Как известно, первый в мире мотоцикл (с двигателем внутреннего сгорания) был сконструирован в Германии талантливыми немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в далеком 1885 году. Оба конструктора впоследствии стали «отцами» знаменитых автомобильных марок, однако их двухколесное изобретение дало мощный толчок для появления и развития мотоциклетной индустрии.
Первый в мире мотоцикл с ДВС, созданный Г. Даймлером и В. Майбахом в 1885 году.
Буквально через 20 лет мотоциклетная промышленность обрела массовый характер, и уже в 1908 году были проведены первые соревнования на пересеченной местности – «гонка за лисой», где райдеры принимали участие на специально адаптированных для бездорожья мотоциклах. Данное событие принято считать первой вехой в истории зарождения внедорожного мотоспорта.
Чуть позднее, как известно нашим читателям из «Истории возникновения и развития мотокросса», после Первой Мировой войны гонки на мотоциклах по пересеченной местности обрели наиболее удачную форму соревнований с точки зрения безопасности участников и зрелищности для болельщиков. Старт гонки стал массовым, а трасса обрела кольцевую форму с различными рукотворными и естественными препятствиями. Такая форма проведения гонок легла в основу современного мотокросса, и в наши дни мы с легкостью можем отметить схожие черты современных кроссовых треков и гоночных трасс тех времен.
1930-е
Что касается техники, то в первых соревнованиях гонщики принимали участие на обычных дорожных мотоциклах, минимально адаптированных вручную для езды по пересеченной местности. Гонщики облегчали свои мотоциклы путем снятия «всего лишнего» - стоп-сигналов, фар, багажника, пассажирских подножек, зеркал и т.д. Помимо облегчения конструкции, доработке подвергалась подвеска байка, которую делали более жесткой для адекватной работы на бездорожье.
Также многие гонщики «бились» над повышением мощности двигателей, т.к. жесткого контроля над кубатурой и соответственно количеством лошадиных сил регламент соревнований, на тот момент, не предусматривал. И, увеличив мощность двигателя, спортсмен получал небольшое преимущество над соперниками. Позже эта практика была упразднена, в связи с введением жестко регламентированных требований к технике в строгом соответствии с определенными классами, которые разделялись по объему двигателей в куб. см. – 125, 250 и позднее 500 (в наше время – 450 куб. см).
Gilera Saturno Cross 500cc 1952 г.
В ногу со временем и развитием внедорожных мото-соревнований шел и технологический прогресс. Т.к. гонки обрели четкую форму организации и общепризнанные стандарты, производителям мотоциклов пришлось «изрядно попотеть», чтобы адаптировать свою серийную технику для жесткой спортивной борьбы на пересеченной местности.
Когда-то и Харлей был кроссовым.
Появление серийных мотоциклов для кросса привело к эволюционному изменению всей конструкции. Чрезмерно широкий руль, доставшийся в наследство от дорожных байков, был уменьшен для оптимального баланса между комфортом спортсмена и управляемостью техники.
Ход передней вилки и маятника задней подвески – серьезно увеличился, позволяя новым мотоциклам с большей легкостью преодолевать препятствия на трассах, также при этом снижалась нагрузка на мышцы спортсменов, т.к. благодаря такой подвеске – мотоцикл было намного проще удержать на неровной трассе, что в итоге положительно сказывалось на общей выносливости райдеров. Трубы глушителей выхлопной системы, которые изначально располагались снизу по бокам от заднего колеса, постепенно начали поднимать для предотвращения возможных поломок при падениях.
Постепенное облегчение конструкции двигателей с одновременным повышением их мощностей привело к массовому переходу производителей от тяжелых, на тот момент, 4-х тактных ДВС к более легким и простым в производстве 2-х тактным моторам. Постепенно двигатели стали исключительно одноцилиндровыми, что также положительным образом сказалось на простоте обслуживания и ремонта техники.
Также производители постепенно начали задумываться над повышением управляемости своей техники, что привело к появлению жесткой внедорожной резины для мотокросса с ярко выраженным «агрессивным» рисунком протектора. Такая резина обеспечивала оптимальный уровень зацепа за поверхность гоночных треков на высоких скоростях и практически при любых погодных условиях на различных типах покрытий – плотном грунте, песке, камнях, грязи и т.д.
