в суперкроссе. За короткое время он усовершенствовал новые методы, которые и по-прежнему актуальны.
Хотя я и большой поклонник 90% экипировки «Fox Racing» 90-х годов, но это странное джерси серии «Racewear», которое носил заводской гонщик Suzuki Бадди Антюнез в 1991 году, просто ужасна. В спорте, где сломанные кости весьма распространены, носить такие вещи мало кто хотел.
После огромного успеха креативной экипировки Пита Фокса - «Zebra», которую в 1988 году в Юнадилла представила «Fox Racing», было выпущено еще много разных разновидностей, которые нашли свое продолжение и в 90-х годах. К скелетам и колючей проволоке компания добавила бедренные кости. Для многих гонщиков эти изображения были не сильно приятны, потому как у них было отличное представление о том, как легко они ломаются.
В 1989 году, когда Трампас Паркер выиграл первый титул на чемпионате мира по мотокроссу в классе 125сс, многие за океаном даже не догадывались, что на самом деле этот гонщик был уроженцем Луизианы. Когда он в 1991 году выиграл чемпионат мира в классе 250сс, то для большинства болельщиков в США по-прежнему оставался все так же неизвестным. Во многом это было из-за того, что в Европу он уехал слишком рано, не успев «засветиться» в Штатах. Даже в начале 90-х американцы издевались над его европейскими достижениями и принижали его талант. Несмотря на это, Трампас выиграл в общей сложности 13 Гран-при и стал первым американцем, который выиграл два титула чемпиона мира и занял значительное место в истории американского мотокросса.
В 1992 году Паркер иногда принимал участие в нескольких американских гонках. В начале года он присоединился к Микки Даймонду, чтобы проехать несколько этапов АМА Суперкросс. А на этом фото запечатлен единственный момент, когда Трампас ехал с номером 1 на родной земле. Это был Гран-при США в Юнадилла, но, к сожалению, не оставив никому ни единого шанса, все три заезда выиграл Джефф Стентон. В конце сезона Паркер не сможет удержать титул и в итоге проиграет чемпионат мира еще одному своему соотечественнику – Донни Шмиту.
Это джерси производства фирмы «Xtreme» носил в 1993 году носил один из самых популярных гонщиков начала 90-х годов Джефф Матиасевич. Свой профессиональный дебют он начал в 1987 году, гоняясь за команду «DMC» Дэвида Миллера на KX125 под номером 201 (в 80-е годы эта команды была эквивалентна современной «Pro Circuit Kawasaki»), а в конце сезона был приглашен в заводскую команду Kawasaki.
В 1988 и 1989 годах Джефф с лихвой отплатил своему работодателю двумя титулами АМА Суперкросс 125 Западного региона, а в 1990 году перешел в «старший» класс. Его дебют в классе 250сс был еще более впечатляющим, так как он доказал, что самый стабильный гонщик серии. Большую часть сезона он будет лидировать и даже выиграет финал в Лас-Вегасе, но в итоге станет лишь третьим призером, проиграв чемпиону Джеффу Стэнтону и второму призеру Жан-Мишелю Бейлю.
Джефф проведет еще два года в Kawasaki, прежде чем в 1993 году перейдет в команду Suzuki. Проведя всю свою карьеру с «Fox Racing», Джефф переключит свое внимание на шикарную новую линейку экипировки компании «Xtreme», которая в те годы сделала себе имя на продаже красочной и субъективной повседневной одежды. Хотя Джефф и выглядел отлично в новой экипировке и на новом мотоцикле, но высокими результатами уже похвастать не мог.
Проведя разочаровывающий год на RM250 (которые были, честно говоря, не очень хорошими машинами в то время), Джефф в 1994 году перейдет в частную команду «North County Yamaha». В 1995 году его пригласят в заводскую команду Kawasaki для выступления на Чемпионате Японии. После трех титулов в японских чемпионатах, в 1998 году Матиасевич объявит о завершении своей профессиональной карьеры. Один из самых стильных и агрессивных гонщиков в истории мотокросса (а некоторые про него говорят, как об одном из самых «грязных»), Джефф и по сей день остается любимцем фанатов 90-х.
Роман Мишенев специально для Moto85.ru