В угоду снижению веса и максимизации простоты конструкции - практически все производители отказались от электростартера в пользу кикстартера, что, в свою очередь, привело к исчезновению массивных аккумуляторных блоков и дополнительному облегчению конструкции байков.
«Иж-64» – серийный кроссовый мотоцикл производства СССР на базе доработанного двигателя «Иж-Планета».
В начале 80-х годов ХХ века все вышеперечисленные инновации положили начало общей схеме производства современной кроссовой техники. Конструкция сидения обрела плавные линии и создавала одно целое с баком, тем самым повышая комфорт передвижений райдера на мотоцикле во время езды. Тяжелый и малоэффективный барабанный тормоз был заменен легкой гидравлической системой дисковых тормозов, которые к 90-м годам полностью вытеснили старые барабанные решения. Серьезным изменениям подверглась система подвески кроссовых мотоциклов – на смену сложной конструкции с двумя амортизаторами пришла легкая прогрессивная система подвески с моноамортизатором, которая позволила существенно увеличить рабочий ход маятника, снизить общий вес конструкции и обеспечить адекватную работу амортизатора в любых режимах эксплуатации. Изменилась и передняя подвеска с целью уменьшения подрессоренных масс, на смену телескопическим вилкам старого образца пришли новые двойные «перья» перевернутого типа, которые фиксировались на раме двумя мощными траверсами (данное решение сохранилось и по сей день). Система охлаждения двигателей также эволюционировала – на смену пассивному воздушному охлаждению пришло более эффективное водяное с двойной системой радиаторов.
CZ 360 66 года
Общий технологический прогресс привел к появлению новых сплавов и различных полимерных материалов, что позволило серьезно улучшить ходовые качества и мощность серийный кроссовых мотоциклов, одновременно минимизировав вес конструкции. Например, вместо тяжеловесных крыльев и номерных боковин из металла начали применяться легкие и прочные аналоги, изготовленные из гибкого пластика. В 90-х годах ХХ века произошло ужесточение требований к соответствию выпускаемой техники экологическим нормам, что привело к возвращению 4-х тактных двигателей на рынок. Благодаря новейшим разработкам производители смогли превратить некогда тяжелые 4-х тактные двигатели в достаточно легкие и надежные спортивные моторы, которые с легкостью могли конкурировать со своими 2-х тактными собратьями.
Международной Мотоциклетной Федерацией (FIM) были введены жестко регламентированные специальные технические требования к серийным мотоциклам, которым были обязаны следовать все производители кроссовой техники, чтобы гонщики, выступающие на таких байках, могли получить официальное разрешение на участие в соревнованиях.
Чертеж кроссового мотоцикла 90-х годов с указанием специальных технических требований, регламентированных производителям FIM (для допуска техники к участию в соревнованиях).
Благодаря столь мощной технологической эволюции кроссовой техники - мы можем наблюдать захватывающую борьбу гонщиков, выступающих на ультрасовременных мотоциклах, от ведущих производителей, таких как KTM, Honda, Yamaha, Kawasaki, Suzuki, Husqvarna, Gas Gas и т.д.
Современные кроссовые мотоциклы.
Современные кроссовые байки оснащаются подвеской с большим ходом – от 300 мм и более, передними вилками перевернутого типа и прогрессивной задней подвеской с моноамортизатором. Они обладают мощными двигателями, установленными в легкие рамы из алюминия (у японских мотоциклов) или стали (чаще всего - в случае байков от KTM).
Как и прежде мотоциклы различаются по типу рабочего процесса двигателей, которые могут быть 2-х тактными или 4-х тактными. Кроссовые мотоциклы не имеют измерительного оборудования, зеркал, боковых откидных подставок, багажников, приборной панели и не оснащаются светотехникой, из-за чего они не могут быть зарегистрированы в органах ГИБДД и сертифицированы, как транспортное средство, также они не получают ПТС и номерной знак.
Вследствие этого передвигаться на кроссовой технике по дорогам общего пользования официально запрещено, а сама техника попадает в категорию «спортивного инвентаря». Для управления кроссовым мотоциклом не требуется получение водительского удостоверения, однако ездить на такой технике официально разрешено лишь в пределах специализированных трасс.